Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


современная социокультурная ситуация



1. Приобщение широких народных масс к культуре и искусству.

2. Культура в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

3. Утверждение советского патриотизма и гражданственности в искусстве. Искусство «шестидесятников».

4. Экономический и социально-духовный кризис в обществе. Рост аморализма, коммерциализация и вестернизация культуры, массовая культура.

5. Проблемы и перспективы культурного развития России, её место в мировом сообществе.

Сложный и противоречивый путь прошла культура советского общества. В широчайшем спектре суждений и выводов, которые высказываются и публикуются сегодня, можно найти совершенно противоположные точки зрения и оценки всего происходившего в этот период. Многие мнения весьма категоричны, односторонни – от полного отрицания всех достижений советской культуры до чрезмерного их возвеличивания. Однако следует помнить, что любое общественное движение, тем более такое масштабное и всеобъемлющее, как культурно-исторический процесс, сложно, многомерно и не подлежит однозначной оценке.

Очевидно, можно согласиться с одной из точек зрения современных ученых на историю советской культуры, что в ней прослеживаются наиболее отчетливо три крупных периода[3]:

· первый период (1917 – 1934 гг.) характеризуется тенденцией, получившей бурное развитие еще в дореволюционной России, многовариантного культурного развития, но с другой стороны – тенденция к подавлению альтернативных позиций;

· во втором периоде (1934 – 1956 гг.) преобладала именно указанная выше тенденция, трактовался метод социалистического реализма;

· третий период (1956 – 1985 гг.) – период к возврату в культуре полифонического развития.

Говоря о культуре СССР необходимо указать на ряд культурных достижений, сделанных в науке, искусстве, литературе, образовании и др. Кроме того, нельзя не отметить диалог культур народов бывшего СССР (Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, К. Кулиев, Э. Межелайтис и ряд других деятелей культуры, олицетворявших феномен советской культуры).

Культура советского периода – сложное, многогообразное явление состоялась, она внесла много яркого, неповторимого в мировую культуру прежде всего потому, что по российской традиции поставила человека в центр своих поисков и надежд.

Рассматривая вопрос об экономическом и социально-духовном кризисе в обществе, о коммерциализации и вестернизации культуры, необходимо упомянуть о процессах демократизации, начавшихся во второй половине 80-х гг., способствовавших проявлению плюрализма в культурных процессах и явлениях. Но в начале XXI в. отечественная культура находится в кризисном состоянии. Разрушение социалистического общественно-политического уклада и резкая смена ценностных ориентации, вступление России в рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели российское общество и российскую культуру к системному кризису, к девальвации образования, духовных ценностей и культуры в целом, к разрушению материальной базы и инфраструктуры сферы культуры, к ориентации учреждений культуры не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Экспансия западной, прежде всего американской, культуры разрушает основу национального самосознания, формирует «рыночного человека-потребителя», готового быть тем, на что имеется спрос. Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры на селе и в городах, научных учреждений, падение спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост численности безграмотных детей – все это признаки кризиса отечественной культуры.

Преодоление кризиса культуры, реализация потенциала материальной и духовной культуры для возрождения Отечества возможны в том случае, если будет действовать единая государственная политика, направленная на приоритетное развитие отечественной культуры.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы определяют менталитет культуры?

2. В чем заключается своеобразие культуры Киевской Руси?

3. Каковы особенности культуры Московской Руси?

4. Охарактеризуйте реформы Петра I, какое влияние они оказали на культуру?

5. В чем особенности русского Просвещения?

6. Дайте характеристику дворянской культуре екатерининского времени.

7. Каковы основные черты культуры XIX века?

8. Культура в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

9. Каковы достижения и потери отечественной культуры XX века?

10. Каковы проблемы и перспективы культурного развития России?

11. Охарактеризуйте донскую культуру.

 

Рекомендуемая литература

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

2. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: В 3-х т. М., 1991.

3. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. Философский аспект. М., 1992.

4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990.

5. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

6. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993.

7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.

8. Гарднер К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской души. М., 1993.

9. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М., 2001.

10. Дадаян В.С. Терновый венец России: истоки национальной беды. М., 1994.

11. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М., 2003.

12. Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993.

13. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов./Сост. В.Ф. Патракова, В.В. Черноус. Ростов-на-Дону, 1990.

14. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад - Восток» в культурологии. М., 1994.

15. Карамзин Н.М. История государства Российского.

16. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2003.

17. Ключевский В.О. Курс русской истории//Соч.: в 9 т. М., 1987. Т.1. С.83–84.

18. Кондаков И.В. введение в историю русской культуры. М., 1994.

19. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990. Кн. 1-2.

20. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

21. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

22. Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992.

23. Струве Н. Православие и культура. М., 1992.

24. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х т. СПб., 1991 – 1992.

25. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

26. Фроянов И.Я. Октябрь семнадцатого. М., 2002.

27. Щербина В.В. Распад культуры и сценарий возможного развития России/ Личность. Культура. Общество. 2000. Т.II. Вып.2(3). С.10 – 28.

Донская культура

1. Исторические корни Донской культуры.

2. Формирование культурных традиций Дона.

3. Памятники истории культуры Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Один из аспектов проблемы состояния Донской культуры предполагает сегодня изучение корней этой культуры в пределах Подонья периода VI-II вв. до н.э. Культуру Подонья этого периода целесообразно рассматривать на примере культуры савроматов и ранних сарматов. Археологами и историками установлено, что ранние сарматы и савроматы являются по существу, современниками скифов. Следовательно, и тех и других можно рассматривать в контексте культуры эпохи раннего железного века на основе анализа сообщений греческих и римских историков, географов и писателей.

Географическое положение земель, заселенных сарматами и савроматами, в частности, факт пересечения миграционных путей кочевых племен наложило определенный отпечаток на все сферы духовной и материальной культуры народов, живших на территории Нижнего Дона. При изучении рассматриваемого вопроса важно учитывать границы расселения различных племен, их локализацию на территории Дона в различные периоды их пребывания.

Культурные традиции Дона были заложены донским казачеством, которое возникло из беглых российских крестьян и станичников. Они пришли на Дон, чтобы жить свободно и защищать эту свободу, В сущности, это была первая российская «эмиграция» – эмиграция крестьянская, бережно хранившая любовь к труду земледельца и к матушке России. За более чем 400-летнюю историю донского казачества – она, по справедливой мысли В.Г. Белинского, «побочная река, впадающая в большую реку русской жизни» – сложилась его богатая духовная культур. Она имеет большую эстетическую, историко-литературную и познавательную ценность как высокохудожественный памятник русской культуры и свидетельство важнейших событий в жизни казачества. Многообразны жанры донского фольклора, представленные поэтическими традициями: былины, эпические песни о птицах и зверях, исторические песни о Ермаке, Разине, Пугачеве, песни обрядовые, бытовые, плясовые, пословицы, поговорки и т.д.

Донская земля взрастила многие дарования в различных сферах искусства, которые стали затем гордостью отечественной культуры. Так художники В. Часовников, М. Греков и др. талантливо передали красоту родного края, сильные и яркие характеры его жителей, трагизм народа в годы гражданской война

Драматические театры Ростова, Таганрога и Новочеркасска содействовали расцвету дарования В. Коммисаржевской, Ю. Завадского, В. Марецкой, Р. Плятта, Ф. Раневской и др.

Композиторы О.Рахманинов, М. Гнесин, Д. Покрас и др. обогатили русскую музыку новыми жанрами, темами и мелодиями, способствовали выявлению молодых дарований.

Богата история литературы Дона. На Донской земле жили и ра­ботали А.П. Чехов, К. Станюкович. Н. Кукольник и др. От донской истории неотделимы творческие биографии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М. Горького, С.А. Есенина и др.

Памятники истории культуры, оставшиеся на донской земле, связаны с этапными событиями в развитии науки, искусства, просвещения и иных сфер культуры.


Список литературы ко всем темам

Учебные пособия:

1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

3. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2003.

4. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб, 1997.

5. Кравченко А.И. Культурология. М., 2000.

6. Культурология/Под науч. Ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1998.

7. Культурология: История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. Под ред. Марковой А.Н. М., 1995.

8. Культурология: Учеб для студ. техн. вузов/Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2002.

9. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Мн., 1998.

10. Малюга Ю.Я. Культурология. М., 1998.

11. Мировая художественная культура: учеб. пособ./Колл. авт. Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев и др.; Под ред. Б.А. Эренгросс. М., 2001.

12. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М., 1997.

13. Поликарпов В.С. Золотой век в истории мировой культуры. Ростов-на-Дону, 2000.

14. Радугин А.А. Культурология. М., 1996.

15. Силичев Д.А. Культурология. М., 2000.

 

Дополнительная литература

1. Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991.

2. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры./Культурология. XX век. М., 1995.

3. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб., 1994.

4. Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? М., 2002.

5. Зотов А.Ф. Новый тип глобальной цивилизации. // Полис. 1993. №4.

6. Мировая художественная культура. М., 2000.

7. Назартян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического процесса). М., 1996.

8. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1991.

9. Поликарпов В.С. Горизонты третьего передела мира. СПб., 1997.

10. Культурология/Под науч. Ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1998.

11. Сумерки богов. М., 1989.

12. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

13. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

14. Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. О языке архитектуры, скульптуры, живописи. К., 1989.

15. Вёрман К. История искусства всех времен и народов. В 2-х т. М., 2000.

16. Гусев Г.М. Странствия Великой Мечты. М., 1987.

17. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

18. Сорокин П. Человек. Цивилизации. Общество. М., 1992.

19. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

20. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1994.

21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

22. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии/ Личность. Культура. Общество. 2000. Т.II. Вып.2(3). С.244 – 265.

23. Человек и общество (Культурология). Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1996.

24. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

 

Список контрольных вопросов

Модуль

1.

2. Первобытная культура

· Генезис культуры. Значение докультурного этапа становления человечества.

· Зачатки предрелигиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, ритуал.

· Мифология как универсальная форма духовной жизни первобытного общества.

3. Культура древних цивилизаций

· Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология.

· Сакрализация власти фараона. Теократия и заупокойный культ.

· Культурное наследие Месопотамии в истории человечества.

· Искусство Двуречья.

· Основные черты и система ценностей индо-буддийской культуры.

· Искусство, архитектура и литература Древней Индии.

· Ритуал, этика и церемонии в Древнем Китае.

· Своеобразие древнекитайского искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи.

4. Культура античной Греции

· Генезис и основные этапы развития античной культуры.

· Древнегреческий полис и его особенности.

· Основные черты культурного мировоззрения Древней Греции. Причины и механизмы перехода от мифа к логосу в культурном процессе.

· Особенности художественной культуры Древней Греции.

 

Модуль

1. Понятие социальной статики.

2. Понятие социальной динамики.

3. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

4. Концепция О. Шпенглера.

5. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби.

6. Концепция П.А. Сорокина.

7. Концепция осевого времени К. Ясперса.

8. Концепция З. Фрейда.

9. Концепция марксизма.

10. Информационная концепция культуры А. Моля.

11. Культура эпохи Средневековья

· Истоки европейской культуры – античность и варварство, христианство и язычество.

· Вклад христианства в формирование средневекового мировоззрения. Теоцентризм как основная черта культуры.

· Особенности художественной культуры средневековья: романский и готический стили.

· Философская и научная мысль средневековья.

12. Культура эпохи Возрождения

· Возрождение как качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Проблема периодизации.

· Антропоцентризм и гуманизм как этический и эстетический идеал Ренессанса.

· Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения.

· Специфика и особенности Северного Возрождения.

13. Культура эпохи Реформации и Нового времени

· Генезис и основные черты учения протестантизма. Протестантская мораль и становление личности нового типа.

· Основные условия и предпосылки социокультурной революции XVII в. Механическая картина мира и ее роль в формировании нового общекультурного мировоззрения.

· Воздействие науки и философии на эстетическую теорию и художественную практику. Барокко и классицизм.

14. Культура эпохи Просвещения

· Истоки Просвещения и завершение перехода к современной европейской культуре.

· Национально-культурные особенности европейского просвещения.

· Влияние общественной и научной мысли на духовную культуру XVIII в.

· Основные направления и стили искусства Просвещения.

 

Модуль

1. Понятие эстетической деятельности и ее виды.

2. Социальные функции искусства.

3. Типы и формы современного художественного синтеза.

4. Религия как феномен культуры. Основные признаки и черты религии.

5. Основные черты и тенденции развития отечественной культуры.

6. Дайте характеристику концепции «Москва – III Рим».

7. Социальные функции искусства.

8. Понятие культурного прогресса и регресса.

9. Основные тенденции современного образования.

10. Идеи современного кризиса.

11. Основные черты культуры XX века

· Мировые противоречия и кризисы на рубеже веков. Крушение гуманистических идеалов в результате мировых войн.

· Всемирный характер культурных процессов XX в. Массовая культура как средство культурной войны.

· Влияние НТР на культуру 2-ой половины XX в. Рост глобальных проблем и место духовности в сфере бытия и культуры.

· Модернизм в искусстве и его основные направления.

12. История культуры России

· Культура Древней Руси.

· Культура России Нового времени.

· Русская культура XIX – нач. XX века.

· Культура советского общества.

· Культура постсоветского периода.

· Проблемы и перспективы культурного развития России, ее место в мировом сообществе.

· Донская культура.

 


Ороев Николай Андрианович

Папченко Елена Викторовна

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По курсу «Культурология»

 

Для студентов всех специальностей

 

Ответственный за выпуск Ороев Н.А.

Редактор Проценко И.А.

 

ЛР №020565 от 23 июня 1997 г. Подписано к печати 14.04.2003 г.

Формат 60x84 . Бумага офсетная.

Офсетная печать. Усл. п.л. – 5, 9. Уч. изд. л. – 5, 8.

Заказ №. Тираж 300 экз.

«С»

 

Издательство Таганрогского государственного

радиотехнического университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44

Типография Таганрогского государственного

радиотехнического университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Энгельса, 1

 
 
 


[1] Секуляризация – отделение государства от церкви.

[2] Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967. С.361.

[3] Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М., 2001. С.420–421.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь