Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 2 и 3. Культура как общественное явление: понятие, сущность, структура.



Билет 4 Уровни культуры: классическая и современная; элитарная и массовая, официальная и андеграунда.

Классическая культура. С конца 19 в. в изобразительном искусстве, музыке, литературе получает распространение стиль, названный импрессионизм. Его целью была передача непосредственных, сиюминутных впечатлений, что привело к поиску новых приемов, форм творчества (художники К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, композиторы - К. Дебюсси, М. Равель).
Бурная общественная жизнь 19 в., изменила мировоззрение, рост образованности, активное участие в жизни государств рабочего класса неизбежно оказывали влияние на выбор тем и способов их отражения в искусстве. Появляется метод критического реализма (Курбе, Домье, Золя, Стендаль, Бальзак, Ибсен и др.).
Институализация художественной деятельности началась с появления учреждений, целью которых было закрепление профессионального подхода к творчеству (учреждение Академий художеств, консерваторий, королевских драматических и оперных театров), принятие законов об авторском праве.
«Классическая» модель культуры (19 в). Знаменами этого времени был гуманизм, рационализм и историзм. Культура понималась, как духовное состояние человека, которое, в свою очередь, было связано с европоцентризмом и христианством. В это время родилась культурология как система знаний о культуре.

 

В конце 60-ых гг. нашего столетия появился термин «контркультура», под которым понимались некоторые формы протеста против сложившихся стереотипов и ценностей, общепринятых в индустриальных обществах Запада. Контркультура была частью молодежного движения и выражалась в умонастроениях, стиле жизни, формах художественного творчества. В ее основе лежала идея отказа от ценностей традиционного общества, научно-технического прогресса и образа жизни отцов. Сторонники этого движения, среди которых выделялись хиппи, панки и т.п., пытались построить новую «философию жизни». Существование параллельных форм культуры (наряду с официальной) было отмечено в 60-70–е гг. и в СССР (секты, андеграунд в искусстве). Идеологи этих направлений резко критиковали «массовую культуру», оглупляющую человека. В понятии «м.к» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств массовой информации - радио, кино, телевидения, большие тиражи газет, дешевых «карманных книг», журналов, грампластинок. Через систему массовой коммуникации «м.к.» охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жизни и одежды да типа хобби. Серийная продукция «м.к.» обладает рядом специфических признаков: примитивность характеристики отношений между людьми, сведение социальных конфликтов к сюжетно занимательным столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель-достижение своего блага любой ценой, развлекательность, забавность комиксов, коммерческое кино с натуралистическим смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты-чувство собственности, расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности. Плодом такого типа развития является так называемый «одномерный человек», у которого утрачена цельность и деформирован внутренний мир.

Официальная культура есть такая форма культуры, которая транслируется сверху и признается большинством общества в качестве определенного стандарта (чаще всего молчаливо признается). В любом обществе существует официальная культура. Но наряду с ней может возникать и контркультура, являющаяся оппозицией официальной культуре. Таковой можно назвать культуру диссидентов во времена СССР, культуру хиппи 1960-х годов.

Кроме этого, особенно при выраженном социологическом подходе к исследованию культуры, структурно могут выделяться так называемые субкультуры, “под”-культурные образования, возникающие в рамках той или иной культуры. Они сохраняют ведущие характеристики основной культурной формы, но при этом имеют локальные отличия, придающие им некоторую особенность. Подобными субкультурами можно назвать некоторые неформальные молодежные объединения. В настоящий момент таковой становится и элитарная культура. Культура “новых русских”, еще некоторое время назад являвшаяся яркой субкультурной общностью, начинает постепенное сращение с официальной культурой.

От понятий контркультуры и субкультуры необходимо четко отделять антикультуру. Последняя является антагонистическим противоположением культуре как таковой. Антикультура есть такая форма бытия человека и общества, которая намеренно направлена на разрушение, уничтожение, деструкцию духовности и культуры. Иногда антикультура может проявляться под маской официальной культуры.

Билет 5 Типология культуры: основные подходы систематизации культуры

Cовременные подходы. Марксистский и отечественные подходы, исходят из оппозиции культуры как рукотворного, опредмеченного социального опыта человека, порожденного его творческими усилиями, отчуждением собственных природных сил и натуры, природы, покоряемой человеком. Культура — упорядочение естественного хаоса (Пригожин), порождение взаимодействия этноса с природной средой (Гумилев). 1)Диалогический открыл инвариант Вечного в культуре, показав созидающую силу диалога как универсального способа миропостижения. 2)Феноменологический подход исходит из представления о том, что культура — утраченное прошлое, изгнанное из мира МАН (безличного начала), хранимое в произведениях искусства и поэзии народного языка. 3)Деятельностный подход ставит акцент на том, что культура есть деятельность человека по созиданию культурных благ, по преображению природы и прошлого опыта. 4)Технологический подход понимает культуру как систему обновления технологий. 5)Ценностный подход к пониманию культуры ставит ударение на общечеловеческом, значимом в культуре, на таких культурных благах, которые задают динамику и совершенствование культурного процесса. 6)Семиотический подход к культуре рассматривает ее как систему транслируемых и изменяемых культурных символов, благодаря которым социальный, исторический опыт транслируется, понимается, изменяется человеком (К.Леви-Строс, Р.Барт, Ю.Кристева). Итак, культурология — комплексная дисциплина, предметом изучения которой является динамика, становление культуры. Ее задачи направлены на поиск и исследование культурно значимого факта. Кратко, культура — мир человека, им же самим и созданный

Билет 10. Диалог в культуре

Диалог - универсальный способ существования культуры. Будучи полифункциональным целостным общественным явлением, культура с древнейших времен для выживания, развития и обновления форм своего существования использует диалог как универсальное средство реализации целей человека в мире. Диалог в культуре есть универсальный способ передачи и освоения личностью форм социального взаимодействия, способов познания мира. В форме диалога существует культурный опыт человечества, традиция, но, вместе с тем, диалогичны и механизмы обновления ценностного содержания культуры. Каган определяет смысл понятия диалог следующим образом: это высшая форма межсубъектного взаимодействия, оптимальный тип отношения человека и человека, классов, наций, государственных систем, людей и природы, современности и прошлого самой культуры. Диалогичность культуры, отмечает Каган, естественно порождается как широкий спектр разных форм соприкосновения, взаимодействия, сопряжения в настоящем прошлого и будущего.Уровни диалога: 1)диалог с природой (доречевое отношение); 2)" Я-Оно" (с природой, вещным окружением человека); 3)Я-Я (диалог с духовными ценностями).Мы не слышим их ответ, но он звучит в нашем воображении. Это, по Буберу, диалог с Богом. Без " Ты" и " Оно" нет " Я", ибо последнее раскрывается только в отношении, в диалоге с ними. " Дух не в Я, но между Я и Ты, - писал Бубер, - человек живет в духе, когда он может ответить своему Ты".

Субъект-объектное взаимодействие " Я-Оно" является способом выявления ценности объекта для субъекта. В процессе коммуникации субъект обогащает себя, " вслушивается" в собственную душу, обнаруживая в ней отголоски единства мира природы, утраченного культурой. Переживание красоты и гармонии природы вызывает душевный трепет и желание заботиться о ней, беззащитной и хрупкой, пробуждая чувство ответственности личности за среду ее обитания. В условиях цивилизации диалог личности с вещным окружением усложняется. Субъект-субъектное отношение " Я-Ты" является основой бытия духовной культуры в форме отношений между людьми и как само-реализация личности в культуре. Диалог происходит на уровне: 1)одного ч-ка: 2)межличностный уровень(между несколькими людьми > =2: чтение книг, просмотр кар-тин): 3)межнациональный(между народами): 4)межкультурный(Восток-Запад, Христианство-Ислам). Формы диалога: 1)перенесение и заимствова-ние; 2)ассимиляция (полное освоении чужого до принятия его как своего); 3)транскультуризация (перенесение чего-либо от одной культуры к другой через посредника).Условия диалогичных отношений в обществе: 1)участники диалога должны быть открыты для взаимодействия на различных уров-нях; 2)между тождественными культура-ми не может состоять диалога т.к им нечего друг другу сказать; 3)культуры должны быть толерантны друг к другу.

 

Билет 32

В области культуры Византия вплоть до XIII в. превосходила Западную Европу. Наиболее ярко это превосходство проявлялось в философии, где была жива античная традиция. Ещё в XII в. в Византии была забыта материалистическая философия Демокрита и Эпикура, хотя особенно большое распространение имело учение Платона. Из последователей философской системы Платона наиболее выдающимся византийским философом XII в. был Михаил Пселл. Перу Пселла принадлежат многочисленные трактаты по философии, праву, логике, астрономии, медицине, математике, риторике, музыке и грамматике. В своих трудах Пселл доказывал, что философия и религия представляют самостоятельные области познания. Несмотря на господство церковной догмы, появился и ряд мыслителей, в учении которых ярко проявлялось свободомыслие. Таким выдающимся мыслителем был в XI в. ученик Пселла Иоанн Итал. Он смело выступил против церковной схоластики, а так же против использованного ею учения Аристотеля. Церковь обвинила Иоанна Итала в ереси и подвергла его жестоким гонениям. Философские взгляды как Пселла, так и Итала оказали влияние на развитие западноевропейской философии. В XI в. наметился и некоторый подъём в развитии естественных наук, особенно медицины. К этому времени относятся медицинские трактаты Дамнастия, Стефана Магнетия и Симеона Сета.

Изобразительное искусство и архитектура в XI – XIII вв. переживали в Византии значительный расцвет. В архитектуре преобладал тип крестово-купольного храма. Наиболее выдающимися памятниками архитектуры XI – XII вв. являются церковь монастыря Хора в Константинополе и церковь св. Пантелеймона в Фессалонике. Мозаики, украшавшие храмы того времени, были расположены по строго определённому плану, отражавшему существовавшую в Византии феодальную иерархию. В церковной живописи наблюдалось сочетание реалистической традиции с элементами условности, сухости и всё большей стилизации. Наряду с церковной живописью большое распространение в этот период получило светская монументальная живопись. Высокой степени развития достигли прикладное искусство и книжная миниатюра. Византийские изделия из слоновой кости и камня, керамика художественное стекло и ткани чрезвычайно ценились в Европе и Азии и имели широкое распространение за пределами Византии. В этих произведениях художественного ремесла особенно ярко проявилось влияние народного творчества и находило своё отражение многообразная культура народов, населявших Византийскую империю.

 

Билет 33

 

Билет 41

 

ЧАЛМА, ХАЛАТ И ТЮБЕТЕЙКА

Отдельные ветви исламской цивили­зации (а внутри них — более узкие общности) различаются своим костюмом. Например, чупон (цветной или чёрный халат) и тюбетейка с четырь­мя рёбрами — верный признак узбе­ка или таджика. Разновидности тюбе­тейки ещё совсем недавно указывали на район проживания таджика. Обще­известный арабский костюм — камис (верхняя рубаха до пят), куфия (го­ловной платок) и укаль (обруч) на голове — распространён во многих арабских странах. Шапочка, часто об­мотанная тюрбаном (в Египте и Суда­не — белым, в Омане — другой формы и расцветки и т. д.), длинная верхняя одежда (в Египте — галабия, в странах Магриба — бурнус с капюшоном) — это варианты мусульманского костю­ма в разных странах.

Вид с минарета. Первую в исто­рии мечеть построили ещё при жиз­ни Пророка Мухаммада в Медине, где и был похоронен Мухаммад; второй мечетью стал Ал-Харам — бывший храм Кааба в Мекке; третья воздвиг­нута на священной для евреев скале Сион в Иерусалиме — Куббат ас-Сах-ра (Купол Скалы). К этим трём мече­тям мусульмане совершают паломни­чества — хаджж. В мечети нередко превращали храмы других религий. В египетском городе Луксоре один из древних храмов языческих богов был перестроен в мечеть. Порой в мече­ти превращали христианские хра­мы, например бывший храм Софии Константинопольской в Стамбуле. Старейшая в Российской Федерации мечеть Джума в Дербенте в VIII в. бы­ла также переделана из христианской церкви.

 

Билет 2 и 3. Культура как общественное явление: понятие, сущность, структура.

 

Понятие «культура» появилось в Древнем Риме в качестве оппозиции понятию «натура». В переводе с латинского оно означает «обработанное», «искусственное». В этом смысле слово «культура» применялось для обозначения специально выращиваемых человеком растений.

В целом ряде отраслей оно и сегодня сохранило первоначальное значение. Так в сельском хозяйстве выращивание яровых и бахчевых культур.

По мере развития общества в понятие «культура» включается все более широкий спектр человеческого содержания: воспитание, образование, формирование и развитие. Все то, благодаря чему человек преобразует не только природный материал окружающего мира, но и себя самого как продукта природы. И как результат такой деятельности человек сам попадает в сферу культуры.

Однако следует отметить, что еще до появления понятия «культура», в Древней Греции и ремесло, и мастерство, и техника, и искусство обозначались словом «техне», которое означало то же самое – человеческую деятельность, преобразующую материальный мир, изменяющую форму природной предметности.

В Новое время термин «культура» утверждается в его современном значении, приобретая социальный, интеллектуальный смысл. Культура постепенно выделяется в особую сферу жизнедеятельности общества и человека.

Начиная с середины XX столетия, появляются многочисленные теории, объясняющие сущность, специфику, законы и категории культуры. Эти объяснения носят общефилософский характер. Поскольку и теория культуры, и философия имеют один предмет исследования – человека, изучают его с разных сторон и уровней.

До 60-х годов, подход к культуре был как к совокупности накопленных человечеством ценностей. Причем ценности нередко ограничивались произведениями искусства, тем что

Называют художественной культурой. Культура понималась своеобразной кладовой, хранилищем созданных человечеством богатств. Этот взгляд очень узок и неверен. Неясным остается вопрос о том, «Какой человек создает культуру» и «Почему не каждый человек может создавать культурные ценности? », а также «Как быть с культурой труда, производства, быта, нравственной, политической, экономической, экологической и правовой культурой? ».

Иногда понимание культуры сводится к широте кругозора или этикету. Однако можно много знать быть высококвалифицированным специалистом, но в то же время оставаться некультурным человеком – эгоистом, грубияном, не умеющим вести себя в обществе. И, напротив, можно быть любезным, вежливым, иметь эталонные манеры но оставаться совершенным невеждой. Значит, культура не сводится ни к многознанию, ни к этикетному поведению. Нередко культуру считают отраслью хозяйства страны, составной частью сферы услуг.

В конце 60-ых годов в культурологии утверждается неразрывная связь культуры и деятельности. Наиболее общепризнанные особенности деятельности охарактеризованы Л.Н. Коганом:

Деятельность – это определенный тип бытия человека, его отношений к миру.

Деятельность- всегда направлена на достижение сознательно поставленной цели.

Деятельность продумана и совершается на основе предварительной схемы, в отличие от отдельных интуитивных актов.

В процессе практической деятельности человек изменяет и преобразует окружающий мир, причем не только материально, но и идеально в своем воображении. Изменяя мир, человек изменяется и сам, изменяются его потребности, способности, мировоззрение, навыки и умения, его социальные чувства. Другими словами, меняется не физическая, а социальная сущность человека, его социальные сущностные силы.

История культуры – это процесс изменения самого человека, содержания его сознания, процесс развития внутреннего духовного мира человека и социальных форм бытия духовности.

Вступая в жизнь, каждое поколение застает определенный уровень развития техники и технологии, науки и философии, искусства, нормы морали, каноны религии. Оно должно не только воспринять доставшийся ему от отцов и дедов социальный опыт, но и умножить его, внести в него свою собственную лепту. Человек становится членом общества, приобщается к его ценностям. Чтобы выполнять ту или иную работу, человек овладеть соответствующим минимумом знаний, умений, навыков. Выполнение гражданских прав и обязанностей, общение с другими людьми требует от личности знания и соблюдения принятых в обществе норм прав и морали. Другими словами, человек становится членом общества в процессе его социализации, освоения социально значимых ценностей. В детстве и юности процесс социализации идет наиболее интенсивно. Сущность процесса социализации заключается в овладении культурой общества. Почему же социализация дает разные результаты? Потому что она происходит в неповторимо индивидуальной форме. Во-первых, формируясь, люди присваивают различные общественные отношения, соответственно и разные уровни культуры. В становлении одного решающую роль играет научная литература, философия, русская и зарубежная классика, а другой воспитывается на низкопробных образцах «массовой культуры». Во-вторых, освоение общественных отношений происходит в индивидуальной форме. На их основе формируются потребности, способности, интересы и социальные чувства каждого из нас. Именно в глубоко индивидуальных формах существуют личностные общественные отношения, составляющие ядро каждой индивидуальности. На конец, освоение культуры человеком происходит противоречиво. Один и тот же человек может соблюдать одни нормы морали, но при этом игнорировать другие.

Сама социализация – освоение общественных ценностей, осуществляется в индивидуальной форме, представляя собой в тоже время индивидуализацию личности, обретение ею своего «Я».

Социализация и индивидуализация – две неразрывные стороны деятельности. Нормально проходящая социализация личности и есть ее индивидуализация, и наоборот. Социализация, происходящая в отрыве от индивидуализации, формирует стандартную неиндивидуальную личность. Одностороннее преобладание индивидуализации ведет к становлению личности индивидуалиста.

Следовательно, культура выступает средством не только социализации, в результате которой человек становится членом социума, но и индивидуализации, формируя его как неповторимую индивидуальность.

Структура культуры. Можно выделить составляющие культуру части. Каждая из них обладает определенной спецификой, исходящей из того или иного вида человеческой деятельности, характеризующей меру раскрытия сущностных сил человека в неповторимой и своеобразной форме. Поэтому необходимо выяснить структуру человеческой деятельности, сгруппировав все ее многообразие в два наиболее общих основных блока:

Материально преобразующая деятельность;

Духовно преобразующая деятельность.

Именно такой подход анализа культуры представляется наиболее продуктивным. Двум основным видам человеческой деятельности соответствуют две тесно взаимосвязанные основополагающие части культуры:

Материальная культура; Духовная культура.

Каждая из названных частей культуры имеет свое сложное строение, включая целый ряд системообразующих элементов, которые в своем динамическом развитии связаны как с преобразованием внешнего мира человека, так и его внутреннего духовного содержания. Человек выступает одновременно и в качестве творца – субъекта культуры, и в качестве объекта – цели культуры.

Человек является бытийным основанием единства материальной и духовной культуры.

Функции культуры

Сложность и многогранность культуры как социального явления предполагает неоднозначность ее функций. Можно выделить следующие функции культуры:

Передача социального опыта преемственности или социальной наследственности. В отличие от животных человек имеет не только генетическую программу поведения, но и механизмы социального наследования, которые в своей совокупности и являются культурой. От рождения человеку не даются социальные качества, они приобретаются в процессе воспитания. Культура выступает средством сохранения, носителем и транслятором социального опыта с помощью различных знаковых систем.

Регулирование общественных отношений средствами политической, правовой, нравственной и художественной культуры. Культура выступает как система норм, регулирующих повседневное поведение человека во всех основных сферах социальной жизни. Культура утверждает такие нормы как толерантность, лояльность, терпимость, конструктивный диалог. В процессе регуляции культура преследует интересы сохранения общественного целого и благополучие отдельного индивида. Без этой регулятивной роли общество вообще не могло бы существовать. Сегодня значение законов и норм очень велико. Их выполнение позволяет считать человека культурным.

Коммуникации – осуществление связи между людьми по поводу производства и освоения культурных ценностей. Культура определяет и сам тип межличностных связей и отношений людей. Для того, чтобы общаться на равных с представителями разных слоев общества, необходимо овладеть их культурой. Общение в политической сфере объединяет людей, имеющих различные политические интересы и цели. Культура учит вести политический диалог не только с союзниками, но и с противниками, обогащает знанием норм политического общения. Это общение происходит как между людьми, стоящими на одном уровне политической иерархии, так и между лидерами и рядовыми участниками политических действий. Характерной чертой тоталитарных режимов является замкнутость политических лидеров, оторванность от масс и нежелание вступать в политический диалог. Это яркое свидетельство низкого культурного уровня.

Аксиологическая функция (ценностная) – дает возможность оценки явлений окружающей жизни с позиций той или иной культуры, выбора из предлагаемой культурой системы ценностей именно тех, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и интересам личности. Человекотворческая функция культуры является главной и отвечает за развитие «человеческого» в самом человеке. Культура выступает здесь как механизм самоопределения личности: познание себя самого и общества в целом, она способствует поискам лучших и эффективных форм познания нового, открытию новых направлений развития духовной жизни, усилению власти над стихийными силами природы; выступает как реализация сущностных сил человека во всех сферах деятельности. Творческая деятельность человека и есть ярчайшее проявление его сущностных сил. Все функции культуры тесно взаимосвязаны между собой, в реальной жизни в чистом виде не существуют, переплетаются во взаимодействии, но при этом конкретизируют человекотворчество как основу формирования, развития и совершенствования культуры. А также они акцентируют внимание и объясняют неизбежность множественных подходов в определении культуры как целостного социального влияния.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1199; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь