Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурология. Основы теории и истории культуры. Под ред. И.Ф. Кефели. СПб., 1996. Гл.26, 29.



11. Очерки по истории мировой культуры. М., 1997. Гл. IV, с. 460-473.

 

 

Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. М., 1990.

2. Блок А. Интеллигенция и Революция./ А. Блок - Соч. в 2-х т. М., 1955, т. 2, с. 218-228.

3. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

5. Зименко В.М. Советская историческая живопись. М., 1970.

6. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.

7. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.

8. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) //Вопросы философии. 1992. №8.

9. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Россия глазами русского. СПб., 1991.

10. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

  1. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию // Новый мир. 1993. №2.

12. Платонова В.Д. Проблема национальной самобытности в свете антропологических взглядов западников и славянофилов // Общественные науки и современность, 2001, № 3.

13. Сарабьянов Д. Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х гг. М., 1971.

14. Страницы памяти. О памятниках и памятных местах Калининградской области. Калининград, 1985.

15. Трубецкой Е. Россия в ее иконе //Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М., 1991.

16. Флиер А. Я. Культура как основа национальной идеологии России. М, 2000.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем своеобразие русской культуры?

2. Назовите основные этапы развития русской культуры.

3. Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру?

4. Достижения культуры Киевской Руси.

5. Основные школы русской иконописи и великие русские иконописцы.

6. Достижения и памятники Московской Руси.

7. Особенности русского искусства 17 века.

8. В чем проявилось влияние петровских реформ на художественную культуру?

9. В чем суть спора западников и славянофилов?

10. Что такое «золотой век русской культуры»?

11. Почему конец XIX –начало ХХ в. называют «серебряным веком» русской культуры?

12. Какие выдающиеся произведения изобразительного, музыкального, театрального искусства конца XIX –начало ХХ в. вы знаете?

  1. Значение понятий «раскол», «катастрофизм» применительно к развитию русской культуры.
  2. Как Вы понимаете значение понятий «русский культурный архетип»?

15. Специфика русской интеллигенции.

16. Проясните суть идеи «ковки нового человека» средствами литературы и ис­кусства.

17. Каковы типологические черты и особенности советской культуры?

18. Назовите наиболее значительные, на ваш взгляд, произведения советской культуры и искусства.

  1. Каковы истоки своеобразия культуры региона?
  2. Русские люди в истории нашего края
  3. Особенности художественной культуры Калининградской области.
  4. Архитектура и мемориалы: история и современность
  5. Литература и журналистика: от военного очерка до «европейского экспресса»
  6. Молодежная политика в Калининградской области

 

Основные термины и понятия

Агиография; анклав; апокриф; василевс; вестернизация; византинизм; все­единство; грекофильство; диалог культур; двоеверие; деизм; ересь; исихазм; мессианство; монументальный историзм; минея; «нарышкинское барокко»; парсуна; пате­рик; православно-языческий синкретизм; разночинство; секуляризация; «строганов­ский стиль»; соборность; триодь; финифть; этатизм; юродство.

 

Темы рефератов:

1. Место и роль России в мировой культуре.

2. Россия между Европой и Азией – в поисках культурной идентичности.

3. Русский культурный архетип: природные и исторические предпосылки.

4. Наследие Византии в художественной культуре Древней Руси.

5. Русское церковное зодчество. Храм и его символика.

6. Духовная музыка в России.

7. Шедевры русской национальной культуры XIV – XVI вв.

8. «Домострой» – энциклопедия жизни Древней Руси.

9. Православие и исторические судьбы России.

10. Симон Ушаков: живописец, гравер, теоретик искусства.

11. «Петровский переворот»: культурологический анализ.

12. Учение о культуре ранних славянофилов.

  1. Русская интеллигенция как феномен отечественной культуры: между народом и властью.
  2. Открытие русской иконы и ее изучение.

15. Дворянская усадьба и ее значение в русской культуре.

16. Санкт-Петербург как явление художественной культуры.

17. Художники передвижники: идеи и устремления.

18. Культурологические концепции русских мыслителей «Серебряного века»

19. Советская культура – мифы и реальность.

20. Культура Русского Зарубежья.

21. История развития художественной культуры Калининградского региона.

22. Творчество калининградских писателей

  1. Музыка в Калининграде: фестивали, конкурсы, концерты.
  2. Калининград: новый облик

 

Проблемные вопросы и упражнения.

1. В 1866 году появилась одна из первых работ по древнерусской иконе «Общие понятия о русской иконописи» Ф. И. Буслаева (1818-1897). Он писал: «Итак, неразвитость нашей иконописи в художест­венном отношении составляет не только ее отличи­тельный характер, но и ее превосходство перед искус­ством западным в отношении религиозном... В глазах наших соотечественников еще большего уважения зас­луживают произведения древней русской иконописи, в которых жизненное брожение форм изящных с безобразными и наивная смесь величия и красоты с безв­кусием служат явным признаком молодого, свежего и неиспорченного роскошью искусства, когда оно, еще слабое и неопытное в технических средствах, отва­жно стремится к достижению высоких целей и в нера­звитости своих элементов является прямым выраже­нием неистощимого богатства идей, в такой же не­развитости сомкнутого в таинственной области ве­рования». А вот как писал об иконе спустя полвека, в 1916 году, русский философ Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1929 гг.) в статье «Умозрение в красках»: «Нет ни малейшего сомнения в том, что эта иконопись выражает собой глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величай­ших, мировых сокровищ религиозного искусства. И, одна­ко, до самого последнего времени икона была совершенно непонятной русскому образованному человеку. Он рав­нодушно проходил мимо нее... Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти ста­рины... Оказывается, лики святых в наших древних хра­мах потемнели единственно потому, что они стали нам чуждыми... С этим нашим незнанием красок древней иконописи до сих пор связывалось и полнейшее непонимание ее духа... А рядом с этим оставалось непонятым самое сущест­венное и важное, что есть в русской иконе, та несрав­ненная радость, которую она возвещает миру».

Сравните эти два высказывания о древнерусской иконе. Что общего во мнениях этих знатоков живописи? Чья точка зрения наиболее полно выражает суть древнерусской живописи?

2. «Русская идея» В.С. Соловьева имеет отношение к проблеме национальности или философии всеединства?

3. Согласны ли Вы с П. Валери, который сравнивал литературу России XIX века с такими чудесами мировой истории, как Эллада и Ренессанс?

4. Как Вы прокомментируете высказывание одного из лидеров группы «Левый фронт» (ЛЕФ), футуриста С. Третьякова, что «работник искусства должен стать психоинженером, психоконструктором»?

5. Можете ли Вы присоединиться к словам М.Шагала: «Ленин перевернул Россию вверх ногами точно так же, как я поступаю в своих картинах»?

6. Н. Бердяев о сущности и судьбах «серебряного века» русской культуры.

7. Русские мыслители о противоречиях русской культуры (Бердяев, Лосский, Ильин, Федотов).

 

Темы индивидуальных заданий

I. Древнерусская иконопись: техника, канон, шедевры.

Литература:

  1. Барская Ю.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
  2. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1968

3. Бычков В.В. Духовно- эстетические основы русской иконы. М., 1995

4. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М., 1970.

5. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.

6. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы// Сост. Алексеев С.В. СПб., 2000

 

II. Проблема культурной идентичности России в дискурсе западников, славянофилов, евразийцев

Литература:

1. Гершензон М.О. Славянофильство // Вопросы философии. 1997. № 12

2. Платонова В.Д. Проблема национальной самобытности в свете антропологических взглядов западников и славянофилов // Общественные науки и современность, 2001, № 3.

3. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989. «Апология сумасшедшего».

 

 

III. Православие и русская культура: особенности взаимодействия.

Литература:

  1. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.
  2. Ключевский В.О. Православие в России. М., 2000.
  3. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Россия глазами русского. СПб., 1991.
  4. Лотман Ю.М. Русская культура послепетровской эпохи и христианская традиция //

Труды по знаковым системам. Т. 24. Культура: Текст: Нарратив. Тарту, 1992. С. 58-71.

5. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995. Т. 1.

 

IV. «Серебряный век» русской культуры как культурный ренессанс.

Литература:

  1. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.

2. Лапшина Н. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. М., 1977.

  1. Пути развития русского искусства конца 19 -начала 20 в. /Под ред. Н. Соколовой и В. Ванслова. М., 1972.
  2. Сарабьянов Д. В. История русского искусства (конца XIX — начала XX века). М., 1993.
  3. Серебряный век в России: избранные страницы. М., 1993.
  4. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России. 1890—1910 гг. М., 1988.

Тема 6. Культура и глобальные проблемы


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1202; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь