Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
Личность для культуры имеет значение, потому что является носителем ценностей и норм, но и потому что личность индивидуализирует культуру. Степень индивидуализации имеется в каждой культуре. Это позволяет говорить о типичной личности в культуре (это идеальный образ носителя культуры, который в своей деятельности и жизни отражает доминирование в социуме тех или иных ценностей и норм). Личностное начало в культуре формируется потому что человек способен индивидуализировать своё поведение, он получает возможность выбирать какие-либо образы поведения. Личностное начало детерминируется не только соц. процессами, но и свободой выбора в поведении, в принятии решений, в ценностных ориентациях. Существует положение о том, что личностное начало формируется в рамках господствующей культуры. Культурология обращает внимание на личностное начало с 2-х позиций: субъективной и объективной. Культурология обращает внимание на внутренний мир человека. И материальная действительность имеет незначительное влияние на формирование духовного мира. Объективные планы присутствуют на уровне сложнейших механизмов социализации и инкультурации. Каждая национальная культура формирует свой тип носителя культуры, в котором преломляются только ему присущие ценности и идеалы. Социокультурные факторы, влияющие на личностное начало в культуре: 1) Фактор соц. ролей. Все соц. роли, которые выполняет личность, делятся по профессиональному критерию, семейному, возрастному, классовому критерию. 2) Определённая ценностная ориентация задаёт тип носителя культуры. Определяет степень свободы человека в обществе. Становление личности в истории культуры требует 2 обстоятельства: 1. Самоценность человеческого «я», это, которое определяется ценностными ориентациями и непротиворечивостью доминирующим ценностям и нормам общества. 2. В каждом обществе существуют значительные ограничения для развития свободы личности (культ. нормы и т.д.). Современная проблема маргинализации культуры. Маргинализация, как явление соц. жизни связано с разрывом индивидуальной жизни человека с устойчивыми соц. связями соц. жизни. Маргинализация рассматривается в культурологии, как следствие миграции населения и др. процессов, в результате которых люди осваивают новую культурную среду (обмен студентами). Современный человек невосприимчив к ценностям чужой культуры. Положительные моменты: новые условия жизни, предоставляют новые возможности для самореализации. «Переходная личность» - человек, который находится на перепутье своей и чужой культуры. Это и психическое состояние человека. Задача маргиналов – обогащение чужой культуры своими ценностями. Культура в жизни общества. Социокультурная регуляция и деструкция. Культура и общество, проходя 5 стадий эволюции обществ (первобытную, архаичную, доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную), стремились к тому, чтобы их жизненные пространства пересекались. Социокультурная регуляция – понимается весь многократный опыт взаимодействия разных обществ, институтов друг с другом в пространстве культур. Социокультурная регуляция – процесс установления и поддержания определённой упорядоченности во взаимодействии людей, для удовлетворения их интересов. 1) В первобытную эпоху преобладали в основном социокультурные регуляторы в виде обычаев, традиций, ритуалов, которые приписывались кровнородственным и соседским отношениям. В эту эпоху появляется миф. 2) Доиндустриальная – ритуальный тип социокультурной регуляции продолжает сохраняться, но чаще в сельских общинах. В городах др. принцип построения идеологии. Эта эпоха способствует размежеванию общества и культуры по принципу советских и религиозных отношений. Мощный социальный консолидатор способствует объединению людей. Развивается армия, суд, образование => светские институты, которые становятся независимыми. В городской среде зарождаются специфические отрасли культуры: философия, мудрость, наука. 3) Индустриальная. Увеличивается масштаб социокультурной регуляции. Теперь она направлена на создание экономических отношений и связей. В 20 веке развивается промышленная культура. Происходит усиление позиций массовой культуры. Нивелирование человека – изменение его соц. ипостаси. 4) Постиндустриальная. Обострила те процессы, которые были обозначены предыдущей эпохой. Развивается массовая культура, создаются новые соц. нормы и ценности. Они способствуют тому, что изменяется соц. устройства и соц. отношения. Консолидация общества – это не просто механическое объединение людей по какому-то принципу, а передача соц. опыта из поколения в поколение. Культура способна развиваться только в консолидированном обществе. Существуют определённые признаки консолидации общества: -разговорный и письменный язык. -политическая атрибутика -соблюдение этикета - особый тип идеологических убеждений социальной группы - особенности публичного поведения - культурная локализация (выделенность определённого типа культуры, которая способствует закреплению нац. самобытности и сохранению культурного наследия для потомков). Самоидентификация – соотнесение члена общества, с тем обществом, в котором он вырос. Социокультурная организация – объединение людей на основе стабильных, длительных отношений, учитывает коллективные интересы и потребности, но не учитывает личностного фактора. Возникает на основе нравственных учений, верований и даже фольклора. Социокультурная организация формируется на основе 3-х типов ценностей: 1) социокультурная организация в основе которой лежат нематериальные ценности (память о прошлом). 2) Актуальные ценности (образовательные объединения в группы). 3) Прогностические ценности (ценности будущего). Социокультурная деструкция – закономерна, независима от внешних факторов. - является приобретённым феноменом, готовится к каким-либо событиям, явлениям. Этот тип является намного сложнее, для развития и культуры. - это не обязательно разрушение общества, это процесс заметных смещений в сторону кризиса и упадка. Причины её появления: 1) изменение климата, природных условий 2) соц. кризисы (революция, войны). Последствия: 1) Фактический распад социума 2) Постепенное восстановление прежних социальных систем 3) Формирование новой соц. системы. Сущностью, главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. Культура, взятая, как необходимый элемент общественного воспроизводства развивается в единстве с воспроизводственным процессом в целом во всей его исторической конкретности. Культура — способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни. Предначертанные культуре задачи - связывать людей в единое целое. Мыслители считают её самой древней и общей для человека и животного мира функцией. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая входящих в него индивидов, является каркасом культуры ее основой и защитой от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем. В то же время каждое единичное общество может включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие в обществе двух или более языков или нескольких религиозных верований). Таким образом, следует сделать вывод о том, что, с одной стороны, культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться всеми его членами, а с другой - некоторые ее культурные образцы простираются за границы общества и могут быть приняты в нескольких обществах. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы