Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные этапы развития научного знания о культуре.



Культурология как наука.

В общем виде – это совокупность всех наук, изучающих культуру так или иначе, в более узком смысле ­– это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, а также исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объект изучения – человек, общество, народы, гос-ва, человечество в целом.

Предмет – культура как способ жизни человека и общества.

Методологии:

–Формационная методология. Исторически сменяются формации и у каждой своя культура.

–Цивилизационная развитие развитие пик угасание смерть

–Психоаналитическая барьер для бессознательного

–Социологическая историческая смена целостных социокультурных сверхобщностей, связанных единством ценностей.

–Символическая (семиотическая) знаковая сторона культуры.

2) Структура и междисциплинарные связи культурологии.

Культурология всегда на стыке наук.

-История культуры изучает преемственность культурного развития разных эпох, стран и народов.

-История культурологических учений изучает процесс развития представлений о культуре

-Философия культуры рассматривает важные проблемы («что такое культура» и прочая

-Социология культуры изучает процесс функционирования культуры в обществе

-Культурная антропология изучает исторический процесс взаимоотношений человека и культуры

-Прикладная Культурология занимается организацией культурной жизни.

Основные этапы развития научного знания о культуре.

I этап (III тыс. до н.э. – XVII в.) Появились знания о культуре, но не научного характера.

II этап (XVII-XIX вв.) Знания приобрели научный характер и постепенно формировалась новая наука.

III этап (XX-XXI вв.) Культурология стала самостоятельной наукой.

В XIX-XX вв. влияние оказали: эволюционизм, экзистенцианализм (философия жизни) и теория исторической типологии культур.

Марксистская школа изучения культуры.

В марксизме общественная практика людей трактуется прежде всего как деятельность, целью которой является преобразование условий жизни человека, как взаимодействие человека с природой и обществом. Итогом этой деятельности является изменение, прежде всего условий материального бытия человека. Трансформация форм экономической жизни, орудий и средств материального производства обусловливает изменения во всех сферах бытия человека, в том числе и духовной сфере. Таким образом, культура в марксистском понимании включает в себя всю полноту общественной деятельности человека, а не только чисто духовную практику. Однако, с точки зрения марксизма, культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура - это прежде всего процесс творения человеком самого себя. Обретение человеком себя как субъекта исторической действительности происходит лишь в лоне культуры.

5) Психоаналитическая школа изучения культуры (З. Фрейд, К. Юнг).

Фрейд открыл в человеке бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное начало человеческой души, являющееся основой человеческих желаний и поступков.

Бессознательное «оно» – это мир заложенных в психике человека инстинктов и неконтролируемых желаний, которые влияют на человеческую деятельность.

Сознательное «я» – это сфера, обеспечивающая контакт между объективным миром и бессознательным.

«Оно» – множества людей. Мир культуры формулируется в результате взаимодействия сознательных «я» множества людей. Этот мир состоит из четких социокультурных установок и правил.

Третий уровень – «сверх-я» – своеобразная проекция установок мира культуры в человеческую психику, также осуществляемая в бессознательной форме.

В человеческой психике «бессознательное оно» и «сверх-я» противостоят друг другу, являясь инстинктивно-природным и социокультурным началами в подсознании человека.

«Я» исходит из принципа реальности, «оно» – из принципа удовольствия. При условии, что разум и культура смогут подчинить «оно», человек сможет выжить.

Способом выступает сублимация.

Сублимация – это использование сосредоточенной в «оно» сексуально-биологической энергии не непосредственно для биологического удовольствия, а согласно целям разума и культуры.

Фрейд считает, что человеческое «я» заключено между двумя полюсами – природной стихией и требованиями культуры.

Эти полюса стремятся подчинить себя «я», а также друг друга. И поэтому, утверждает Фрейд, чем более высок в человеке уровень общекультурных установок, тем больше у него оснований для невроза, депрессии или бунта.

Человек вынужден разрываться между природной психической стихией и культурными нормами. В результате нарушается его психическое здоровье.

Согласно Фрейду культура – это сумма достижений и институций, которые отличают жизнь человека от жизни животных. Культура служит двум целям:

1) защите человека от природы;

2) урегулированию человеческих взаимоотношений.

Концепция культуры Н. Данилевского.

Н.Я. Данилевский (1822–1885) задолго до О. Шпенглера в своем главном сочинении «Россия и Европа» (1869) обосновал идею о существовании т. н. культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой.

Культурно-исторические типы – основные фазы развития мировой культуры по концепции Н.Я. Данилевского.

Он выделил 10 культурно-исторических типов:

1) египетский;

2) китайский;

3) ассирийский;

4) индийский;

5) иранский;

6) еврейский;

7) греческий;

8) римский;

9) аравийский;

10) германо-романский (европейский).

Каждый из этих культурно-исторических типов или цивилизаций имеет свою собственную историю, и поэтому нельзя говорить об общей мировой истории всего человечества в духе Г. Гегеля или позитивистской науки

Общественно-историческая школа культурологии (О. Шпенглер, А. Тойнби).

Это философская концепция, рассматривающая существование культуры как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций.

Шпенглер отрицает единую мировую культуру, признавая лишь различные культуры, каждая из которых имеет свою собственную уникальную судьбу.

Первичной выступает душа культуры, внерациональная и не сводимая ни к какой логике. Логика, искусство, политика, наука вторичны по отношению к этой душе. Сущность культуры невозможно свести к разуму. Согласно Шпенглеру существует несколько типов души («аполлонический», «магический», «фаустовский»). Они лежат, соответственно, в основе древнегреческой, средневековой арабской и европейской культуры. Каждая культура равноправна и уникальна. Культура по Шпенглеру – это живое органическое проявление жизненного естества, и, как все живое, она смертна.

Смерть культуры – это такое ее состояние, когда она перестает органично развиваться и ее духовные образы перестают вдохновлять людей.

В результате человеческая деятельность направляется на реализацию утилитарно-меркантильных задач. Наступает цивилизация, трактуемая Шпенглером как гибель культуры.

Структуралистическая школа культурологии (К. Леви-Стросс).

Направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х XX в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования.— культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода — выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией).

Первобытное искусство.

Главными объектами изобразительного искусства были животные. Позже распространились женские фигурки «венеры». Появились изображения различных идолов и окружающей природы. Часто можно встретить декоративный орнамент. Большую роль в жизни играли танец и музыка.

Литература и театр Древней Греции и Древнего Рима.

В Греции были распространены мифы о героях (Геракл, Персей и др.) В поэзии появились эпические произведения (Гомер – «Илиада», «Одиссея»).

Проза была представлена в основном философскими произведениями. В VIII-VI вв. до н.э. в Греции зародился театр (жанры: трагедия, комедия)

В Римской Империи в литературе развивались те же направления, что и в Греции. Существовали эпическая поэзия («Энеида» Верлигия), лирическая поэзия (Гораций, Овидий), и произведения в прозе (Петроний, «Сатирикон»).

Итальянское возрождение.

Периодизация:

1. Проторенессанс (XII – начало XIV в.)

2. Ранний ренессанс (сер. XIV – XV в.)

3. Высокий ренессанс (конец XV – 1-я треть XVI в.)

4. Поздний (2-я треть XVI – 1-я половина XVI в.)

Новое в живописи:

- поворот к реализму

- отход от плоскостных изображений

- драматизм

- психологическая глубина

Достижения Леонардо да Винчи:

- размытая линия

- дымчатая светотень

- линейная перспектива

- правильное изображение пропорций тела.

Микеладжело Буанаротти:

- драматичные и выразительные образы

- динамизм, передача сложных движений

- сила и мощь

Рафаель Санти очень женственно изображал Мадонн.

Причины и последствия.

В 988 г. при Владимире 1 в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в Корсуни – центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – “десятину”.

Крещение открывает второй тип в развитии древнерусской культуры. Принятие христианства повлияло, в первую очередь, на развитие таких видов искусства как архитектура (зодчество), живопись и литература.

52) Письменность и литература Руси X-XV вв.

Славянская азбука была создана византийскими миссионерами братьями Кириллом и Мефодием. Во второй половине 9 века они разработали глаголицу и кириллицу.

Книги того времени писались на специальном материале – пергаменте.

Архитектура Руси 10-15 вв.

Христианство повлияло и на развитие архитектуры. До середины 10 в. На Руси велось исключительно деревянное строительство. После крещения появляются первые каменные постройки – церкви и храмы.

Храмы Киевской Руси, зачастую возводимые византийскими мастерами, имели заимствованную форму.

Тип храма – крестово-купольный.

Постройка в плане представляла крест, над которым располагался основной купол.

Строили на юге из тонкого кирпича – плинфы, на севере – из известняка.

Храмы требовали богатого внутреннего убранства, что привело к развитию еще одного вида искусства – живописи.

Формы:

1. Икона – изображения ликов святых.

2. Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке.

3. Мозайка – картина из цветного непрозрачного стекла.

Феофан Грек.

Он прибыл на Русь в конце 14 века, уже будучи известным мастером, расписав ряд церквей в Константинополе и в других городах Византии.

Живописный язык Феофана очень своеобразен: по сути, он все пишет двумя красками – охрой и белилами.

Дионисий – ведущий московский иконописец (изограф) конца 15-16 вв.

Он не похож на Феофана Грека и Андрея Рублева, хотя в устремлении к гармонии он ближе к последнему. Возможно, в этом сказалась их общая славянская природа.

Дионисий – полоть от плоти русский художник.

Он предтеча будущего кризиса, но он же и последний из величавших иконописцев, раскрывший в полноте возможности иконописного языка. Искусство у него –это песнопение.

Литература и общественная мысль России 16-17 вв.

Жанры в литературе:

А) Существовавшие раннее:

- летописи (погодичные записи событий)

- исторические повести и сказания

- хожения – описание путешествий)

- жития святых

Б) Новое:

- публицистические произведения

- своды житейских правил и наставлений

- стихотворные произведения – вирши

- сатирические произведения.

Образование единого российского государства происходило в обстановке острой идейной борьбы вокруг вопросов о центре возникающего единого государства, о его политическом строе, о степени власти монарха и месте о церкви в государстве - это и есть общественная мысль.

59) Преобразования Петра I в области культуры и их значение.

На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев.

Русская наука 19 в.

Русская наука в рассматриваемый период шагнула далеко вперед, дав миру выдающиеся открытия, имевшие теоретическое и прикладное значение:

1. Историческую науку обогатили созданием фундаментальных трудов Карамзин, Соловьев.

2. Филология. В.И. Даль выпустил словарь русского языка.

3. Математика. Н.И. Лобачевский создал невклидовую геометрию.

4. Физика. Ряд исследователей совершили ряд открытий в электричестве, которые впоследствии стало возможным применить на практике. Попов создает радио.

5. Химия. Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов, Н.Н. Зимин и А.М. Бутлеров стали основоположниками органической химии.

6. География

7. Основы аэродинамики разработал Жуковский.

В 19 веке возник ряд научных обществ, способствующий развитию отдельных наук, применению и популяции накопленных ими знаний: Русское историческое общество, Русское географическое общество, общество любителей естествознания и т.д.

Образование в России 19 в.

Начальное образование было представлено народными училищами (государственными), церковно-приходскими школами и после земской реформы – земскими школами. Обучение, как правило, было бесплатным, продолжалось оно 2-4 года. Дети обучались чтению, счету и письму, а также основам Священного писания.

Среднее образование с эпохи Великих реформ было представлено гимназиями: классическими (упор на изучении древних языков и гуманитарных предметов) и реальными (упор на естественно-математические предметы, после окончания можно поступать лишь в технические вузы).

Высшее образование – было открыто несколько новых университетов и целый ряд институтов. По-прежнему существовали «казеннокоштные» студенты, учившиеся бесплатно, и студенты, получающие образование за свой счет. Университеты имели автономию (самоуправление), которая в зависимости от политического курса то расширялась, то урезалась. Принимали в вузы только мужчин. Лишь во второй половине 19-го в. под давлением общественного движения возникли специальные вузы для женщин – высшие женские курсы.

Культурология как наука.

В общем виде – это совокупность всех наук, изучающих культуру так или иначе, в более узком смысле ­– это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, а также исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объект изучения – человек, общество, народы, гос-ва, человечество в целом.

Предмет – культура как способ жизни человека и общества.

Методологии:

–Формационная методология. Исторически сменяются формации и у каждой своя культура.

–Цивилизационная развитие развитие пик угасание смерть

–Психоаналитическая барьер для бессознательного

–Социологическая историческая смена целостных социокультурных сверхобщностей, связанных единством ценностей.

–Символическая (семиотическая) знаковая сторона культуры.

2) Структура и междисциплинарные связи культурологии.

Культурология всегда на стыке наук.

-История культуры изучает преемственность культурного развития разных эпох, стран и народов.

-История культурологических учений изучает процесс развития представлений о культуре

-Философия культуры рассматривает важные проблемы («что такое культура» и прочая

-Социология культуры изучает процесс функционирования культуры в обществе

-Культурная антропология изучает исторический процесс взаимоотношений человека и культуры

-Прикладная Культурология занимается организацией культурной жизни.

Основные этапы развития научного знания о культуре.

I этап (III тыс. до н.э. – XVII в.) Появились знания о культуре, но не научного характера.

II этап (XVII-XIX вв.) Знания приобрели научный характер и постепенно формировалась новая наука.

III этап (XX-XXI вв.) Культурология стала самостоятельной наукой.

В XIX-XX вв. влияние оказали: эволюционизм, экзистенцианализм (философия жизни) и теория исторической типологии культур.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь