Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этническая и национальная культура.
В культуре развитой нации всегда есть этническая составляющая – культура этносов, из которых эта нация образовалась. Этническая культура – это самый древний слой национальной культуры. Она охватывает сферу быта и несет обычаи предков. Она проявляет себя в особенностях одежды, пищи, фольклоре, народных ремеслах и медицине. В этнической культуре выражается вековой опыт народа, способы ведения хозяйства, связь человека с природной средой. Этническая культура имеет свои символы (самовар, матрешка). Но национальная культура не сводится к этнической. Она формируется на основе письменности и образования. Она воплощается в науке и искусстве, литературе и философии, социально-технологичеком развитии общества. Овладение национальной культурой не дается само собой, оно требует от человека определенных интеллектуальных усилий, самообразования. Этническая культура – это базис, на котором возникает национальная культура. Она является источником национального языка, тем, образов, сюжетов национального искусства. Однако между этнической культурой и национальной культурой существуют различия и противоречия: - Этническая культура консервативна, сохраняет наиболее архаичные древне элементы. Национальная культура динамична, она всегда в движении, постоянно обновляется. - Этническая культура закрыта, невосприимчива к влиянию других культур. Национальная культура открыта контактам с другими культурами, усваивает их лучшие достижения. - Этническая культура стремится сохранить локальные особенности языка, быта. В национальной культуре эти особенности становятся малозаметными или вовсе исчезают. Данные противоречия приводят к тому, что существует разрыв между национальной и этнической культурой. Общая характеристика российской культуры Национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни Пушкина, и на современном этапе. Таким образом, речь идёт о цивилизационном развитии России, а именно о ментальных предпосылках сложившейся в России цивилизации. В этом отношении ментальные факторы цивилизации оказываются общими для ряда народов и даже этносов и в случае России носят определенно надэтнический и межэтнический характер, т.е. оказываются действующими и системообразующими – для целого ряда генетически различных культур, которые связаны между собой общей исторической судьбой, единством территории, сходными геополитическими и природными условиями, принципами земледелия и скотоводства, а постепенно и особенностями государственного устройства. Так, обладая своеобразными культурами, многие народы, населявшие Россию – тюркские и финно-угорские, закавказские и среднеазиатские – оказались причастными единой, общей для них российской цивилизации. Особенность России вытекает из пограничного положения России между Востоком и Западом, пограничного положения русской культуры между восточной и западной цивилизациями. Россия и русская культура выпадают за пределы как Запада, так и Востока. Россия имеет посредническое назначение – «в отношениях между Западом и Востоком, т.е. своего рода отрицательная и положительная исключительность России по отношению к мировой цивилизации и её глобальной антиномии (Восток – Запад). Сама бинарность в строении цивилизации – несомненный результат «пограничного» положения Руси – России между Востоком и Западом и приобретенного в течение многих веков столкновения и взаимопроникновения черт той и другой «суперцивилизации». В пространстве российской Евразии, как в геополитическом, так и в духовном встретились два разнонаправленных потока мировой истории. Подобное столкновение выражает глобальный конфликт двух «предельных» типов человеческой цивилизации; оно стало своего рода мировым цивилизационным «водоворотом», источником всемирно-исторической «турбулентности». Иных аналогов подобному гигантскому всемирному «вентилятору» на Земле пока нет. Русская Евразия – это единство и борьба цивилизационных процессов, берущих начало как на Западе, так на Востоке. Поэтому все процессы социально и культурно-исторического характера, развертывающиеся в России, имеют далеко идущие последствия как для Запада, так и для Востока, фактически же для всего мира. По мнению историка М. Гефтера, Россия стала «миром миров», т.е. сложной и внутренне противоречивой системой, более универсальной и всеобщей, нежели Восток и Запад, взятые по отдельности. «Историческое значение опыта России – писал недавно современный отечественный философ истории, - в том, что в ней как в фокусе мировых проблем трагически отразился переход к либеральной цивилизации, который для иных стран и народов прошёл по российским меркам безболезненно. Человечество преломилось надвое между народами, но может быть и пороховым погребом, который находится в слабом месте мирового сообщества. Отсюда необходимость возрастающего внимания к проблемам России, которые, по сути, затрагивают весь мир». Синтез Западной и Восточной культур в российской цивилизации Помимо западного и восточного типов культур существуют специфические срединные типы, совмещающие в себе черты того и другого. Для них характерны следующие особенности: - полиэтничность (много народов) - поликонфессиональность - толерантность - открытость - способность к культурной адаптации К числу таких культур относится и российская культура. Восточные черты РК: - подавляющая роль государства - общинно-коллективистское сознание общества - негативное отношение к товарно-денежным отношениям, к частной собственности - восприятие человека как «винтика системы» - огромная роль духовных ценностей Западные черты РК: - доминирующая религия – христианство, но христианство восточного типа (православие) - элементы светской культуры – театр, музыка, живопись, литература - стремление использовать достижения западной цивилизации для усовершенствования различных сфер жизни. Культура и природа. 1) Культура и природа как две формы бытия. Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена: - непосредственное присвоение человеком объектов природы - опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы. Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы: - присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда - производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией. Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция». Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР. 2) Влияние природы на культуру. Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей. Природа влияет на материальную культуру: - состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства - состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда - полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества - климат определяет тип одежды, транспорта, жилища. Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет. Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений. Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием». 3) Влияние культуры на природу. Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, т.е. преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта: - Агросфера – совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища). - Техносфера – совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты). В начале 20в в философской литературе появляется термин «ноосфера». Ноосфера – это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу. Причины образования ноосферы: - экспансия разума во все уголки вселенной; - объединение человечества; - развитие науки 4) Экологический кризис. Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются: - Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа – это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью. - Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы. - Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей. - Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества. - Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношение к природе. - Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения. Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы