Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВЕДИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ И КЛАССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИНДИИ
На всех уровнях человеческого опыта, даже самых заурядных, архетипы продолжают придавать смысл жизни и творить «культурные ценности… архаическая духовность остается на свой лад живой, не в качестве АКТА, не в качестве того, что человек может реально осуществить, но в качестве творческой ностальгии – ностальгии, творящей автономные ценности: искусство, науки, социальную мистику и т.д. М. Элиаде
С окончанием периода упанишад завершается эпоха вед. На смену ей приходит классическая эпоха древнеиндийской культуры. Ему предшествует эпический период – это время оформления итихас, сутр, шастр, даршан, громадного по объему и универсального по своему содержанию и значению корпуса постведической литературы, который обозначался термином смрити (букв. «запоминаемое», «записанное»). В отличие от собственно ведических, эти тексты не рассматривались как результат данного свыше «откровения», а приписывались отдельным авторитетам. Появление подобных текстов, большинство из которых не было непосредственно связано с ритуалом, знаменовало собой укрепление приоритета письменного, литературного слова. Не имея официального статуса «священных книг», целый ряд текстов «смрити» пользовались таким огромным авторитетом и исключительной популярностью, что это уравнивало их по значимости с ведами. В первую очередь это относится к великой эпической поэме «Махабхарата», которую многие почитали в качестве пятой веды. «Для кшатриев, касты правителей и воинов, «Махабхарата» поистине заменяла Веды и упанишады»[75]. Не меньшим был и авторитет знаменитой «Манавадхармашастры» («Законов Ману»), которая считалась «ведой низших каст» и «Бхагавадгиты», которую нередко называли упанишадой. Благодаря текстам «смрити», ведический образец культуры, окончательно оформившийся в учении упанишад, получил широчайшее распространение в качестве той первосновы, на которой формировался на протяжении веков менталитет индийского этноса и духовная культура не только средневековой Индии, но и многих стран дальнего Востока. Среди текстов «смрити» Махабхарата (Сказание о великой битве бахратов) занимает особое место. Она имела иной источник своего возникновения, отличный от ведического. Традиционно она была связана не с сословием жрецов-брахманов, а с кастой воинов-кшатриев. Принимая в целом ведическую мудрость в той форме, в какой она сложилась в эпоху упанишад, творцы и рассказчики Махабхараты стремились к синтезу ее с идеей служения долгу воина. Предание приписывает авторство Махабхараты божественному мудрецу Вьясе и называет имена трех мудрецов-рассказчиков Вайшампаяну, Уграшраваса, Санджаю, которые попеременно рассказывают поэму, обращаясь к трем царям. «В течение двух тысячелетий Махабхарата составляла основу образования, приобщения хинду (индусов) к грамоте и образованию»[76]. Первоначально поэма существовала в устной традиции. Обобщение входящих в нее разнообразных текстов начинается в VI-V вв. до н.э. и завершается в I в. до н.э. Окончательная редакция Махабхараты относится к V в. н.э. Махабхарата входит в группу текстов смрити, имеющих общее название итихасы (букв. исторические предания о прошедших событиях). В их число входят пураны вед (букв. «древние», «так было»), которые примыкали к Махабхарате. Канонический свод включает 18 великих «махапуран» и столько же второстепенных «подпуран». Пуранам было свойственно жанровое разнообразие. Среди них были канонические и неканонические тексты, прославлявшие триады богов ведического пантеона и женские божества (Деви). В состав пуран входили также: сказания и предания (итивритта), рассказы и сказки (ахьяика), иллюстрированные повествования (удахарана). В ряде случаев в пураны включались и трактаты по этике, искусству, своды законов, некоторые из которых рассматривались как «священные книги» индуизма. Махабхарата прежде всего пурана – эпическое повествование о вражде и грандиозной битве на поле Куру двух родов – кауравов и пандавов. В соответствии с ведической традицией всем событиям, происходящим в Поэме, придан космический масштаб и особый символический смысл. Поле куру, где происходит решающая битва между куравами и пандавами, трактуется как «поле дхармы» (чести, доблести, закона), что сообщает сражению космическое значение, а рассуждениям участвующих в ней персонажей – философский и религиозно-этический смысл. Это находит выражение не только в том, что все сюжеты и образы поэмы «пронизаны духом вед», но и в том, что в текст поэмы органически вошли философские и религиозно-этические трактаты. Таких текстов в поэме четыре. Все они по своему идейному содержанию близки к позиции упанишад: «Книга Санатсуджаты» и «Анугита» представляют собой изложение древней, т.н. атеистической, Санкхьи. «Мокшадхарма», созданная в I тысячелетии до н.э., один из авторитетнейших памятников древнеиндийских философских школ Санкхьи и Йоги. Особой популярностью, вплоть до наших дней, пользуется знаменитая Бхагавадгита (букв. «божественная песнь») – религиозно-этический и философский тракт, возникший самостоятельно в период V-II вв. до н.э., а затем включенный в IV книгу Махабхараты. В Бхагавадгите получили дальнейшее развитие и оформление многие идеи упанишад. Вместе с тем, они переосмысливаются в Гите в духе религиозного учения вишнуитов-бхагавитов и приобретают отчетливо-выраженную этическую направленность. В центре внимания учения Гиты не проблема знания, а нравственные категории – действия и долга. Именно они оказываются связанными не только с пониманием природы человека в Гите, но и с тем его идеалом, который воплощен в образе одного из главных действующих лиц поэмы – воина Арджуны. В отличие от отрешенного от мира саньясина (нищего аскета), воплощавшего в ведах идеал человека, он выступает как активно действующий бхакта (поклонник бхакта йоги ), воспринимающий свое участие в битве не только как столкновение с врагом, но и как сражение на «поле дхармы» во имя высшей справедливости. Об этом свидетельствует диалог, который постоянно ведет Арджуна со своим духовным «двойником» богом Кришной, о единстве «должного знания» и «должного действия». С этих этических позиций в Гите обосновываются учения: 1. «О должном действии». 2. «О четырех видах йоги»: джняна йоге - йоге познания, раджа йоге - йоге самоуглубления, бхакти йоге - йоге богопознания (Абсолюта- Ишвары), карма йоге (без бога) - йогической практике, связанной с «должным действием». Характеризуя отношение между «йогой познания» и «йогой самоуглубления» академик Б. Л. Смирнов писал: «Закон об «ашраме» (обители) является как бы переходом от теоретической Санкхьи с ее освобождающим познанием (джнана-йогой) к практике раджи-йоги (царственной йоги), название которой объясняется двояко - как указание на то, что эта йога является наивысшей среди йогических систем, и как определение цели йоги - освобождения»[77]. 3. «О должном знании», в центре внимания которого стоит проблема связи ведического знания с максимами праведной жизни. 4. «О трех гунах». В «Гите» это учение, истоки которого содержатся в упанишадах, приобретает характер законченной системы. Следуя традиции упанишад, гуны трактуются здесь как качества, из которых «сплетается» ткань природы (пракрити). Ими являются: саттва – ясность, гармония, раджас – движение, стремление, тамас –тьма, инерция. Только первая из них, с нравственной точки зрения, связана в «Гите» с добродетелью и носит положительный характер. В реальной жизни равновесие гун постоянно нарушается, причиной этого является «высочайший дух» (Пурушотама), в котором едины природа (пракрити) и дух (Пуруша). Здесь он соответствует Брахману-Атману упанишад. В момент равновесия начинается процесс «проявления» (это момент, когда из находившейся в потенциальном состоянии природы (продахны) рождается «мировой Разум» (буддхи). Таким образом, в отличие от упанишад, где материя и дух существуют отдельно друг от друга, в «Гите» они едины. С традицией упанишад было связано и все дальнейшее развитие философской мысли Индии. Все основные философские системы (даршаны) древней Индии (санкхья, йога, веданта, миманса, вайжешика, ньяйя), за исключением одной локаяты (чарваки), которая отрицает авторитет вед и носит материалистический характер, непосредственно связаны с традицией упанишад. В классический период ведический образец стал основой организации практически всех форм человеческой деятельности: философии, науки, искусства, хозяйственной и политической деятельности. Интегрирующая роль ведического образца культуры нашла свое наиболее полное отражение не только в эпической, но и в других формах литературы, входящих в корпус «смрити». В период с V в. до н.э. по V в. н.э. в состав корпуса литературы «смрити» вошли тексты, обозначаемые термином сутры (букв. «нить», «руководство»). Они представляли собой изложенные в краткой форме своды правил в различных областях знания и деятельности (ритуальной, обрядовой, этической, законодательной, художественной). К сутрам относились шесть веданг (букв. «члены вед») – наук. Первоначально они были тесным образом связаны с ведическим ритуалом, не случайно полным знанием вед считалось знание их с «ангами». Членами вед считались: фонетика (шикша), руководство к ритуалу (кальпа), грамматика или «веда вед» (вьякарна), метрика (чандаса), словарь и этимология (нирукта), астрономия (джъетиша). Уже простое перечисление этих наук свидетельствует о приоритетной роли, в зарождавшейся ведической науке, знаний, связанных со словом, музыкой, ритуалистикой. Другие науки, считавшиеся прикладными, связаные не с ритуалом, а с практической деятельностью, образовали группу упавед («низшее», второстепенное знание). В нее вошли 4 науки: айюрведа (медицина), дханурведа (военная наука), гандхарваведа (музыка), стхапатья (механика). Каждая из них, как и веданги, соотносилась с той или иной ведой. Айюрведа примыкала к Ригведе, или Атхарваведе, Дханурведа и Гандхарваведа к Яджурведе, Стхапатья к Атхарваведе. Столь тесная связь с ритуалистикой даже конкретного знания не была простой данью традиции. Она определялась тем обстоятельством, что ведический обряд включал (прежде всего через посредством Яджурведы и Атхарваведы) магические ритуалы, которые издревле использовались с целью подчинения и использования в своих целях космических и природных сил. С ними было связано появление первых знаний в области астрономии, медицины, математики. Большое влияние оказали магические ритуалы на развитие символических форм мышления и искусство драмы. Вместе с тем, в состав сутр входили также многочисленные тексты, непосредственно связанные с ритуалистикой: кальпасутры, представлявшие собой дополнения к Брахманам, шраутасутры, посвященные порядку ритуальных жертвоприношений, грихьясутры – наставления к домашним обрядам. Особое место, среди текстов сутр занимали дхармасутры – трактаты, представлявшие своды правил и норм, относящиеся к различным формам деятельности. Среди этой группы текстов есть такие, которым было суждено сыграть значительнувю роль в истории индийской культуры. К ним относятся: Манудхармасутра (Законы Ману) – II в. до н. э., автором которой считался легендарный мудрец Ману, управляющий определенным мировым периодом. Трактат сыграл выдающуюся роль в становлении этики индийского этноса и до сих пор считается одной из наиболее почитаемых «священных» книг Индии, его роль в духовной жизни индусов иногда сравнивают с ролью Нового Завета в становлении европейской духовности. Йога-сутра (III в. до н. э. ), т. н. классическая йога, автором которой считается Патанджали, до сих пор почитается как изложение учения о высшей из йогических практик. Брахмасутра (III-IV вв. до н.э.) – суммарное изложение учения упанишад, автором которого считался мудрец Бадараяна. Она является наиболее авторитетным текстом древней санкхьи, положившей начало философии мимансы. Значительный след оставили в истории индийской культуры сутры и связанные с ними шастры, посвященные проблемам эстетики и искусства. Читрасутра (читра – букв. картина) представляет собой трактат, который содержит детальное описание канонических норм древнеиндийского изобразительного искусства. Их должны были придерживаться живописцы и скульпторы при изображении богов. (Первые такие изображения появились в I в. до н.э.) В трактате также рассматривались вопросы происхождения и классификации искусств. «Без науки танца правила живописи непонятны... техника танца труднодоступна тому, кто не знает музыки. Ибо без музыки танец не может существовать… Музыка не может быть понятна без пения»[78]. Согласно этому тексту, иерархия искусств выстраивается в полном соответствии с ведической традицией, в которой приоритетная роль в знании вообще, в том числе и в «знании искусства», принадлежит звуковому образу. В примыкающей к Читрасутре более поздней сутре Читралакшане дается не только детальное описание происхождения живописи, но указывается на то, что первая «картина» была создана благодаря способности видения, т.е. благодаря не деятельности чувств, а внутренней сосредоточенности и духовному «озарению». Создание первой читры (картины) приписывается богу-мастеру Вишвакарману. При ее создании он руководствовался, согласно тексту сутры, указаниями верховного божества Брахмы. Вот как описывается в трактате это событие: «Сначала в мире появились веды и жертвоприношение. Когда построили чатью (храм – Г.П.), тогда появилась необходимость нарисовать картину. Поэтому живопись надо почитать наряду с ведами. Я – первый, кто нарисовал человека таким образом. Я научил людей рисовать. Затем тому, что было нарисовано, я дал название ЧИТРА, то есть картина. И впредь, если люди в соответсвии с этим по какому-либо поводу или без повода в стиле нарисованного что-нибудь изобразят, то это следует называть картиной… Подобно тому, как все реки текут в океан, а из океана добываются драгоценности, вокруг солнца вращаются планеты, а святые риши и боги зависят от Брахмы, таким образом… все виды искусства поистине подчинены живописи»[79]. Несколько позднее сутр, а в ряде случаев и на их основе, возникла еще одна группа текстов, вошедших в состав литературы класса смрити. Ими были шастры (букв. «свод законов»), сборники предписаний, руководства по различным областям деятельности, трактаты, посвященные политике, этике, искусству. Большинство из них рассматривалось в качестве «священных книг» (вед) низших каст. Некоторые из шастр снискали мировую славу и сохранили свое значение до сих пор в качестве классических текстов, имеющих общечеловеческое культурное значение. Примером такого рода текстов могут служить трактаты «Натьяшастра» и «Атхаршастра ». Первый из них, Натьяшастра (V в. до н.э.) – фундаментальный труд, посвященный искусству музыки, танца и драмы, оказал огромное влияние на развитие не только этих искусств, но и архитектуры и скульптуры Индии. Согласно тексту «Натья веда» была создана Брахмой с целью исправления поколения людей эпохи критаюги, погрязших в стремлении к чувственным удовольствиям и алчности. Создание этой шастры имело целью приблизить к ведическому знанию представителей тех Варн (шудры), которые были недостойны, чтобы веды «достигали их слуха». Натья – это «пятая веда», посредством которой они могли бы «видеть и слышать» ведическую мудрость. Натью создал великий Брахма, «соединив ее с итихасами, которые должны были соответствовать дхарме и артхе, содействовать славе, содержать добрые советы и мудрые изречения, давать наставления будущим поколениям и обогатиться учениями всех шастр и охватить все искусства и ремесла»… В драме нет предпочтения демонам и богам, ибо драма есть представление состояния трех миров. В ней упоминаются долг, охота, деньги, смех, борьба, любовь, убийство. Она учит долгу тех, кто пренебрегает им, любви – тех, кто стремится к ней, очищает тех, кто невоспитан или непокорен, поддерживает сдержанность в тех, кто дисциплинирован, рождает мужество в трусе, энергию в герое, просвещает неразумных, дает мудрость ученику. Она дает развлечение царям, твердость души тем, кого одолела печаль, надежду на богатство тому, кто стремится к нему, приносит спокойствие тем, кто возбужден… Она рассказывает о действиях людей добрых, злых и безразличных и дает всем им мужество, развлечение и счастье, а ровно и совет… Драма, таким образом, будет поучительна для всех благодаря действиям и состояниям, изображенным в ней»[80]. Музыка и танец составляют основу не только индийской драмы. В композиции и скульптуре храмовых построек, как древней, так и средневековой Индии, явственно ощутимы музыкальная ритмика и пластика поз индийского В трактате «Натьяшастра», создание которого приписывается мудрецу Бахрате, анализируется не только проблема связи музыки и танца с драматическим действом, составляющим основу древнего (внешнего) ведического ритуала, но и значение каждого движения в танце. Выполняя ритмические движения, танцор использует язык жестов и движений рук, глаз, головы и ног, а также выражений лица для передачи настроений, эмоций, чувств, акций и идей. «Танцор создает окружение, где тема, песня и ритм вместе порождают специфическую эмоцию или чувство (расу). Индийские храмы по всей стране украшены панелями с изображениями грациозных танцующих фигур в роскошном великолепии и музыкантов, играющих на своих инструментах. В Натьяшастре танец является одной из высочайших форм представления божественной (и космической Г.П.) силы в индийском искусстве, и это видно в передаче роли бога Шивы как Натараджи, бога танца»[81]. (П. Невиль «Ритм и мелодия в камне».) Эстетические идеи и художественный канон, сформулированные в таких известных трактатах, как Натьяшастра и Читрасутра, получили отражение и в более поздних текстах – Шильпашастра (трактат о ремеслах V в. н.э., в котором был раздел, посвященный архитектуре), Манасара шильпашастра (трактат об архитектуре), Васу шастра (трактат о скульптуре). Артхашастра (« Наука политики», III в. н.э.) – трактат представляет собой выдающийся образец философской, социально-правовой и социально-экономической мысли. Идейной основой этого текста является философия упанишад. В нем впервые дается определение санкхьи и йоги как самостоятельных направлений философской мысли, устанавливается место философии в системе наук. В первом отделе этого трактата в Разделе I. Главе. Установление места философии говорится: « Философия, учение о трех ведах, учение о хозяйстве, учение о государственном управлении – это науки… Философия – это санкхья, йога и локаята. Философия занимается тем, что исследует при помощи логических доказательств: в учении о трех ведах – законное и незаконное, в учении о хозяйстве – пользу и вред, в учении о государственном управлении – верную и не верную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих на наук, приносит пользу людям. укрепляет дух в бедствии и в счастье и дает умение рассуждать, говорить и действовать. Философия всегда считается светильником всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений…» В следующей Главе 3. Установление места учению о трех ведах говорится о той роли, которую играет ведическая традиция в организации традиционных (связанных с ритуалом жертвоприношения) наук, и о ее роли в организации социальной структуры общества и духовной жизни индивида: «Сама-, Риг-, Яджур-веды составляют троицу вед. Атхарваведа и Итихасаведа тоже веды. Учение о произношении, обрядовый ритуал, грамматика, этимология, метрика, астрономия – это вспомогательные науки. Этот закон троицы вед полезен тем, что устанавливает свои законы для каждой из четырех каст и для каждой из четырех ступеней жизни»[82]. Данный отрывок из текста «Артхашастры» является яркой характеристикой того культурного итога, к которому привел процесс внедрения созданного философией упанишад образца в практику древнеиндийской цивилизации. С этого момента культура Древней Индии приобрела то единство, ту целостность, которая дала последующим поколением право считать ее одним из образцов классической культуры Древнего мира. При всей значительности содержащихся в шастрах идей сами они не рассматривались в качестве «кодексов законов», а являлись для них лишь основой. Возникновение текстов смрити, которые содержат, по существу, объем знания, охватывающий все сферы жизни и деятельности индийского общества, свидетельствует о той решающей роли, которую сыграли веды в становлении культуры одной из великих цивилизаций Древнего мира. Но этим не исчерпывается их культурное значение. Культурный потенциал ведического знания, по мере его использования в различных культурных ареалах как Востока, так и Запада, все в большей степени обнаруживает свое универсальное значение. Становится очевидным тот факт, что обращение к мудрости вед открывает человеку уникальную возможность приобщиться к одному из великих образцов общечеловеческой культуры.
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. СЛОВАРЬ А абхава - небытие, пустота Авеста - главная священная книга зароастрийской религии VIIв. до н. э. Впервые записана в I - II вв н. э. До этого длительное время существовала в устной традиции, которая восходит к эпохе индоиранской общности. Отсюда, многочисленные параллели между " Ведами" и " Авестой, которые, как считают, происходят из единого источника. авьякта - непроявленное, " непостижимый" (синоним Великого Брахмана). автара - " воплощение", в индуистской мифологии нисхождение божества на землю и воплощение его в смертное существо ради спасения мира и защиты закона и добродетели авидья – незнание, заблуждение Адити - " бесконечность", " несвязность" мать главных богов ведического пантеона адитьев. Адитьи - 12 сыновей Адити, составляющих особый класс небесных богов. Адитья - одно из имен бога солнца Агни - бог огня агни - огонь. Его эпитеты: " павана" (очищающий" и " явана" (пламенный). Один из пяти материальных (грубых) элементов пракрити (материи) из которых создается мир (Санкхья). Особенно почитается, как Вайшванара (общечеловеческий). агнихотра - ежедневное, совершаемое утром и вечером жертвоприношение на огне адхьятма - путь спасения (упанишады) Агастья - " царственный" риши. Ему приписываются многие гимны Ригведы агри - начало акаша - пространство адхварью - жрец читающий тексты Яджурведы адхарма - нечестие, беззаконие. Противоположность дхарме, добродетели аксара - " непреходящее". Высшее начало, лишенное атрибутов, " Оно не велико и не мало" (Брх. упанишада III.. 8) алока - то, что находится" вне мира" (лока) алпам - " малое", " конечное" амрита - напиток богов, дающий бессмертие антарикша - поднебесье, промежуточное пространство между небом и землей. Его творят: " золотой зародыш" Хираньябаргха или Варуна - бог небесного свода антахарана – духовное " Я" человека. Состоит из: разума (буддхи), эго (ахамкара), ума (манас). антиграхи - 8 объектов восприятия (Они как бы " охватывают" органы чувств и схватывают их. ануман - вывод, силлогизм Ангираса - род божественных предков, жрецов, связанных с черной магией Яджурведы. Почитается как отец Агни, Брихаспати. Символизирует жизненное дыхание ану - атом, мельчайшая частица вещества апас - вода Арджуна - " утренняя звезда", " светлый" - сын бога Индры, ученик бога Кришны, воплощение в человеке мудреца - риши Нары. Герой - воин в эпосе " Махабхарата" арка - солнце (имя бога солнца) ариец (букв. " открыватель земли" ) - термин использовавшийся для обозначения ведических ариев - земледельцев в отличие их от туранских кочевников арии - индоиранские племена, проникшие на рубеже 1 и 2 тысячелетия тыс. до н. э. на территорию Индостана. Различаются индоарии и ведические арии. Последние, родоначальниками ведической культурной традиции арья - принадлежащий к одной из высших каст Арьяврата - " страна ариев", Индия асад - " нереальное", то что не может быть познано чувствами артха - смысл, цель, объект, значение, богатство асана - дисциплина тела Араньяки - " лесные", священные книги вед предназначавшиеся для чтения лесными отшельниками - аскетами асамбухти - " неразличимое", " неявное" астея - неворовство Асуры - " лучезарные". Древнейшие божества, братья богов, ставшие затем их врагами. Обладают, подобно богам, колдовской силой иллюзии - майи асу - " святая сила", жизненное дыхание " всех богов. Оно обнаруживается когда в момент творения, когда с прибывающими водами появляется " золотой зародыш" - семя мира. Атман - Всеобщее индивидуальное, познающее начало. Как субъект является коррелятом, объективной первичной реальности, Брахмана атмавата - полное самосознание Атхарван - мифический атор " Атхарваведы" атиграха - восемь объектов восприятия ахоратра - " день и ночь" ахам - " Я» ахамкара (букв. " создание " Я", самость) - способность субъекта примысливать свое " Я" к познаваемым объектам. ахмиса - непричинение вреда ашва - конь ашваттха - столб к которому привязывают коня ашвамедха - жертвоприношение коня, особенно торжественный и дорогой обряд жертвоприношения, совершавшийся правителем один раз в год Ашвины - боги вечерней и утренней зари ашрама - периоды жизни или возрастные состояния, которые должен пройти, каждый последователь вед. Их четыре: состояние ученика (брахмачария), домохозяина (грихастха), лесного отшельника (вапрастха), странствующего нищего - аскета (саньяса). Высшим (с точки зрения духовного совершенства)считается состояние саньясина, достигнув которого человек полностью отрешается от " этого" мира и переходит в " миры Брахмана". ачарья - учитель. В отличие от гуру, обучает светским наукам. ашватха - смоковница, символ " мирового дерева" Б
бессмертие - ему соответствует - я ашрама Боги - в состав ведического пантеона входят 33 бога. ядро пантеона составляет триада " верховных" богов. Все боги, не входящие в триаду разделены на три рода (кула). В разные периоды состав триады и принципы классификации богов изменяются божество (Брахман) - его феномены: земля, небо, солнце, луна, воздушное пространство, огонь Брама - древнейшее ведическое божество. Праотец мира. Символ триады богов Брамин - принадлежащий к высшей касте Бахманы - ритуальные части Вед Брахма (ср. род) - " главное". Мировая душа (параматма), вечная и бесконечная, пребывающая в покое мировая субстанция. Одно из ее имен – НАРА (см. ) брахма - откровение, истина Брахман - (муж. род). Объективное мировое первоначало. Не имеет атрибутов, непознаваемо и вечно. Пребывает в покое. Переходя к активности, выступает, как создающий и познающий мир Атман. Его проявлениями являются два самостоятельных, независимых друг от друга первоначала: Пуруша - мировой дух и Пракрити - материя (Санкхья) мир В индуизме почитается как бог. " Мир Брахмана" - небо. Брахмасутра - (букв. ежедневное чтение вед. Обучение) Высокоавторитетный памятник, излагающий учение упанишад в форме одной из философских систем - веданты. Оформился во IIв. до н. э. - IIв. н. э. шад, его авторство приписывается Бадараяне. брахмачария - первая ашрама - состояние ученика. Предполагает целомудрие и обучение у духовного наставника Брихаспати - божественный жрец, покровитель жертвоприношения и молитвы. Наставник и жрец богов Буддизм - религиозно - философская религия древней индии. Ранний будизм (VIв. до н. э. тесно связан с ведической традии. Расцвет буддизма в Индии относится к 150 - 80 гг. до н. Впоследствии рассматривался, как " еретическое, по отношению к ведам, учение. Перестает существовать в Индии в XIIIв. буддхи - разум, сознание в его всеобщем значении, Является результатом проявления пракрити (материи) и ее первой главной таттвой. Вместе с тем, буддхи является лишь отражением сознания Пуруши - высшего духовного мирового начала (Санкхья). Бхагавадгита (букв. священная песнь) - религиозно - философский трактат IV века до н. э., включенный в IV книгу Махабхараты (Книга Бхишмы). Состоит из 18 песен. Форма диалог. бхуман - бесконечно большой, бесконечность бхута - сущность, суть (А учении Санкхьи называются 5 сутей: в: прост ранство, ветер, огонь, вода, земля) Бхоктар - субъект восприятия бхотья - объект восприятия бхакти - благочестивая, страстная любовь к высшему (В учении Санкхьи к Пуруше. В учении Йоги к " абсолюту" - богу Ишваре) Бхарати - богиня священной речи бхакти - йога - йога, признающая наличие бога творца. т. н. " йога с богом". один из четырех видов йоги (Бхагаватдгита) бхуми - земля. Есть три земли: одна на которой живут люди и две под ней (мир змея Шеши и бездна - потала) бхакта - сторонник бхакта - йоги бхутатман - термин обозначающий " тело" 6как совокупность элемен тов (бхутов) бхух, бхувах, свах - " священные слова" обозначающие три мира: земли, атмосферы, неба В
вайдика - величайший ванапрастха - третья ашрама, состояние лесного отшельника. Предполагает отрешение от семейной и общественной жизни и путешествия по святым местам вач - священная речь, ее символом является дойная корова васана - впечатление, след вайратья - " отрешение", удаление от мира варна - каста, сословие. Традиционно насчитываоось три высших касты: брамины - жрецы, кшатрии воины и правители, вайшьи - земледельцы и торговцы. Низ - считалась каста шудр - слуг. Позднее появилось множество более мелких каст Вач - голос, звучание стихий, имя богини речи, Васу - (" благой", " богатый" ) - род богов, входящих в свиту Индры, их 8 васту - скульптура Ваю - воздух, ветер, имя бога ветра Вата - другое имя бога ветра Вастошпати - божество дома Варуна - верховное божество, древнейшей триады богов, " владыка первозданных вод". Олицетворение неба. Принадлежал к роду богов Адитьев. Хранитель мирового закона - риты. вартта - хозяйственная деятельность (земледелие, скотоводство, торговля) Вайшванара - огонь, как всеобщий жизненный принцип (в мире) как огонь переваривающий пищу (в теле), как огонь погребального костра ватта - созерцание вайшья - принадлежащий к третьей из высших каст веданга - " члены веде" 6включали шесь наук: кальпу - руководство к ритуалу, шикшу - фонетику, чандасу - метрику, нирукта - этимологию и словарь, въякарну - грамматика. джьетишу - астрономию веданта - " конец вед", учение упанишад веди - алтарь вивека - различение духа (пуруши) и материи (пракрити) в санкхь и йоге. видх и - правило, закон, норма, этическая максима видья - " священное знание" - сумма наук в которую входиди, вначале, три веды, позднее, четыре веды, веданта, миманса, пураны, трактаты по логике и дхарме. (Брахманизм) виджняна - сознание випрастха - " просвященный", субект познания. Одно из имен Атмана. виш - община. народ, богатство Вишвакарман (бук. " делающий все" ) - зодчий богов Вишну - одно из высочайших божеств ведического пантеона. Входит в триаду богов. Символизирует совокупность противоположностей. Хранитель всего живого. Владыки создания - ришы. Прародители человеческого рода сыновья Брахмы. Их 10: Маричи, Атри, Ангираса. Пуластья, Пулаха, Крату, Васиштха, Прачетас, Бригху, Нарада Вивасван - " лучезарный", эпитет бога солнца вишвадевы - группа из 9 - 1О низших богов вирадж - первый человек, порожденный Брахмой вирсана - одна из поз аскета, сидящего со скрещенными ногами вишнуизм - религиозная концепция, утверждающая идею о многочисленных автарах (земных воплощениях) бога Вишну. Наиболее известными являются его воплощения в обликах Кришны, Васудевы, нараяны. МАйя - энергия Вишну, материализовавшаяся в первозданных водах из, которых возник мир - вселенная. вратин - исполняющий обет, ученик вритти - поток, вихрь вьяна - познание вьявахара - эмпирическая реальность, дело, действие, активность вьянавата - " познание знания" (т. е " священных текстов вед" ) Вьяса - Кришна Двайпаяна - " островитянин" - мудрец риши. Основатель вед, ему также приписывается создание Пуран и " Махабхараты" - вьявахарика - общезначимое Г
гана - общество (профессиональные объединения торговцев, кузнецов, актеров) Ганеша - бог мудрости, покровитель мудрецов, ученых. Его жены: буддхи - разум и Сиддхи - успех) гаятри - священная песня, обращенная к Солнцу Гандхарвы - слуги богов, музыканты, приготовляют богам напиток сому. Вхо дят в разряд" низших богов" Говинда - эпитет Вишну, высочайшего божества индуистской религии города - Семь священных городов ДР. Индии: Дварика, Айодхья, Матхура, Майя (Хароидвара), Каши или Бенарес (Варанаси). Авантика. Авантики или Удджайини, Дварака или Аваравати годива - " лук богов", оружие героя " МАхабхараты" Арджуны. готра - род (клан) грахапатья - священный огонь. Хранился в семье и передавался из поколения поколению. От него зажигают огонь для домашнего жертвоприношения. грахи - 8 органов восприятия (5 чувств, речь, разум, руки) грихастха - (семьянин, домохозяин), вторая из четырех, ашрама. Предпи сывает ежедневное принесение жертв богам, мудрецам, предкам, гостям, всем созданиям " грубые объекты" - элементы из которых строится мироздание гуру - мужрец, учитель, обучающий ученика" священному знанию" вед Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы