Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел 6. ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения, охватывающая XIV–XVI вв., – время коренных изменений в социально-экономической жизни многих стран Европы, и прежде всего Италии, Нидерландов, Франции, Германии. В эту эпоху бурно развивается торговля, все большее значение приобретают города, появляются первые предприятия – мануфактуры. Наряду с классом феодалов активную роль начинает играть нарождающаяся буржуазия. Идет интенсивный процесс формирования наций. Теряет свои позиции официальная католическая церковь. Движение реформации в ряде стран приводит к ее расколу. В конце XVI в. в Нидерландах происходит первая в мире буржуазная революция. Социально-экономические перемены находят свое отражение в культуре и искусстве. Художники и писатели стремятся к правдивому изображению природы и человека. Именно человека, одаренного безграничными творческими возможностями, способного изменить окружающий мир, прославляют в своем искусстве художники Возрождения. И поэтому возникает в это время такой горячий интерес к античности, ее культуре и искусству. Архитекторы, скульпторы, живописцы стремятся в своем творчестве возродить традиции мастеров античности (отсюда термин Возрождение, или Ренессанс). Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. При всём противоречивом многообразии и богатстве, искусство Возрождения – явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической Красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Итальянское Возрождение Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъёме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) – крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем – Падуя, Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине XV в., – богатая купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнее значение. Из-за переходного характера эпохи Возрождения хронологические рамки этого исторического периода установить довольно трудно. Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительного искусства в его культуре. Если основываться на признаках гуманизма, антропоцентризма, модификациях христианской традиции, возрождения античности, то хронология будет выглядеть следующим образом: – проторенессанс (дученто и треченто) – конец XIII–XIV вв. – раннее Возрождение (кватроченто) – XV в. – высокое Возрождение (чинквеченто) – конец XV – начало XVI вв. Искусство Проторенессанса В итальянской культуре XIII–XIV вв. на фоне еще сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства – будущего искусства Возрождения. Потому этот период назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «протос» – «первый»). Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. Со второй половины XIII – в начале XIV в. крепнет флорентийское бюргерство. Флоренция одной из первых превращается в богатую республику с конституцией, принятой в 1293 г., с быстро формирующимся буржуазным бытом и складывающейся буржуазной культурой. Почти Новые веяния проникают и в живопись Италии. В течение некоторого времени значительная роль в этой области принадлежала художникам Рима. Римская школа представлена одним из крупнейших мастеров Проторенессанса – Пьетро Каваллини (1240/1250 – около 1330), который заложил основу нового направления в живописи. В своем творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, которыми в его время был еще богат Рим (мозаики церкови Санта-Мария ин Трастевере, 1291 г.; фрески церкови Санта-Чечилия ин Траствере, около 1293 г.). Каваллини стремился преодолеть плоскостность форм, которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи «византийской» или «греческой» манере. Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм. Со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла. Ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской Флоренция в течение двух столетий была столицей художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства. Началом проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни да Пеппо, прозванного Чимабуэ (ок. 1240–1302). Но самым радикальным реформатором живописи, сделавшим поворот к реалистическому искусству, был величайший художник итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266/67–1337). Он работал как живописец, скульптор и архитектор. Но все же главным его призванием была живопись. Основной работой Джотто является роспись Капеллы дель Арены в городе Падуя (1304–1306). Более поздние работы Джотто – росписи в церкви Санта-Крочево Флоренции (капелла Перуцци и капелла Барди). Джотто заложил основу искусства Возрождения. Он не был единственным художником своего времени, ставшим на путь реформ, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с существенными принципами средневековой традиции делают его родоначальником нового искусства. Новаторство Джотто оказало колоссальное воздействие на изобразительное искусство Возрождения. Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века – первой половины XIV века была Сиена. Формирование его художественной школы происходило в одно время с флорентийской, но искусство этих двух крупнейших тосканских городов различно, как различны были их жизненный уклад и их культура. Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративности. В ХIII–XIV столетиях здесь был воздвигнут один из красивейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284–1297 годах Джованни Пизано (1245–1314), сын Никколо Пизано. Он сочетал страстную эмоциональную напряженность образов, готическую изломанность линий с традициями Проторенессанса (кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301 г.). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы