Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Творчество и научная деятельность
В ожидании казни написал своё главное сочинение «Утешение философией» («De consolatione philosophiae»), которое стало одной из популярнейших книг Средневековья и оказало сильное влияние на европейскую литературу. Автор «Утешения» пытался решить проблему совмещения свободы воли с промыслом Бога. С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы воли не существует. С другой — свобода человека, его воля всё-таки существует, а это подрывает способность Бога проникать во мрак будущего. Это видимое противоречие Боэций объясняет тем, что знание Богом наших будущих действий, их предвидение, не является необходимой причиной самих этих действий. Боэций наставляет читателя, чтобы тот уклонялся от зла, своё сердце устремлял к добродетели, а ум — к истине. «Утешение философией» стало последним произведением древнего мира, в котором отсутствует христианская мораль и ни разу не упомянуто имя Христа: характерно, что в заточении Боэцию является не Дева Мария, но персонифицированная Философия. В трактатах по дисциплинам квадривия — арифметике («De institutione arithmetica») и музыке («De institutione musica») — передал европейской цивилизации метод и базовые знания лучших греческих авторов (преимущественно пифагорейцев) в области «математических» наук. Возможно, также написал учебники геометрии и астрономии. Квадривиальные учебники — самые ранние работы Боэция; они традиционно датируются 500-506 гг. Много Боэций сделал и в области переводов с греческого языка на латинский важнейших учёных трактатов древности. Он перевёл и сопроводил комментариями логические труды Аристотеля «Категории» («Praedicamenta»; 2 перевода и комментарий; после 510 г.), «Об истолковании» («De interpretatione»; 3 перевода и 2 комментария; последний около 516 г.), первую «Аналитику»[1], «Топику», «Софистические опровержения» (3 последние — только переводы, комментарии не сохранились)[2]. «Введение» (в Категории Аристотеля) Порфирия («Isagoge») откомментировал дважды (в 504-09 малый, после 510 г. сочинил большой комментарий). Кроме того, Боэций написал обширный комментарий (в 7 книгах) к (небольшой по размеру) «Топике» Цицерона (520-523, не дописан). Переводы Боэция зачастую перерастают рамки жанра, превращаясь в толкование, содержат оригинальные размышления, понятия и термины[3]. Метод интерпретации оригинала сам Боэций определял такими словами: Сам я не следую покорно замыслам другого [автора] и не связываю сам себя строжайшим законом перевода, но, чуть свободней отклоняясь с чужого пути, ступаю не след в след. То, что у Никомаха говорится о числах пространно, я изложил с умеренной краткостью, а то, что изложено бегло и доходит до сознания с трудом, я раскрыл с помощью собственных скромных добавлений таким образом, что иногда для очевидности я пользовался и своими формулами и схемами[4]. Значительную ценность в учебных трактатах (в целом компилятивных) представляют интерполяции античных источников. Некоторые интерполяции такого рода[5] уникальны. Собственные труды Боэция по логике (диалектике):
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТЫ Раннее средневековье иногда называют «тёмными веками». Переход от античности к средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Не только варварские вторжения, добившие Западную Римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и ланго- Культурный подъём, произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников (Каролингов), получил название «Каролингского возрождения». Но он был недолгим. Вскоре культурная жизнь вновь сосредоточилась в монастырях. Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебные заведения средневековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь — латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая разные эпохи. Низшие церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феодалов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религиозных песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было ещё далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские тексты, далёкие от разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся эта премудрость вколачивалась в сознание учеников с помощью розги. Около трёх лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умножения, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического вероучения. Несмотря на это, многие воспитанники школы навсегда проникались отвращением к зубрёжке, к чуждой им латыни и выходили из стен школы полуграмотными, умеющими кое-как читать тексты богослужебных книг. Более крупные школы, дававшие образование посерьёзней, возникали обычно при епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали так называемые «семь свободных искусств» (грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Система свободных искусств включала два уровня. Начальный состоял из грамматики, риторики, диалектики. Высший образовывали все оставшиеся свободные искусства. Самой трудной была грамматика. В те времена её часто изображали в виде царицы с ножом для подчистки ошибок в правой руке и с бичом в левой. Дети зазубривали определения, упражнялись в спряжении и склонении. Любопытное толкование давалось буквам: гласные — это души, а согласные подобны телам; тело неподвижно без души, так и согласные буквы без гласных не имеют никакого смысла. В риторике (искусство красноречия) проходили правила синтаксиса, стилистики, упражнялись в составлении письменных и устных проповедей, писем, грамот, деловых бумаг. Диалектика (так тогда именовалось искусство мыслить, названное впоследствии логикой) учила не только рассуждать и делать выводы, но и находить в речи противника положения, противоречащие учению церкви, и опровергать их. Уроки арифметики знакомили со сложением и вычитанием, в меньшей степени — с умножением и делением (написание чисел римскими цифрами сильно затрудняло их). Школяры решали арифметические задачи, вычисляя время религиозных праздников и возраст святых. В цифрах видели религиозный смысл. Считали, что цифра «3» символизирует святую Троицу, а «7» — сотворение Богом мира в семь дней. За арифметикой следовала геометрия. Она давала лишь ответы на общие вопросы (что такое квадрат? и т. п.) безо всяких доказательств. В курсе геометрии сообщались и географические сведения, часто фантастические и нелепые (Земля — блин, плавающий в воде, Иерусалим — пуп земли... и т. п.). Потом изучали астрономию. Знакомились с созвездиями, наблюдали движение планет, Солнца, Луны, звёзд, но объясняли его неправильно. Думали, что светила обращаются вокруг Земли по разным сложным путям. Астрономия должна была помочь вычислить сроки наступления церковных праздников. Занимаясь музыкой, ученики пели в церковном хоре. Обучение нередко растягивалось на 12—13 лет. С XI в. число церковных школ росло. Немного позднее стремительное развитие городов приводит к появлению светских городских частных и муниципальных (т. е. находящихся в ведении городского совета) школ. Влияние церкви было в них не так сильно. На первый план выступали практические потребности. В Германии, например, первые бюргерские школы, готовящие к занятиям ремеслом и торговлей, возникли: в Любеке в 1262 г., в Висмаре в 1279 г., в Гамбурге в 1281 г. (см. ст. «Бюргер», «Средневековый купец»). С XIV в. в некоторых школах преподавание ведётся на национальных языках. Растущим городам и крепнущим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать. По описанию английского средневекового поэта Чосера, дворянин XIV века Изрядно песни складывать умел, Умел читать он, рисовать, писать, На копьях биться, ловко танцевать. Пришёл черёд образования высших школ — университетов. Они возникали либо на основе бывших кафедральных (епископальных) школ (так появился в XII в. Парижский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери), либо в городах, где жили прославленные учителя, всегда окружённые способными учениками. Так из кружка последователей знаменитого знатока римского права Ирнерия развился Болонский университет, центр юридической науки. Занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой. Однако в быту «чужаки» вступали в общение с местными пекарями, пивоварами, хозяевами трактиров и сдатчиками жилья. Последние не знали латыни и были не прочь обсчитать и обмануть чужеземного школяра. Поскольку студенты не могли рассчитывать на помощь городского суда в многочисленных конфликтах с местными жителями, они вместе с преподавателями объединились в союз, который и назывался «университет» (по-латыни — община, корпорация). В Парижский университет входило около 7 тыс. преподавателей и студентов, а помимо них членами союза являлись книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамента, перьев, чернильного порошка, аптекари и т. д. В долгой борьбе с городскими властями, шедшей с переменным успехом (иногда преподаватели и школяры бросали ненавистный город и переселялись в другое место), университеты добились самоуправления: они имели выборных руководителей и собственный суд. Парижскому университету независимость от светских властей была дарована в 1200 г. грамотой короля Филиппа II Августа. Нелёгкой была жизнь школяров — выходцев из бедных семей. Вот как описывает её Чосер: Прервав над логикой усердный труд, Студент оксфордский с нами рядом плёлся. Едва ль беднее нищий бы нашёлся... Выносить Нужду и голод приучился стойко, Полено клал он в изголовье койки. Ему милее двадцать книг иметь, Чем платье дорогое, лютню, снедь... Но студенты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться от души. Особенно это касается вагантов — бродячих школяров, переходящих из города в город в поисках знающих преподавателей или возможности подзаработать. Часто им не хотелось утруждать себя учёбой, с удовольствием распевали ваганты на своих пирушках: Бросим все премудрости, Побоку учение! Наслаждаться в юности — Наше назначение. Преподаватели университетов создавали объединения по предметам — факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора — руководителя университета. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5—6 лет, то будущего философа-богослова — целых 15. Но прежде чем поступить на один из трёх основных факультетов, студент должен был закончить подготовительный — артистический факультет (на нём изучали уже упомянутые «семь свободных искусств»; «артис» по-латыни — «искусство»). На занятиях студенты слушали и записывали лекции (по-латыни — «чтение») профессоров и магистров. Учёность преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. Помимо лекций проводились диспуты — споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками. В XIV—XV вв. появляются так называемые коллегии (отсюда — колледжи). Сначала так называли общежития студентов. Со временем в них также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, — Сорбонна — постепенно разрослась и дала своё название всему Парижскому университету. Последний был самой крупной высшей школой средневековья. В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия — уже 79. Наиболее громкой славой пользовались Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Краковский. Многие из них существуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.
Каролингское Возрождение КАРОЛИ́ НГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ́ НИЕ (франц. Renaissance Carolingienne; см. Возрождение) — период интенсивного развития средневековой культуры народов Центральной Европы, наивысшего подъема романского искусства в период правления императора франков Карла Великого (768—814). Старший сын короля Пипина Короткого (751—768), Карл, прозванный " Великим" (франк. Charlemagne — " Шарлемань" ), в войнах 772—804 гг., провозглашенных Крестовыми походами, покорил саксов, лангобардов, баваров и включил их земли в свою обширную империю. В 800 г. король Карл коронован в Риме Папой Львом III как " император римлян" (рис. 307). Карл Великий отстоял папскую власть и наследовал славу первого христианского императора Константина I Великого (см. Византии искусство; раннехристианское искусство; христианское искусство). Огромная империя при Карле Великом включала земли будущей Франции, Северной Италии с Римом, части Германии и Австрии. Залог целостности и мощи своего государства император видел в христианской религии и эллинистической культуре. Друг и советник императора — Альбин Флакк (Алкуин; ок. 735—804), теолог и поэт, получил образование в Риме, а затем в Англии был библиотекарем кафедрального собора в Йорке. В праздник Рождества 800 г. Алкуин преподнес Карлу Великому Библию с исправленным им текстом. В г. Туре, куда Алкуин был назначен аббатом, он организовал скрипторий. В 830—840-х гг. там переписывали экземпляры Священного Писания в редакции Алкуина, украшенные миниатюрами. Алкуин возглавил созданную Карлом Великим " Палатинскую школу". В Британском музее в Лондоне хранится " Золотое Евангелие Харли" (по фамилии первого владельца) — замечательный памятник эпохи Каролингского Возрождения IX в. с оригинальными миниатюрами работы ирландских мастеров. В " канонах" миниатюр (ср.-лат. Canon) — сводных таблицах-оглавлениях — в изображениях евангелистов и архитектонических обрамлениях заметно влияние античного искусства (см. т. 3, рис. 463) (сравн. хоран — см. Армении искусство). Вероятно, именно Алкуин одним из первых употребил термин Renovatio (лат., " обновление, возобновление" ), подразумевая в первую очередь обновление религии, но упоминая при этом о " возрождении империи римлян" (лат. Renovatio imperii romani). Император знал несколько языков, в том числе латинский и греческий, был поклонником античного искусства. В то время эллинистическое искусство, почти не затронувшее Центральную Европу, продолжало существовать в странах Магриба (Северо-Западной Африки), в Южной Италии и Испании. В Риме в VII—VIII вв. наблюдалось " греческое возрождение" — развитие искусства греческих мастеров, бежавших из Византии от преследований иконоборцев и арабских завоевателей (см. также Клюни; Равенна). Эту культуру Э. Панофский (см. иконология) предложил называть " sub-antique" (англ. sub — " под", подчиненной или " как бы античной" ). Только в культурном вакууме центра Европы, на волне реформации государства, церкви, юриспруденции, письменности, издания трудов античных авторов, стало возможным возрождение изобразительного искусства. Книжная миниатюра этой эпохи с элементами изображения пространства и эффектов светотени напоминает помпейские росписи (сравн. винчестерская школа). Однако в Средневековье еще не возникло искусство с новаторскими художественными идеями и формами, как было спустя шесть столетий в эпоху Итальянского Возрождения. В Каролингском Возрождении (которое, в отличие от Итальянского, Панофский предлагает писать с малой, строчной буквы) использовался " метод цитат". Классические темы не воплощались в актуальные образы. Панофский назвал такое явление " принципом разделения": в заимствованные из античности формы вкладывались христианские идеи, а классическое содержание облекалось в формы христианского искусства. Герои Троянского цикла древнегреческих мифов в новых повествованиях именовались " баронами" и " дамами", их изображали в рыцарских латах и средневековых костюмах на фоне готической архитектуры. " Каролингское Renovatio захватило всю империю целиком... но оно было ограничено тем, что скорее требовало возврата утерянной территории, чем стремилось к завоеванию новых земель..." 1 На западе Франции форпостом Каролингской империи стал город Ванн (Vannes) в Бретани, на побережье Атлантического океана. Главную резиденцию император основал посередине своего огромного государства в Аахене (ныне запад Германии). В этом городе от большого комплекса дворцовых построек сохранилась " Королевская капелла" (786—805) — октагон, в которой заметны черты франкской, романской и восточной арабо-византийской архитектуры (см. т. 1, рис. 1). Базилики каролингского времени украшали фресками на сюжеты из истории Древнего Рима (что символизировало родословную Каролингов). При монастырях устраивали библиотеки и скриптории — помещения для переписывания старинных рукописей. В период Каролингского Возрождения сложились своеобразные черты отдельных художественных школ — придворной в Аахене и реймской, славившейся мастерами скульптуры из камня, резьбы по кости, книжными миниатюристами и ювелирами. Взамен запутанного меровингского письма из Византии был заимствован новый шрифт — минускул (от лат. minusculus — " очень маленький" ), его усовершенствованная форма названа " каролингским минускулом" (рис. 308). На основе древнеримского шрифта, сохранившегося на римских рельефах и триумфальных арках, был создан " капитальный сельский" шрифт (лат. Capitalis rustica), сокращенно " рустика" (название возникло оттого, что античные образцы встречались в руинах, заросших травой, и на Римском Форуме, превращенном в пастбище для коров). Позднее, в XIII в., этот шрифт был повсеместно вытеснен готическим, но затем, в эпоху Итальянского Возрождения, снова использован для создания ренессансного римского капитального шрифта. Гербом франкского государства стала лилия — цветок, согласно легенде, принесенный Ангелом королю франков Хлодвигу I (481—511). Через бракосочетание своей дочери с византийским императором Константином VI король Карл намеревался присоединить к своей империи Византию. Эта затея не осуществилась, но мастера из Константинополя — миниатюристы, мозаичисты, ювелиры — работали в Аахене. Под влиянием их искусства было создано коронационное Евангелие Карла Великого (ныне — в Национальной библиотеке в Вене). Феномен Каролингского Возрождения свидетельствует о том, насколько прочны в Средневековье были традиции романской культуры. В 845 г. норманны, осаждавшие Париж, пользовались теми же осадными орудиями, с помощью которых римляне овладели Галлией девять веков назад. Однако после раздела империи Карла Великого между его внуками в 843 г. и особенно после кончины Карла Лысого в 877 г., владевшего западными землями, великая эпоха закончилась. Спустя столетие возникло Оттоновское возрождение и в 962 г. образована " Священная Римская империя германской нации". В 1165 г. Карл Великий был канонизирован как святой католической церкви. Последующие годы отмечены торжеством готического стиля, временным забвением идей " renovatio", и только в XIII—xiv столетиях в Италии снова возникло движение проторенессанса, а затем, в XV—XVI вв., — блестящее искусство Итальянского Возрождения (см. также тюрингская школа).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы