Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этнонациональная типология культуры. Культура регионов, локальная и мировая культура
Локальные культуры – культуры, связанные с определенным ареалом (культурный ареал – географический район, пространство, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в основных чертах), возникшие в результате серии природных вызовов («вызов моря» - Минойская культура, «вызов засушливой земли» - Египет) аллювиальных долин Тигра и Ефрата (Аккад, Шумер, Вавилон, Ашшур), Инда (Индия), Хаухэ (Китай), Нила (Египет). Атрибутивные признаки: письменность, город, государство, монументальная архитектура. Типологические черты локальных культур: а) вписанность и природные ритмы; б) идеал личности, символизирующих не нарушение своим моральным и социальным поведением природных ритмов (у-вэй (Китай); в) осуждение инноваций, ретроспективность основных культурных регуляторов («выпрямление имен» Конфуций); г) знание носит сакральный характер; д) искусство имперсонально и канонично. Локальные культуры – закрытые общества с вертикальной стратификацией (варно-кастовый строй в Индии). Человек локальных культур – сословный индивид (качества личности – функция от качеств социальной группы, к которой он принадлежит). Доминанта локальных культур – религия этнического ритуалистического типа. Культура региональная – надэтническая культура, которая складывается и существует на протяжении долгого периода в определенном географическом ареале. В качестве примеров можно привести культуру Южной Америки, Западной Европы. Народы, населяющие тот или иной географический регион, устанавливают между собой устойчивые экономические, политические и духовные связи, вырабатывают общие формы жизни и обычаи, поскольку живут в одинаковых природных и климатических условиях. Все это приводит к образованию схожих черт в их культурах, что и определяет специфику данной К.р. Ареал распространения К.р. может увеличиваться или уменьшаться. Это может быть связано с процессами столкновения культур (когда, например, культура североамериканских индейцев была уничтожена в ходе колонизации их земель европейскими поселенцами) или ассимиляции, взаимослияния (например, в ходе проникновения европейцев в Южную Америку). Мировая культура 1. Характеристика содержания понятия мировая культура Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения. Возникая в результате деятельности 110 освоению, выступают одновременно и в качестве элементов сложного механизма регуляции социальной жизни, всех форм жизнедеятельности общества. Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления. Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает 17.Этнонациональная типология культуры. Социокультурная парадигма: " Восток- Запад". " Восток" и " Запад" - две во многом противоположные культурные традиции, два типа духовности, две системы мировоззрения, две системы миропонимания, что находит свое выражение в образе жизни народов, их психологии, нравственных принципах и ценностных ориентациях. Это " две системы координат", два мира, каждый из которых шел своей дорогой развития в своем ритме. Восток, оставаясь для Запада загадкой (вспомним хорошо известное высказывание Р.Киплинга: " Восток есть Восток, Запад - Запад, а вместе они никогда не сойдутся" ), оказывал, тем не менее огромное влияние на поиски Западом путей самобытного духовного развития, а Запад, в свою очередь, как бы " подстегивал" Восток в процессе переосмысления своих традиций, универсализации своего уникального опыта. Можно сказать, что при всем своем различии Восток и Запад как бы дополняют друг друга, с одной стороны, помогая осознать себя в общем цивилизационном процессе, с другой - придавая мировому культурному процессу дополнительную глубину, объемность, многокрасочность. Обладая огромным, техническим, земледельческим, духовным потенциалом, Восток зачастую получал плоды индустриальной цивилизации от Запада, причем, зачастую ценою огромных жертв и потерь. Научно-исследовательская, познавательная деятельность для народов Востока всегда имела самостоятельную ценность, независимо от практического применения. Можно сказать, что в широком смысле для Востока чувство пути было значительно более важным, чем чувство цели. Практически-прагматическому, целесообразно ориентированному Западу Восток противопоставил внутреннюю собранность, сосредоточенность, познание ради знания, а не ради преобразования, как на Западе. Восточный тип культуры.
1) Отношение ко времени. Представление о времени статично. Время делится на три ступени – прошлое, настоящее и будущее, но между ними нет особой разницы. Это обусловлено религиозными представлениями – поскольку душа человека бессмертна, то рядом с нами находятся души умерших и еще не родившихся людей. Западный тип культуры (ЗТК).
- возникновение теоретической науки как рационального, аргументированного знания. 1) Отношение ко времени. Представление о линейном, быстротекущем времени, представление о начале и конце истории. Время делится на три ступени, но отношение к ним не такое, как в восточной культуре. Прошлое уже свершилось, но из него можно извлекать уроки. Настоящее – это время, где человек является главным действующим лицом. Будущее неизвестно, но его можно подготовить.
- поликонфессиональность - толерантность - открытость - способность к культурной адаптации
- подавляющая роль государства - общинно-коллективистское сознание общества - негативное отношение к товарно-денежным отношениям, к частной собственности - восприятие человека как «винтика системы» - огромная роль духовных ценностей
- доминирующая религия – христианство, но христианство восточного типа (православие) - элементы светской культуры – театр, музыка, живопись, литература - стремление использовать достижения западной цивилизации для усовершенствования различных сфер жизни. вещей и образ жизни ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР 14-18. Типология культур 1. Типология культур. В культуре развитой нации всегда есть этническая составляющая – культура этносов, из которых эта нация образовалась. Этническая культура – это самый древний слой национальной культуры. Она охватывает сферу быта и несет обычаи предков. Она проявляет себя в особенностях одежды, пищи, фольклоре, народных ремеслах и медицине. В этнической культуре выражается вековой опыт народа, способы ведения хозяйства, связь человека с природной средой. Этническая культура имеет свои символы (самовар, матрешка). Но национальная культура не сводится к этнической. Она формируется на основе письменности и образования. Она воплощается в науке и искусстве, литературе и философии, социально-технологичеком развитии общества. Овладение национальной культурой не дается само собой, оно требует от человека определенных интеллектуальных усилий, самообразования.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1827; Нарушение авторского права страницы