Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурология. Преподаватель Андреева И.А.



Культурология. Преподаватель Андреева И.А.

Культура, ее структура и функции

Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) – один из основных эл-тов религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклону или привлечь божественные силы. Цицерон впервые вводит понятие культуры – cultura anima – обработка, возделывание, работа человека над своей душой. Культура – собирательный образ, включает и религию и искусство и др. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура – это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни, культура понимается только через деятельность человека в динамике исторического развития. Два способа овладения культурой: межличностное общение и самообразование. Культура подразделяется: 1. по ее носителю. А – мировая (синтез лучших достижений различных народов). Б – национальная (культурный синтез нац слоев, классов, и групп какого-либо народа). В – классовая (сельская, городская). Г- профессиональная. Д – молодежная. Е – личная, она включает два понятия: культурность – умение вписаться в общество; духовность – желание души проникнуть в глубину. 2. по видам деятельности А – материальная, Б – духовная. Материальные объекты – это физические объекты созданные руками человека – «артефакты», культура труда и материального пр-ва, культура быта, топоса. Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности, может передаваться только путем общения. Структура культуры в широком смысле: 1 – материальные и духовные ценности человечества. 2. Способы его жизнедеятельности. 3. Уровень развития общества. 4. совокупность людей, отношения друг к другу и окр миру. 5. Своеобразие жизни, науки и народов в определенный исторический период. 6. Мифология. 7. Религия. 8. Политика. Культурные универсалии (Дж. Мердок) для всех народов характерны общие нормы, ценности, правила и традиции. Культура делится на: 1 - Домашнюю (совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества), 2 - Субкультуру (это часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущая большой соц группе), 3 - Контркультуру (это культура, которая находится в конфликте с доминирующими ценностями, напр – культура преступного мира). Формы культуры: 1- Элитарная – создается привилегированными частями общества или по ее заказу. Она превышает уровень восприятия среднеобразованного чел (классич музыка); 2 – Народные культуры (фольклор) – анонимные творцы, не имеют проф подготовки (любительская, коллективная), мифы, сказки, легенды, по исполнению она всегда локальна и демократична; 3 – Массовая – это культура сегодняшнего дня, это вид культурной продукции, который производится каждый день, представляется разной аудитории по разним каналам, призвана удовлетворять сиюминутные потребности. Реагирует на любые события, быстро умирает. Она может быть национальной и международной. Функции: 1 –Гуманистическая – занимается " возделыванием духа", воспитанием, образованием; 2 - Трансляции – это социальная память человечества, функция исторической преемственности.; 3 – Гносеологическая - познавательная. Накопливает знание о мире, создаёт возможность для его изучение; 4 – Регулятивная (нормативная) – регулирует различные стороны и виды деятельности людей. Поддерживается моралью и правом; 5 – Семиотическая (знаковая) – культура предполагант знание и владение системой знаков; 6 - Аксеологическая (ценностная) – формирует ценностные ориентации, их качество и уровень. Это показатели степени культурности человека. Периодизация: 1 – к. Первобытности до 4тыс лет до н.э.; 2 – к. Др. Мира до 5в н.э.; 3 – Период Средневековья 5-16 в. (5-10 раннее, 10-14 развитое, 14-16 позднее – возрождение); 4 – к. Нового времени 17-нач 20в; 5 – к. Новейшего времени с 1914г..

Сферы духовной культуры

Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности человека, может передаваться только путем общения. Мифология – (от греч. мифос - сказание). Самая первая форма духовной культуры. Возникла тогда, когда человек не выделял себя из природной и общественной среды, его мышление было не отделено от эмоций. В мифологии переплетались наука, религия, философия в их зародышевом состоянии. Основные черты мифологического мышления: 1. Сочетает самые противоречивые взгляды на мир, не противопоставляя их друг другу. 2. Переносит человеческие св-ва на природные объекты. 3. Объединяет всё со всем (часть и целое, предмет и его изображение, человека и действия, происходящее вокруг, человека с животными, растениями, камнями). 4. Не отделяет познающего человека от познаваемого (от мира). 5. Традиционализм. Поклонение перед делами предков. 6. Этикетность – приверженность к устойчивым оборотам речи, способам поведения. 7. Ритуализм – следование правилам ритуала с обязательным включением элементов игры, рассказа и изображения. Миф положил начало музыке, поэзии, хореографии. Мифическое сознание не относится ни к вере, ни к науке. Очеловечивает мир. Религия выводит человека за рамки реальности, в транцендентное. Религия – мировоззрение и соответствующее ему поведение, определённое верой в существование бога или высшее начало, а также чувство связанности и зависимости по отношению к тайной силе, дающей человеку опору в жизни. Религия не существует без религиозного поведения (благочестие), связь – связь с богом. Религия имеет много функций: 1. Ценностная функция – даёт человеку систему смысла, даёт возможность понимания мира, выводя человека за пределы реальности. 2. Компенсаторная функция – помогает людям справиться со страхом перед миром, справиться с самм собой, с судьбой, с социальным поведением. Это способ восполнения человеческого бессилия. 3. Религия – это феномен коллектива. поэтому имеет функцию социализации, связывает человека и общество. Искусство осваивает мир через систему образов. Под ним понимают эстетическое мастерство и созданные благодаря ему произведения. От природных объектов произведение искусства отличает рукотворный характер, от произведений науки и техники – эмоциональное содержание. Оно отражает мир чувств, должно быть и доступным, и возвышенным. Опирается на гармонию и красоту. Искусству присущи быстрая смена оценок, художественных средств, стилей и вкусов. Это наиболее индивидуализированный тип деятельности. Его задача – не слепое копирование действительности, а представление реальности в особом свете, как видит художник. Искусство подразделяется на виды (музыка, живопись, скульптура, театр и т.д.), роды (поэзия, проза и т.д.), жанры (симфония, коцерт и т.д.), стили (барокко, классицизм). Искусство тесно связано с магией, т.к. рождалось в первобытную эпоху. Наука – разрабатывает и систематизирует объективные знания о действительности. Изучает её путём выявления устойчивых, повторяющихся связей между явлениями мира. Научные знания проверяемы и воспроизводимы опытным путем. В основе науки лежит эксперимент. Рождается в Древней Греции в 1 в. до н.э, была неразделена на отрасли. Христианская наука в 16-17 вв. была подменена понятием эксперимента и естествознания. Была признана возможность материалистического описания любого природного явления. Механистическое мировоззрение утверждало возможность описания любого явления с помощью математических формул в строгой последовательности. Поэтому истинная цель науки – объединение целостного знания – начинает утрачиваться. Конкретные знания углубляются, общая научная картина мира распадается. Философия – это система взглядов на мир, нечто среднее между искусством, религией и наукой. " Любовь к мудрости". Её задача – осмысление, оценка результатов человеческой деятельности, в том числе и научной. Ценность философии в том, что она может придавать всё новые и новые смыслы уже известным понятиям. Философия такая же древняя, как и религия, на востоке тесно связана с пантеизмом (форма религии, утверждающая, что бог есть всё). Западная философия родилась в Греции, она более рационалистична, чем восточная, более ориентирована на человека. Нравственность – особая форма общественного сознания и способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого.

 

Мировые религии

Классификация религий. Религия разделяются по ступеням развития. 1. Древние религиозные представления. Ранние формы религии (40 тыс. лет до н.э. – 15 в. до н.э.) Анимизм (анима – душа) – вера в существование души у всего сущего, в духов, в нечистую силу. Тотемизм (отем – его род) – вера в родственную связь человека с животными, растениями. Фетишизм – вера в магическую силу неодушевлённых предметов. Магия – вера в спосбность влиять на окружающий мир и людей с помощью определённых формул. Манизм – вера в магическую способность духов умерших предков влять на жизнь человека и человеческого коллектива. 2. Языческие (народные) религии (15-7 вв. до н.э.) Особенности: 1) На место духов встают боги 2) Люди отделяют себя от мира богов 3) Появляется жречество – особая категория, исполняющая ритуальные действия; жрецы превращаются в высшее сословие общества 4) Формируются идеи построения мира, его модели 5) Возникает идея фатализма 6) Появляется культ мёртвых и идея подземного мира и посмертной судьбы человека 7) Появление дуализма – два начала, которые всегда противоположны друг другу 8) Рождаются представления о героях, полубогах-полулюдях, которые помогают людям в освоении мира 9) Формируются представления о мировом порядке, т.е. о главном законе. " Что на небе, у богов, то и внизу, в мире человека". Схожи у многих народов. Человеческая жизнь должна стать жертвоприношением богам, любой поступок должен быть ритуален, т.е. отражать жизнь богов 10) Идея жертвы, через которую эти два мира объединяются, общаются. Жертва часто связана с экстатическими культами. Для языческих религий характерен политеизм (многобожие). 3. Современные религии (с 7 в. до н.э. по наст. вр.). Часто эти религии называют учительскими, т.к. во главе, у истоков стояли учителя, конкретные исторические личности. Эти религии требуют личного обращения к богу, к миру священного, освящают всю жизнь человека. Как правило утверждают идею религиозного равенства и личную ответственность человека перед богом. В рамках этих религий большую роль играют священное писание и церковь. Некоторые из них превратились в мировые: Христианство – ок. 2 млрд. чел., Ислам – ок. 1млрд200млн чел., Буддизм – ок. 360 млн. чел.

План ответа по религии: 1. Время 2. Место 3. Народ 4. Основатель 5. Тип 6. Бог 7. Священное писание 8. Символ 9. Вероучение

1.Буддизм – первая мировая религия. 1. Возник 7-6в до н.э. 2. В Сев Индии, позже распространяется в Тибете, Монголии, Китае, Японии и Юго-восточной Азии. В России – в бурятии и Калмыкии. 3. Индусы. 4. Учитель Будда – это не имя, это состояние пробужденности или просветления, имя - Сиддхартха (" тот, который полностью выполнил своё предназначение" ) Гаутама, Шакьямуни. Это реальная историческая личность. 5. Учительская религия, религия мистического откровения. Человек сам, путём внутреннего самосовершенствования достигает высших познаний и умений. 6. Это религия без Бога, отрицают душу творца. На более поздних этапах стали обожествлять Будду и поклоняться бодхисатвам (" те, кто прошли путём Будды" ). 7. Типитака или трипитака (" три корзины ученья" ). 8. Поворот колеса учения, Сантана или Сансара, Нибана или Нирвана, дхарма или дхамма. 9. В основе буддизма лежит учение о 4х благородных истинах и восьмеричном пути достижения истины. Истины: жизнь есть страдание, причина страдания – стремление к наслаждению, прекращение страдания происходит через уничтожение желаний, лечить болезнь нужно при помощи восьмеричного пути. Восьмеричный путь: 1) правые взгляды, или понимание истин о страдании; 2) правильная решимость действовать; 3) правильная речь без лжи, грубости, сплетен; 4) правильное поведение – не убей, не укради, не распутничай, не вреди живому; 5) правильный образ жизни – честно трудиться; 6) правильное усилие, направленное на успокоение души – Дхамма – это мельчайшие частицы, из которых состоит душа. срединный путь (между распутством и аскезой); 7) правильное направление мысли, плохие мысли портят карму – это закон причин и следствий, где причина- мысли и поступки, а следствие – следующее перерождение, реинкарнация, на него влияют в основном мысли; 8) правильное созерцание (медитация). Всё бытие делится на сансару и нирвану. Нирвана – покой, устойчивость, из которой вытекают все миры, это огненно творящий космос, для человека это состояние совершенства всех энергий и элементов души; для буддистов нирвана – это конечная цель. Сансара – поток активных элементов, состоит из сансар людей, животных. Для человека сансара определяется Анатмоном (душа) – это связка феноменов, иллюзия единой личности, состоит из пучка дхармм, во время смерти распадается, если её не держит карма. Карма – накапливание скрытых психических впечатлений между дхармами, то, что переживает душа. Три принципа буддизма: 1) Отсутствие аттмана у человека и творца 2) Всё пустота, где нет ничего постоянного 3) Всё есть страдание.

В буддизме возник ряд направлений: 1. Хинаяана (узкий путь спасения) – спастись можно только монаху. Идеал – Архат, достигший просветления. Душа Будды распалась, обращаться к ней нечего. 2. Махаяна (широкий путь или большая колесница). Спастись могут все, помогают в этом бодхисатвы. Будда обожествляется. 3. Чен-буддизм (Китай), дзен-буддизм (Япония). Основа – положение о невозможности выразить истину человеческим языком и образами. Просветление (Саттори) может быть достигнуто внезапно, путем внутреннего переживания. 4. Ламаизм (Тибет, Монголия, Калмыкия) – соединение буддизма с местными культами. 5. Тантризм – соединение буддизма с сексуальными культами.

2. Христианство. 1. Возникло на рубеже 1 в до н.э. 2. Палестина, город Иерусалим 3. Еврейский народ. 4. Иисус Христос (помазанник божий). 5. Религия искупления. Жертва бога способна искупить человеческий грех и восстановить связь человека с богом, утерянную из-за первородного греха. 6. Понятие Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. 7. Книга – Библия, состоит из Ветхого завета – это библейская история сотворения мира, и Нового завета - составлен учениками Христа, апостолами, содержит сведения о жизни Христа и его учении. Состоит из 4х Евангелий от Марка, Луки, Матфея, Иоанна. (Евангелие – благая весть о том, что Иисус Христос – бог, и он воскрес. И каждый человек, пройдя его путём, также воскреснет и обретёт жизнь вечную; подобие бога человек должен наработать сам). Также в Новый завет входят " Деяния апостолов", " Послания апостолов", письма, откровения Иоанна Богослова " Апокалепсис 8. Символ – крест. В православии крестятся троеперстием, два пальца, прижатых к ладони, означают двойную сущность бога (бог и человек). 9. В основе лежит вера в то, что 2000 лет назад бог послал в мир людей своего сына, богочеловека Иисуса Христа. Христиане верят в греховность человеческого рода, которая искупается кровавой жертвой бога – распятием Христа. Эту греховность они понимают как отделенность человека от бога. Грех отделил человека от бога, разделил друг с другом и посеял сомнения в душе человека. Важную роль играет мистерия (таинство) воскрешения. Иисус воскрес во плоти, равно как и страдал на кресте как человек. Его воскрешение обещает людям вечную жизнь. Христиане верят, что Иисус Христос – бог и человек в одном лице, и эти две природы существуют не слитно и не раздельно. Зло находиться вне человека, побуждает вредить богу, другим людям. Корень зла – эгоизм и себялюбие. Христианство может существовать только в лоне церкви. Церковь – сообщество верующих, храм, форма веры. Христиане верят в единокрещение во оставление грехов, в конец света, во второе пришествие Христа. В 1054 г. христианская церковь распадается на православие и католицизм. Православие более жестко относится к человеку. Фелиокве – спор о том, от кого из Троицы исходит святой дух. У католиков более сильный культ богоматери, принят догмат о непогрешимости Папы римского – наместника Бога на Земле. Протестантизм (16 век) – движение против католической церкви. Идеологи – Кальвин, Лютер, Цвингли. Вера в прямую и личную связь верующего с Христом. Священники при этом не нужны. 1. Лишь священное писание истина, библия – единственный источник божественного откровения. 2. Спасение – божий дар, воплощённый в искупительной смерти и воскрешении Христа, достигается только личной верой. 3. Каждый верующий является священником. Орицают власть Папы римского, посредничество девы Марии и святых, и таинство, не преподанное Христом.

3. Ислам. 1.Самая молодая из религий - возник в 7 в н.э. 2. Аравийский п-в, Мекка. 3. Арабы. 4. Пророк Мухамед (Мухамад, Магомет) 5. Строгий монотеизм. 6. Аллах (всемогущая сила). 7. Коран (чтение) – составлен после смерти Мухамеда по его высказываниям. Мусульмане (покорные богу) верят в богоданность корана. 8. Полумесяц. 9. Основы веры: 1) Существование единого бога аллаха, и в то, что Мухамед –пророк его. Аллах всемогущ (акбар), милостив (рахим), милосерден (рахман). 2) Пятикратная ежедневная молитва – салад. 3) Милостыня в пользу бедных – зайкат 4) Пост в месяц Рамадан (ночь славы) 5) Поломничество в Мекку- Хадж. Каждый, совершивший Хадж, получает звание Хаджи. Мухаммед был последним пророком Аллаха. Правовая система ислама заложена в своде правил – шариат. Признают бессмертие души, загробную жизнь, обязателен обряд обрезание. Запрет на изображение живых существ. В 8 в. арабы завоевали Азию до Индии, Палестину, Сев. Африку, Испанию, пытались завоевать Францию. В 13 в. начинается борьба за освобождение гробя господня.

 

Национальные религии

План ответа по религии: 1. Время 2. Место 3. Народ 4. Основатель 5. Тип 6. Бог 7. Священное писание 8. Символ 9. Вероучение

Национальные религии – Это религии, сложившиеся в рамках одного народа, не распространившиеся на другие народы. Языческие – индуизм, синтоизм. Учительские – даосизм, конфуцианство, зороастризм, иудаизм. 1. Иудаизм – название происходит от названия самого многочисленного еврейского племенного объединения – иудеи. Выходцы – царь Давид, Соломон. 1. 1е тыс. до н.э. 2. Восточное Средиземноморье, Палестина. 3. Древнееврейский народ. 4. Пророк Моисей (16-15 вв. до н.э.). 5. Строгий монотеизм. 6. Бог Яххве (я есть). Религия закона. Бог – господин. который предписывает поклоняться его заповедям. 7. Танах, пятикнижие Моисея (Тора), книги пророков и писания. 8. Звезда Давида. 9. 1)Вера в единого бога Яххве, бессмертного, всемогущего, вездесущего, безграничного. 2. Вера в способность познать бога, т.к. человек создан им по образу божию. Связь с богом поддерживается через молитву, божья воля диктуется через Танах. 3. Вера в греховность человеческого рода и в то, что мир был сотворён за 6 дней. 4. Ожидание божественного спасителя еврейского народа – мессии. 5. Вера в богоизбранность израильского народа как носителя божественного открровения. 6. Вера в бессмертие души. 7. Свод религиозных законов, охватывающий светское право и кодекс морально-нравственных отношений. Иудаизм – комплекс правовых, морально-этических, философских представлений, определивших уклад жизни евреев. Молельный дом – синагога, которой сегодня руководят раввины. 2. Индуизм. Хинду-дхармма (религия индусов). 1. Рубеж 2-1 тыс. до н.э. 2. Индия. 3. Индийский народ. 4. Возникла естественным путем из народных верований. Сейчас 700 млн. последователей. 5. Политеизм – около 1000 богов. Бог Брахма (энергия) создаёт мир. Его жена Сарасвати – богиня знания, речи. Бог Вишну поддерживает Вселенную, приходит на Землю в критические моменты. Его жена богиня Лакшми – богиня счастья, семейного благополучия. Бог Шива – бог плодородия, бог-производитель и бог-разрушитель.Его супруги Кали – богиня войны, Дурга, Парасвати. Ребёнок Шивы и Парасвати – Ганеша – бог счастья. Поклоняются в основном Шиве и Вишну. 6. Веды. Всего основных 4 веды. 7. Колесо сансары. 8. Нет строгой системы вероучения, единого символа веры, единых догматов. 9. Карма, Дхармма, реинкарнация, сансара. 3. Зороастризм. 1. 7 в до н.э. 2. Древний Иран. 3. Иранцы, персы, индийский народ. 4. Заратуштра (зороастр). 5. Монотеистическая религия. Немного последователей: в Индии 100 тыс., в Иране 50 тыс. 6. Ахура-Мазда (высший разум). Его противник Ариман (Ангро-манью) – олицетворение зла. Дуалистическая религия. 7. Авеста (обет, завет). 8. Пламя, огонь. Огнепоклонники.9. Маги (жрецы) всегда одевались во всё белое, чистое. Вреовые говорилось о том, что должен придти мессия, спаситель. Богослужение – повторение за жрецом слов, молитв, хвалы богам. Важный обряд – инициация – посвящение во взрослую жизнь. Связан с надеванием священного шнура – кушти (пояс), который не снимали. Для мужчин еще священная рубаха. Соблюдение Триады – добрая мысль, доброе слово, доброе дело. Нечистым считалось всё лживое, злое, чужое, грязное, мёртвое. Трупы огню не предают. 4. Даосизм – 1. 6-5в до н.э. 2. Китайская равнина, Китай, также Япония и Корея. 3. Китайский народ (около 8 млн.) 4. Хуан Ди (жёлтый император) передал основы этого учения. Основатель – Лао-цзы.5. Религиозное философское учение пантеистической направленности. 6. Религия без бога. Всё, что есть в этом мире – это проявление бога. Ранее обожествлялся основатель Лао-цзы. 7. Книга Дао, Дэ, цзин – " книга о пути Дао". 8 Ян (солнечное дающее начало, мужской принцип) и Ин (лунное, вбирающее начало, женский принцип). Это символ двух основ мироздания. 9. Бог – великое ничто и нечто, он слит с природой. Дао – не только путь, но и всеобщий закон спонтанного, самопроизвольного бытия природы, всех форм в ней. Это таинственная сила, управляющая вселенной. Стоит над всеми богами, действует на всех уровнях бытия, всё приводит в гармонию. Познание Дао недоступно для органов чувств человека, стать на путь Дао можно, лишь слившись с природой, через развитие естественных возможностей, отказавшись от любой целенаправленной деятельности. Жизнь и смерть – фазы всеобщей метаморфозы. Человек как микрокосм и универсум вечен. Со смертью тела его дух сливается с мировой пневмой Дао. Можно слиться с Дао при жизни путём внутреннего религиозного созерцания (медитации), физических упражнений (йоги). Распространяется культ отшельников (даосы). Они живут уединённо, сливаются с природой. Даосов изображали с лицом младенца, посохом в руке и персиком. 5. Конфуцианство (Кон-фу-Дзы) 1.возникла 6-5 в до н.э. 2. Распространилась в Китае, Японии, Корее. 3. Китайский народ. 4. Кун-фу-цзы (учитель Кун) или Конфуций. 5. Это этико-религиозная система. 6. Религия без бога. 7. Священные тексты Луньюй (запись бесед Конфуция с учениками, рассуждения учителя о соблюдении серединного пути. 8. Символ – весы (гармония мира). 9. В основе лежит концепция неба, высшей божественной силы, определяющей судьбу всего живого и небесного веления судьбы. Конфуций поставил перед собой задачу улучшить положение народа, верховной власти вернуть престиж. Надо обратиться к восстановлению прошлого, его традиций, законов предков. Представление о совершенном человеке – муже – это самодостаточная развитая личность, нравственная опора семьи и гос-ва, живёт в гармонии с собой, природой, людьми, умеет во всём соблюдать чувство меры, должен во всём следовать моральным законам, постоянно учиться. Конфуций оформляет закон о 5-ти добродетелях: 1 – принцип человеколюбия, гуманности (в широком смысле – любовь ко всему сущему, в узком – любовь к своим предкам); 2 – принцип доверия (уступчивость, умение слешуть и понять другого), 3 – понятие долга, закона, справедливости, взаимодействие между вышестоящими и нижестоящими. Термин " Китайские церемонии". Каждый человек должен был знать круг своих обязанностей. 4 – культ знания (показатель приобщенности человека к культуре). На 1м месте гуманитарные знания (литература, история, музыка). 5- ритуал – закон вещей, отражал всеобщий порядок мироздания, в котором у каждой вещи своё место и свои функции. Каждый человек должен знать своё место и действовать в соответствии с ним. Позже личность Конфуция была обожествлена. 6. Джайнизм 1. 6-5 в до н.э. 2. Индия 3. Индийский народ – среда кшатрии и торговцы. 4. Основатель Джина (победитель), его ученик Маха-вира, настоящее имя Вардхаммана, он был учеником будды. 5. Религия мистического откровения, человек сам, путем совершенствования, достигает конечного освобождения или нирваны. Это смесь индуизма и буддизма. Возникает параллельно буддизму. 6. Религия без Бога, мир ни кем не создан. 9. Нравственный идеал – мудрец или святой, достигший освобождения души. Философия. Мир существует из различного взаимодействия атомов (ану) и молекул (скандха), их распада и соединения. Природа – живая и не живая, душу имеют все существа. Различия только в количественном соотношении души и материи. Материализация постепенно. Светлая душа (джива) замутняется грязными мыслями и безнравственными действиями, которые создают карму, карма втягивает душу в колесо сансары. Цель души – освобождение от зависимости материального мира. Путь освобождения – это путь знания: 1 – правильная вера в соответствии с учением Махавиры; 2 – правильное познание реальной природы души и материи; 3 – правильное поведение, исполнение 5-ти обетов: 1-й – неповреждение жизни (ахимса), 2-й – воздержание от лжи, 3-й – воздержание от воровства, 4-й – воздержание от потворства всоим слабостям, 5-й – воздержание от привязанности.

Осевое время – время возникновения многих религий: 7. Синтоизм (путь богов) 1. 6-7 вв н.э. 2. Японские острова. 3. Японцы. 4. Нет основателя. Возникла естественным путем, это народная религия. 5. Полидемонизм – вера во множество духов. 6. Аматерасу – верховная богиня Японии. Это богиня Солнца, создала Японские острова. Её символы зеркало (правда), меч (справедливость), яшмовые подвески (символ сострадания). Отправляет мужа или внуки Ниниги на землю, где он становится родоначальником правящей династии. Личность императора обожествлялась. Культ императора – тенноизм. 7. Кодзики – сборник мифов, записки о деяниях древности. 8. Нет. 9. Религия выросла из японской мифологии, из традиций шаманизма, магических обрядов. В основе – вера в духов, вездесущих проявлений всего священного. Духи (ками) живут повсюду, всё одухотворено. Духи могут быть сильнее богов. Камикадзе – духи северного ветра. Родовые духи (покровители рода) – удзиками. Духи-покровители гос-ва – воины, погибшие, защищая его. Не обещает спасения в другом мире. Жить надо здесь, сечас, но в гармонии с окружающим миром.

 

 

Первобытная культура

культура первобытного общества. Антропогенез начинается, русские предполагают – 3, 5 млн. лет назад, иностранные – 7 млн. лет назад. Принято делить на устойчивые периоды, археологическая периодизация – это эволюция орудий труда человека. Каменный век – до 3. тыс до н. э., бронзовый век – с 3 по 1 тыс до н. э., железный век – с 1. тыс до н. э. Каменный век: А) палеолит – древний камень – 3-2, 5 млн. лет назад, начало антропогенеза; Б) мезолит – средний амень – 12 ты до н. э.- 8 ты. До н. э.; В) неолит- с 8 тыс. – 3 тыс. до н. э. А) выделение человека из животного мира. Основные этапы антропогенеза: 1. архантроп 2. палеонтропы – первобытные люди. 3. неоантропы – новые люди – современный человек. Архантропы: австралопитек – южная обезьяна. Рост – 1, 5 метра, вес – 40 кг, черная кожа густая растительность, питались ягодами. Существовали орудия труда – рубила, тяжелые камни первичной обработкой. Не было речи, ученые не все считают его первым человеком. НОМО: питекантроп –Homohabilis –умелый, Homoerectos – прямоходящий. Мало изучены учеными. Питекантроп ( петикос – обезьяна, антроп – человек). Скошенный лоб, тяжелая нижняя челюсть – употребляет мясо, пользовались огнем в природном виде. Синантроп – китайский человек – поддерживал огонь, пользлвался рубилами – но более совершенными. Появляется скребок. Западные ученые считают, что у них была религия – канибализм, ели предположительно мертвых. Жили в теплом климате, первобытным стадом, нет семьи Палеоантропы: неандерталец( хомо сапиенс архаикус – человек разумный. Древний). Вес до 100 кг, рост до 180 см, тяжелое туловище, короткие ноги, густая растительность, добывали огонь. Революция хозяйства и культуры: копья, дротики, носят одежду. В это время похолодание – вся территоря тундра и лесотундра. Охота на мамонта с загонной охотой. Хранили мясо в «холодильнике». Появились могильные захоронения, появляются первые табу, появляются первые формы верований – магия, создание идолов. Неоантропы ( хомо сапиеннс сапиенс). Кроманьелец. Активно вытесняет австралопитека. Тонкокостная обезьяна – кроманьелц, ширококостная –австралопитек. Очень развита интуиция. Первые картинные галереи. Нарисовано с фотографической точностью – хорошо развита затылочная часть. Урал – Канова пещера. Современные люди – результат смешения кроман. и неандертальца. Развитый кроманьелец живет уже в мезолите, начало создания культуры. Начинается потепление климата. Вымирает мамонт, применяют индивидуальную охоту, изобретены лук и стелы. Приручили собак, овец. Коз. Начало огородничества( Мотыжное земледелие). Жилище – землянка. Находили первые поселки или большой один дои – община, скорее всего родовая. Род материнский – матрилокальные поселения, семья строго парная, существует строгий запрет на отношения внутри рода. Искусство верхнего палеолита и мезолита – все виды изобразительного: графика(рисунки и силуэты), живопись изображения в цвете – минеральные краски, отличаются высоким реализмом и драматизмом, скульптура из камня и глины, барельефы. Барельеф – это узкий рельеф в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона. Декоративное искусство – резьба по камню кости. Появляются первые муз инструменты – флейты, Колотушки. Исусствон носило ярко выраженный ритуальный характер, служило культурным целым, было религиозно. Миф – сказание, представление народов о происхождении мира – это форма мироощущения основывалась ан внутреннем родстве человека с миром, в котором человек не царь природы, а лишь часть мистически сопричастная всему космосу и связанному с ним. События не имели определенной последовательности, факты фантастические, мифологическое время плавало в плазме и вместе жили боги, предки, герои. Первые формы религии: тотемизм, магия, анимизм, фетишизм, манизм. Особенности религиозного восприятия того времени. Люди не выделяли себя из окружающей действительности, ее животные, растения, минералы, действующей стихийные силы и живущие здесь люди – едины. 1. тотемизм от слова о тем (его род) \ это вера в сверх естественную родственную связь людей с животными и растениями. Тотем – старший брат ли отец, тотем нельзя трогать и обижать. 2.Анимизм. анима – душа. Вера во всеобщую одухотворенность природы, душа не умирает со смертью тела.3. Манизм – сила души, удачных людей. Душа могла помогать родственникам, вера в силу душ предков.4. Фетишизм – это вера в магическую силу неодушевленных предметов. Поклонение духовным силам. Воплощенных в предметах.5. магия – это искусство или учение влиять или воздействовать на окружающий мир с помощью определенных действий, манипуляций. А именно с помощью слов, молитв, с помощью предметов(амулеты0. магия – положительная и отрицательная. В мезолите идет формирование рас, появляются первые символы- петроглифы. Боялись технических новшеств, нарушить экосистему. Мир символов, в котором отражено представление древних людей о вселенной, рассчитано на передачу внутреннего смысла, происходящих событий, достигнут высокий уровень абстракции. Развитие информативной формы разума ведет к его схематизации, а затем превращение в орнамент и письменность, время возникновения первых исчислений (по сезонам и явлениям) и счета по пятеркам и десяткам.

Неолит. Большая рождаемость, миграция. Первые ранние городские поселения. Земледельческие центры: Иордано-Палестинский (Иерихон), Малоазийский (Ходжилар), Месопотамский (Джарно). Дом строится из сырцовых кирпичей, появляется керамика, ткачество, орнаментизация рисунка. Хозяйство земледельческое и скотоводческое. Расцвет материального труда петроглифов становится больше, развиваются прикладное искусство, где конструкция изображения и узор представляют собой единое целое. Большое значение уделяется предметам повседневного значения. художественная роспись, вышивка, аппликация. Усиливается культ Солнца и луны. Роль женщины уменьшается.

Эпоха палеометалла включает в себя энеолит: медно - каменный век. Появляется медные предметы, украшения, оружия. И бронзовый век. Завершается переход к производящему хоз-ву, первое крупное общественное разделение труда. Переворот в положение полов, переход к отцовскому роду, патрилокальные поселения. В это время изобретены колесный транспорт, верховая езда. Заложены основы цивилизации. Появляются крупные поселения – городища, строятся первые крепости, возводятся монументальные каменные сооружения – меголиты:

1. Кромлех – круглый камень. Это кругловые постройки астрономического. Ритуального значения, а возможно еще и другое назначение – Стоунхендж.

2. курганы – погребальные магилы огромных разсмеров. Кур – галь (круглая гора), Бог воздуха.

3. дольмены – погребальные сооружения ( доль – стол, мены – камень). Погребальные сооружения в виде оргомного размера каменных глыб, поставленных вертикально и покрытых с верху массивной плитой ( Крым, Кавказ, Англия, Франция).

4. менгир – каменные столбы огромных размеров, могут быть с высеченным человеческим лицом, его значение не известно, находят по всему миру. Возможно, охраняли ритуальную территорию.

Образцом культуры энеолита – кул-ра скифов-сармато и скифов-сколотов. Столица – Неаполь Скифский. Говорили на похожем с нами языке. Жили на периферии в черноморье, поднепровье. Достигли высочайшего уровня культуры, но нельзя считать цивилизацией. Не было письменности, 3 в. гибнет под ударом готов.

 

Культура Древнего Египта


Поделиться:



Популярное:

  1. А в т о р: канд. биол. наук, ст. преподаватель О.Н. Замбржицкий
  2. ВОПРОС 2. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
  3. Культура и культурология. Соотношение и история понятий.
  4. Культурология. II курс ИФ «Юриспруденция» и СПФ «Социальная педагогика»
  5. Культурология. Основы теории и истории культуры. Под ред. И.Ф. Кефели. СПб., 1996. Гл.26, 29.
  6. Л.А. ЗАБЕГАЙЛО, И.А. НАЗАРОВА
  7. Максимова Е.В., Краденова И.А. «Экономическая теория.
  8. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК ОРГАНИЗАТОР И РУКОВОДИТЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  9. Преподаватель: Федорова Александра Владимировна
  10. Проф. Р.С. Тулинская, доцент И.А. Мякишев, ст. преп. к.м.н. В.Д. Соколов, ст. преп. к.м.н. Л.П. Банникова, ассистент К.А. Григорян
  11. Составители: профессор Цирятьева С.Б., профессор Кечеруков А.И., доцент Горбачев В.Н., доцент Алиев Ф.Ш., к.м.н. Чернов И.А., ассистент Барадулин А.А., ассистент Комарова Л.Н.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь