Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формы контроля знаний по курсу «Культурология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ По курсу «Культурология»
Для студентов всех специальностей
Таганрог 2003 ББК 87.66 я 73 Рецензент Титаренко И.Н., кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии ТРТУ Н.А. Ороев, Е.В. Папченко Методические рекомендации по курсу «Культурология» – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 60 с.
ВВЕДЕНИЕ
С целью упорядочения системы контроля и оценки знаний студентов и максимальной реализации государственного образовательного стандарта в ТРТУ с 1994 г. введена система РИТМ, предусматривающая следующие виды контроля усвоения знаний студентами: промежуточный рейтинг-контроль, рубежный рейтинг-контроль (зачет) и итоговый рейтинг-контроль (экзамен), направленные на стимулирование учебной работы студентов над изучаемым материалом, способствующей усвоению знаний и обеспечивающей функционирование оперативной обратной связи в процессе обучения. Степень усвоения материала по курсу «Культурология» оценивается по пятибалльной системе: 5 баллов Знание основных идей, концепций. Умение обосновать ту или иную концепцию. Знание категориального аппарата. 4 балла Знание основных идей, концепций. Знание категориального аппарата. 3 балла Поверхностное знание основных идей и категориального аппарата 2 балла Отсутствие знаний идей и полное отсутствие знаний категориального аппарата.
Курс «Культурология» изучается 1 семестр, включающий 2 промежуточных рейтинг-контроля и итоговый контроль – экзамен. На изучение выделяется 112 часов, из которых: лекции – 60 часов, практические занятия – 18 часов, индивидуальные занятия – 18 часов, самостоятельная работа – 40 часов. Промежуточный рейтинг по лекционно-практическим занятиям на каждом этапе обучения определяется следующим образом: Количество возможных баллов за один модуль: практические занятия – 0-15 баллов; рейтинг – 0-20 баллов; поощрительный рейтинг – 2 балла (поощрительный рейтинг могут получить студенты, проявившие творческий подход к изучению курса «Культурология». На него могут претендовать студенты, выступавшие с докладами на студенческих конференциях, участвовавшие в выставках или конкурсах студенческих научных работ по тематике, связанной с предметом, а также студенты, выполнявшие нестандартные задания, и проявившие особую активность при проведении всех видов занятий по курсу «Культурология»). итого: 20-25 баллов – удовлетворительно, 26-30 баллов – хорошо, 31-37 баллов – отлично. Таким образом, учитывая, что семестр состоит из трех модулей, в целом за семестр при суммарных значениях промежуточного рейтинга и рейтинга по результатам экзамена итоговая оценка по курсу «Культурология» выставляется следующим образом:
Формы контроля знаний по курсу «Культурология»
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Вопросы для самоконтроля 1. Почему термин «культура» обрел статус научного понятия по времени значительно позже своего возникновения? 2. Чем обусловлено множество определений культуры? 3. Чем отличается частнонаучный подход в понимании культуры от общенаучного? 4. В чем состоит различие между культурой и цивилизацией, цивилизацией и формацией?
Рекомендуемая литература 1. Баткин Л.М. Два способа изучать культуру.//Вопросы философии. 1986. №12. 2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. 3. Ковалев А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах.//Общественные науки и современность. 1996.№1. 4. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 2001. 5. Новикова Л.И. Понятие цивилизации и его познавательные функции.//Философия и культура. М., 1987.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем заключается взаимосвязь и различие между природой и культурой? 2. Как рассматривалась проблема соотношения природного и культурного в человеке в истории европейской мыли? 3. Назовите основные социальные институты культуры и дайте им характеристику. 4. Какие социальные функции выполняет культура?
Рекомендуемая литература 1. Брудный А. Природа и культура: Великое противостояние//Общественные науки и современность. 1996. №4. 2. Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986. 3. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. 4. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. 1979. 5. Каган М.С. О соотношении содержания понятий «природа», «общество», «человек», «культура»// Мировоззренческое содержание категорий и законов диалектики. Киев, 1981. 6. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 7. Мильдон В. Природа и культура//Вопросы философии. 1996. №12. 8. Маркарян Э.С. Культура как система//Вопросы философии. 1984. №1. 9. Проблемы философии культуры. М., 1984. 10. Руссо Ж.-Ж. Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов? //Руссо Ж.-Ж. Избранное. М., 1976. 11. Фрейд З. Недовольство в культуре//Философские науки. 1989. №1.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем особенности культурной картины мира? Чем она отличается от других картин мира? 2. В чем единство и отличие менталитета и архетипа? 3. Есть ли отличие между европейской и восточной ментальностью?
Рекомендуемая литература 1. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. российский менталитет как социально-политический и духовный феномен//Социально-политический журнал, 1997. №6. 2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т. Т.1., М., 1995. 3. Бердяев Н.А. Русская идея. Гл. 1//Фопросы философии, 1990, №1. 4. Бердяев Н.А. Психология русского народа//Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. 5. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийсвто//Социологические исследования. 1996. №5. 6. Кондаков И.В. Менталитет русской культуры//Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. СМ., 1997. 7. Менталитет и аграрное развитие России (XIX – XX в.). М., 1996.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Вопросы для самоконтроля 1. Чем вызвано появление культуры? В чем её предназначение? 2. Назовите и дайте характеристику концепциям культурогенеза. 3. Дайте периодизацию первобытной культуры. 4. В чем значение неолитической революции? 5. Перечислите и охарактеризуйте ранние формы религиозных верований. 6. В чем проявляется синкретизм первобытной культуры? 7. Какие достижения первобытного искусства вам известны?
Рекомендуемая литература 1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999. 2. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. 3. История первобытного общества. М., 1982. 4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. 5. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964. 6. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980. 7. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 20-е изд. Т.20.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте периодизацию древнеегипетской культуры. 2. Какие изобретения были сделаны древними египтянами? 3. Назовите отличительные черты египетского изобразительного искусства. 4. Какой вклад внесла культура Месопотамии в развитие мировой культуры?
Рекомендуемая литература 1. Древние цивилизации. М., 1989. 2. Замарский В. Их величества пирамиды. М., 1986. 3. История Древнего Востока. М., 1983. 4. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976. 5. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991. 6. Культура Древнего Египта. М., 1976. 7. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М., 1990.
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите религиозно-философские системы Древней Индии. 2. Каковы основные черты культуры Древней Индии? 3. Каковы особенности менталитета древних китайцев? 4. В чем заключается своеобразие китайского искусства? 5. Какие изобретения и открытия были сделаны в Древнем Китае? Рекомендуемая литература 1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980. 2. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. 3. Гусева Н.Р. Индия: тысячелетия и современность. М., 1971. 4. Древние цивилизации. М., 1989. 5. Искусство управления/Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. М., 2003. 6. Китайская цивилизация./Под ред. В.В.Малявина, М., 2000. 7. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1965. 8. Культура Древней Индии. М., 1975. 9. Мифы Древней Индии. Литературное изложение В.Г. Эрмана и Э.Н. Темкина. М., 1975.
Вопросы для самоконтроля 1. Какое влияние на культуру средневековья оказала придворная литература? 2. Какое влияние на культуру средневековья оказала поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров? 3. Охарактеризуйте культуру монастырей и культуру соборов. 4. Каким образом в период Средневековья была поднята культура образования? 5. Дайте характеристику куртуазной культуре средневековья.
Рекомендуемая литература 1. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М., 1986. 2. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990. 3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 4. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 1997. 5. Иванов Многоликое Средневековье 6. Кёнигсбергер Г.Г. Средневековая Европа, 400 – 1500 годы/Пер. с англ.; Предислов. Д.Э. Харитоновича. М., 2001 7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1986. 8. Тяжелов В.И. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте характеристику антропоцентризму и гуманизму как этическому и эстетическому идеалу Ренессанса. 2. Охарактеризуйте флорентийскую и венецианскую школы. 3. Период Высокого Ренессанса связан с именами гениальных мастеров, расскажите об их творчестве. 4. Назовите, в чем заключаются специфика и особенности Северного Возрождения:
Рекомендуемая литература 1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976. 2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. 3. Дж. Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992. 4. Ильина Т.В. История искусство. Западноевропейское искусство. М., 1993. 5. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979. 6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1983. 7. Леонардо да Винчи. Избранные произведения/Пер. В.П. Зубова, А.А. Губера и др. Мн., М., 2000.
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные условия и предпосылки социокультурной революции XVII века. 2. Какие тенденции прослеживаются в науке и философии и каковы особенности новой картины мира? 3. Каким образом открытая новая картина мира оказала воздействие на эстетическую теорию и художественную практику? 4. Дайте характеристику основным чертам искусства барокко и классицизма.
Рекомендуемая литература 1. Берцольд М., История реформации в Германии. М., 1965. 2. Власов В.Г. Смысл в искусстве. Словарь. СПб., 1994. 3. Виппер Б.Р, Статьи об искусстве. М., 1970. 4. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981. 5. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987.
Тема 13. Культура XIX века 1. Переоценка ценностей и новая культурная доминанта в западноевропейской культуре XIX в. Либерализм как продолжение культурных движений гуманизма, Реформации и Просвещения. 2. Романтизм как духовное течение первой половины XIX в. и формы его проявления в различных сферах культуры. 3. Позитивизм и художественная система критического реализма. 4. Основные противоречия культурного процесса XIX в. В культуре нового времени XIX век занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и затем вступила в стадию кризиса. Именно такую оценку дали этому времени выдающиеся мыслители Ф. Ницше, О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет. В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих посылах, что и вся культура нового времени, а именно рационализм, антропоцентризм, сциентизм (ориентация на науку), европоцентризм (оценка других культур с позиций исключительно европейских ценностей). Считается, что историческое лицо XIX в. обозначили три фактора: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Другое событие – Великая французская буржуазная революция 1789–1793 гг., идеалами которой вдохновлялись и лидеры Американской революции, - одновременно обозначило кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности. Рассматривая второй вопрос, необходимо отметить, что романтизм сформировался в начале XIX в. как выражение активной неудовлетворенности результатами французской буржуазной революции со стороны как феодальных классов, так и широких демократических слоев общества. Поэтому романтизм принимал различные по своей социальной направленности формы, выступая и как феодально-аристократическая оппозиция буржуазному прогрессу, и как проявление недовольства убожеством прозы жизни с позиций высоких героических идеалов личности, духа бунтарства и идеализации красоты борьбы во имя добра и справедливости. Для романтического мировоззрения характерны резкий раскол, несовместимость действительности и мечты, отрицание действительности с её эгоистическими интересами, мелочностью, грубостью и косностью, враждебными красоте и человечности, противопоставление ей художественно воплощенной мечты о совершенстве человека и мира. При этом романтический герой не ограничивается пассивной, ролью человека, примирившегося с враждебными обстоятельствами, а вступает чаше всего в активное противоборство с ними. В этом случае реакционное направление романтизма пессимистично оценивала перспективы такого противоборства и идеализировала роковые мотивы в культуре настоящего и прошлого, а прогрессивная тенденция в романтичной культуре воплощалась в оптимистической трагедии осуществления высоких идеалов будущего, самопреодоления и самоутверждения героя в борьбе. В романтизме сила и непреодолимость зла и несовершенства мира не могут оправдать бездействия человека, а наоборот, требуют от него напряжения всех сил в борьбе со злом вопреки неудачам и даже без надежды на успех. Приступая к обсуждению следующего вопроса, отметим, что реализм – сформировавшееся в XIX в. в Европе и России направление в художественной культуре, характеризующееся верностью правде жизни, глубоким в нее проникновением, постижением и выражением ее сущности с исключительной силой художественного воздействия. Важнейшим проявлением реализма как художественного метода является принцип историзма, конкретно-историческая правдивость воспроизведения человеческих судеб и характеров, типических обстоятельств, которые в художественно-образной форме выражают наиболее существенные черты определенного этапа общественного развития. Реализма предполагает правдивое художественно-творческое воспроизведение реальных жизненных характеров как конкретно-исторический результат и перспективу общеисторического развития. В XIX в. происходит пересмотр ценностей, как в общественной жизни, так и в культуре. Искусство Европы, начиная с конца 50-х гг., вступает в эпоху декаданса (упадка). Культура декаданса в Западной Европе с 50-х гг. XIX в. до его конца отражала кризис, безнадежность, пессимизм.
Вопросы для самоконтроля 1. Каким образом формирование индустриального общества отразилось на культуре Западной Европы XIX в.? 2. В особенности таких направлений, как романтизм и реализм? 3. Каковы основные противоречия культурного процесса XIX в.?
Рекомендуемая литература 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. 2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973. 3. Зарубежная литература XIX в. Романтизм. М., 1990. 4. Поппер К. Открытое общесвто и его враги. М., 1992. 5. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
Тема 14. Культура XX века 1. Мировые противоречия и кризисы на рубеже веков. Крушение гуманистических идеалов в результате мировых войн. 2. Всемирный характер культурных процессов XX в. Массовая культура как средство культурной войны. 3. Влияние НТР на культуру 2-ой половины XX в. Рост глобальных проблем и место духовности в сфере бытия и культуры. 4. Модернизм в искусстве и его основные направления. Кризис культуры представляет собой сложный социально-исторический феномен, порождающий множество философско-социологических интерпретаций как в русле теорий социокультурного прогресса, так и в аспекте специальных дисциплин. Под кризисом культуры понимается кардинальные изменения в духовной ситуации эпохи, состоящие в разрыве с основными воззрениями прошлого, переоценкой традиционной системы ценностей (Ф. Ницше, Ю. Бохеньский и др.); переход культуры в стадию цивилизации, сопровождающийся смертью культуры; «омассовление» культуры, её упрощение, утрата метафизической ориентированности (X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс и др.) И. Хеизинга и X. Ортега говорят об эпохах кризиса культуры как эпохах «одновременно зрелых и надламывающихся». Именно эта последняя характеристика наиболее уместна при рассмотрении периода конца XIX - начала XX в., парадоксально сочетающего значительный технико-экономический прогресс с типичными для духовной атмосферы того времени настроениями упадка, безнадежности, душевной расколотости и усталой подавленности, страха перед необратимым ходом времени, получившими название декаданса Суть кризиса культуры рубежа веков – это кризис раннебуржуазной цивилизации, предчувствие ее перехода на качественно иную стадию, несущую с собой сложный комплекс новых проблем и противоречий. Говоря о сущностной характеристике кризиса европейской культуры, основанной на христианской религии и морали, понятие Ф. Ницше использует понятие декаданса. Рухнула вера в категории Разума, оказавшиеся принадлежностью чистого вымысла. рухнула вся система традиционных ценностей, выявив свою нежизненность. рухнула вера в бога, «как не заслуживающая доверия» («Бог умер, это мы его умертвили! »), и в результате «мы распались на мелкие куски». Воссоздание целостности в новой культуре связано о «переоценкой всех ценностей», отходом от христианской морали на позиции «по ту сторону добра и зла». Ф. Ницше одним из первых обратил внимание на тот момент, который станет определявшим в воззрениях мыслителей XX в.: господство рабской культуры массы обусловливает регресс, декаданс истории. Мотивам упадка, настроениям пессимизма, страха перед будущим как нельзя лучше соответствовала книга О. Шпенглера «Закат Европы», обобщившая опыт «ужасных и несчастных» десятилетий конца XIX-начала XX в. Уподобив развитие культуры биологическому циклу организма, проходящего стадии рождения, развития и смерти, Шпенглер соотнес цивилизацию со старостью культуры, наступающей вслед за реализацией всего богатства внутренних возможностей. Кризис культуры и есть ее переход в стадию цивилизации, сопровождавшийся свертыванием «жизненных токов», «окостенением» всего живого, надломом жизненных сил и в конечном счете умиранием культуры. Симптомы кризиса – прогресс науки и техники, борьба материализма и идеализма, социальные революции, атеизм. Надежды на социальный прогресс напрасны, крах общества и культуры неминуем – так отвечает О. Шпенглер на мучивший общество вопрос: «Что потом? ». При рассмотрении этого вопроса следует отметить, что большинство современных авторов связывает кризис культуры, основанной на вере в общественный прогресс, с более поздним историческим периодом – серединой XX в. (анализ опыта мировых войн, негативных последствий НТР, омассовление культуры и т.д.). Так, Ортега называет Гете и Ницше пророками современного кризиса культуры, а Хёйзинга считает, что «декадентские настроения 90-х гг. прошлого века не распространились далее сферы влияния литературной моды» в то время как лейтмотивом общих настроений в культуре оставалось убеждение в незыблемости движения по пути единения и процветания. Соглашаясь с тем, что конец XIX в. дает «полную зрелость исторической жизни», «исполнение времен», Ортега вместе с тем отмечает, что полная удовлетворенность всегда есть начало конца, поэтому ей свойственны тоска и уныние. Кроме того, XIX в. вывел на широкие просторы массы, господство которых чревато возвратом к варварству, т.е. гибелью цивилизации и культура наиболее полно как черта культуры проявится в XX в. Рассмотрение проблемы воздействия технического прогресса на общество, культуру индивида является одной из наиболее актуальных, поскольку связано с перспективами современной цивилизации. О. Шпенглер одним из первых отметил, что если XIX в. поставил проблему взаимоотношения техники и культуры, то скепсис и отчаянье XX в. развернули её в плоскость возможности самой мировой истории, поскольку прогресс научно-технической цивилизации приводит к кризису исторических культур. Вслед за О. Шпенглером, Л. Мэмфорд подверг обстоятельной критике индустриальную цивилизацию капитализма вместе с её материальным и духовным продуктом – массовой культурой. Г. Маркузе обратил внимание на парадоксальную корреляцию крайне поверхностной культуры и высокого уровня экономического, научного, технического развития капитализма. Хюбнер и Зомбарт в качестве истоков современной культуры указали на «машинную» цивилизацию, протестантскую этику, буржуазное «евангелие труда», воспитавшие фрагментарного человека, принесшего в жертву труду порядку и накоплению все богатство своего духовного мира. Стремление теоретически разрешить противоречие между традиционной культурой и техническим измерением современной цивилизации лежит в основе множества Философских и социологических интерпретаций научно-технического прогресса, затрагивающего основные сферы человеческого бытия: отношение человека к природе; отношение человека к другому человеку, обществу в целом; отношение Человека к самому себе. Принято выделять концепции технологического оптимизма и технологического пессимизма, оценивающих воздействие НТР на культуру с прямо противоположных позиций. Поскольку культура – это «переплавленная» трудом натура, и мир культуры немыслим вне природы, первое направление влияния НТР касается отношения «человек-природа». При рассмотрении этого отношения НТP изображается либо как единственная спасительница oт всевозможных экологических конфликтов, либо как главная разрушительная сила экологической среды, а с нею – всего мира культуры. С позиций техницизма и сциентиама (Д. Бэлл, Т. Кун и др.) экологические дисгармонии – суть издержки и болезни роста. Главное условие их устранения – рост промышленной культуры, преодоление техники управлением. С позиций экологического пессимизма (Тоффлер и др.) установление глобального равновесия в системе «общество-наука-техника-природа» связано с консервацией материального производства, уменьшением народонаселения, самоограничением общества в пользовании достижениями цивилизации и культуры. Общепризнанно, что главный результат наступления техники – появление «массового общества», массовой культуры. Это связано с изменением места человека как в системе производства, так и во всех других областях жизнедеятельности. НТР в результате автоматизации и компьютеризации, лишает человека чувств сопричастности трудовому коллективу, хотя с другой стороны, всемерно интеллектуализирует и эстетизирует трудовой процесс. Появляется дизайн – вид технической эстетики. Будучи широко растиражированная на массового, среднего потребителя, культура приводит, в конечном счете, к утрате духовности, гибели «высокой» культуры и искусства. Массовое же искусство, романтизирующее технику, воспевающее наслаждения, веселую чепуху.жизни, преклоняющееся перед насилием, утрачивает свое сущностное содержание и в качестве предмета развлечения приближается к спорту (К. Ясперс, Х. Ортега и др.). Что же касается технократов, то они положительно оценивают факт утверждения в массовой культуре «единой системы идей, образов, и развлечений, представляемых вниманию народной аудиторией» (Д. Бэлл). Наконец, в сферу отношения человека к самому себе, развития самосознания, возможностей самореализации НТР также вносит существенные изменения. Усугубляемое НТР противоречие между творческим началом в человеке и универсальной технической заданностью приводит к кризису культуры, ориентировавшей человека на индивидуальное выполнение своей социальной роли, к утрате ощущения ценности своей личности, самого человеческого существования. Так считают техно-«пессимисты». А с точки зрения представителей технологического оптимизма, именно НТР создает наилучшие условия для самореализации человеческой личности, преодоления противоречия цивилизации и культуры, поскольку современные наука « техника – продукт мысли и труда самого человека – субъекта и объекта всего технического развития. Таким образом, теоретические интерпретации проблемы «техника-культура» весьма существенно отличаются друг от друга, и это является лишь отражением факта крайне противоречивого, многогранного воздействия НТР на современный мир культуры и цивилизации. Приступая к рассмотрению последней вопроса данной темы, необходимо отметить, что возникновение в истории культуры и, в частности, художественной культуры школ, стилей, направлений совпадало о разными периодами утверждения человеческой индивидуальности (будь то Возрождение, где процессы, влиявшие на формирование нового человека, носили один характер, или романтизм, где особенности человеческой личности обусловлены иными процессами). Словом «модернизм» принято называть совокупность направлений (течений) в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., выражающих идеологию кризиса традиционной буржуазной культуры, «потерянности» человека в мире, отказа от реализма. Кубизм (родина Франция, теоретики – поэт Г. Аполлинер, живописцы Ж. Меиценже, А. Глез). В этом направлении ни первый план выдвигаются эксперименты с формой, ее объемное конструирование на плоскости, выделение простых устойчивых геометрических фигур (куб, конус, цилиндр). Такой подход разрушает образы реального мира, сводит к минимуму познавательные возможности изобразительного искусства. Экспрессионизм (от лат. слова «выражение, выразительность», родина Германия). Направление в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в., провозглашавшее единственной реальностью для художника субъективный духовный мир человека, а цель его творчества не изображение действительности, а «выражение» ее сути через внутреннее «Я» художника. Социально-психологические причины – урбанизация, мировая война, революционная ситуация, неустойчивость мира, пессимизм, отчаянье. Экспрессионизм идеологически неоднороден. Одно его крыло аполитично, другое – революционно. Стилистика экспрессионизма – стилистика «антиклассичности», отказа от гармонических форм, ясности, тяготение к абстрактному обобщению, яростной экспрессии, взвинченности художественной интонации, устремленность к сознательной деформации. Экспрессионизм проявился во всех видах искусства (в литературе – Ф. Кафка, в изобразительном искусстве – П. Клее, В. Кандинский). Абстракционизм (от лат, отвлечение, выделение) – возникает в начале XX в. (России, Франция). Это направление характеризует принципиальный отказ от изображения форм реальной действительности, Два основных течения: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний (пятен) и создание геометрических абстракций (фигур, линий). Сюрреализм (от фр. – сверхреализм, Франция, 20-е гг. XX в.). Это направление провозглашает источником художественных образов сферу подсознательно-инстинктивного: сны, бред, галлюцинации, алогичные озарения. Предтечи – Г. Аполлинэр, С. Дали. В сюрреализме нет абсолютного отхода от образности, изобретательности, как например, в абстракционизме, но всегда представлена особая, ассоциативная, ирреальная художественная данность.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем проявилось крушение гуманистических идеалов в XX в.? 2. Дайте характеристику массовой культуре как феномена. 3. В чем состоит взаимосвязь между НТР и глобальными проблемами? 4. Почему в XX в. имеет место такое многообразие художественных стилей и направлений? Рекомендуемая литература 1. Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991. 2. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры./Культурология. XX век. М., 1995. 3. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб., 1994. 4. Зотов А.Ф. Новый тип глобальной цивилизации. Полис. 1993. №4. 5. Мировая художественная культура. М., 2000. 6. Назартян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического процесса). М., 1996. 7. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1991. 8. Сумерки богов. М., 1989. 9. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. 10. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие факторы определяют менталитет культуры? 2. В чем заключается своеобразие культуры Киевской Руси? 3. Каковы особенности культуры Московской Руси? 4. Охарактеризуйте реформы Петра I, какое влияние они оказали на культуру? 5. В чем особенности русского Просвещения? 6. Дайте характеристику дворянской культуре екатерининского времени. 7. Каковы основные черты культуры XIX века? 8. Культура в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы. 9. Каковы достижения и потери отечественной культуры XX века? 10. Каковы проблемы и перспективы культурного развития России? 11. Охарактеризуйте донскую культуру.
Рекомендуемая литература 1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. 2. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: В 3-х т. М., 1991. 3. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. Философский аспект. М., 1992. 4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990. 5. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. 6. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993. 7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988. 8. Гарднер К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской души. М., 1993. 9. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М., 2001. 10. Дадаян В.С. Терновый венец России: истоки национальной беды. М., 1994. 11. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М., 2003. 12. Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993. 13. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов./Сост. В.Ф. Патракова, В.В. Черноус. Ростов-на-Дону, 1990. 14. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад - Восток» в культурологии. М., 1994. 15. Карамзин Н.М. История государства Российского. 16. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2003. 17. Ключевский В.О. Курс русской истории//Соч.: в 9 т. М., 1987. Т.1. С.83–84. 18. Кондаков И.В. введение в историю русской культуры. М., 1994. 19. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990. Кн. 1-2. 20. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 21. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. 22. Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992. 23. Струве Н. Православие и культура. М., 1992. 24. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х т. СПб., 1991 – 1992. 25. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. 26. Фроянов И.Я. Октябрь семнадцатого. М., 2002. 27. Щербина В.В. Распад культуры и сценарий возможного развития России/ Личность. Культура. Общество. 2000. Т.II. Вып.2(3). С.10 – 28. Донская культура 1. Исторические корни Донской культуры. 2. Формирование культурных традиций Дона. 3. Памятники истории культуры Ростова-на-Дону и Ростовской области. Один из аспектов проблемы состояния Донской культуры предполагает сегодня изучение корней этой культуры в пределах Подонья периода VI-II вв. до н.э. Культуру Подонья этого периода целесообразно рассматривать на примере культуры савроматов и ранних сарматов. Археологами и историками установлено, что ранние сарматы и савроматы являются по существу, современниками скифов. Следовательно, и тех и других можно рассматривать в контексте культуры эпохи раннего железного века на основе анализа сообщений греческих и римских историков, географов и писателей. Географическое положение земель, заселенных сарматами и савроматами, в частности, факт пересечения миграционных путей кочевых племен наложило определенный отпечаток на все сферы духовной и материальной культуры народов, живших на территории Нижнего Дона. При изучении рассматриваемого вопроса важно учитывать границы расселения различных племен, их локализацию на территории Дона в различные периоды их пребывания. Культурные традиции Дона были заложены донским казачеством, которое возникло из беглых российских крестьян и станичников. Они пришли на Дон, чтобы жить свободно и защищать эту свободу, В сущности, это была первая российская «эмиграция» – эмиграция крестьянская, бережно хранившая любовь к труду земледельца и к матушке России. За более чем 400-летнюю историю донского казачества – она, по справедливой мысли В.Г. Белинского, «побочная река, впадающая в большую реку русской жизни» – сложилась его богатая духовная культур. Она имеет большую эстетическую, историко-литературную и познавательную ценность как высокохудожественный памятник русской культуры и свидетельство важнейших событий в жизни казачества. Многообразны жанры донского фольклора, представленные поэтическими традициями: былины, эпические песни о птицах и зверях, исторические песни о Ермаке, Разине, Пугачеве, песни обрядовые, бытовые, плясовые, пословицы, поговорки и т.д. Донская земля взрастила многие дарования в различных сферах искусства, которые стали затем гордостью отечественной культуры. Так художники В. Часовников, М. Греков и др. талантливо передали красоту родного края, сильные и яркие характеры его жителей, трагизм народа в годы гражданской война Драматические театры Ростова, Таганрога и Новочеркасска содействовали расцвету дарования В. Коммисаржевской, Ю. Завадского, В. Марецкой, Р. Плятта, Ф. Раневской и др. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы