Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структуралистическая школа культурологии (К. Леви-Стросс).
Направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х XX в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования.— культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода — выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). Культура: понятие, особенности, функции. Культура – многопонятийное определение: — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие; —исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; — воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности; — развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество; Особенности : Культура – рукотворное явление, неотделимое от общества; проявление творческого начала в человеке. Культура беспрестанно изменяется. Функции : Адаптационная – приспособление человека к окружающей среде. Коммуникативная – общение людей Познавательная – чувак познает себя и мир Нормативная – регламентирует жизнь людей. Интегративная – объединяет отдельных людей, народы, соц. группы и гос-ва Функция социализации – включение человека в жизнь социума. Информационная – передача и хранение информации. Духовная и материальная культура. Морфология культуры. Материальная культура – совокупность материальных элементов. (продукты труда, производства, быта) Духовная культура – совокупность нематериальных элементов (литература, живопись, кино) Морфология культуры – формы существования культуры. — Миф – единая форма сознания. — Религия – вера в бога (ов). — Искусство – сфера духовно-практической деятельности — Наука – форма культуры, основанная на точных знаниях. — Мораль – система ценностей. Место культуры в системе бытия. Культура неразрывно связана с природой, с человеком и с обществом. С помощью культуры человек преобразует природу для своих материальных (лес→ парк; камень→ дом) и духовных потребностей (потребность в размножении→ любовь) И если первобытный человек был лишь частью природы, то современный человек не только властвует над природой, но и подчас губит ее своим воздействием. Человек как субъект культуры. Идентичность. Инкультурация. Человек как субъект культуры – творец, активный деятель, преобразователь культурной реальности. И в то же время человек становится человеком благодаря культуре, она творит человека. Идентичность – отождествление себя человеком с другими людьми или группой людей. Виды: Психосоциальная – осознание своей принадлежности к некой общности. Национально-этническая –связывание себя с историческим прошлым своей нации. Культурная – осмысление себя частью конкретной культуры. Инкультурация – процесс приобщения человека к культуре, усвоение им определенных норм и привычек, стереотипов поведения. Осуществляется: – стихийно, непредвиденно. –в ходе целенаправленного воздействия на человека. – самостоятельно. Происходит в сферах: – в деятельности – в общении – в сфере самосознания Культурные ценности и нормы. Ценность – зафиксированное в сознании отношение к какому-либо объекту. Виды: — Витальные – жизнь, здоровье, безопасность. — Материальные – благосостояние, богатство. — Духовные: – социальные - семья, здоровье. – политические – закон, демократия. – моральные – добро, любовь. – эстетические – красота, гармония. – религиозные – Бог, вера. Норма – установление, одобряемое обществом, мера того, как следует поступать человеку. Виды: — Общественное мнение (мораль) — Административно-правовой контроль. (законы) Слои норм: — общекультурные — групповые — ролевые Культурные традиции и инновации. Культурная модернизация. Традиция – совокупность формальных процедур хранения и передачи социокультурных норм через поколения в каком-либо обществе. Инновация – нововведение, создающее условия для появления изменений в обществе и культуре. Традиции и инновации всегда противостоят друг другу, но они одинаково необходимы для общества. Культурная модернизация – переход от традиционной культуре к инновационной и бурное развитие культуры. Основные семиотические понятия культуры. Межкультурная коммуникация. Семиотика – наука о знаках и знаковых системах. Артефакты – продукты человеческой деятельности. Все явления природы и рукотворные вещи обладают объективными характеристиками, человек наделяет их субъективными характеристиками, тем самым, придавая им смысл. Язык – любая система знаков. Культурный код – особые знаки какой-либо культуры. Межкультурная коммуникация – процесс взаимодействия между представителями разных культур с целью передачи или обмена информацией. Осуществляется посредством знаковых систем. Основная содержательная единица – сообщение, текст. Типы знаковых систем культуры. — Естественные знаки – вещи и явления природы. — Иконические знаки – искусственные знаки-образы (живопись) — Конвенциональные (условные) знаки – «красный крест» на машине скорой помощи. — Вербальные знаки (языки) Структура языка: звуки - слова - фразы - предложения - тексты — Знаковые системы записи (нотная азбука) — Предмет как функциональный знак Цивилизация: понятие и типы. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Цивилизация – это - мировая культура в целом - определенная степень развития общества - своеобразие духовной, материальной и социальной жизни той или иной страны, общества на определенном этапе развития. Типы: – территориальный (цивилизация Китая) – исторический (цивилизации античности) Понятия «культура» и «цивилизация» соотносятся как: – синонимы – противопоставления Культура, субкультура и контркультура. Доминирующая культура – та, которой придерживается большинство. Субкультура – культура тех или иных слоев населения (возрастные, этнические, городские и деревенские, корпоративные, религиозные) Контркультура – культура всегда противопоставляющая себя доминирующей. Народная и элитарная культуры. Народная культура – созданная народом, основанная на устном творчестве и передаваемая через поколения культура. Отражает вековой жизненный опыт, демократична и понятна всем, консервативна и анонимна. Элитарная культура – культура элиты, создаваемая либо представителями самой элиты, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она всегда представлена в письменном виде, развивается в городской среде, ей присущи конкретные авторы, стремящиеся к творческому самовыражению. Элитная культура всегда инновационная культура. Национальная и массовая культуры. Национальная культура – культура нации, формирующаяся на основе письменной традиции, которую признают своей все представители данной нации независимо от своего происхождения и места проживания Черты: – Средоточием является и город и деревня. – Все произведения авторские. – Все произведения обладают большой ценностью и уникальностью, значение их не пропадает со временем. – На основе этих произведений человек приобщается к родной культуре, осуществляется его образование и воспитание – Требуются серьезные интеллектуальные усилия. – Более-менее традиционна. – Не носит коммерческого характера. Массовая культура – совокупность явлений культуры XX-XXI вв., и некоторые особенности производства культурных ценностей в современное время. Черты: – Массовое тиражирование и потребление – Упрощена, носит развлекательный характер. – Стандартна. – Следует моде. – Коммерческая. – Эстетизация страшного, патологического и пошлого. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы