Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика русской культуры советского периода



Русская послереволюционная культура – один из сложнейших, крайне неоднозначных, трагичных, но вместе с тем в какой-то степени оптимистичный период. С одной стороны – гибель множества людей, разделение русской культуры на культуру зарубежья и непос­редст­венно советскую, разрушение и уничтожение многих культурных памятников прошлого. С другой – грандиозная просветительная программа, блестя­ще реализованная, во многом успешно осущест­влённые программы электрификации и индустриализации, интенсивное градостроительство и превращение СССР в индустриальную супердер­жаву; активная материальная правительственная поддержка многих начинаний и явлений в области культуры. Плюсы и минусу теснейшим образом соседствуют. Однозначно негативным является неоправдан­ность и жестокость минусов, которых вполне можно было избежать.

Хорошо известно, что культура нового государства должна была служить народу, прежде всего пролетариату как самому активному и многочисленному классу. Отношение В.И. Ленина к “пролетарской культуре” не было неизменным, но доминантой оставалось убеждение в высокой культурно-исторической миссии пролетариата. Однако сами идеи Пролеткульта – культурно-просветительная и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности в разных областях искусства, существовавшая в 20-30-е годы резко отрицательно относившаяся к наследию прошлого, он не разделял. В программной речи В.И. Ленина на III Всероссийском съезде комсомола (2 окт. 1920 г.) подчеркивалось, что усвоение молодежью культуры, науки, всех знаний, которые выработало человечество, имеет огромное историчес­кое значение. В середине 20-х годов движение пролеткульта пришло в упадок, а в 1932 г. прекратило своё существование.

Для попытки объективно оценить картину развития отечественной культуры в указанный период рассмотрим как позитивные, так и негативные факты с тем, чтобы избежать одностороннего подхода к историко-культурным явлениям. Так называемая“культурная револю­ция” в Советском государстве не могла обойти, как минимум, двух взаимосвязанных вопросов: отношение к культурному наследию (во-первых), отношение к интеллигенции (во-вторых).

Уже сам состав первого советского правительства был, казалось бы, определенной гарантией взвешенного, разумного отношения новой власти к тем двум вопросам, которые оговорены выше. Высокообразо­ванными людьми были не только Ленин, но и Н. К. Крупская, Г.В. Чичерин, А.М. Коллонтай, А. В. Луначарский. Известно восторженное отношение Луначарского к русской культуре, ее замечательным традициям, выдающимся представителям русской культуры. Есть немало фактов, свидетельствующих об усилиях Луначарского по сохранению отечествен­ного культурного наследия, по оказанию конкретной помощи деятелям культуры.

Вопросы отношения к культурному наследию, к отечественной интеллигенции были составной частью общей программы “культурной революции”, предусматривавшей решение трех (как минимум) важнейших взаимосвязанных задач:

ликвидацию неграмотности в масштабах всей страны (что было глобальной задачей в гигантской стране, где более 70 % населения к октябрю 1917г. было неграмотно);

постепенное, последовательное приобщение народа к тому духовному богатству, которое выработало человечество;

создание новой советской интеллигенции из трудящихся, способ­ной отстаивать и развивать достижения социализма на культурном фронте, искренне разделяющей идеи Октябрьской революции.

Конституция законодательно закрепляла обязанность государства “предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование”. В партийной программе предусматривалось “развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и исполь­зо­вание для этих целей аппарата и средств государственной власти”, а также оговаривались меры по широкой демократизации культурной жизни и обеспечению широкого доступа трудящихся к образованию и сокровищам искусства. Уже в 1917 г. перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата, Бахрушинский театральный музей и т.д. Были нацио­нализированы и переданы музеям частные коллекции Щукина, Мамон­товых, Морозовых. Для осуществления программы были предпри­няты конкретные шаги, в частности были изданы декреты о регистрации, при­еме на учет и охране памятников искусства и старины (октябрь 1918 г.). Меры по сохранению культурных ценностей явно предпринима­лись, но между тем масса фактов свидетельствует о том, что революцион­ные потрясения нанесли существенный ущерб отечественной культуре:

началось массовое переименование улиц, площадей, переулков, а в дальнейшем и многих городов, имевших богатейшую историю;

повсеместно разрушались памятники, которые (по мнению большевиков) символизировали власть старого режима;

началось массовое разграбление дворянских усадеб, уничтожение уникальных библиотек, шедевров зодчества, скульптуры, живописи;

несмотря на так называемые “охранные грамоты” у их владельцев конфисковывали редкие коллекции, уникальные произведения искусства, предметы старины;

повсеместно разрушались православные храмы, уничтожались монасты­ри, снимались колокола и переплавлялись на металл; так, напри­мер, в 1917 г. в Москве насчитывалось 846 действующих храмов, из них за годы советской власти 426 храмов были разрушены, 340 закрыты.

вместе с разрушаемыми обителями упразднялись и старинные кладбища (так, только в Москве были полностью уничтожены Лазаревское кладбище, основанное в 1748 г.; кладбища Данилова, Скорбященского, Андрониковского, Алексеевского монастырей; полностью уничтожено Братское кладбище. На кладбище Донского монастыря осталась 1/10 всех памятников, такая же участь постигла некрополь Новодевичьего монастыря);

1 (14) февраля 1919 г. Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии святых мощей, в разгар этойпечально известной кампании были вскрыты мощи самого почитаемого святого на Руси преподобного Сергия Радонежского;

иконы сжигались тысячами; в газетах появлялись сообщения о том, что то в одной, то в другой деревне сжигали целыми телегами иконы и богослужебные книги; при разгроме монастырей гибли и рукописные книги, археографические памятники, представлявшие исключительную культурную ценность; драгоценная церковная утварь переплавлялась на лом и т.д.

В 1921-1922 гг. церковные сокровища вместе с ценностями Гохрана и ценностями Госмузей-фонда шли в уплату за хлеб, закупленный для голодной и разрушенной страны. Потом изъятие церковного достояния станет нормой.

Но одновременно с этими примерами варварства можно привести и положительные факты: только в период с 1918 по 1923 гг. возникло 250 новых музеев. Началась реставрация некоторых исторических памятников. В 1918–1919 гг. было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, а к 1924г. – 227. Нельзя не признать, что были достигнуты величайшие достижения в образовательной области (к 1930 г. грамотность населения возросла с 33% в 1916 г. до 62, 6% в 1931 г.); было введено всеобщее начальное обучение на всей террито­рии СССР; усилиями энтузиастов, талантливых педагогов, психологов А.С. Макаренко, П.П. Блонского, А.К. Гастева, Н.К. Крупской и других было положено начало советской системе образования, приоритетные позиции и достижения которой по сей день признаются в большинстве цивилизованных стран мира.

В тесной связи с вопросом об отношении новой власти к культур­ному наследию изначально находился вопрос об отношении к интелли­генции. Часть интеллигенции задолго до Октябрьской революции прочно стала на позиции рабочего класса, что, впрочем, не помешает в даль­нейшем Сталину систематически уничтожать именно их. Представители интеллигенции принимали активное участие в Октябрьской революции, искренне веря в её праведность. Другой отряд отечественной интелли­генции составляли те, кто, не являясь членами большевистской партии и не участвуя в революционной деятельности, тем не менее, поддер­жали советскую власть. Здесь мы видим: крупнейших ученых (К.А. Тимиря­зев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский, А.Ф. Иоффе, И.М. Губкин и др.), литераторов (А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак, О.Э. Мандельштам и др.), деятелей театра (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, Е.Б. Вахтангов, А.И. Южин, Л.В. Собинов, М.Н. Ермолова, А.В. Нежданова, Е.В. Гельцер, А.А. Горский, Г.Н. Федотова), юриста и общественного деятеля А.Ф. Кони, знаменитого архитектора Ф.О. Шехте­ля, богатейшего промышленника и коллекционера А.А. Бахрушина и т.д. Для них вопрос о возможности жить вне Родины решался однозначно. Все они продолжали активно работать, укрепляя славу русской науки и культуры.

С первых дней советской власти всячески ограничивались возмож­ности интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на массовое общественное сознание. В 1922 г. учреждается специальный цензурный комитет – Главлит, который должен был осуществлять предупредительный и репрессивный контроль за “враждебными выпадами” против марксизма и большевиков. Появился Главрепертком для контроля за репертуаром театров и зрелищных мероприятий. В целях жесткого регулирования культурной политики в 1919 г. основывается Государственное издательство (Госиздат), национализируются театры и киноиндустрия. Начинается долгий период строгой идеологизации культуры и искусства. В середине 20-х годов прекращается деятельность практически всех частных книгоиздательств, возникших при переходе к НЭПу, закрываются независимые научные и литературно-художествен­ные журналы. Но это отнюдь не ведёт к падению художественного уровня произведений культуры. Художественными символами новой эпохи в искусстве и литературе стали: первая советская поэма о революции “Двенадцать” А. Блока (1918); первый спектакль на советскую тему “Мистерия-буфф” В. Маяковского в постановке В. Мейерхольда (7 ноября 1918 г.); картина выдающегося русского художника Б. Кустодиева “Боль­ше­вик” (1920); скульптура И. Шадра “Булыжник – орудие пролетариата” (1927); обошедший всю страну плакат Моора (Д. Орлова) – “Ты записал­ся добровольцем? ” (1920), ставший классикой советской графики; памятник “Жертвам революции” в Петрограде, на Марсовом поле, работы архитектора Л. Руднева (1919). Идейный и художественный подъем молодого советского кино нашел блистательное воплощение в фильме одного из крупнейших кинорежис­се­ров мира С. Эйзенштейна “Бронено­сец “Потемкин” (1925 г.). Мастера культуры были активно вовлечены в создание мощного культа советского государства, создавая посредст­вом образов культуры ореол несокруши­мой, мощной, а главное гуманной страны.

Немалая часть интеллигенции изначально не приняла Октябрьскую революцию, влилась в белое движение. После поражения белого движения для этих людей эмиграция стала единственным выходом. По данным Лиги Наций, русская диаспора в первой четверти XX в. насчитывала не менее 10 млн. человек, в разные годы выехавших из России. Однако можно без преувеличения сказать, что после октября 1917 г. произошел великий исход творческой интеллигенции из России, почти весь ее цвет оказался за рубежом: литераторы (И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, М. Цветаева, А. Толстой, Б. Зайцев, И. Шмелев, И. Северя­нин, Э. Гиппиус и др.); композиторы (С. Рахманинов, С. Прокофьев, А. Гречанинов, И. Стравинский, Н. Черепнин и др.); художники (А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст, И. Билибин, К. Сомов, М. Добужинский, В. Кандинский, М. Ларионов, Н. Гончарова, Л. Пастернак, М. Шагал и др.); деятели балета (М. Кшессинская, М. Фокин, Л. Мясин, Д. Баланчин и др.); оперные певцы (Ф. Шаляпин, Д. Смирнов, Л. Липковская и др.). Несмотря на то, что часть из них вернулась в тридцатые годы в Россию (С.С. Прокофьев, А.Н. Толстой, М.И. Цветаева и др.), страна потеряла огромное количество творческих личностей, которые преумножали славу русской культуры за рубежом.

О поразительной творческой активности представителей отечест­венной культуры в экстремальных условиях эмиграции свидетельствует ряд достоверных фактов, находящих подтверждение во многих источниках: с 1918 по 1932 гг. за границей существовали 1005 русских периодических изданий; в период с 1919 г. по 1952 г. увидели свет 2230 эмигрантских журналов и газет.

Не менее активно заявили о себе и русские учёные зарубежья, внесшие значительный вклад фактически во все области науки. Перечислим хотя бы некоторых из тех, кто в непростой ситуации эмиграции добился мирового признания: С.Н. Виноградский (биология), И.И. Сикорский (аэродинамика), П.А. Сорокин (социология), Н.С. Трубец­кой, Г.В. Вернадский, А.В. Карташов (история). Подлинный ренессанс пережила в 20-40-е годы русская философская мысль (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.И. Шестов, И.А. Ильин и др.).

Нельзя не сказать о тех потерях, которые понесла русская культура во время репрессий 30-х годов. Были расстреляны философ П. Флорен­ский, ученый-селекционер Н. Вавилов, режиссёр В. Мейерхольд, писатель И. Бабель. В лагерях погибли поэты О. Мандельштам и Н. Клюев, писатель Б. Пильняк. Через лагеря прошли историк Д.С. Лихачев, философ А.Ф. Лосев, этнограф Л.Н. Гумилев и множество других выдающихся деятелей русской культуры.

При этом в крепнувшей советской культуре были крупные достиже­ния. Успехи в областиобразования стали важной предпосылкой соци­аль­но значимых итогов во всех сферах жизнедеятельности советского общества. Уже к концу гражданской войны количество вузов в стране увеличилось до 244 по сравнению с 91 в дореволюционной России. К середине 30-х годов, после ряда не всегда оправданных педагогических экспериментов 20-х годов, завершилось формирование советской системы народного образования (были введены обязатель­ные государ­ст­венные программы обучения, стабильные учебники, установлен жесткий распорядок школьной жизни; школа стала подразделяться на начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую. К концу 30-х годов в городах был завершен переход к обязательному семилетнему образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городах и семилетнему – в селах и национальных районах.

Существенными были достижения в фундаментальных отраслях знания. Наиболее серьезные результаты и открытия были сделаны в изучении Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин), геологоразведке (откры­тие нефтеносных и рудных районов (И.М. Губкин, А.Е. Ферсман и др.), разработке теории космических полетов (Н.Э. Циолковский) и реактив­ного движения (Ф.А. Цандер), ядерной физике (А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, А.И. Алиханов, А.П. Александров, Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдо­вич, И.В. Курчатов, А.Д. Сахаров и др.); мирового признания добились естествоиспытатели – И.П. Павлов (в области физиологии), Н.И. Вавилов (в области генетики), В.И. Вернадский (в области теории биосферы), Н.Н. Семенов (в области химической физики). Развитие авиации, создание новых видов самолетов, позволили осуществить сверхдальние перелеты на Дальний Восток, Крайний Север, в США через Северный полюс.

Появлялись несмотря на цензуру и идеологические стандарты новые интереснейшие литературные произведения: М.А. Булгаков (“Дни Турбиных”, “Бег”, “Зойкина кавртира”), Л.М. Леонов (романы “Соть”, “Скутаревский”, “Русский лес”, драма “Нашествие”), М.А. Шолохов (романы “Тихий дон”, “Поднятая целина”), А.А. Фадеев (романы “Разгром”, “Молодая гвардия”), В.Д. Каверин (романы “Исполнение желаний”, “Два капитана”, “Открытая книга”), В.П. Катаев (роман “Время, вперед! ”, повесть “Белеет парус одинокий”), А.П. Гайдар (повести “Школа”, “Военная тайна”, “Тимур и его команда”), Б.Л. Пастернак (книга лирики “Второе рождение”), А.Т. Твардовский (поэмы “Страна Муравия”, “Василий Теркин”, “Дом у дороги”), К.Г. Паустовский (“Кара-Бугаз”, “Северная повесть”), И. Ильф и Е. Петров (“Двенадцать стульев”, “Золотой телёнок”), Ю. Олеша (“Зависть”, “Заговор чувств”) и т.д.

Отечественная музыка 30-50-х годов представлена именами вели­чай­ших мировых композиторов ХХ века С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостако­вича. Но помимо них можно назвать ещё целый ряд интересных авторов: Н.Я.Мясковский, Д.Б. Кабалевский, И.О. Дунаевский, Р.М. Глиэр, Т.Н. Хренников, Г.В. Свиридов, А.И.Хачатурян, Ю.А. Шапорин и др. В области исполнительского искусства достаточно упомянуть имена С. Рих­тера, Д. Ойстраха, Л. Оборина, чтобы понять величие русской исполнительской школы советского времени.

В кинематографе успешно трудились кинорежиссеры: С.М. Эйзен­штейн, Г.В. Александров, А.П. Довженко, В.И. Пудовкин, С.А. Герасимов, М.И. Ромм, С.И. Юткевич; выдающиеся актеры И.В. Ильинский, Л.П. Орлова, С.А. Крючков, М.И. Жаров, Ф.Г. Раневская, В.П.Марецкая, Э.П. Гарин, Н.К. Черкасов и др.

Отечественное оперное и балетное искусство той поры, как это совершенно очевидно, находилось на подъеме: в это время выступали певцы Л.В. Собинов, М.М. Михайлов, М.О. Рейзен, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, В.Ф. Петров, П.М. Норцов, Н.Н. Озеров, блистательные танцовщики и танцовщицы Е.В. Гельцер, А.М. Мессерер, Л.М. Лавровский, М.М. Габович, В.М. Чабукиани, Г.С. Уланова, М.Т. Семенова, О.В. Лепешинская, успешно готовили мастеров балета в Ленинграде выдающийся педагог А.Я. Ваганова, в Москве – С.А. Головкина.

Отечественный драматический театр 30-50-х годов связан с имена­ми выдающихся режиссеров (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, А. Дикий, А. Попов, Н. Охлопков, А. Лобанов, Н. Акимов и др.) и актеров (В.И. Качалов, И.М. Москвин, А.К. Тарасова, А.А. Яблочкина, В.А. Рыжова, А.Г. Коонен, М.И. Царев, В.Н. Пашенная и др.). Это действительно был ярчайший период в исто­рии мирового театра. Деятели зарубежного театра приезжали в Москву смотреть репетиции, стремясь постичь чудо русского театра. Театраль­ные коллективы находились на полном обеспечении у государства и это позволяло не думать о коммерческой выгоде, не идти на поводу у массового вкуса, а поддерживать высокий художественный уровень постановок, хотя и при существенных идеологических ограничениях. В любой период – и во время сталинских репрессий, и во время хрущёвс­кой оттепели, и во время брежневского “застоя” – всегда появля­лись яркие, острые по мысли постановки: “Лес”, “Горе от ума”, “Ревизор”, “Дама с камелиями” в постановке В. Мейерхольда, “Оптимистическая трагедия” и “Федра” в постановке А.Таирова, “Гамлет” Н. Акимова 30-х годов, “Гамлет” Н. Охлопкова 50-х, “Гамлет” Г. Козинцева 60-х, люби­мовский 70-х с В. Высоцким в главной роли и “Гамлет” А. Тарковско­го в московском Ленкоме 80-х.

Отечественная живопись 30-50-х годов – это М.В. Нестеров, В.А. Фаворский, П.Д. Корин, И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, Н.П. Ульянов, В.Ф. Рыдин, Ф.Ф. Федоровский, П. Филонов.

Отечественная скульптура 30-50-х годов представлена работами И.Д. Шадра, В. И. Мухиной, С.Д. Меркурова, С.Т. Коненкова, С.Д. Эрьзи, М.К. Аникушина, Л.Е. Кербеля, М.Г. Манизера, Г.Белашевой.

В области архитектуры успешно трудились А.В. Щусев, И.А. Фомин, В.А. Веснин, К.С. Мельников, И.В. Жолтовский, А.В. Щуко, К.С.Алабян и др.

Реализовывались огромные архитектурные проекты (строительство метро, действительно самого красивого в мире, сочетавшего архитектур­ные новации с художественными: чего стоят одни только мозаики П. Корина на станции “Комсомольская – кольцевая”, скульптурные группы на станции “Площадь Революции”, витражи и мозаика на станции “Новослободская” и т.д.).

Достижения в различных областях культуры 30-50-х годов совер­шенно очевидны. Русская культура вновь сумела одержать победу над тяжелейшим сломом и возродиться. Несгибаемый дух русской культуры ярко проявился в годы Великой Отечественной войны. На службу победе, защиту Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники; ученые, инженеры и техники совершенство­вали и создавали новые образцы боевой техники; работали выдающиеся конструкторы С.А. Лавочкин, С.В. Илюшин, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, Ж.Я. Котин, С.Н. Махонин, В.А. Дегтяр, Ф.В. Токарев.

Самоотверженно трудились во имя победы деятели советской лите­ра­туры и искусства. В начальный период войны были опубликованы быст­ро ставшие популярными пьесы К. Симонова “Русские люди”, А. Корней­чука “Фронт”, Л. Леонова “Нашествие”, повести Шолохова “Наука ненавис­ти” и многие другие. В годы войны появились и такие известные и любимые многими и сегодня поэтические произведения, как “Василий Теркин” А. Твардовского, стихи К. Симонова, А. Суркова, А. Прокофьева, М. Исаковского, М. Светлова, Н. Тихонова и др. Д. Шостакович в блокад­ном Ленинграде написал свою знаменитую 7-ю симфонию, посвященную героическим защитникам Ленинграда. Большой популярностью пользова­лись песни композиторов А. Александрова, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, А. Новикова, Б. Мокроу­сова, М. Фрадкина, Т. Хренникова и других. Снимались оптимистичные, полные веры в победу художествен­ные фильмы (“Небесный тихоход”, “Воздушный извозчик” и др.). Это был небывалый социальный и духовный подъем всего народа и его культуры.

Несмотря на трудности послевоенного времени, широкий размах получили исследования ученых. Число научных работников увеличилось вдвое. Показателем успехов в этой области явился потрясший мир первый запуск искусственного спутника земли (4 октября 1957 г.), 5 декабря 1957 г. в Ленинграде был спущен на воду первый в мире атомный ледокол “Ленин”, 12 апреля 1961 г. СССР осуществил впервые в истории человечества космический полет с человеком на борту. Первым в мире космонавтом стал Ю. А. Гагарин. В первые годы перестройки “отсталая” Россия готова была предложить миру сотни уникальных открытий в различных сферах науки и техники.

В литературе 60-80–х годов четко прослеживаются несколько доминирующих направлений. Продолжается разработка темы Великой Отечественной войны (романы Ю.В. Бондарева “Берег”, “Выбор”; А.Б. Чаковского “Блокада”, “Победа”, К.М. Симонова “Живые и мертвые”, документальная повесть С.С. Смирнова “Брестская крепость”, повесть В.Г. Распутина “Живи и помни” и др.). Самое пристальное внимание писатели начинают уделять проблеме сохранения культурного наследия, бережному отношению к отечественным культурным традициям: работы академика Д.С. Лихачева “Земля родная”, “Письма о добром и прекрас­ном”, В.А. Солоухина “Письма из Русского музея”, “Черные доски”, “Время собирать камни”, Д.А. Гранина “Картина”, “Эта странная жизнь”, Д.М. Балашова “Народные баллады”, “Господин Великий Новгород”, “Марфа-посадница”. Особого разговора заслуживает творчество В.М. Шукшина, яркий, многогранный талант которого раскрылся именно в это время (романы “Любавины”, “Я пришел дать вам волю”, повести “Энергичные люди”, “Точка зрения”) и т.д. В 60-70-е годы возникает особое явление, которое носит название “театр Вампилова”; оригиналь­ное дарование его раскрылось в пьесах “Старший сын”, “Утиная охота”, “Прощание в июне”.

Тема “человек и война” стала важной и для советского кинематогра­фа 60-80-х годов. К числу значительных событий (с точки зрения глубины разработки военно-патриотической проблематики, режиссерского, актерского и операторского мастерства) следует отнести появление таких художественных фильмов, как “Белорусский вокзал”, “Освобождение”, “Они сражались за Родину”, “Блокада”, “А зори здесь тихие”, “Горячий снег”, “Двадцать дней без войны”, “Восхождение” и др. Поиск своего места в жизни, тема формирования личности, вступления в самостоя­тель­ную жизнь получают взволнованное, искреннее воплощение в лентах: “Подранки”, “Сто дней после детства”, “Чужие письма”, “Не болит голова у дятла”, “Ключ без права передачи”, “Вам и не снилось”. Классику отечественного кино, наряду со многими из перечисленных, составили фильмы: “Белое солнце пустыни”, “Афоня”, “Осенний марафон”, “Калина красная”, “Ирония судьбы, или с легким паром”, “Служебный роман”, “Вокзал для двоих”, “Москва слезам не верит” и многие другие.

60-80 годы не стали потерянным временем для отечественного театра. Именно в эти годы по праву завоевывают мировую славу Ленинградский Большой драматический театр им. Горького (главный режиссер Г.А. Товстоногов), Ленинградский театр миниатюр, а с 1982 г. – Государственный театр миниатюр (художественный руководитель А.И. Райкин), Государственный Театр кукол (художественный руководи­тель С.В. Образцов). Именно в это время ставили свои замечательные спектакли, пусть и преодолевая бесконечные препятствия, А. Эфрос, Ю. Любимов, О. Ефремов, А. Гонча­ров, А. Васильев, М. Захаров, В. Плучек, И. Владимиров, Л. Додин и др.

Событием в жизни балетного искусства стала постановка в Большом театре балета А.И. Хачатуряна “Спартак” (1967, балетмейстер Ю. Григорович). Мировую известность принесло исполнение центральных партий в этом балете В. Васильеву и М. Лиепа. В 1975 г. с огромным успехом прошла премьера балета Ю. Григоровича “Иван Грозный” на музыку С. Прокофь­ева. В год своего двухсотлетия (1976) Государствен­ный академический Большой театр Союза ССР располагал таким количест­вом звёзд миро­вого класса, как ни один другой театр мира: М. Плисец­кая, Е. Образцова, Е. Нестеренко, В. Атлантов, В. Васильев, Е. Максимова, Н. Бессмертнова, Н. Тимофеева, М. Лиепа, М. Лавровский младший, Н. Сорокин, Ю. Вла­димиров и др.

Интересные явления советской культуры 60-80-х годов можно перечислять долго. Очевидно, что культура советского периода встре­тила 90-е годы в состоянии целостном, гармоничном и даже величавом, несмотря на все несомненные идеологические издержки советской цензуры и строгого партийного контроля всех культурных процессов и явлений.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь