Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурология. II курс ИФ «Юриспруденция» и СПФ «Социальная педагогика»



Культурология. II курс ИФ «Юриспруденция» и СПФ «Социальная педагогика»

Преподаватели Т. А. Кибардина, Н. Г. Кульмаметьева

Общая трудоемкость 72 ч. 36 ауд. ч. (18 лекц. 18 сем.), 3-й семестр

Блок ГСЭ

 

 

Приложение 2

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Тема 1. Основные черты первобытного сознания и мышления

План:

1. Мифологическое мышление первобытного человека. Взаимоотношение человека с магией.

2. Архаичные религиозные культы: анимизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм, магия.

3. Искусство первобытного человека (живописные изображения в пещерах Нио, Ласко, Каповой пещере и др.; женские статуэтки, наскальная живопись, многофигурность композиций).

4. Мегалитические сооружения (дольмены, кромлехи, менгиры, Стоунхендж).

Литература:

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. – М., 2001.

Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. – М., 1971.

Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. – М., 1982–1884.

Соколова М. В. Мировая культура и искусство. – М., 2004.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.

Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону, 1997.

Методические рекомендации:

Необходимо обратить внимание на взаимосвязь мифологического мышления первобытного человека с искусством первобытной эпохи. Определить понятие «синкретизм». Презентации или использование наглядных пособий (репродукции) помогут студенту при ответе на теоретический вопрос.

Статья Тайлора Э.Б. «Первобытная культура» (Культурология: Учеб. пос. / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М., 1998. – С. 229–232.) также поможет ответить на вопросы семинарского занятия.

(Методические указания по выполнению конспекта см. в Приложении 3.)

 

Тема 2. Древний Египет – страна сфинксов и пирамид

План:

1. Религиозно-мифологические представления древних египтян. Система египетских культов.

2. «Жилище вечности»: архитектурные комплексы Древнего Египта (пирамиды, Карнакский, Луксорский храмы).

3. Скульптурные памятники (статуи фараонов и др.). Чудо красоты – Нефертити.

4. Иероглифическое письмо и его значение.

Литература:

100 великих чудес света. / Автор-составитель Н.А. Ионина. – М., 1999.

Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. – М., 1976.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. – М., 2001.

Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. М., 1971.

Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. – М., 1982–1984.

Матье М. Э. Во времена Нефертити. – СПб., 1985.

Соколова М. В. Мировая культура и искусство. – М., 2004.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.

Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону, 1997.

Методические рекомендации:

Выявить тесную связь религиозно-мифологических взглядов древних египтян с архитектурой, скульптурой, письменностью Древнего Египта (разработка схемы, которая должна отражать эти особенности). Составление кроссворда (не менее 10 вопросов). Обратить внимание на мегалитическую скульптуру Сфинкса. Какую роль сыграла культура Древнего Египта на дальнейшее развитие мировой культуры.

При разработке схемы необходимо обратить внимание на взаимозависимость развития религиозных взглядов египтян с искусством.

 

Тема 3. Духовные и художественные открытия античности (Древняя Греция)

План:

1. Греческая мифология и ее отражение в искусстве и литературе Древней Греции.

2. Древнегреческий театр.

3. Архитектура Древней Греции как синтез искусств:

а) основные архитектурные стили – ордера (дорический, коринфский, ионический);

б) афинский Акрополь (Парфенон и Эрехтейон);

в) храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии, храм Артемиды, в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе

4. Скульптура Древней Греции:

а) высокая классика: Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор», Фидий «Зевс Олимпийский»;

б) поздняя классика: Скопас «Неистовая Менада», Пракситель «Отдыхающий сатир», «Гермес с Дионисом, Лисипп «Апоксиомен»

5. Изобразительные повествования на вазах в Древней Греции (краснофигурная, чернофигурная).

Литература:

100 великих чудес света. / Автор-составитель Н. А. Ионина. – М., 1999.

Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

Гнедич П. П. История искусств. – М., 2005. (или др. изд).

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. – М., 2001.

Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. – М., 1971.

Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. – М., 1982–1984.

Матье М. Э. Во времена Нефертити. – СПб., 1985.

Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. – М., 1972.

Соколова М. В. Мировая культура и искусство. М., 2004.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.

Фрезер Т. Сокровища человечества. – М., 1997.

Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону, 1997.

Методические рекомендации:

Определить взаимосвязь мифологии и искусства Древней Греции. Прочтение древнегреческих мифов, презентации, использование наглядных пособий (репродукции) помогут студенту при ответе на теоретические вопросы. Необходимо определить роль древнегреческой культуры на дальнейшее развитие европейской культуры, какие исторические этапы мировой культуры обращались к эталонам искусства Древней Греции.

Рекомендуются к прочтению мифы: о происхождении космоса и богов, о богах (цикл мифов о Зевсе) и богинях, мифы о происхождении людей, о героях (Прометей, Геракл).

 

Тема 4. Искусство Византии. Художественная культура европейского средневековья

План:

1. Искусство Византии при Юстиниане Великом. Храм Святой Софии в Стамбуле.

2. «Македонское возрождение». Иконописный канон и мозаика.

3. Основные черты периода «романской культуры». Архитектурные особенности построек романского стиля.

4. Расцвет средневековой художественной культуры. Образ мира и готический храм (Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Реймский собор и др.).

5. Куртуазная любовь и ее отражение в литературе.

Литература:

100 великих чудес света. / Автор-составитель Н. А. Ионина. – М., 1999.

Античность и Византия. – М., 1975.

Гнедич П. П. История искусств. – М., 2005. (или др. изд).

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. – М., 1990.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1990.

Дюби Ж. Европа в средние века. – М, 1995.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. – М., 2001.

Соколова М. В. Мировая культура и искусство. – М., 2004.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.

Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону, 1997.

Методические рекомендации:

Необходимо определить характерные черты основных пластов средневековой культуры и их проявление в искусстве: народной, религиозной, светской. Выделить сходства и различия романского и готического стилей. Презентации или использование наглядных пособий (репродукции) помогут студенту при ответе на теоретический вопрос.

При выполнении письменного задания необходимо выделить и описать характерные черты основных пластов средневековой культуры и их проявление в искусстве: народной, религиозной, светской.

 

Тема 7. Художественные направления XIX века: романтизм и реализм.

План:

1. Романтизм – идейно-художественное направление первой половины XIX века. Общая характеристика.

2. Романтизм в зарубежном изобразительном искусстве: Франсиско Гойя, Эжен Делакруа, Теодор Жерико.

3. Реализм – идейно-художественное направление второй половины XIX века. Общая характеристика.

4. Барбизонская школа живописи: Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Камиль Коро и др.

Литература:

Гнедич П. П. История искусств. – М., 2005. (или др. изд).

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1990.

Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. – М., 2001.

Соколова М. В. Мировая культура и искусство. – М., 2004.

Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс). – Ростов-н / Д., 1997.

Методические рекомендации:

Обратить внимание на причины рождения нового художественного направления – романтизм. Определить основные отличия романтизма и реализма в творчестве художников, писателей, композиторов. Также определить общее и особенное реализма и натурализма.

Студентам необходимо разработать презентации, посвящённые творчеству выдающихся художников-реалистов и романтиков (писателей, живописцев, музыкантов). Презентация должна содержать не менее 20 слайдов. Обязательны слайды с указанием исполнителя и используемой литературой.

 

Задания для СРС и методические указания к их выполнению

 

Тема 3: Семиотика культуры

 

Задание: Подготовить реферат по следующим темам:

1.Знаки и знаковые системы в культуре.

2.Естественные и искусственные языки.

3.Культура как текст.

4.Семантика храма.

5.Знаковая система культуры и художественный язык.

6.Мифологические модели мира.

7.Наука как знаковая система.

8.Семиотический анализ религии.

9.Социокультурные особенности масс-медиа.

10.Художественно-религиозная символика мусульманской культуры.

11.Концепция семиосферы Ю. М. Лотмана.

12.Знаки и символы в современной массовой культуре.

13.Содержание религиозных символов.

14.Символика цвета в различных культурах.

15.Ритуал как символ.

16.Символика в национальных культурах.

17.Госудаственная символика: эволюция в историко-курном процессе.

18.Происхождение и эволюция символов.

19.Военная символика.

20.Иконическая символика.

21.Герменевтика как искусство толкования священных текстов.

22.Семантика средневековых символов.

23.Мода как знаковая система.

24.Семантика Библейских текстов.

25.Естественные языки.

26.Искусственные языки.

27.Символика этикета в разных культурах.

28.Символичность фольклора.

29.Символы эпохи Просвещения.

30.Символика в искусстве.

 

Методические рекомендации: Реферат – это вид самостоятельной письменной работы, представляющий собой краткий обзор содержания печатных и электронных источников по избранной теме. Цель работы над рефератом – обретение студентом навыков библиографического поиска литературы, аналитической работы с литературой, периодикой, интернет-источниками и последующего письменного оформления текста. Тема, выбранная студентом обсуждается с преподавателям. При необходимости даются конкретные методические рекомендации по разработке темы реферата.

Качество работы оценивается по следующим параметрам:

· логичность построения, убедительность аргументации, полнота и точность формулировок;

· чёткая структура (связь между разделами работы);

· грамотность оформления текстовой части работы.

Объём реферата должен составлять 20 страниц машинописного текста оформленного в формате Word для Windows. Текст реферата должен оформлен 14 шрифтом Times New Roman, межстрочный интервал – полуторный, красная строка – 1, 25 мм, выравнивание шрифта текста.

Структура реферата включает:

· титульный лист (оформление в Приложении 1);

· оглавление (состоящее минимум из трёх частей);

· введение – обоснование избранной темы, её важность, цель и задачи работы;

· основной текст (в ходе изложения основного текста необходимо использовать внутритекстовые сноски; оформление – Приложение 2);

· заключение должно содержать основные выводы по теме реферата: значимость данной темы в развитии данной отрасли научного знания;

· список используемых источников должен содержать не менее 8–10 источников, включая словари, энциклопедии, монографии, периодику и интернет-источники (список литературы оформляется в соответствие с требованиями ГОСТа – оформление – Приложение 3).

 

Тема 5: Феномены культуры

Задание: Самостоятельно изучить раздел «Духовная культура» и уяснить основные характеристики феноменов духовной культуры: философии, религии, искусства, мифологии. По содержанию материала предполагается написание аудиторной контрольной работы с индивидуальными для каждого студента вопросами.

Примерные вопросы для контрольной работы:

1. Как в мифе выражается восприятие мира?

2. Древняя мифология и современная: сходство и различия.

3. Принципы логического построения мифа.

4. Раскройте содержание функций мифа.

5. Чем объясняется устойчивость мифов в культуре?

6. Назовите основные элементы религии. Охарактеризуйте их.

7. Раскройте содержание функций религии в обществе.

8. Раскройте особенности христианства как мировой религии и обозначьте его роль в историко-культурном процессе.

9. Раскройте особенности ислама как мировой религии и обозначьте его роль в историко-культурном процессе.

10. Раскройте особенности буддизма как мировой религии и обозначьте его роль в историко-культурном процессе.

11. Раскройте понятие искусства и обозначьте его виды.

12. Функции искусства в обществе.

13. Понятие художественного образа и его характерные черты.

14. Художественные стили в искусстве и историко-культурном процессе.

15. Искусство первобытности и современности: точки соприкосновения и различия.

16. Становление философии: дифференциация философии из мифа и науки.

17. Особенности философского мышления.

18. Философия и культура: соотношение философии с другими элементами культуры.

19. Сформулируйте основные проблемы философии и обоснуйте их актуальность.

20. Раскройте содержание функций философии в обществе и культуре.

 

Источник:

Кармин В. Культурология: Учеб. пос. – СПб., 2009. – С. 319-497.

 

Приложение 1

Образец оформления титульного листа реферата

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»

 

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Работу выполнил:

студент 1 курса специальности «Культуралогия» факультета сервиса и туризма

Иванов Иван Иванович

Работу проверил:

к.и.н, доцент

Т.А.Кибардина

 

 

Тобольск – 2010


Приложение 2

Образец оформления оглавления

Оглавление

Введение

1.

2.

3.

Заключение

Список литературы


Приложение 3

Образец оформления списка литературы и внутритекстовых ссылок

 

ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ ССЫЛКИ

 

I. Внутритекстовые ссылки

1.Внутритекстовая ссылка оформляется в квадратных скобках, где указываются порядковый номер источника и страницы, на которых помещен объект ссылки, сведения разделяют запятой:

– ссылка на печатный источник:

[10, с. 23];

– ссылка на электронный ресурс:

[15].

 

2.Внутритекстовая ссылка оформляется в квадратных скобках, где указываются фамилия автора, год издания и страницы, на которых помещен объект ссылки, сведения разделяют запятой:

– ссылка на печатный источник:

[Бахтин, 2003, с. 23];

– ссылка на электронный ресурс:

[Официальный интернет-сайт РУ ФСБ России по Тюменской области];

– ссылка на архивные источники:

[Ф–156. Оп. 3. Д. 926. Л. 13].

 

II. Подстрочные ссылки

При оформлении подстрочной ссылки используются арабские цифры, нумерация ссылок начинается с каждой страницы.

 

Пример 1:

Квартирный налог прямо называли прототипом подоходного. Разработчики закона исходили из того, что стоимость жилья, используемого человеком, находится в прямой зависимости от уровня его доходов. Налогу подлежали все жильцы городских квартир[1], арендная плата за которые превышала определённый уровень. Вне зависимости от того, живёт человек в наёмном доме или в собственном. Направленность налога на богатые слои усиливала прогрессивная шкала: чем выше налогооблагаемая база, тем большую её часть необходимо отдать в казну. «Подоходную сущность» квартирного налога, уже после появления собственно подоходного налога (по закону 1916 г.), подчёркивает правило о взаимном зачёте платежей[2]. Итак, в результате реформы 1893 г. Россия оказалась одной ногой в подоходном налоге.

 

Пример 2:

Через два года после составления Антонием (Шутовым) сочинения «О крещении греков» к этой теме обратился ещё один старообрядческий архиерей – коломенский епископ Пафнутий (Овчинников)[3]. В составленном им «Сказании вкратце» (1859 г.)[4] преданию о заповедях папы Афеса посвящено специальное примечание. Здесь в отличие от своих предшественников Пафнутий (Овчинников) критически оценивает старообрядческие издания концаXVIII в.

 

Пример 3:

Помощи от Китая киданям ждать не приходилось. Китайская культурная экспансия на запад практически сошла на нет. По жестокой прихоти истории Си Ляо оказалось последним китаизированным государством на Западе[5].


[1] Под квартирой в данном случае разумеется любое жилое помещение, будь то комната или особняк. Налог вводился не во всех городах; их список утверждался особо.

[2] То есть платежи по квартирному налогу будут приниматься в зачёт оклада налога подоходного.

[3] В миру Поликарп Петрович Овчинников. Ученик инока Павла Белокриницкого, архидиакон белокриницкой метрополии.

[4] «Сказание вкратце о первоначальном учреждении ныне существующей в нашей святой древлеправославной церкви священной иерархии и уверение в действительности оной сомневающимся» – РГБ. Рогожское собр. № 288, 549 (отрывок).

[5] Регион влияния китайской цивилизации был шире непосредственно территории империи. Это обстоятельство не является уникальным в истории Евразии. Скажем, границы «христианского мира» заканчивались как минимум междуречьем Волги и Днепра, а границы средневековой «римской империи» фактически доходили лишь до междуречья Вислы и Одера.

Культурология. II курс ИФ «Юриспруденция» и СПФ «Социальная педагогика»

Преподаватели Т. А. Кибардина, Н. Г. Кульмаметьева

Общая трудоемкость 72 ч. 36 ауд. ч. (18 лекц. 18 сем.), 3-й семестр

Блок ГСЭ

 

 

Приложение 2

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь