Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава I.Современная радио индустрия
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Сухоруковой Лилии Юрьевны На тему: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ФОРМАТЕ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ» Руководитель Пономарева Любовь Дмитриевна Декан филологического факультета, доктор педагогических наук, профессор кафедры журналистики и речевой коммуникации.
Рецензент: Дорфман Оксана Вячеславовна
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики и речевой коммуникации
Отметка нормоконтролера Студент_______________ ___________ ______________ «_____» ___________ 20__г. Содержание Введение ……………………………………………………………................….3 Глава I.Современная радио индустрия 1.1. Первые шаги радио. Краткая история радиовещания……...…................5 1.2. Современные типы организации вещания……………………................15 1.3. Радиовещание и его основные цели в эфире…………………................17 1.4. Радиостанции, которые вещают сегодня………………………..............21 Глава II. Музыкальное вещание 2.1.Классификация вещания по форме собственности. Форматы радиостанций.……………………………………………..............….28 2.2. Особенности эфира на радио (утро, день, вечер, ночь)…………..............38 2.3. Основы музыкального программирования эфира ………………..............43 2.4. Подбор музыкального материала(музыкальные исследования)…...........49 2.5. Интерактивность на музыкальном радио…………………….....................55 2.6. Ди-джеи…………………………………………………………...................60 2.7. Звуковая «одежда» эфира………………………………………..................61 2.8.Отношение радиожурналистов «Радио «Первый канал»» к содержанию профессиональной деятельности…………………....................66 2.9.Исследование качественно-количественной характеристики музыкальной программы в формате………………………………....................69 Заключение…………………………………………………….....................…..72 Список литературы……………………………………………….....................76 Приложение..........................................................................................................80
Введение В последнее время мы наблюдаем довольно бурное развитие информационных технологий. В первой половине двадцатого века радио стало, также как и печатные средства массовой информации, важнейшим средством воздействия в формировании общественного мнения и настроений в обществе. Поскольку радиокомпаний на сегодняшний день очень много, то они вынуждены бороться за слушателя и за рекламодателя. Острая конкурентная борьба за слушателя заставляет радиокомпании искать и находить новые, актуальные, современные темы обсуждений, создавать передачи интересными и познавательными. В рамках данной дипломной работы будет рассмотрена музыкальная программа в формате современного радиовещания. Объектом исследования является музыкальная программа в формате современного радиовещания. Предметом исследования выступает музыкальная программа в формате радиостанции «Радио «Первый канал»». Цель исследования: выявить специфику и содержание музыкальной программы в формате. Задачи исследования: 1. Изучить специфику форматов современного радиовещания. 2. Проанализировать музыкальную программу ее содержание и направленность. 3. Выявить музыкальные потребности и интересы аудитории радиостанции «Радио «Первый канал»». Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: 1. Анализ научно-методической литературы. 2. Наблюдение. 3. Контент-анализ. 4. Методы математической обработки данных. Метод анализа научно методической литературы использован для определения современного состояния изучаемого вопроса, уточнения понятийного аппарата, формулировки объекта, предмета, цели и задач работы. Метод наблюдения использован для получения представления о музыкальной программе в формате. Контент-анализ использован для качественного и количественного анализа содержания музыкальной программы в формате радиостанции «Радио «Первый канал»». В ходе исследования определялся формат. Методы математической обработки данных применялся для анализа процентных соотношений, суммарных показателей, таблиц, полученных в ходе исследования. Практическая значимость исследования заключается в комплексном представлении музыкальной программы в формате современного радиовещания. Структура данной дипломной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность данной темы, её цели, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе «Современная радио индустрия» раскрывается история радио индустрии, а также современная система радиовещания. Во второй главе «Музыкальное вещание»определяются основные понятия, специфика музыкальной передачи в формате, процесс и соотношение музыкального вещания. В заключение дипломной работы подводятся итоги работы. Приложения содержат правила работы радиоведущего, таблицы, схемы, и рисунки. Список литературы насчитывает 50 источников.
Глава I. Современная радио индустрия Первые шаги радио. Краткая история радиовещания Из истории радиовещания пальма первенства здесь принадлежит американцам. Реджинальд Обри Фессенден в 1906 году и Ли де Форест в 1908 впервые осуществляют передачу голоса и музыки. Первая мировая приостановила изыскания в области радиовещания как в США, так и в Европе. Подчиняясь национальным интересам в условиях войны, Американ Маркони Корпорейшн превращается в Радио Корпорейшн оф Америка или RCA. В это время в США большую часть телеграфного рынка контролируют такие крупные финансово-промышленные группы, как Дженерал Электрик и AT& T, которые рассматривают саму идею радиовещания как пустую забаву. Несмотря на это, в 1916 году Давид Сарнов пишет для руководства RCA служебную записку, отрывок из которой я привожу ниже: «У меня есть план развития радиовещания, в соответствии с которым радиоприемник станет такой же обыденной вещью в доме, как фортепьяно и граммофон. Цель плана- без использования проводов принести в дома людей музыку. Радиоприемник можно будет рассматривать как «радиомузыкальную шкатулку», способную принимать радиоволны различной длины. Основной доход можно будет получать от продажи этих «радиомузыкальных шкатулок», которые будут выпускаться сотнями тысяч, что позволит заработать большие деньги»[8, С.128]. Первый диджей. Сейчас редко кто вспомнит имя человека, который своим энтузиазмом открыл новую страницу в истории радио. Американский радиолюбитель Чарльз Дэвид Герольд с 1910 по 1917 в городе Сан-Хосе (Калифорния) с помощью любительского передатчика вел в эфире регулярные программы музыки и речи, предназначенные для небольшой аудитории энтузиастов радио. В 1912 году Чарльз Герольд объявлял о своих регулярных программах в местных газетах. И, что особенно важно, эти программы на несколько лет определили самые ранние официальные сообщения о радиовещании. Развитие технологии голосового радио как искусства было главной целью исследований Чарльза Герольда. Свою систему передачи он назвал дугофоном. Ещё в 1912 Герольд построил свою первую радиостанцию. Он составлял информационные и музыкальные программы. Значение Герольда для радиовещания заключается в том, что его небольшие шаги в направлении голосового радио сыграли важную роль в дальнейшем формировании нового вида культуры, или искусства, или развлечения-индустрии радиовещания [8, С.126]. Радио превращается в СМИ. Началом официального регулярного радиовещания считается 1920 год. Именно в этом году инженер Весингхаус Электроник Корпорейшн Фрэнк Конрад из Питсбурга (штат Пансильвания) закончил постройку радиопередающей станции в собственном гараже. Идея публичного вещания уже «летала в воздухе», поэтому созданная Конрадом вещательная станция настолько заинтересовала руководство Вестингхаус (в особенности вице-президента Дэвиса), что компания подала заявку на получение коммерческой лицензии для эксплуатации станции. Лицензия была выдана, и радиостанция получила название KDKA2 ноября 1920 года она объявила, что очередным президентом Соединенных штатов избран Уоррен Г. Хардинг. Около 1000 слушателей могли принимать первую радиопередачу новостей. Радио позволяло распространять новости намного быстрее, чем это делали газеты. Радиовещание оказалось самым универсальным и быстрым средством массовой информации из всех изобретенных к тому времени. К 1922 году на территории США вешают уже 450 радиостанций, принадлежащих не только вышеперечисленным компаниям, но и ряду крупных газет, некоторым богатым магазинам, а также производителям радиоприемников. В том же 1922 году нью-йоркская радиостанция WEAF, принадлежащая AT& T, принимает новую схему финансирования радио наподобие финансирования телефона, т.е. начинает плату с людей, желающих выступить в эфире. В 1926 году число проданных радиоприемников в США достигло порядка 5миллионов. К середине 20-х годов радио было признано новой массовой культурой и активно развивающейся индустрией. В том же 1926 после долгих судебных тяжб AT& T уходит из сферы радиовещания.По рекомендации Давида СарноваRCA, уже лидирующая в области производства радиоприемников, покупает WEAW и берет в аренду у AT& Tтелефонные линии, заложив таким образом основы первой в истории сети радиостанций, передающих одну и ту же программу. Для дальнейшего развития радиовещания RCAсоздает НэшнлБродкастинг Компани (NBC). А в 1927 году рождается ее конкурент КаламбиаБродкастинг Систем (CBS). Радио в США начинает развиваться семимильными шагами. В 1927 году создается Федеральная комиссия по радиовещанию (ФКР), государственный орган, выдающий лицензии на право трансляции радиопередач всем частным вещателям, а в 1934 году после принятия Закона о коммуникациях-Федеральная комиссия по коммуникациям (ФКК). В 30-е годы радиостанции, щедро спонсируемые рекламодателями, предлагают богатый выбор различных радиопередач: аналитику, концерты, радиопостановки, выпуски новостей и т.п. Перенесемся в Европу. Здесь в самом начале 20-х годов несколько сотен радиолюбителей получили возможность ежедневно слушать информационные и музыкальные программы из Лондона, передаваемые Маркони Компани, так называемые маркониграммы. Однако в отличие от США развитие радиоиндустрии на европейском континенте проходило под жестким контролем государства. В 1922 году в Великобритании создается государственная БратишБродкастингКорпорейшн (BBC). Ее финансирование осуществляется за счет специального налога на радиоприемники. В том же году появляются несколько частных радиостанций в Германии, однако вскоре все они попадают под контроль государственной Райхспост и объединяются в одну радиовещательную корпорацию РайхсРундфукГезельшафт, бюджет которой контролируется все той же Райхспост. Во Франции дела обстояли чуть лучше. Все тот же 1922год. В Париже начинает звучать первая частная радиостанция под названием Радиола, переименованная в 1924 году в Радио-Париж. И хотя частное радиовещание здесь не запрещено, государственный сектор контролирует большую часть эфира. 30 января 1933 началась « коричневая» полоса в истории немецкого радиовещания. Устное слово должно было помочь национал-социалистам не только завоевать Германию, но и весь мир. Девиз национал-социалистов гласил: « Радио в каждый дом! ». Летом 1933 года 28 ведущих радиофирм Германии в принудительном порядке должны были начать работы по созданию простого, дешевого и добротного радиоприемника. «Volksempfaenger» - «массовый приемник» - был рассчитан на прием лишь местных радиостанций. Ну а чтобы подстраховаться, власти издали закон, по которому просто-напросто запрещалось прослушивание зарубежных голосов. Нарушителям предъявлялось обвинение в измене Родине и следовало наказание: концлагерь, тюрьма, исправительные работы. Но люди все равно по вечерам, надев наушники или прижав приемник к уху (чтобы не узнали соседи), сквозь треск помех и рев «глушилок» пытались услышать от различных «Голосов» и «Свобод» не то чтобы правду, но хотя бы альтернативу советской пропаганде. К концу 1939 у Германии было уже более 35 радиоцентров, мощностью до 150кВТ. Большая часть Европы была вынуждена слушать идеологические воззрения национал-социализма. Радиовещание - великая сила и при умелом использовании может стать грозным оружием. После окончания Второй мировой войны государственная монополия на радиовещание практически превратилась в норму. Большинство европейских государств, а точнее правительство, называющие себя демократическими, использовали методы управления СМИ, к которым и прибегали и тоталитарные режимы. Их логика основывалась на том, что народ самостоятельно якобы не способен развиваться или делать «правильный» выбор, народ надо образовывать и учить. Кстати, эта очень живучая точка зрения до сих пор широко распространена в нашей стране, особенно среди государственных вещателей. Они не желали и не желают понимать, что гражданское общество является саморегулирующейся системой и что его потребности и определяют предложение тех или иных радиопрограмм на рынке СМИ. В условиях демократии заставить человека насильно, что-то слушать невозможно. Ему надо предлагать тот продукт, который он хочет и готов слушать. К этому выводу в Западной Европе начали приходить лишь в 70-е годы XX века. Именно тогда остро встал вопрос о демонополизации и приватизации электронных СМИ. Как это не парадоксально, но в начале 70-х годов независимые коммерческие радиостанции существовали в далеких тогда от демократии Испании, Португалии и Греции. В Италии в 1974 году после нескольких недель вещания независимой Радио Болонья конституционный суд этой страны объявил « монополию незаконной». Два года спустя этот же самый суд разрешил создание местных независимых теле- и радиостанций. Всего за год в Италии было открыто более тысячи радиостанций и несколько сотен телевизионных каналов. Во Франции в 1977-1979 годах появляется целый ряд « пиратских» радиостанций, например Радио Верт, Радио Филь Блё, Радио Уэленшпигель, радио Монгол, Радио Ивр и т.п. Правительство отдает приказание начать глушить «пиратское радио». В 1979 году в рамках предвыборной компании Социалистической партии по Радио Рипост выступает Франсуа Миттеран. Ему предъявляют обвинение в поощрении «радиопиратства». В1981 году «радиопират» становится президентом Французкой Республики. К этому времени в эфире без всякой частотной и прочей регламентации уже вещает множество радиостанций. После долгих дебатов путь для независимого коммерческого радио был открыт. Однако размещение рекламы в радиоэфире было разрешено лишь в 1984 году. В Великобритании дело вообще доходило до абсурда. Радиостанции монтировались на кораблях, которые бороздили нейтральные воды вблизи берегов туманного Альбиона, не нарушая, таким образом, законов этой консервативной страны. Честно говоря, Россия ненамного отстала от европейских стран в деле развития независимого коммерческого радиовещания. Первая музыкальная коммерческая радиостанция « Европа Плюс Москва» зазвучала в столице нашей родины 30 апреля 1990 года[8, С.141]. Форматы радиостанций Актуальность данной работы определяется тем, что отечественные теории радиовещания до сих пор в основном отражают ушедшую реальность, и понятие формата в них мало разработано. Не менее важной данная работа представляется и для практиков радиовещания, так как форматное самоопределение радиостанций находится ещё на зачаточной ступени: большинство из них ограничивается самыми общими характеристиками или вовсе не дают определения своему формату. Понятие «формат» исторически связано с возникновением нового принципа программирования в американском радиовещании 50-х гг. XX в., получившего название «Формат «Топ-40» [10]. В начале форматом назывался только набор музыкальных направлений, звучащих в эфире тех или иных радиостанций, но в 70-х, с появлением форматов «News» and «Talk», изменилось и содержание понятия «формат». С тех пор оно стало означать принципы программирования всего вещания радиостанции. В настоящее время существует более ста разновидностей формата, и процесс создания новых принципов программирования, а значит и новых форматов, продолжается. В Россию понятие «формат» пришло вначале 90-х г.г., вместе с открывавшимися тогда коммерческими музыкальными радиостанциями, работающими по аналогии с радиостанциями Америки и Европы. У своих зарубежных коллег они учились выстраивать формат, наполняя его различными компонентами, развивать его внутреннее содержание. Однако процесс специализации радиостанций на основе формата в нашей стране связывается только с музыкальными пристрастиями той или иной аудитории. И это несмотря на то, что история создания различных форматов показала, что музыка не является единственной его составляющей. Так что же включает в себя понятие «формат» как принцип программирования вещания радиостанции? Вначале обратимся к определениям данным теоретиками и практиками радиожурналистики. В. Сухарева в работе «Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира» высказывает мнение о том, что формат - это «концепция содержательных, адресных и информационно-стилистических критериев» [16]. В известном учебнике МГУ под редакцией А.А. Шереля «Радиожурналистика» сказано: «Формат — это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории... По существу, формат - это подбор и расположение программных элементов (часто музыкальных записей) в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция» [10]. Директор регионального вещания «Авторадио» А. Бубукин считает: «Формат — это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы своей целевой аудитории... Основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира» [8]. В учебнике «Система средств массовой информации в России» под ред. Я.Н. Засурского понятие «формат» представлено таким образом: «Определенный тип составления и верстки программ по жанрам, тематическим и другим признакам, рассчитанный на соответствующую аудиторию» [12]. В.В. Смирнов в учебном пособии «Формы вешания» отмечает формат как «Набор...ограничений (в подходах к направлению вещания) в его темах, программировании (определяется видением интересов аудитории) и представления о них и самой аудитории через её ожидания и реакцию на передачи...» [11]. Как видно из рассмотренных определений, понятие «формат» необходимо рассматривать в двух значениях. Одно из них является более широким и определяет формат как систему формирования творческой концепции вещания, ориентированной на определенный сегмент аудитории. В более узком и наиболее часто употребляемом практиками понимании «формат» - набор музыкальных и информационных направлений, используемых данной радиостанцией для привлечения и удержания определённой аудитории на её волне.[2] Система звукового вещания представляет собой организационно-технический комплекс, обеспечивающий формирование и передачу звуковой информации широкому кругу территориально рассредоточенных слушателей. Звуковое вещание различного назначения служит целям информации, воспитания, образования, культурного отдыха. Звуковое вещание - одно из наиболее эффективных по воздействию на население средств массовой информации. Следует различать радио - и проводное звуковое вещание.[3] Система звукового вещания (см. рис.2.1, приложение Б) включает тракты формирования программ, их первичного (каналы доставки программ к радиовещательным станциям) и вторичного (сети радиовещательных станций и систем проводного вещания) распределения, а также и тракты приема программ радиовещания (радиоприемные и абонентские устройства слушателей). Программы звукового вещания представляют собой совокупность передач, составленных по определенному плану и имеющих определенную направленность. Передача - это законченная в тематическом отношении информация, адресованная широкому кругу слушателей. По форме собственности технических средств существуют: a) государственное общенациональное радиовещание. К нему относятся радиостанции, которые содержатся на средства всего общества и формируют программы, распространяемые по всей территории Украины и за ее пределы; [8, С.13] b) полугосударственное и некоммерческое частное радиовещание. К этому типу радиовещания относятся радиостанции, которые финансируются частично государством, частично владельцами, частично за счет рекламы. В их задачу не входит (либо входит в очень малой степени) коммерческая деятельность как таковая; [8, С.14]. c) коммерческое радиовещание - это частное радиовещание, которое имеет своей целью исключительно получение прибыли, поэтому все программы этих средств массовой информации направлены на удовлетворение вкусов различных целевых аудиторий. Основной источник доходов здесь - рекламная деятельность [8, С.14, приложение Б, в соответствии с рисунком 2.1]. Всего 150 150 Соответственно звоним и убеждаемся, что мы дозвонились до квартиры, представляемся и говорим, что проводится опрос среди жителей города в возрасте от 25 до 35 лет о том, какая музыка им нравится. Подчеркиваем, что номер телефона опрашиваемого выбран случайно из общего списка городских номеров и просим ответить на несколько вопросов. В случае если респондент выражает сомнения об участии в опросе, оператор успокаивает респондента, говоря, что опрос анонимный, в нем участвует много человек и результаты используются только в обобщенном виде после обработки на компьютере без упоминания телефонов и фамилий опрашиваемых. Далее задается вопрос о возрасте опрашиваемого и его поле. Результаты заносятся в компьютер. Потом респонденту предлагается прослушать отрывки из песен, которые будут звучать несколько секунд, после чего опрашиваемый должен ответить на вопрос, слышал ли он уже эту песню или нет. При этом угадывать исполнителя и название песни нет необходимости, надо просто сказать, знакомая песня или нет. Далее звучит " hook". В случае если опрашиваемый не слушал песни, оператор переходит к следующей, если слышал, то задается следующий вопрос об оценке песни по трехбалльной шкале: 1. Переключу на другую радиостанцию" (песня совсем не нравится), 2. Оставлю, как есть" (песня не раздражает), 3. Сделаю погромче" (песня нравится). В случае если звучит ответ 2 или 3, задается вопрос о том, что песня может нравиться, но начинает надоедать или уже надоела. Затем весь блок вопросов 1-2 повторяется для следующей песни, и т.д. Все песни в случайном порядке, всего 20 песен плюс одна — пробная, которая всегда идет первой. В качестве пробной песни, как правило, выбирается очень известный хит, недавно ушедший из горячей ротации. Поговорим о принципах отбора песен для тестирования. Как уже говорилось раньше, вводим новинки в категорию В. Для того, чтобы люди стали эти песни узнавать и у них сложилось о данных композициях хоть какое-то мнение, необходимо до первого тестирования при частоте ротации 3 раза в день продержать их в данной категории от трех до пяти недель. " Hook" пятинедельной новинки даем прослушать респонденту. В этой категории узнать песню должны более 50% ваших собеседников и при этом дать позитивную оценку (в данном случае " сделаю приемник погромче" ) более 75% из этих 50%. Эти цифры дают гарантию, что песня легко запоминается и при этом очень нравится. Композиции, получившие такую оценку, могут смело переводиться в категорию А. Результат опроса дает гарантию, что песня нравится и у нее есть потенциал. При получении худших результатов можно: А) В случае, если узнают менее 50%, но из них позитив дают более 75%, подержать песню еще 2-3 недели в В и протестировать заново Б) Если узнают менее 50% и позитив при этом менее 75%, убрать песню из ротации, как не оправдавшую надежд. Такая композиция, скорее всего, обречена. Она не запоминается именно потому, что не нравится публике, т.е. " никакая". Перейдем к категории А. Принцип подхода здесь идентичный. Разница только в том, что мы держим здесь песню до тех пор, пока более 50% респондентов не скажет, что она начала надоедать. Опыт показывает, что особенно полюбившиеся хиты могут иногда держаться в А до 4 —5 месяцев. Как только песенка переходит границу 50% " нравится, но начинает надоедать", ее переводят в С, где она находится еще месяца 2-3 и далее по той же схеме в D. При этом при переходе из С в D музыкальный материал уже не тестируется. Перевод делается механически по принципу " выслуги лет". Получается, что суммарно песня находится в категориях горячей ротации чуть меньше года. После головокружительной карьеры в этих категориях композицию можно месяцев 6 подержать в " холодильнике", потом протестировать уже по методике " аудиториум тест", речь о которой пойдет чуть ниже, и в случае положительных результатов снова ввести в эфирную базу, но уже в одну из категорий " gold". Теперь перейдем к " аудиториум тест". Итак, мы приняли решение протестировать музыкальную базу категорий " gold". Мы помним, что в нашей фонотеке их должно быть не менее 540. С учетом " отбраковки" части материала для тестирования необходимо приготовить не менее 800 " hooks", чтобы было из чего потом выбрать. Существует несколько технических вариантов проведения исследований. Один из них заключается в том, что респонденты, сидя в зале и прослушивая по очереди " hooks", дают им оценки, заполняя специальные графы в анкете: " сделаю громче", " оставлю, как есть", " переключу на другую станцию". И здесь тоже, как и при методике CATI для получения дополнительной информации и составления более полного портрета целевой аудитории можно добавить вопросы об образовании, социальном и семейном положении, месте прослушивания (дом, офис, автомобиль, другое), какие радиостанции предпочитает слушать и т.д. Тестирование музыкальной базы, состоящей из 800 песен, проводится в две волны по 400 " hooks". Для каждой волны определяется репрезентативная выборка слушателей в количестве 150-180 человек, представляющих целевую аудиторию. Сеанс длится полтора-два часа. Если он затягивается, люди начинают уставать и давать неадекватные оценки, поэтому необходимо уложиться в вышеуказанное время. Результаты опроса загоняются в компьютер и анализируются. Песни остаются в фонотеке лишь в том случае, если их узнали более 75% респондентов и уже из этого числа людей более 75% поставили композициям положительную оценку. За положительную оценку мы принимаем " сделаю погромче" и " оставлю, как есть", т.е. когда музыкальный материал нравится, или хотя бы не раздражает. Подобный жесткий подход к отбору фонотеки радиостанции в категориях " gold" гарантирует интерес более 50% целевой аудитории к вашему эфиру. Итак, у вас уже есть гарантия интереса, но нет гарантии успеха, потому что фонотека — это только половина дела. Вторая половина — структура и общий имидж эфира, зависящий от большого количества факторов, а также правильное позиционирование радиостанции на рынке электронных СМИ. Ди-джеи Ведущий — это нечто среднее между диктором и хозяином программы. Речь его должна быть понятной, логически выстроенной. Ведущий должен быть похож на друга, который всегда рад поделиться новостями. По тому, как он говорит, видно, насколько он интересный человек. Ведущий должен быть грамотным и достаточно образованным человеком. Грамотность, логика, умение вовремя улыбнуться, пошутить, а иногда и быть сдержанным, сможет сделать из него вполне профессиональную личность. Успех зависит от того, насколько вы обаятельны, умны, грамотны и умеете расположить к себе слушателя. Все будет зависеть от того, поверит ли он вам как человеку. Все, что у вас есть за душой, эфир подхватит и укрупнит. В то же время, будут видны все ваши пробелы и промахи. Существует мнение, что ведущий на радио должен говорить так, как говорят люди на улицах, т.е. поддерживать разговорный стиль общения. Но! Просто бытовой разговор - это небрежность в произношении слов и фраз, это вплетение в речь дешевого жаргона, сумбур в логическом построении предложений, отсутствие заботы о дикции и о звучании голоса. У микрофона все-таки надо говорить несколько иначе. Соединяйте жизненные интонации с привлекательным голосом, хорошей дикцией, умением выделять главные слова и, что особенно важно, с заинтересованностью происходящим в эфире. Запомните простую истину: если вам самому не интересно то, о чем вы говорите, слушатель просто выключит радио. Предлагаю вашему вниманию некие стандартные правила работы ведущего. Они, естественно, не являются догмой, но соблюдение их, по крайней мере, гарантирует профессионально грамотный и привлекательный эфир, (Приложение А) 2.7 Звуковая " одежда" эфира Если рассматривать радиоэфир как musicbox, т.е. музыкальный аппарат, позволяющий слушателю 24 часа в сутки наслаждаться любимой музыкой (чем он, впрочем, и является), возникает необходимость с одной стороны идентифицировать этот аппарат, с другой — раскрасить его в разные яркие цвета, определяющие общий имидж радиостанции, превращающие его в привлекательный интересный для целевой аудитории продукт. Для наглядности сравним музыкальную программу с картиной, как мы это уже делали. Картина получается привлекательной для публики, когда она, во-первых, написана в одном стиле, а, во-вторых, с использованием разных красок, гармонично смешанных и положенных на холст с тонким чувством меры. Эфир — это тоже картина, только звуковая, и все ее элементы очень важны. Одними их самых главных составляющих этой картины являются джинглы (jingles). По классическому первоначальному значению этого слова под джинглами понимались пропетые одиночным или групповым вокалом позывные радиостанции. Сегодня это значение расширилось. Давайте остановимся на этом чуть более подробно. Все джинглы можно разделить на две большие группы: формальные (идентификационные) джинглы и джинглы, призванные выполнять разнообразные художественные задачи. Функции первой и второй группы достаточно часто пересекаются и при этом, естественно, дополняют друг друга. В первую группу можно отнести: ID-jingle — главный идентификационный джингл радиостанции, ее часовой позывной; специальные характерные джинглы, открывающие и закрывающие выпуски новостей, различные рубрики и специальные программы, музыкальные подкладки и т.д., т.е. " одежда" перечисленных новостей, рубрик, программ. Сюда же отходят линейные идентификационные джинглы, напоминающие слушателю, на волне какой радиостанции он находится. В первой группе оказываются также так называемые лайнеры —короткие фразы без музыкальной подкладки. Обычно они накладываются на вступление песни и служат своего рода механическими ди-джеями, доносящими до слушателя ту или иную информацию. Ко второй группе можно причислить художественные джинглы, призванные создать непрерывность и единство музыкального потока. При этом их можно условно подразделить на соединяющие и разъединяющие. Поясню это более подробно. Под соединяющими джинглами понимаются элементы эфира, смягчающие переход от громкой песни к тихой, от быстрой к медленной, от ударника в конце одной композиции к скрипке в начале другой и т.д. Обычно эти джинглы бывают относительно короткими: от 3-5 до 10-12 секунд. К этой группе можно причислить также другие оформительские элементы эфира, которые на радийном жаргоне называются словом " звучки". Речь идет о так называемых свиперах, бамперах, различных бриджах, в которых не звучит позывной (логотип) радиостанции, но которые, однако помогают красиво переходить от одной песни к другой, соединяя в единое целое все фрагменты программного продукта, делая его более динамичным, ярким, насыщенным, разнообразным. Под разъединяющими джинглами понимается группа элементов эфира, позволяющих более безболезненно перейти от песни, скажем, шуточной веселой тематики к печальному шлягеру о потерянной любви и т.д. Обычно эти джинглы больше предыдущих по хронометражу и могут звучать от 15 до 25 секунд. Дело в том, что человеческая память при прослушивании радио очень кратковременна, тем более, если речь идет о фоновом звучании. Если смикшировать такие разные по эмоциональному наполнению песни напрямую, то в момент самого микса подсознательно у человека может возникнуть внутреннее чувство отторжения, неприятия, различные болезненные ощущения. Когда же выходит джингл, он переключает внимание человека на себя, заставляя его забыть о том, что только что звучало. В этом случае переход к следующей композиции, кардинально противоположной предыдущей, не вызывает никаких отрицательных эмоций. Исходя из среднего времени непрерывного прослушивания за один раз, в формате АС лучше ставить джинглы (или " звучки" ) каждые две песни, а в формате CHR лучше все песни микшировать через джинглы. Кстати, голос ди-джея может время от времени заменять джингл. Однако при этом говорить перед, а тем более после джингла категорически не рекомендуется, потому что текст ведущего резко снижает темп звукоряда, как бы разрывает его, не говоря уже о том, что, нарушается принцип привязки или ассоциации названия радиостанции со звучащими в эфире хитами. Хорошие джинглы создают уникальную идентификацию индивидуального и неповторимого саунда станции. Также как и музыка, звучащая в эфире, музыкальный стиль и характер джинглов, должны дать понять слушателю, что он может ожидать от предлагаемого программного продукта. Обычно у радиостанции должен быть рабочий пакет, состоящий из 10-12 базовых джинглов плюс по 3-4 художественных вариации на каждый. Итого около 45. При этом стоит не считать " звучки" и джинглы, являющиеся элементами " одежды" рубрик, выпусков новостей, специальных программ и т.д. Их может быть сколько угодно, чем больше, тем лучше. Выбирая пакет джинглов, который будет представлять имидж радиостанции, мы, прежде всего, должны обратить внимание на музыкальные треки (подкладки) под вокал в джинглах и голос диктора. Каждый из них должен соответствовать общей стилистике. Часто бывает так, что говорится, или поется фраза типа: " Горячий рок на радио АС", или " Самые свежие хиты на радио АС", либо " На радио АС новинка" а музыка под ней, явно не соответствует духу и стилю, заявленным в этой фразе. Как правило, большинство наших радиостанций стремятся иметь абсолютно разные джинглы, которые, по их мнению, подойдут на " все случаи жизни". Это неверный подход. Должен быть выдержан не только единый формат и музыкальный слоган (логотип) во всех работах, но и их общий характерный саунд, подчеркивающий стилистику радио. Джинглы призваны поддерживать те незыблемые основы музыкального плей-листа, о которых мы уже неоднократно говорили. Давайте подведем краткий итог вышесказанному и более подробно и конкретно рассмотрим, что из позывных мы должны иметь, и как ими пользоваться. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы