Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структура и функции культуры в обществе.
Вопросы к зачету по курсу «Культурология» Понятие культуры и ее виды. Культура (лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; · в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. · материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира · духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Это деление условно. 1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.) · рост жизненного уровня; · развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные, прежде всего на молодежь; · возрастание роли и значения свободного времени, досуга. Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
Структура и функции культуры в обществе. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации. Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Коротко охарактеризуем основные. 1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - " cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Все остальные функции, так или иначе, связаны с этой и даже вытекают из нее. 2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. 3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. 4. Регулятивная (нормативна) функция связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право. 5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами. 6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Наука как основополагающее явление культуры. Наука, является частью культуры, в качестве одной из форм специфически человеческой деятельности имеющей социальную природу. Наука по определению способ постижения бытия имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле наука это построение рациональной картины мира. Наука сложным образом взаимодействует с другими феноменами культуры, которые выполняют функции осмысления мира. Наука отличается от мифологии, тем, что она стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов природы допускающих эмпирическую проверку. Наука имеет целью теоретическое, в той или иной степени обобщенное знание, она оперирует понятиями, а мифология образами.
Научные теории и школы в культурологии. Основные школы культурологии Общественно-историческая школа Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский. Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур. Расово-антропологическая школа Основная идея этой школы — показать решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что обуславливает неравенство создаваемых ими ценностей. Всё поведение людей детерминировано биологическим происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино , Людвиг Вольтман, Жорж Лапуж.Социологическая школа В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П.А.Сорокин, Альфред Вебер. Символическая школа Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.
Семиотика культуры. Под семиотикой культурыпонимается совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация. Понимать какую-либо культуру - значит понимать ее семиотику, улавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них (словом «текст» в культурологии называют не только письменное сообщение, но любой объект — произведение искусства, вещь, обычай и т. п., рассматриваемый как носитель информации). Основные типы знаков и знаковых систем, используемых во всех культурах, таковы: 1) Естественные знаки. Это вещи и явления природы, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью какого-то целого. Естественные знаки — это знаки-признаки.Простейший пример: дым как знак огня, приметы погоды, следы зверей. 2) Функциональные знаки. Функциональные знаки — тоже знаки-признаки. Но связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Например, обстановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. В качестве функциональных знаков могут выступать и действия людей: учитель водит пальцем по классному журналу, это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать. 3) Иконические знаки. Иконические знаки (от греч. eicon— изображение) — это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Они искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей. 4) Конвенциональные (условные) знаки. Конвенциональный знак (от лат. conventio— соглашение, договор, условие) служит обозначением предмета «по условию»— потому, что люди условились считать его знаком данного предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают. Видами конвенциональных знаков являются: - сигналы — знаки извещения или предупреждения (например, цвета светофора, автомобильные гудки); - индексы — условные обозначения чего-либо (например, показания приборов, картографические знаки); - символы обладают двухслойным строением: его внешний, «первичный» слой — образ некоего объекта, а «вторичный», собственно символический слой — мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Язык символов выражает самые абстрактные идеи в конкретно-наглядной форме. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» у Пикассо и др. 5) Вербальные знаковые системы — естественные разговорные языки. Это исторически сложившиеся знаковые системы, образующие основу (семиотический базис)всей культуры говорящих на них народов. Главная особенность языка, отличающая его от всех других знаковых систем - он представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую, многоуровневую систему знаков, которая открыта для изменений и способна к неограниченному развитию. Благодаря своей организации язык оказывается уникальным и удивительно богатым по своим возможностям средством выражения, хранения, обработки и передачи самой разнообразной информации. 6) Знаковые системы записи. Они возникают на базе других знаковых систем — разговорного языка, музыки, танца — и вторичныпо отношению к ним. Появление и развитие письменности позволило человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники, искусства, права и т. п. Культура эпохи эллинизма. Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевскогоЕгипта (30 до н. э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно негреками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836—1843 гг.) понятие вошло в историческую науку.Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур, а также возникновениемклассического рабства. эллинизация явилась плодом подражания грекам со стороны коренных жителей страны. Культура Европы в XIX в Культуру XIX века принято считать культурой буржуазной. Развитие капитализма сопровождалось формированием мощного рабочего движения, возникновением первой в мире рабочей партии (Англия). Идеологией рабочего движения стал марксизм, который оказал огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. В 1871 году рабочие Парижа на несколько месяцев установили свою власть — Парижскую Коммуну. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса создается 1-й Интернационал — Международное товарищество рабочих. После его роспуска в европейских странах стали возникать социально-демократические партии, которые руководствовались идеями марксизма. Марксизм занимает ведущее место в общественном сознании XX века. В XIX веке возникает новая концепция развития культуры — «Элитарная концепция», согласно которой производителем и потребителем культуры является привилегированный класс общества — элита. Концепцию элитарной культуры обосновали Шопенгауэр и Ницше. Элита — это лучшее, отборное, избранное: что есть в каждом общественном классе, социальной группе. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мнению этих философов, обеспечивает общественный прогресс. Следовательно, и культура должна быть ориентирована не на запросы «массы», «толпы», а на удовлетворение запросов и потребностей этого слоя общества — людей, способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности. XIX век — век окончательного утверждения капиталистической формы хозяйствования, век интенсивного развития промышленного производства, таких его отраслей, как металлургия, машиностроение, энергетика и др. Это и век полного востребования науки, которая поднимается на небывалую раннее высоту. Потребности промышленности диктуют формирование в Европе системы школьного и профессионального образования. Растет число студентов в университетах. В художественной культуре XIX века нет единой доминанты. Формируются и функционируют различные общеевропейские стили и направления. Романтизм (первая треть XIX века) представляет собой широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского общества. Зародившись в Германии (Шиллер, Гете, братья Шлегель) романтизм распространился по всему миру. В основе романтизма лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Художники, приверженные к этому направлению, изображали драматически неразрешимые противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом. Отсюда уход романтического в мир иллюзий, в фантастические страны и т.п. В романтизме главное — не показ индивидуализма, а героико-патетическое прославление одиночества. РеализмXIX века - это творческий процесс и метод, свойственный художественной культуре европейских стран, согласно которому задача искусства — правдивое изображение жизни. В трудах Лессинга и Дидро еще в XVIII веке была развита идея реалистического «свободного подражания» природе. Реализм XIX века получил название критического реализма. Характер человека трактуется в реалистических произведениях как противоречивое и развивающееся единство. Он может меняться в зависимости от обстоятельств жизни. Для писателей-реалистов (Н.Гоголь, Ф.Стендаль, О.Бальзак, А.Пушкин, Ф.Достоевский, А.Чехов, Л.Толстой и др.) характерен обостренный интерес к социальному началу действительности. В последней трети XIX века в западноевропейской и американской культуре сложился натурализм — художественный метод, согласно которому природа искусства объяснялась посредством представлений, заимствованных у естествознания. Художник-натуралист стремится к внешнему правдоподобию деталей, изображению единичных явлений, вследствие чего явно преуменьшается влияние социального фактора. Художник дает «Куски жизни», считая такое подробное описание условием правдивости в искусстве. (Э.Золя, Г. де Мопассан, Г.Гауптман, Д.Мамин-Сибиряк). В 60-70-е годы XIX века во Франции возникло художественное направление, получившее название импрессионизм. Импрессионизм наиболее ярко воплотился в изобразительном искусстве.Стилистическими признаками импрессионизма являются: • отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов; • фиксация мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность; • неожиданные ракурсы фигур и предметов. Вопросы к зачету по курсу «Культурология» Понятие культуры и ее виды. Культура (лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; · в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. · материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира · духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Это деление условно. 1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.) · рост жизненного уровня; · развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные, прежде всего на молодежь; · возрастание роли и значения свободного времени, досуга. Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
Структура и функции культуры в обществе. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации. Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Коротко охарактеризуем основные. 1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - " cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Все остальные функции, так или иначе, связаны с этой и даже вытекают из нее. 2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. 3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. 4. Регулятивная (нормативна) функция связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право. 5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами. 6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы