Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первобытные религиозные представления



Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии.

Перенося на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного рода происходят от определённого животного, растения или другого «тотема» и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. Самое слово тотем, вошедшее в науку, заимствовано из языка одного из североамериканских индейских племён — алгонкинов, у которых оно значит «его род». Звери и люди, согласно тотемическим представлениям, имели общих предков. Звери, если они этого хотели, могли снять свою шкуру и стать людьми. Предоставляя людям по собственной воле своё мясо, они умирали. Но если люди сберегали их кости и выполняли необходимые обряды, звери снова возвращались к жизни, «обеспечивая» таким образом обилие пищи, благополучие первобытной общины.

Первые слабые зачатки такого первобытного культа зверя могут быть обнаружены, судя по находкам в Тешик-Таше и в альпийских пещерах, возможно, уже в конце мустьерского времени. О его развитии наглядно свидетельствуют памятники пещерного искусства верхнего палеолита, содержанием которого почти исключительно являются образы зверей: мамонтов, носорогов, быков, лошадей, оленей, хищников, вроде пещерного льва и медведя. На первом месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Для понимания смысла этих пещерных рисунков важны и условия, в которых они находятся. Сама по себе сохранность пещерных рисунков определяется устойчивым гигроскопическим режимом внутри пещер, изолированных также и от влияния температурных колебаний, имевших место на поверхности земли. Рисунки обычно расположены на значительном расстоянии от входа, например в Нио (Франция)— на расстоянии 800 м. Постоянная жизнь человека на таком расстоянии от входа в пещеры, в глубине, где царили вечная темнота и сырость, разумеется, была невозможна. Чтобы попасть в самые замечательные хранилища пещерного искусства, иногда и теперь приходится пробираться в тёмную глубину пещер через узкие колодцы и щели, часто ползком, даже переплывать через преграждающие дальнейший путь подземные реки и озёра.

Особенно выразительны находки в глубине пещеры Монтеспан (Франция) лепных фигур животных, в том числе медведя, вокруг которых на глинистом полу уцелели покрытые сталагмитовой коркой отпечатки босых человеческих ног. Голова у изображения медведя отсутствовала, на её месте находилось лишь довольно глубокое отверстие, а между лапами лежал череп медвежонка, должно быть прикреплённый прежде к глиняной фигуре посредством деревянного стержня, вставленного в отверстие. Поразительно сходная картина открылась и перед исследователями, впервые проникшими в глубину пещеры Тюк д ' 0дюбер (Франция) в 1912 г. В ней оказались две выполненные из глины фигуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног — местами всей ступни, а местами одних только пяток. Это были, должно быть, следы первобытных охотников, исполнявших какой-то обрядовый танец вокруг бизоньих фигур с целью заворожить и околдовать живых, настоящих бизонов, сделать их лёгкой добычей на охоте.

Какие мысли и чувства руководили первобытными скульпторами и живописцами древнекаменного века, не менее ясно показывают их рисунки. Здесь изображены бизоны с вонзёнными в них дротиками или гарпунами, звери, покрытые ранами, умирающие хищники, у которых из широко раскрытой пасти льётся потоком кровь. На фигурках мамонтов видны схематические рисунки, которые могут изображать ловчие ямы, служившие, как полагают некоторые исследователи, для ловли этих гигантов ледникового времени. В пещере Ляско изображены фигурки зверей, в которых торчат по 7 и по 12 дротиков. Рядом с животными нарисованы условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей и сетей.

 

О специфическом назначении пещерных рисунков свидетельствует и характерное налегание одних рисунков на другие, их многочисленность, показывающая, что изображения животных делались, по-видимому, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного отдельного обряда. Ещё ярче это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, должно быть, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки делались только для одного определённого момента, «жили» только раз.

С охотничьими колдовскими обрядами в значительной мере связаны были, как полагают, и женские статуэтки верхнего палеолита. Их значение определяется, согласно этим взглядам, представлениями древних охотников, веривших в своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, которые своим колдовством должны были якобы «привлекать» животных под удары копий охотников. Такое предположение хорошо обосновывается этнографическими аналогиями.

 

28. Особенности первобытной культуры

 

Говоря об искусстве первобытности, мы вольно или невольно создаем некоторую иллюзию равенства между ним и искусством последующих эпох, вплоть до современности. Формулировки, привычные для популярного искусствоведения, широко используются при рассмотрении древнейших изображений (" эстетические нормы и принципы", " идейное содержание", " отражение жизни", " композиция", " чувство прекрасного" и т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства.

Если сейчас искусство является особой областью культуры, границы и специализация которой вполне осознаны как создателями, так и " пользователями" искусства, то чем глубже в древность, тем эти представления были более размытыми. В сознании первобытного человека искусство не выделялось в какую-то особую область деятельности.

Способностью к созданию изображений (как и сейчас) обладали редкие люди. Им приписывались некие сверхъестественные свойства, подобно позднейшим шаманам. Вероятно, это ставило их в особые условия среди своих сородичей. О достоверных подробностях этих условий можно только догадываться.

Процесс осознания обществом самостоятельной роли искусства и различных его направлений начался только в поздней античности, затянулся на несколько столетий и завершился не ранее Ренессанса. Поэтому говорить о первобытном " творчестве" можно только в иносказательном смысле. Вся духовная жизнь первобытных людей проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы культурной среде. Наивно полагать, что в первобытном искусстве были художники и зрители, как у нас, или что тогда все люди были художниками-любителями и зрителями одновременно (нечто вроде нашей художественной самодеятельности). Неверно и представление о досуге, который древние люди якобы заполняли разными искусствами. Досуга в нашем понимании (как времени, свободного от " службы" ) у них просто не было, поскольку их жизнь не делилась на работу и " неработу". Если в конце эпохи верхнего палеолита у первобытного человека, в редкие часы, не занятые напряженной борьбой за существование, и появлялась возможность оглянуться по сторонам и посмотреть на небо, то это время заполнялось ритуальными и иными действиями, которые были не досужими, а направленными на благополучие своего рода и себя самого.

Таким образом, пользуясь понятием " искусство" по отношению к первобытной эпохе, желательно иметь в виду сказанное выше.

 

Культура Древнего Востока

Понятие «Древний Восток» охватывает цивилизации, складывающиеся с IV-V тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая. Древний Восток – это совокупность очень далеких друг от друга по географическим и хозяйственным условиям, по культурным особенностям стран и народов.

Религия играла главную роль в восточном обществе. Она санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правительства, охраняла незыблемость социальной структуры. В религиях Древнего Востока на второй план отходят первобытные верования и культы, а на первый выходит религиозный культ могущественных богов.

Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетишизм).

Главная черта религии – политеизм (многобожие). Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая наглядно отражалась в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах богов, героев, их мудрости и сверхъестественном могуществе.

Различные формы культуры начинают существовать самостоятельно, т.е. культура становится специализированной.

Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-административную деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы, из писцов происходят первые литераторы. Возникает наука: математика, астрономия, медицина.

Особенности древневосточного искусства.

1. Неотделимость художественного сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно из произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа.

2. Информационность. В памятниках культуры прослеживается отчетливое преобладание информативного начала.

3. Иерархичность. Проявляется в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами – через атрибутику или масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии.

4. Каноничность, т.е. наличие обязательных норм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.

В середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторглись племена ариев, которые создали величайшие памятники культуры духовной: произведения по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира.

О религиозных верованиях Индии дают представление Веды – великий памятник древнеиндийской словесности, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, свод непререкаемых истин и незыблемых правил поведения.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную так и духовную. В середине I тыс. до н.э. здесь формируются три идеологических направления – даосизм, учение Конфуция и буддизм.

Основателем конфуцианства был проповедник Кун-цзы (учитель Кун). Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов. Основное содержание конфуцианства – обожествление императора и освящение его власти.

Основателем даосизма был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Дао – это путь, корень всего, мать всех вещей.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти. На основе этого родилось вероучение, согласно которому смерть не означает конец: прекрасная жизнь на Земле может длиться вечно, умершего может ждать воскрешение.

Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Глава 1. Общие представления о нарушениях речи у детей
  2. Глава 1. Современные представления о нейропсихологии развития
  3. Глава 13. РЕЛИГИОЗНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР
  4. Графические представления статистической информации
  5. ДОКУМЕНТ КАК ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
  6. И Я приглашаю вас взяться за построение этого будущего прямо Сейчас. Прямо в Этот Момент.9. Как религиозные убеждения формируют гражданское законодательство
  7. Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства
  8. Лабораторная работа №3. Фреймовая модель представления знаний
  9. Мировосприятие и религиозные верования
  10. Наглядные формы представления социально-статистической информации.
  11. Общее и особенное в представлениях о природе детей младшего школьного возраста с недоразвитием интеллекта
  12. Общее учение об опухолях. Этиология, патогенез. Современное представления об онкогенезе. Понятие об опухолевой прогрессии. Строение опухолей


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь