Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 5. Культура во времени и пространстве
1. Понятие культурной статики и культурной динамики. 2. «Циклические» взгляда на динамику культуры. 3. «Линейные» представления о культурно-историческом процессе. Из пройденного материала мы с вами пришли к пониманию того, что культуру можно разделить как бы на две части – культурную статику и культурную динамику. К культурной статике относят внутреннее строение культуры, т.е. совокупность базисных элементов, их сочетания, а также основные черты и формы культуры. Так, например, основными элементами культуры выступают материальная и духовная культура. Материальная культура включает физические объекты, созданные человеком в процессе взаимодействия с природой. Иногда эти объекты называют артефактами. Артефакты – это жилой дом, орудия труда, книга и др. духовную же культуру образуют нематериальные объекты, существующие в нашем сознании и поддерживаемые человеческим общением. К многообразным элементам духовной культуры мы относим мифы, знания, идеи, ценности, символы, обычаи и традиции, ритуалы, язык и многое другое. Понятно, что материальная и духовная культуры существуют не в отрыве друг от друга, а в прямом взаимодействии. Так, ношение галстука есть часть светского этикета и выражает символичное действие. Но в то же время сам галстук является артефактом (или церемония захоронения). В зависимости от того, кто является творцом культуры различают следующие ее основные формы: элитарная, массовая, народная, а также основные ее разновидности – субкультуру и контркультуру. Культура находится в динамике, это значит, что она возникает, развивается и деградирует. Поэтому культурная динамика описывает изменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве. В теории культуры сложились различные подходы к объяснению динамики культуры, ее источников и факторов. Для того, чтобы ответить на вопрос: как и почему меняется культура необходимо обратиться к историческим учениям о развитии и типологии культур. В европейской науке XIX – XX вв. сложилась определенная традиция, благодаря которой основные тенденции изменения культурно-исторического процесса рассматриваются либо как циклические, либо как линейные. Из пройденного курса мы знаем, что циклические концепции трактуют культурную историю человечества в качестве совокупности истории отдельных культур, где каждая из них проходит свой цикл развития от рождения до смерти. Особенность циклических изменений в том, что они повторимы. В некоторых случаях, как пишет Б. Ерасов, они определяются как волнообразные. «Под их воздействием общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений». В качестве примера можно вспомнить индийскую «сансару». «Сансара» в индуизме представлена в качестве своеобразного «колеса» жизни и смерти, которое воспроизводит и вновь уносит жизни каждого человека. Представления о цикличности мы можем встретить еще первого греческого историка Геродота, который утверждал, что нет единой истории, а существуют лишь отдельные истории. В Ветхом завете в книге Экклезиаста мы находим интересную фразу древнеиудейского пророка: «Нет ничего нового под солнцем». Это говорит о том, что в мире совершаются постоянные уход и возвращение. В рамках циклических теорий часто используется вариант инверсии. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания – от одного полюса культурных значений к другому. Она возможна в том, случае, если в культуре не сложилось устойчивого ядра или прочная структура. Инверсия во временном отношении может охватывать разные периоды – от десятилетий до нескольких веков. (Переход от язычества к монотеизму, от монотеизма к атеизму, от атеизма к возрождению монотеизма). Иногда инверсия может привести к реставрации прошлого и восстановлению некоторых существенных компонентов духовной жизни. Например, эпоха Возрождения связана с обращением культурного наследия Античности, однако в ходе Реформации и Контрреформации происходит частичное восстановление идей монотеизма. В отличие от циклических теорий «линейная» модель интерпретирует развитие истории и культуры общества как прямолинейное поступательное движение. Еще древнегреческий историк Полибий в жизни отдельных народов усматривал общие черты, составляющие единую для всех историю человечества. Линейная модель всемирной истории зародилась на Ближнем Востоке на рубеже VI – V вв. до н.э. в учении зороастризма. В истории культуры выделяют ряд источников, формирующих и поддерживающих изменения в культуре. К основным из них относят: инновации, обращения к культурному наследию, диффузию и синтез. Инновация представляет изобретение или выработку новых идей, образов, моделей или принципов действия, направленных как на изменение общественного бытия, так и на выработку нового типа мышления, мироощущения и миропонимания. Носители инноваций – это ученые и мудрецы, деятели культуры, правители, творческие коллективы и т.д. Как правило источником инноваций являются люди, либо социальные группы, неудовлетворенные сложившимися нормативными принципами и ищущие пути самоутверждения. Под культурным наследием понимают сумму всех культурных достижений данного общества, переходящую от поколения к поколению. Несмотря на разную давность этих достижений они представляют собой вневременную ценность. В культуре каждого общества имеется та сфера, где наследие не подвержено никаким политическим и социальным изменениям. Это опредмеченная культура, представленная в памятниках, картинах, текстах, изобретениях, и т.д. Русский былинный эпос, сказки, полотна Рубенса и Репина, скульптура Мирона и Праксителя, музыка Бетховена и Чайковского, поэзия Петрарки и Есенина – служат наглядным примером культурного наследия. Культурное наследие выполняет очень важную функцию – это поддержание стабильности и постоянства общественной регуляции. К тому же обращение к культурным традициям способствует внедрению в сознание масс новых идей в привычных для них формах сознания. Действительно, в рамках культурного наследия можно выделить так называемые культурные универсальные – своеобразные инварианты развития элементов культуры. Под культурными универсалиями понимают такие нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от географических, исторических, социальных особенностей того или иного общества. Еще в 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 таких универсалий. К ним относятся: спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты и личной гигиены, приготовление пищи, ухаживание, свадьба, сексуальные ограничения, религиозные ритуалы, гостеприимство, музыка, мифология, торговля, хождение в гости, похоронные ритуалы, игры и многое другое. Диффузия представляет собой взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое или при их соприкосновении. В социальной антропологии этот процесс часто называют аккультурацией. Еще в 50х – 70х гг. в русле «теорий модернизации» приоритет принадлежал концепции аккультурации, т.е. постепенного приобщения населения слаборазвитых стран к достижениям западной культуры через заимствование ее внешних образцов. Так, проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XXв. породило особый феномен, получивший название «вестернизации». Данный процесс мы и сейчас отчетливо ощущаем на себе, во многом благодаря средствам массовой информации. Навязчивая пропаганда и диктат западного образа жизни приводит, к сожалению, к утрате многих национальных ценностей. Среди основных факторов, влияющих на культурную диффузию можно назвать следующее: 1. Степень интенсивности контактов разных культур. Благодаря активному взаимодействию культур происходит относительно быстрое взаимопроникновение инородных элементов; 2. Диффузия может осуществляться как насильственным, так и ненасильственным взаимопроникновением культур; В первом случае осуществляется диктат одной культуры, который может привести к ее отторжению. 3. Степень дифференцированности общества и степень его готовности заимствования элементов другой культуры. Синтез – как источник культурной динамики представляет взаимодействие и соединение разнородных элементов, образующих качественно новое содержание или форму. Он имеет место в тех случаях, когда социокультурная система осваивает достижения иных культур в тех сферах, где собственные элементы оказываются недостаточно развиты, но при этом в целом сохраняет свою собственную основу. В качестве примера можно привести элементы материальной и духовной культуры Японии или исламскую цивилизацию на рубеже VII – IX вв., выступающая в форме синтеза монотеизма, античных ценностей и политической культуры персидской цивилизации.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы