Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 3. История культурологической мысли. Школы культурологии



(2 часа)

История возникновения понятия «культура». Культура как поклонение и почитание, культура души – воспитанность, образованность, нравственно-эстетическое совершенство (Цицерон).

Субъективно-идеалистическая школа. Культура как способ самореализации субъективного духа (Гегель). Искусство как наиболее совершенное воплощение культуры (Шеллинг). Нравственность как основа культуры (Кант). Религия как способ иллюзорного удвоения бытия культуры (Фейербах). Язык культуры как способ воплощения национального духа (Гумбольдт).

Деятельностная школа. Культура как деятельность по опредмечиванию и распредмечиванию родовой человеческой сущности (К. Маркс, М. С. Каган, В. М. Межуев, Л. Н. Коган).

Этнологическая школа. Культура – результат становления этноса в природной среде ( Э. Б. Тайлор, Г. Л. Морган, Л. Н. Гумилев, А. Ф. Еремеев).

Семиотическая школа. Культура – мир языков культуры, их знаков, символов и значений. (Р. Барт, К. Леви-Строс, Ю. М. Лотман).

Диалогическая школа. Культура как непрестанный диалог субъектов различных видов, уровней, структурных единиц культуры (Э. Гуссерль, М. Бубер, М. М. Бахтин, В. С. Библер).

Психоаналитическая школа. Культура как система запретов, направленных на преодоление и ограничение бессознательных проявлений натуры человека (З. Фрейд), архетипов коллективного бессознательного (К. Г. Юнг).

 

Тема 4. Культура и природа (2 часа)

Соотношение понятий «культура» и «природа». Культура как единство естественно–природного и человеком сотворенного. Уникальность человеческой природы. Человек как особый природный вид.

Исторические этапы взаимодействия человека и природы. Слитность человека с природой в первобытном обществе и древних цивилизациях. Формирование нового утилитарного отношения к природе в Средние века и эпоху Возрождения. Природа становится объектом исследования ученых. Разрыв человека с природой в Новое время. Идеи преобразования природы, «деятельной борьбы с ней» ( В.Соловьев), стремление в возможно краткий срок, не гнушаясь ничем, «взять» у нее все, что возможно. Природа перестала считаться Храмом, что привело к глобальному экологическому кризису в эпоху научно-технического прогресса.

Сущность и характерные черты современного экологического кризиса: техногенный, антропогенный характер, острота, необратимость, загрязнение воды, воздуха, почвы, вымирание отдельных видов животных, растений, ухудшение качества жизни, неблагоприятное влияние на генофонд человека и прочее.

Пути разрешения экологических проблем: 1) гуманистический – формирование нового отношения к природе; 2) научно-технический – использование новейших достижений науки и техники; 3) политический – постановка проблемы на государственном и межгосударственном уровнях. Проблема формирования экологической культуры населения. Необходимость осознания единства человека и природы в современной цивилизации.

 

Тема 5. Динамика культуры. Линейные, циклические, синергетические модели развития (2 часа)

Стадиальный подход к изучению динамики культурного процесса. Возникновение понятия «цивилизация», история и логика его изменения. Перспективы изменения соотношения культуры и цивилизации.

Среди многообразия теорий, интерпретирующих социокультурные изменения, можно выделить три основные подхода. Эволюционный (линейный), основанный на представлении об единстве человечества и об единой направленности историко-культурных процессов. Циклический (цивилизационный) исходит из утверждения, что единого человечества нет, а есть набор автономных, самодостаточных культурно-исторических типов. Социально-синергетический, который использует теорию сложных нелинейных саморазвивающихся систем.

 

Тема 6. Структура культуры. Виды духовной культуры (2 часа)

Структура культуры – устройство культуры, обеспечивающее ее устойчивое функционирование. Структурные блоки культуры: материальная и духовная культура. Материальная культура и материальные ценности: производство, техника, финансы, технология, быт, вещь, тело. Духовное содержание и функции материальной культуры: полезность, функциональность, соразмерность, экологичность, экономичность.

Духовная культура и духовные ценности. Виды духовной культуры.

Художественная культура, ее специфика. Соотношение художественной культуры и искусства. Виды и жанры искусства. Художественный стиль и вкус.

Нравственная культура – способ регуляции человеческих отношений в обществе. Исторические типы нравственности. Понятия «добро» и «зло». Ценность, цель и смысл жизни человека.

Религиозная культура и ее функции. Религиозная психология: вера, откровение. Религиозное сознание: богословие, Священные тексты, проповеди, заповеди, молитвы.

Интеллектуальная культура. Наука в системе культуры. Принципы науки: системность, доказательность, непротиворечивость, теоретичность. Функции науки.

Политическая культура. Политика в жизни культуры. Стили и формы политической культуры, ее социальные функции.

Правовая культура. Исторические типы правовой регуляции. Функции права.

 

Тема 7. Социальные уровни культуры: массовая и элитарная, официальная и андеграунд (2 часа)

 

Массовая культура и элитарная культура. Массовая культура как по­требительская культура, ориентированная на утилитарные ценности. Имиджевый характер современной массовой культуры. Китч как принцип современного отношения к культуре.

Элитарная культура как создание уникального куль­турного продукта творческой группой людей, элитой. Виды элит. Современная буржуазная элита, ее основные черты — демократичность, социальная мобильность, профессионализм. Коммерциали­зация современной элитарной культуры.

Взаимодействие массовой и элитарной культуры. Концепция мидкультуры.

Официальная культура и андеграунд. Официальная культура – культура, ангажированная государством, являющаяся составной частью государственной идеологии. Институциональный характер официальной культуры.

Культу­ра андеграунда как попытка создания альтернативной системы ценностей. Спорный характер предлагаемых андеграундом ценно­стей. Проблема взаимодействия структур культуры. Единство и цельность культуры.

 

Тема 8. Межкультурные коммуникации. Диалог культур (2 часа)

Коммуникация как способ общения, передачи информации и смыслов.

Межкультурная коммуникация. Культурная компетентность и необходимые условия для успешной межкультурной коммуникации.

Массовая коммуникация в культуре. Аккультурация как культурная компетентность, как овладение необходимыми компонентами культуры в процессе коммуникации. Основные стратегии аккультурации: интеграция, маргинализация, сепарация, ассимиляция.

Проблема межкультурной коммуникации в ХХ–ХХI веке и ее осмысление в рамках «диалога культур».

 

Тема 9. Генезис культуры (2 часа)

Антропогенез. Антропологический взрыв, образование антропосферы.

Мистическая форма восприятия мира первобытным человеком как выражение прологического типа мышления.

Осознание кровнородственной связи. Первые формы социализации: тотем и табу.

Тотемизм – вера в глубокое тождество всех членов того или иного первобытного человеческого объединения с особями определенного вида животных (тотемом – покровителя).

Анимизм (одухотворение) и партиципация (сопричастность) – основные знаки духовной жизни первобытного человека.

Миф – отражение картины мира данного периода. Парадоксы, функции мифа. Формирование мифопоэтического сознания. Возникновение искусства и магии.

 

Тема 10. Традиционалистская картина мира Востока (2 часа)

Традиционные общества (IV – III тыс. д. н. э.): Египет, Шумеро – аккадская цивилизация, Древний Вавилон, Индия, Китай.

Цивилизационные особенности культуры традиционных обществ: азиатский способ производства, восточная деспотия, сельская община – основная хозяйственная единица, строгая иерархичность.

Традиция – главный способ передачи социального опыта.

Приоритет религиозного или мифологического представлений.

Регионально - типологические особенности китайской, индийской, арабской культуры Востока в Средние века.

Зарождение мировых религий: буддизм, ислам.

 

 

Тема 11. Космологизм античной картины мира (2 часа)

Космологизм как тип культурного мышления. Смысл понятия «космос». Эстетизм мышления. Мера как идеал античной культуры. Понятия «катарсис» и «мимесис» как художественные и мирожизненные принципы. Понятие «калокагатия».

Зарождение теоретического естествознания и науки в Древней Греции.

Римская система ценностей и жизненных приоритетов: практицизм, нормативность, космополитизм. Культурные достижения эпохи эллинизма: ораторское искусство, римское право, развлекательные искусства.

Античная культура – фундамент европейской культуры.

 

Тема 12. Теоцентрическая картина мира Западноевропейского Средневековья (2 часа)

Средневековье и становление религиозной духовности. Христианство – основа мироощущения и мировоззрения эпохи. Особенности общественного сознания: христианская религиозность, символичность, иерархичность, корпоративность. Духовная доминанта и своеобразие внутренней жизни человека: религиозная эмоциональность, экзальтированность, визионерство.

Аскеза и Откровение как феномены церковно - монастырской культуры. Богословская направленность официальной морали (Августин, Франциск Ассизский).

Светская культура. Городская – бюргерская культура: коммунальный быт и маргинальный этос. Рыцарская и «куртуазная» культура: культ служения «Прекрасной Даме» и чести.

Смеховая, народная культура. Карнавальная традиция, фольклор и его влияние на средневековую культуру.

Искусство Средневековья: рыцарские замки и готические соборы, монументальная живопись и скульптура, народные саги и героические эпосы, рыцарские романы и поэзия труверов, трубадуров, вагантов и бардов.

Тема 13. Синтез языческих и христианских элементов в русской картине мира (2 часа)

 

Русская культура – громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков – учителей.

Русский культурный архетип: западность и восточность.

Двоеверие в русской культуре. Славянское язычество – часть общечеловеческого язычества. Особенность – всеобъемлющее значение природы как абсолюта добра и красоты. Периодизация славянского язычества: мировая мифология и пантеон богов.

Русское православие, его нравственные ценности: соборность, жертвенность, мессианство, доброхотство. Византийские традиции книжности, иконописи, зодчество. Своеобразие русской художественной культуры, ее былинно - эпический характер.

Процесс европеизации русской культуры. Светские, просветительские и народные традиции культуры России XVII – XVIII в.

 

Тема 14. Культура эпохи Возрождения (2 часа)

Особенности и основные черты художественной культурыИтальянского Возрождения. Этапы Итальянского Возрождения: их характеристика и основные представители.

I этап – Предвозрождение. Формирование основ новых гуманистических и эстетических идеалов в творчестве Данте Алигьери, Джотто ди Бондоне.

II этап – Раннее Возрождение. Переосмысление средневекового идеала человека в художественной культуре, формирование новой системы художественного мира. Ф. Петрарка – первый гуманист эпохи Возрождения («Африка», «Книга песен»). Развитие идей гуманизма в творчестве Д. Боккаччо («Декамерон»). Возникновение различных территориальных школ (Флоренция, Венеция, Падуя). Основоположники искусства Раннего Возрождения: живописец Мазаччо, скульптор Донателло, зодчий Брунеллески и их вклад в развитие итальянского искусства.

III этап – Высокое Возрождение. Наивысший расцвет культуры, тесная связь науки и искусства, достижение гармонии в жизни и в искусстве. Титаны Возрождения – люди универсально одаренные: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Джорджоне.

IV этап – Позднее Возрождение. Кризис ренессанских идеалов, поворот в сторону клерикально – ортодоксальных представлений, появление нот трагизма. Творчество Тинторетто, Веронезе.

Маньеризм как отражение столкновения ренессансного мировоззрения с социальной действительностью (Якопо Понтормо, Джулио Романо).

Особенности художественной культуры Северного Возрождения: просветительный характер, мистицизм, критическое отношение к действительности, преобладание пантеистического взгляда на мир, поэтизация среднего человека, отражение дисгармонии мира. Мастера Северного Возрождения: А. Дюрер (Германия), П. Брейгель, И. Босх (Нидерланды), В. Шекспир (Англия), Ф. Рабле (Франция).

 

Тема 15. Формирование рационалистической картины мира в Новое время (2 часа)

Формирование ценностей и идеалов новоевропейской культуры. Место человека в новой картине мира: рациональность и неизбежность мыслительной деятельности. Развитие светской культуры.

Человеческий разум как основная ценность культуры Нового времени. Становление научной картины мира. Взгляды на общество и государство: теория естественного права и общественного договора. Утопии как характерное явление культуры Нового времени. Классицизм и романтизм как стили искусства. Культурный перелом на рубеже XIX – XX вв. Кризис рациональности.

 

Тема 16. Культура XX века. Антитеза личного и тоталитарного в креативной модернистской картине мира (2 часа)

 

Динамика материальной культуры XX в.

Проблема человеческого в культуре как проблема выживания культуры. Изменение представлений об идеалах и ценностях.

Нигилизм и переоценка ценностей в начале XX века. Духовность XX века. Судьба души человека. Возможность героического и противоречия выбора личности.

Серебряный век русской культуры. Культура русского зарубежья.

Стилевое многообразие искусства XX века: реализм, романтизм, авангардизм, модернизм, постмодернизм.

Мультикультурализм в постиндустриальном обществе. Субкультурный характер современной культуры. Субкультура как система апробации жизненных образов и путь самоидентичности человека XX века. Процессы деконцентрации и децентрализации в производстве и сфере принятия решений.

Возникновение (пролиферация) новых культур. Мир как реальность сосуществования разнообразных культур.

Постмодернизм как выражение критики принципов классического рационализма и традиционных ориентиров мышления. Основная цель постмодернизма – смещение, «деконструкция» проекта Просвещения. Понятийный ряд эпохи постмодерна: интерпретация, дискурс, контекст, языковая игра, непредсказуемость развития.

Перспективы культуры рубежа II – III тысячелетия. Футурология как культурологическая проблема. Возможность прогнозирования динамики культурного процесса.

Технологизация мира. Развитие форм информационной культуры и их систематизация. Проблема потребления информационной культуры.

Индивидуализация жизни. Творчество образа мысли и образа жизни. Вечность культуры и неизбежность Человеческого – культурный выбор человека.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь