Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характерные черты древнегреческой культуры.



Термин античность ввели итальянские гуманисты для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Античная культура ограничена пространством (побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тыс. до н.э. до первых веков христианства). Европейская цивилизация своими корнями уходит в античную культуру. Древние греки освоили опыт восточной культуры (Египет и Вавилон) и определили собственный путь в развитии социально-политических отношений, философского мировоззрения, художественно-эстетических подходов. Греция не была отягощена азиатскими традициями.

Демократичность греческой культуры (государство не существовало вне или над гражданами, они сами в своей совокупности и были этим государством, следовательно, свободная, лишенная даже оттенка официальности жизнь древнего грека (это определяло то чувство единства личного и официального, индивидуального и коллективного, интимного и монументального). Космологичность (по греч. Cosmos – не только мир, а вся вселенная, мировое целое, которое противостоит хаосу своим порядком и красотой. (Греческие коммуны предлагали художнику подражать природе). Эстетические идеалы греческой культуры: красота, мера, гармония. Красота понималась, прежде всего, как соразмерность, определенность, порядок. Мера – это исходный принцип всего сущего, характеристика совершенства «ничего лишнего» ­­– запись на фронтоне дельфийского храма Аполлона. Гармония – единство в многообразии. Античная культура – тип рациональной европейской культуры. Грек воспринимал мир таким, каким он был, без особого осмысления, но, восприняв, его грек должен был его просчитать и вычислить, измерить и дать доказательства и если гармония и красота есть соразмерность, следовательно, должны быть математические нормы этой соразмерности, отсюда каноны, которые определяли идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры. Скульптор Поликлит – V в. до н.э. Свою теорию практически он выразил в собственных статуях атлетов («Копьеносец», «Юноша с победной повязкой»). Математические расчеты базировались на наблюдении реального человеческого тела, но тело ассоциировалось, прежде всего, с внутренним миром человека, с его положительными, нравственными качествами. Гармоничность тела не воспринималась без гармонии духа=калокагатия, это идеал, к которому стремился каждый гражданин греческого общества, соединение красоты человеческого тела нравственного внутреннего совершенства с приоритетом второго. Достигнуть идеала можно было гимнастическими упражнениями + образованием + воспитанием. Воспитание – единство физического и умственного развития в равной степени, ко второму относилось поприще муз (пение, музыка, танцы, поэзия), антропоцентризм, именно в Афинах философ Протагор изрек свою знаменитую фразу: «Человек есть мера всех вещей». Антропоцентризм подразумевал культ тела человека, даже своих богов они представляли в образе человеческом, и наделяли высшей телесной красотой. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыда. Греческая культура взяла человеческой тело мерилом всех своих форм, математика, физика, астрономия, философия не представляется без эстетики греческой красоты, даже риторика в качестве своего критерия брала человека и его качества. Но наиболее полно культ тела был выражен в архитектуре и скульптуре, математические вычисления храмов соотносились с человеческим телом, при любом сооружении использовались меры, заимствованные из человеческого тела (локоть, ладонь, палец). Дорическая колонна – фигура мужчины, физически сильного, твердо стоящего на ногах, не требующий никаких украшений. Ионическая колонна – фигура женщины утонченной и прекрасной. Колонна украшалась орнаментом в виде лепестков лотоса с завитками, напоминая прическу греков. Коринфская колонна напоминала девичью грацию. Очень важной чертой греческой культуры была состязательность (агон). Греческий агон восходил к игрищам былой общины, характеризовал все сферы жизни общества и олицетворял характерную черту древнего грека – он всего лишь гражданин полиса и его личные заслуги ценятся только тогда, когда они выражают идеи и ценности полиса. Наиболее ярким выражением греческого агона стали олимпийские игры. Истоки первых олимпийских игр теряются в древности, но в 776 году до н.э. на мраморной доске было выбито имя первого победителя в беге и этот год стал началом олимпийских игр. Местом проведения была священная роща Антис, место мира и благоденствия, которые в обязательном порядке устанавливались на время проведения игр. В священной роще зрители разбивали свой лагерь и сюда ехали не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, ораторы, ученые, поэты выступали со своими речами. Государство имело право здесь провозглашать свои новые законы. В агоне брала начало диалектика – умение вести беседу, опровергая аргументы и рассуждения соперника, выдвигая и доказывая свои собственные доводы. Пейто – богиня убеждения. В агоне берут свое начало и существование различные философские направления, философия, в буквальном смысле любовь и мудрость. Праздничность и красочность, зрелищность, обычно праздники были связаны с религиозными шествиями и состязаниями в честь богов.

35. Памятники культуры древней Греции

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город (" полис" ). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Возрождение из тьмы

Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы. < a href=" http: //drevnijmir.ru/civ/civ2.php" > Древняя Греция < /a>

Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться " Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.

Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.

В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. " Тиран" - слово греческое, как и " аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.

Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Памятники культуры древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.

В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как " господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили " варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Памятники культуры древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Решающее сражение

Саламинское сражение можно считать одним из величайших событий истории. Год спустя персидская армия была разбита при Платеях, и Греция вновь обрела свободу.

Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.

Классические Афины

V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.

И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).

Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Памятники культуры древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось.

Побежденные победители

После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.

Спарта и Фивы

Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.

Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра.

Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.

Памятники Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей европейской цивилизации. И вполне можно согласиться с профессором-географом Е.Н. Перциком, что в искусстве Древнего Рима - архитектуре, скульптуре - как бы «оживает» география величайшей рабовладельческой державы, заложившей вместе с Древней Грецией, по словам Энгельса, «фундамент современной Европы».

Памятники Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры. Ко второй - другие памятники античности на территории современной Италии. А к третьей - довольно многочисленные архитектурно-исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи

 

 

36. Специфика средневековой эстетики.

 

Средневековая эстетика (в Европе) – период в развитии эстетической мысли от кризиса античной цивилизации (V в.) до начала формирования капитализма (XV в.) – возникла на развалинах Римской империи. Рабовладельческая система рушилась, формировался феодализм. В новых государствах значительную роль играло духовенство: монастырское землевладение представляло реальную государственную силу, а монастыри были одновременно и крепостями, и центрами земледелия, и очагами просвещения. Крушение Римской империи сопровождалось в Западной Европе заметным снижением уровня образованности людей как в самом Риме, так и в молодых государствах, которые складывались на территориях бывших провинций Рима – нынешних Италии, Испании, Франции, Германии, Англии. Хранительницей письменности, а следовательно, и образованности, научным центром в Европе после торжества христианства стала церковь.

Конечно, христианство победило не сразу. Еще в V в., когда христианство в Греции и Риме давно уже было провозглашено государственной религией, в образованных кругах общества сохраняла свое влияние философия неоплатонизма. В полемике формировалась литература апологетов христианства, а затем и патристика – сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства.

Средневековая философия, в рамках которой и существует эстетика этого периода, представляет собой сплав теологии (богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как Божественное откровение) и античной философской мысли. Важнейшая регулятивная идея средневековой философии – идея единого Бога. Философия в этот момент была тесно связана со Священным писанием, которое стало исходным текстом для философского знания о мире, человеке и истории.

Эта главная особенность средневековой философии обусловиласпиритуализм (от лат. spiritualis – духовный, spiritus – душа, дух; объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от нее) эстетики средневековья. Основная тема эстетических исследований – согласование учения о сверхчувственном, Божественном происхождении красоты с принципом чувственного восприятия прекрасного. Решение этой проблемы на Западе осуществлялось в основном в направлении разработки концепции красоты индивидуального и конкретного. На Востоке же подготавливалось мистическое учение о красоте сверхсущего. Можно сказать, что если Запад развивал аристотелево-стоическую логику и теорию пифагореизма, то Восток предпочитал платоническое учение об идеях и эманационную теорию неоплатонизма.

В период средневековья отчетливо проявилась сложность и противоречивость в развитии мировой эстетической культуры: в ее основе – текст, слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации. В то же время бурно развивается народная поэзия, городская литература, зарождаются реалистические элементы в готическом искусстве, а также сенсуалистическая тенденция в течении номинализма.

Если же говорить о средневековой культуре как о целостном явлении, то необходимо отметить ее символический характер. Каждый религиозный образ предстает как многозначный символ (от греч. symbolon – знак, условный знак; образ, взятый в аспекте своей знаковости; в искусстве универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа и аллегории) священной и человеческой истории. Символ переходит в христианство из неоплатонизма и приобретает новое значение. Псевдо-Дионисий Ареопагит описывает все зримое как символ незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога, причем низшие ступени мировой иерархии символически воссоздают образ верхних, делая для человеческого ума возможным восхождение по смысловой лестнице к Богу.

В средние века символизм сосуществовал с дидактическим аллегоризмом (аллегория – от греч. allegoria – иносказание; один из художественных приемов, заключающийся в том, что абстрактная мысль или явление действительности выступает в произведении искусства в форме конкретного образа). Эта особенность неизбежно определила специфику средневековой эстетики.

Средневековая философия, а значит, и средневековая эстетика, основана на традиции, преемственности, консерватизме. Ей чужд скептицизм, зато ее пронизывает дуализм Божественного и человеческого, небесного и земного, сакрального и мирского. Что же касается народного и светского искусства, существовавшего в то время, то оно не получило теоретического осмысления. Поэтому в отличие от средневековой культуры средневековая эстетика подчинена теологической направленности.

________________________________

37. Культура Запада.Основные стили Средневековья (романский и готика)

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

· В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

· Увеличение хора или восточной алтарной части храма

· Увеличение высоты храма

· Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

Го́ тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»).

Происхождение термина

Слово происходит от итал.

gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет[1]), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.

 

 

38. Культура Запада. Эпоха Возрождения (14-16века)

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения. В эпоху Возрождения новая ренессансная культура сосуществовала с культурой позднего Средневековья, что особенно характерно для стран, лежавших севернее Италии.

39.

Культура Запада. Кризис эпохи Возрождения и Реформация.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь