Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура и культурология. Соотношение и история понятий.



Культура и культурология. Соотношение и история понятий.

Попытки осмысления культуры предпринимались задолго до того, как сложилась наука культуралогия. Стремление понять и обозначить феномен культуры положило начало зарождению этой науки, точнее явило истоком, питавшим поиски её исходных понятий.

Понятие «культура» (лат.) родилось в Древнем Риме и первоначально означало «возделывание, обработка земли». Древнеримский оратор философ Марк Тулий Цицерон в работе «Тускуланские рукописи» понятие «культура» обозначал, как возделывание человеческого ума в процессе обучения и воспитания.

В эпоху Средневековья «к» стала рассматриваться как «культ», «почтение» (Бога). Человек этой эпохи воспринимал культуру, как нечто данное изначально, вечное, существующее вне времени и вне пространства.

В философский обиход слово «к» вошло только в 18 в.. В учения, Вико, Пуфендорфа, Канта человек определяется как существо, наделённое разумом, способностью созидания, а история человечества рассматривается, как его саморазвитие, благодаря предметной деятельности. Именно в эпоху Просвещения формируется осознание культуры в её отличие от природы и в её взаимоотношениях с нею. Культура рассматривается как сверхприродное образование, характеризующее жизнь человека разумного, в отличие от существования животного или дикаря.

Современные трактовки культуры, как уже говорилось, могут быть очень разными. Исследователи 20 века определяли культуру, как совокупность ценностей (Тугаринов), способ деятельности общества (Соколов, Маркарян, Файнбург), как систему знаков и символов (Лотман, Успенский), как программу образа жизни (Сагатовский) и т.п.. Все эти опр. суть опр. человеческой деятельности и самого человека как действующего лиц. Однако не вся чел. деят-ть ведёт к творению культуры, а только творческая деят-ть, кот. невозможна без разума, без создания нового.

Культура — (в широко смысле) всё созданное людьми;

(в узком смысле) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

Культурология (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λ ό γ ο ς — мысль, причина) — наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности ее развития.

В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов ее функционирования, а также анализ феномена культуры как системы.

Термин «культурология» был предложен в 1946 году известным американским антропологом Лесли Уайтом, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса и предложил выделить в цикле социально-гуманитарных дисциплин культуралогию – науку о культуре. Однако попытки целостного осмысления культуры предпринимались гораздо раньше. Формирование знаний о культуре первоначально происходило в сфере философии, затем – в рамках конкретных дисциплин (этнологии, социологии, психологии и др.) и оформилась в самостоятельную дисциплину культурология только в XX веке.

 

Предмет культурологии и ее место в системе наук.

Формирование знаний о культуре первоначально происходило в сфере философии, затем – в рамках конкретных дисциплин (этнологии, социологии, психологии и т.д.), и только в 20веке культуралогия оформилась в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Культуралогия – это неединственная дисциплина, занимающаяся изучением культуры, ещё история, археология, философия, социология, психология и т.д.. Каждая имеет свой подход, изучая лишь отдельные аспекты, используя свои методы исследования культуры. А культуралогия стремится изучить культуру как целостность, дать систематизированное знание о культуре как уникальном и специфическом феномене. Культурологи стремятся воссоздать образ культурные эпох и главенствующий в них тип человека, понять, как он думал, что переживал, чему отдавал предпочтение.

Предмет изучения культурологии – это культура (в широко смысле) всё созданное людьми; (в узком смысле) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

Для того чтобы понять культуру как целое, необходимо привлечь весь комплекс гуманитарного знания, который я является питательной средой и необходимым фундаментом культурологии. Однако культурология - это не простая совокупность данных, взятых из каждой науки о человеке, а интегральное выражение гуманитарного знания. В этом смысле культуралогия не сводится к философии культуры, к искусствоведению и т.д., а является самостоятельной дисциплиной, изучающей культурологию.

 

Методология и конкретные методы исследования культуры.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

В исследовании культурных процессов используются различные методы:

1. Диахронический (хронологический) – изложение явлений, фактов, событий культуры в хронологической последовательности. Используется в дополнении с др. методами.

2. Проблемно-хронологический – изучение отдельной проблемы во временной последовательности (пр. самосознание человека в средневековье, античности т.п.).

3. Сравнительно-исторический – это сравнение в историческом разрезе нескольких на первый взгляд самостоятельных культур. При таком методе выявляется общее и особенное.

4. Структурно-функциональный – это разложение изучаемого объекта на составные части, выявления их соотношения, правил сочетания и объединение в группы. Этот метод традиционно применяется при анализе сущности, структуры, функций культуры.

5. Системный анализ – рассматривает объект как целостность.

6. Семиотический (семиотика – наука о знаковцых системах). Язык танца, жестов, цветов и т.д., парой говорят о культуре больше, чем обширные описания, в них сохраняется дух культуры и эпохи.

7. Синхронический – совокупный анализ 2-х или нескольких культур на протяжении определённого времени их развития с учётом всех существующих взаимосвязей и возможных противоречий.

Также широко используются и др. методы др. специальные наук.

 

Структура культуры.

 

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты.

Структура включает в себя:
-систему образования,
-науку,
-искусство,
-литературу,
-мифологию, нравственность,
-политику,
-право,
-религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое.

Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как:
-мировая и национальная культура,
-классовая,
-городская и сельская,
-профессиональная и др,
-духовная и материальная.


В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.
Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

 

 

Структура культурологии.

Культурология выделилась из филосо­фии культуры аналогично тому, как ранее из философии природы выделились физика, биология, из социальной философии — социо­логия и политология. В едином процессе развития науки традици­онно соответствующая отрасль научного знания отпочковывается от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. В этом отношении культурология также распадается на ряд относительно самостоятельных областей — подразделов, которые в свою очередь подразделяется на два типа — фундаментальные и прикладные знания.

Фундаментальная культурология призвана выявлять общие зако­номерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее прояв­лений и процессов. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры.

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы органи­зации досуга. Главным ее направлением становится разработка культурной политики: экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.

Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры, относится к фундаментальному знанию. Исследование видовых проявлений культуры, ее форм относится к прикладному зна­нию. Прикладной характер имеют также знания о видах и фор­мах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры.

В области исследований прикладной культурологии входят организация и технология культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методика проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Ее главное направление состоит в разработке культурной политики; экономическом, политическом и духовном обеспечении реализации культурных программ.
Прикладная культурология имеет практический характер, специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения. Они находят широкое применение в различных областях регулирования экономических, социальных, политических, этнических, религиозных отношений, в сфере организации культурных акций.

Фундаментальная культурология включает в себя несколько основных направлений:

1. социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми с ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая индивидуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов;

2. психология культуры (психологическая антропология) об­ращает внимание в основном на человека, являющегося носите­лем той или иной культуры. Основной акцент делается на изуче­нии норм и ценностей, которые лежат в основе любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности;

3. культурная семантика изучает культурные феномены информационных носителей, с помощью хранится и транслируется вся социально значимая формация. При этом тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, а также с помощью символов, в любых продуктах человеческой деятельности. Основное внимание при этом обращается на процессы коммуникации между людьми в обществе;

4. история культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры. Значение истории культурологии для культурологической науки так же велико, как значение истории философии для философии. Эти области знания составляют значительный массив собственно куль­турологического и философского знания, а современные теоретиче­ские конструкты опираются на результаты размышлений предшест­венников. История культурологии может быть рассмотрена не только как самостоятельный раздел науки, но и как часть социаль­ной, психологической антропологии и культурной семантики.

 

Культура и природа.

Именно в эпоху Просвещения формируется осознание культуры в её отличие от природы и в её взаимоотношениях с нею. Культура рассматривается как сверхприродное образование, характеризующее жизнь человека разумного, в отличие от существования животного или дикаря.

Природа и культура - с позиций современного научного понимания феномена культуры - антонимы, противоположные, но и взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия.

Одна из основных оппозиций философии, культурологии, социологии культуры. Оппозиция «К. — П.» является предпосылкой подразделения всех наук на науки о культуре (К.) и науки о природе (П.), она лежит в основе определения предмета культурологии и предмета социологии К. Самым общим образом К. может быть охарактеризована как все то, что создано руками и умом человека в процессе его исторической жизнедеятельности, соответственно, П. — это все существующее и не созданное человеком. К. представляет собой то, что не имело бы места и не способно было бы удерживаться в дальнейшем без постоянных усилий и поддержки человека; П. — то, что не является результатом человеческой деятельности и может существовать независимо от нее. Очевидно, что с расширением сферы К. область П. соответствующим образом сужается; если К. съеживается и гаснет, сфера природного расширяется.

 

К. включает материальную и духовную части. К К. относятся как созданные человеком здания, машины, каналы, предметы повседневной жизни и т.п., так и созданные им идеи, ценности, религии, научные теории, нормы, традиции, правила грамматики и ритуала, и т.п. К. находится в постоянной динамике, она радикально меняется от эпохи к эпохе. Это означает, что постоянно меняется и понятие П., противопоставляемое понятию К.

Широкое понимание К. как противоположности П. необходимо при обсуждении общих проблем становления и развития К. и, в частности, проблемы видения П. конкретными К. Это понимание является в известном смысле классическим, хотя оно не единственно возможное.

Еще Г. Риккерт настаивал на том, что понятие П. может быть точнее определено только через противоположное ему понятие К.: «Продукты природы — то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природы в этом смысле является культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности». Сходным образом определял К. позднее П.А. Сорокин: «В самом широком смысле культура обозначает совокупность того, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга».

Взаимодействие культуры и природы:

Воздействие культуры на природу:

  • Природа опр. потребности людей и их осознание служит стимулом к деятельности и развитию мышления.
  • Всё необходимое материально для удовлетворения потребностей, человек находит в природе.
  • Природная среда непосредственно влияет на тип хозяйства и содержания хоз. людей их быт и духовный мир.
  • Природа – важный фактор удовлетворения нравственных и эстетических потребностей человека.
  • Природная среда влияет на процесс худ. творчества и на традиционную народную культуру.

Воздействие природы на культуру:

  • Результ влияния – это культурный ландшафт, включающий в себя агросферу и техносферу (совокупность предметов материальной культуры вкл. В неживую природу).
  • Экологическая проблема возникла в результате активного развития техносферы.

 

Христианский тип культуры.

Христиа́ нство — монотеистическая авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, как о них свидетельствует Новый Завет.

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи. Христианство представляет собой новый уровень самосознания человека. В христианстве в человеке признаётся личность. Человек является земным воплощением Бога, а бог есть высшая любовь к людям. Сущность нравственного идеала в единстве Веры, Надежды и Любви. Вера - особое состояние духа, ведущее к Богу. Надежда олицетворяет идею спасения от греха с помощью Бога через загробное воздаяние. Любовь понимается как любовь к Богу.

Христианство вынуждено было отстаивать свои идеалы, находясь в культуре с глубоко развитой системой онтологии, гносеологии, логики. Возникающее богословие опиралось прежде всего на античный неоплатонизм. Но в отличие от античности философия в средние века перестаёт быть последним способом постижения истины. Выше неё становится вера.

Одним из самых важных представлений в средние века было представление о божественной красоте, которая осеняет весь мир. Именно с этим связано понятие теоцентризма. Теоцентризм – это представление о том, что Бог является высшей реальностью, центром всего мироздания, всего происходящего на земле. Явление теоцентризма определило дуализм средневековой культуры. Мир распался на две части: божественную и дьявольскую, которые непримиримы между собой, поэтому человек разрывался в мучительном противоречии между соблазнами земной жизни и стремлением к божественному. Мера же отступления человека от священного пути определялась по вертикали. Вертикаль между этими полюсами – лестница греха. И человек, живя в историческом времени, либо поднимается по этой лестнице, преодолевая свою греховную сущность, либо, идя у неё на поводу, спускается вниз.

Для средневекового сознания отправной точкой в размышлении о судьбе, пути человека, мира и всего человечества было Священное писание, в котором излагалась священная история от сотворения мира и до Страшного суда. Всё, что происходило в реальной истории человечества, в личной жизни каждого отдельного человека не совпадало с предначертанной сакральной (священной) историей, но соотносилось и оценивалось в соответствии с этим священным путём.

Таким образом, вся культура средневековья направлена на преодоление греховной сущности человека: всё телесное отбрасывается как бесполезное, бренное, лишённое вечного начала, мешающее укреплению духовного потенциала.

Раннее Средневековье

Период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг.В эпоху Раннего Средневековья произошло Великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Росло исламское влияние. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь.

Высокое Средневековье

Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха Высокого Средневековья сменила Раннее Средневековье и предшествовала Позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

В Высокое Средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавию христианства. Распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Организация христианами Крестовых походов с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Расцвет торговли и коммерции. Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.

В Восточной Европе эпоха Высокого Средневековья ознаменована расцветом Киевской Руси и появлением на исторической сцене Польши и Великого Княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

 

Позднее Средневековье

Позднему Средневековью предшествовало Высокое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы Позднего Средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения.

Около 1300 года, период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведёнными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Для России позднее Средневековье начинается монголо-татарским игом, с окончанием которого на политическую арену выходит Московское царство, а древнерусский народ Высокого Средневековья распадается на русский, украинский, белорусский народы.

 

Культура эпохи Возрождения. Основные понятия культуры этого времени (титанизм, универсализм, гуманизм).

Возрождение – это всплеск, взрыв в рамках средневековой культуры (13-16 вв.).

Эпоха Ренессанса – это переломный этап, это переход от средних веков к новому времени. С одной стороны, эпоха Возрождения обращается к античной культуре и стремится возродить её ценности, с другой стороны, эпоха Возрождения развивается в рамках и в логике средневековой культуры.

В эпоху Возрождения человек, с одной стороны, испытывает интерес к миру античности, с другой стороны, угроза страшного суда для него по прежнему актуальна. Суть мировоззрения человека этого времени очень точно выразил философ эпохи Возрождения Пико дела Мирандола. В своём трактате о «достоинстве человека» он изображает Бога, обращающегося к Адаму со следующими словами: « Я создал тебя, существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты чуждый стеснений сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного, исключительно благодаря твоей внутренней воли».

С одной стороны, воля человека выделяется как самостоятельная категория, с другой стороны, система ценностей у человека остаётся средневековой.

Отсюда появляется понятие «антропоцентризм», которое становится ключевым в эпоху Возрождения. Человек – центр мироздания, он сам определяет свою судьбу.

Свобода этой эпохи — это личное достоинство человека, требующее от него ответственности, самостоятельности в выборе решения, это превращение человека из объекта различных отношений с природой и обществом в активного действующего субъекта. Среди наиболее известных можно выделить живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Альбрехта Дюрера или поэтические произведения Петрарки, Боккаччо, Торквато Тассо и Данте, прозу Рабле, драматургию Шекспира.

В это время образовалось течение, получившее название гуманизма. Гуманизм (лат. humanius – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимого от его общественного положения, и право личности на свободное развитие своих творческих сил.

Никто из деятелей Возрождения не формулировал «кредо» ренессансного гуманизма, но его можно реконструировать. Это вера в разум культурного человека, овладевающего знаниями, добытыми из античности. Античность становится своего рода зеркалом, предлагает те идеи и образы, через которые эпоха Возрождения распознаёт саму себя.

Одной из важнейших черт эпохи Возрождения было стремление к опытному познанию природы, идейное оправдание которого можно найти в доктрине «двойной истины», где проводилось различие истины веры и истины знания. Происходят серьёзные изменения в представлении о мироустройстве, оказавшие огромное влияние на формирование рационалистической культуры Нового времени. Происходит множество открытий в астрономии (Коперник, Галилей, Бруно), появляются идеи множественности миров, бесконечности Вселенной, отрицание геоцентрической модели Вселенной.

Другой немаловажной чертой гуманизма был принцип универсальности. Складывается модель культурного человека, получившего название homouniversalis, или человека универсального, как тип творческого, неповторимого, уникального образа человека. Это образ человека, обладающего настолько мощным, целостным духом, который не побоялся бы потеряться в телесном, но смог бы это телесное одухотворить. Формула «Человек – подобие божье» получает художественную пластическую реализацию в эпохе Возрождения.

Гуманистические представления о всемогуществе человеческой личности воплотились в титанизме, демонстрировавшем беспредельность возможностей человека. Когда говорят о титанах эпохи Возрождения, часто имеют в виду вполне определенные имена, прежде всего Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Возрожденческие художники опирались в мастерстве на знания математики и анатомии. Титаны эпохи Возрождения в научных прозрениях выходили далеко за границы своего времени, могли представить непредставимое – достаточно вспомнить о технических предвидениях Леонардо да Винчи, о теории множественности миров Джордано Бруно или гелеоцентрической системе Н. Коперника. Все силы титанов эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пико делла Мирандола, Рафаэля были направлены на выражение божественной красоты, духа в природе, в телесной оболочке человека. Им удалось соединить то, что противопоставлялось в средневековье: дух и плоть.

 

Культура и культурология. Соотношение и история понятий.

Попытки осмысления культуры предпринимались задолго до того, как сложилась наука культуралогия. Стремление понять и обозначить феномен культуры положило начало зарождению этой науки, точнее явило истоком, питавшим поиски её исходных понятий.

Понятие «культура» (лат.) родилось в Древнем Риме и первоначально означало «возделывание, обработка земли». Древнеримский оратор философ Марк Тулий Цицерон в работе «Тускуланские рукописи» понятие «культура» обозначал, как возделывание человеческого ума в процессе обучения и воспитания.

В эпоху Средневековья «к» стала рассматриваться как «культ», «почтение» (Бога). Человек этой эпохи воспринимал культуру, как нечто данное изначально, вечное, существующее вне времени и вне пространства.

В философский обиход слово «к» вошло только в 18 в.. В учения, Вико, Пуфендорфа, Канта человек определяется как существо, наделённое разумом, способностью созидания, а история человечества рассматривается, как его саморазвитие, благодаря предметной деятельности. Именно в эпоху Просвещения формируется осознание культуры в её отличие от природы и в её взаимоотношениях с нею. Культура рассматривается как сверхприродное образование, характеризующее жизнь человека разумного, в отличие от существования животного или дикаря.

Современные трактовки культуры, как уже говорилось, могут быть очень разными. Исследователи 20 века определяли культуру, как совокупность ценностей (Тугаринов), способ деятельности общества (Соколов, Маркарян, Файнбург), как систему знаков и символов (Лотман, Успенский), как программу образа жизни (Сагатовский) и т.п.. Все эти опр. суть опр. человеческой деятельности и самого человека как действующего лиц. Однако не вся чел. деят-ть ведёт к творению культуры, а только творческая деят-ть, кот. невозможна без разума, без создания нового.

Культура — (в широко смысле) всё созданное людьми;

(в узком смысле) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

Культурология (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λ ό γ ο ς — мысль, причина) — наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности ее развития.

В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов ее функционирования, а также анализ феномена культуры как системы.

Термин «культурология» был предложен в 1946 году известным американским антропологом Лесли Уайтом, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса и предложил выделить в цикле социально-гуманитарных дисциплин культуралогию – науку о культуре. Однако попытки целостного осмысления культуры предпринимались гораздо раньше. Формирование знаний о культуре первоначально происходило в сфере философии, затем – в рамках конкретных дисциплин (этнологии, социологии, психологии и др.) и оформилась в самостоятельную дисциплину культурология только в XX веке.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь