Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мировое искусство ХХ в. – основные стили, черты и проблемы.
На рубеже веков сложились тенденции развития антиискусства, художники инсталлировали, разрушали традиционные средства изображения мира. Кандинский, Пикассо, Малевич стали основоположниками антиформ в изобразительном искусстве. Знаменитый " Черный квадрат" Малевича - детская шалость рядом с работами Кандинского и Пикассо. Довольно посредственный в начале творческого пути художник Сальвадор Дали только уникальной работоспособностью и чрезмерной эпатажностью (он считал, что о нем должны вспоминать ежедневно, не важно, что именно послужит поводом для разговоров) снискал популярность среди ценителей изобразительного искусства. В середине-конце двадцатого века инсталляция искусства нарастает. Распиливание картин, выливание и смешивание красок на холст становятся все более популярными техниками привлечения к себе зрительского интереса. И, наконец, сегодня изобразительное искусство постепенно подменяется искусством виртуальным - компьютерные технологии внедряются в сознание людей, делая искусство все более технологичным. Вместе с тем в мире и в России особенно растет количество вновь построенных храмов, соборов, мечетей, увеличивается прирост религиозных конфессий. Противостояние между христианством и исламом достигает апогея не только на морально-этическом, но и на физическом уровне. Мир вступает в пору удовлетворения, насыщения, чтобы затем вновь постепенно приблизиться к пресыщенности. В современной литературе фантастичность и сказочность уступают место спокойной описательности события, порой тонкой ироничности. Итак, лучшие, казалось бы, творения человеческого гения зарождаются во времена гниения и распада духа, когда материальные, телесные ценности выходят на передний план. Нетленные шедевры, созданные величайшими авторами, отражают глубину падения общества в бездну разврата. Исторические условия формирования и особенности русской культуры. Условия: 1. Уникальное географическое положение. Особенности: - гиперболизм - личность не представляет собой ценности - расточительность, отсутствие бережливости - непунктуальность 2. Суровые природно-климатические условия Особенности: - основа хозяйства – земледелие - мобилизационный тип общества - противоречивое отношение к труду - стремление пустить все на самотек - необязательность 3. Особые темпы развития Особенности: - отставание от Европы - необходимость ее догнать 4. Догоняющий характер развития Особенности: - от замкнутости русской культуры (до Петра I) до ее открытости (Эпоха Петра 1) - разрыв между этнической и национальной культурой 5. Положение между Западом и Востоком. Особенности: - от обоих культур Россия берет лучшее - противоречия, терзающие русского человека 6. Постоянная борьба с внешними опасностями и завоевателями Особенности: - патриотизм (любовь к родной земле, любовь к родине) 7. Многонациональность Особенности: - национальная терпимость 8. Многоконфессиональность (большинство населения исповедуют православие) Особенности: - веротерпимость - большая роль православия - мессианство - примат духовного над материальным Мессий – посланец Божий Символ мессианства – птица «тройка» 9. Общинность Особенности: - коллективизм - Функции по отношению к государству: следила за сбором налогов и порядком. 10. Сильная власть главы государства Особенности: - преобладание интересов государства над интересами общества - любовь народу к «царю» - неприязнь к «боярам» Крещение Руси: причины, методы, последствия, и влияние на развитие культуры. Крещение Руси – это введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществленное в конце X века князем Владимиром Святославичем. Причины и последствия. В 988 г. при Владимире 1 в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в Корсуни – центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – “десятину”. Крещение открывает второй тип в развитии древнерусской культуры. Принятие христианства повлияло, в первую очередь, на развитие таких видов искусства как архитектура (зодчество), живопись и литература. 52) Письменность и литература Руси X-XV вв. Славянская азбука была создана византийскими миссионерами братьями Кириллом и Мефодием. Во второй половине 9 века они разработали глаголицу и кириллицу. Книги того времени писались на специальном материале – пергаменте. Тип письма, который существовал в 11-13 вв. назывался уставом. В русской литературе того периода можно выделить определенные жанры: 1. Летопись – историческое сочинение, содержащее запись событий в хронологическом порядке. 2. Жития – жанр религиозной литературы, описание биографий святых и мучеников. 3. Хождения – описание путешествий. 4. Дидактическая (нравоучительная) литература – разного рода поучения. 5. Слово – повествовательное произведение о каких-либо выборочных событиях, сказ. Архитектура Руси 10-15 вв. Христианство повлияло и на развитие архитектуры. До середины 10 в. На Руси велось исключительно деревянное строительство. После крещения появляются первые каменные постройки – церкви и храмы. Храмы Киевской Руси, зачастую возводимые византийскими мастерами, имели заимствованную форму. Тип храма – крестово-купольный. Постройка в плане представляла крест, над которым располагался основной купол. Строили на юге из тонкого кирпича – плинфы, на севере – из известняка. Храмы требовали богатого внутреннего убранства, что привело к развитию еще одного вида искусства – живописи. Формы: 1. Икона – изображения ликов святых. 2. Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке. 3. Мозайка – картина из цветного непрозрачного стекла. Живопись Руси 10-15 вв. Андрей Рублев. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев – наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжный и монументальный живописи 15 века. Ранние произведения Рублева свидетельствуют, что он владел искусством приглушенных нежных полутонов. Феофан Грек. Он прибыл на Русь в конце 14 века, уже будучи известным мастером, расписав ряд церквей в Константинополе и в других городах Византии. Живописный язык Феофана очень своеобразен: по сути, он все пишет двумя красками – охрой и белилами. Дионисий – ведущий московский иконописец (изограф) конца 15-16 вв. Он не похож на Феофана Грека и Андрея Рублева, хотя в устремлении к гармонии он ближе к последнему. Возможно, в этом сказалась их общая славянская природа. Дионисий – полоть от плоти русский художник. Он предтеча будущего кризиса, но он же и последний из величавших иконописцев, раскрывший в полноте возможности иконописного языка. Искусство у него –это песнопение. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы