Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Искусство Древнего Мира.
Факультет рекламы и социально-культурной деятельности Кафедра изобразительной деятельности
Утверждено на заседании кафедры «_____»_августа_2011 г. протокол № ______1____
Рабочая программа дисциплины «История искусства»
Направление подготовки Дизайн» Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная
Краснодар 1. Цели и задачи дисциплины:
2. Место дисциплины в структуре ООП: В соответствии со структурой учебного плана по направлению подготовки «Дизайн » дисциплина «История искусства» входит в состав обязательных дисциплин базовой части -общепрофессионального цикла. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2,, ОК-9.ОК-10.ПК—1, ПК-3- В результате изучения дисциплины студент должен:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Искусство Древнего Мира. Специфика восприятия произведения изобразительного искусства. Структура художественного произведения. Характеристика основных видов изобразительного искусства: архитектура, живопись, скульптура. Взаимосвязи изобразительного искусства с другими сферами духовной культуры синхронного исторического периода (философией, литературой, фольклором, театром и др.). Искусство первобытного общества. Периодизация. Многофункциональность памятников первобытного искусства. Характеристика основных видов изобразительного искусства первобытного общества в их исторической последовательности. Круглая скульптура. Палеолетические Венеры. Живопись пещеры Альтамира. Причины появления условно орнаментальных росписей. Различные типы симметрии. Мегалитическая архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи. Тема 2. Искусство древней Месопотамии Периодизация. Архитектура. Появление зиккуратов. Виды скульптуры. (Статуи царя Гудеа, быки-Шеду). Тематика рельефов. Дворец Дур-Шаруккин. Живопись.. Ворота богини Иштар. Тема 3 Искусство Древнего Египта. Мифологические основы древнеегипетского искусства. Заупокойный культ. Вера в бессмертие души - главная доктрина египетской религии. Основные принципы древнеегипетского искусства: синтез всех его видов при ведущей роли архитектуры, монументальность, декоративность форм. Типы монументальных сооружений в архитектуре Древнего Египта (храм, гробницы). Египет - родина классических архитектурных форм: пирамиды, обелиски, колонны. " Золотое сечение". Скульптура Древнего Египта и ее особенности: масштабность, статичность, фронтальность, связь с каменным блоком. Функции египетской скульптуры. Двойственная сущность скульптурного портретного образа: 1) передача максимального сходства; 2) предельная обобщенность. Синтез индивидуального и типологического. Проблема стилизации формы. Система пропорций. Цвет в скульптуре. Трактовка глаза. Живопись Древнего Египта. Каноничность живописных композиций. Экспрессивность, декоративность, ритм линий. Основные архитектурные памятники (комплекс Гизе, храм Хатшепсут, Храмы в Конраке и Луксоре, Абу-Симбеле) Тема 3. Искусство Античного Мира. Терминология. Специфические особенности образности античного искусства. Искусство Древней Греции. Мифология и древнегреческое искусство. Антропоцентризм древнегреческого искусства. Культура Древней Греции как основа европейской цивилизации. Культура эгейского мира - предыстория греческой культуры. Г.Шлиман и «великие археологические открытия». Периодизация крито-микенской цивилизации.Искусство древнего Крита: особенности архитектуры (Кносский дворец), монументальная живопись, изделия художественного ремесла. Искусство материковой Греции во 2 тыс. до н. э.: особенности Микенской культуры, архитектура, скульптура и живопись, изделия художественного ремесла. Взаимодействие традиций критского искусства с влиянием Передней Азии в материковой Греции. Искусство Древнего Рима. Периодизация римского искусства. Архитектура. Развитие строительной техники. Основные типы римских архитектурных сооружений. Колизей и Пантеон - высшие достижения строительного искусства римлян. Особое значение скульптурного портрета в искусстве Древнего Рима. Росписи Помпеи и Геркуланума. Фаюмский портрет. Искусство римских провинций. Слияние античных традиций с традициями восточными. Принятие христианства. Памятники раннехристианского искусства. Раздел Искусство и культура Востока
Тема 4. Культура и искусство Индии.
1.Древнейшая и древняя Индия. Своеобразие и ценность исторического развития Индии (религия, наука) Возникновение буддизма, его связь с искусством. Раскопки Мохенджо-Даро, культовые постройки буддизма (Ступы, стамбхи, скальные храмы). Стамбхи времени Ашоки и их капители (в том числе “Львиная капитель” из Сарнатха). События предания о жизни Будды в символах скульптурного декора. Ступы и их ограды. Происхождение формы ступы и священных ворот торана. Символика, сюжеты и пластические особенности врат большой ступы в Санчи. Ограда ступы в Бхархуте. Традиции добуддийских образов скульптуры и добуддийских деревянных конструкций в архитектуре IV в. до н.э. - I в. н.э. и ее декоре. Пещерные и скальные монастыри с чайтьями и вихарами. Их происхождение, истоки планировочнрой структуры. Чайтьи в Бхадже и Карли: архитектура, скульптура; проблема синкретизма. Основные неантропоморфные символы Будды. Храмы Аджанты и ее росписи. Греко - буддийское искусство Гандхары, ее реализм и связь с греческим искусством. Рельеф «Нисхождение Ганги» 2.Средневековая Индия. Северный и южный типы храмов. Модель индуистского храма.Храмы в Коджурахо, Кайласанатхе, Эллоре. 3. Раннеисламское искусство и ДПИ, период великих моголов. Мусульманская архитектура на территории Индии. Минарет Кутуб-Минар, мавзолей Тадж-Махал, город Фатехпур-Сикри, форт в Агре. Основные школы индийской миниатюры XVI-XVIII вв: могольская, Раджастан и Пахари. Проблема формирования кадров мастеров и стиля могольской школы (с центрами: Дели, Джайпур). Важнейшие рукописи могольской школы: Бабур-намэ (к. XVI в.) из Национального музея в Дели, Британского музея и отдельные иллюстрации из собрания Щукина (ныне - в Государственном музее искусства Востока в Москве), Акбар-намэ (1595 г.) из музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Тема 5. Культура и искусство Китая.
1. Древний Китай. Религия и философия Китая. Культура Яншао. Расписная керамика. Геометрические узоры, гармония с формой сосуда.Бронзовые культовые сосуды периода Шань (2 тыс.д.н.э.). Великая - китайская стена. Гробница императора Цинь Ши-хуанди. 2. Средневековый Китай. Архитектура. Связь с искусством Индии Буддийские постройки (пагоды). Пещерные храмы. Изображения Будды. Гробницы периода Тан и Сунь..(пагоды: «даяньта»- «пагода диких гусей», железная пагода).Храм неба. Запретный город в Пекине. Пейзаж на свитках эпохи Пяти династий и Северная Сун (960-1127 гг.). Развитие анималистического жанра (“Олени среди листьев красного клена”, музей Гугун) и жанров “цветы и птицы “ (Хуан Цюань (900-965 гг.): альбомный лист “Дикие утки в камыше” из музея Гугун) и “Растения и насекомые”. Пейзаж шаньшуй, его разновидности на вертикальных и горизонтальных свитках. Значение пейзажа в свете идей сунского неоконфуцианства. Теоретические воззрения Цзин Хао (работал в конце IX - начале X вв.); его трактат “Записки о приемах письма кистью” и произведения: “Гора Гуан Лу” (приписывается) из музея Национального Дворца, Формоза (прежде - музей Гугун в Пекине”). Гуань Тун. Дун Юань (работал в 937 - 975 гг.): “Речной пейзаж, или Природа в окрестностях Хуншу” (ок. 1000 г.), музей Национального дворца, Формоза, был в музее Гугун, “Летние горы”, “Реки Сяошуй и Сяншуй в провинции Хунань”. Ми Ю-жэнь(1086 - 1165 гг.): “Удивительные реки Сяошуй и Сяншуй” (музей Гугун). Цзюй Жань (вторая пол. X в.): “Постигающий Дао в осенних горах”. Ван Си Мэн: “Речной пейзаж в тысячу ли”. Ли Чэн (вторая пол. X в.): портреты патриархов в монастыре Тодзи под Киото, “Читающий стелу” (Осака, Муниципальный музей), “Буддийский храм в горах”. Фан Куань: “Путники среди гор и потоков” ( музей Национального Дворца, Формоза, был в музее Гугун). Сюй Дао-нин (раб. в первой пол. XI в.): “Ловля рыбы в горных потоках” ( первая пол. XI в., галерея искусств Нельсона, Канзас-сити), Ван Шэнь: “Рыбачья деревня в снегу”. Го Си (ок. 1020 - 1090 гг.) и его живопись - “Начало весны в горах” (ок. 1072 г., музей Национального Дворца, Формоза) и “Осенний туман рассеялся над горами и равнинами” (галерея Фрир, Вашингтон) - как итог развития северо-сунского пейзажа. Трактат Го Си “Тайное откровение науки живописца”. Теоретические взгляды Су Ши (Су дун-по) (1036-1101 гг.) и его поэзия. Ми Фэй (1051-1107 гг.): свиток на бумаге “Весенние горы и сосны” (был в собрании музея Гугун), - как предтеча расцвета живописи вэньжэньхуа. 3. ДПИ Китая. Керамика, фарфор, стекло, бронзовые изделия, мебель, ткани, изделия из лака. Декоративно-прикладное искусство: ткани (в частности, тип “кэсы”), костюм и его предыстория, резьба по лаку и полудрагоценным камням и слоновой кости, ювелирное искусство, керамика и фарфор. Эволюция китайского фарфора: предыстория - танские фаянсовые сосуды, сунская керамика и, в частности, селадоны; освоение технологии обжига фарфоровых изделий в эпоху Мин; минский фарфор; фарфор эпохи Цин (основные “семейства”, мелкая пластика). Памятники искусства Китая в контексте западно-европейского и русского искусства XVII-XVIII вв. (стиль “шинуазри”) и искусства конца XIX - начала XX вв.
Искусство Испании XVI века. Реконкиста и завершение объединения страны. Укрепление абсолютизма, его реакционный характер в Испании. Проникновение в искусство Испании реалистических и гуманистических принципов. Веласкес. Эль Греко. Противоречивость творчества. Архитектура ХХ в. Технический прогресс как мощный фактор развития современной архитектуры. Широкое внедрение новых материалов и конструкций (металлические каркасы, железобетон, новые конструкции перекрытий, пластические возможности монолитного железобетона). Формообразующие возможности новых конструкций. Оригинальная теория «органической архитектуры» американского архитектора Френка Ллойда Райта. Поиск соединения современных конструкций, функциональных задач архитектуры и ее связи с природой («Дом над водопадом»). Необычность и динамизм пластического замысла Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке. Функционализм (конструктивизм, рационализм) в европейской архитектуре 20-х годов. «Баухауз» (дом строительства). Теория и архитектурная практика его создателя Вальтера Гропиуса. Новые методы обучения архитекторов и дизайнеров. Принципы экономии и целесообразности, технологичность и подчеркнутая функциональность форм. Комплекс зданий «Баухауза» Гропиуса как манифест немецкого функционализма и демонстрация нового стиля в архитектуре. Творчество Людвига Мис ван дер Роэ. Проекты небоскребов: цельность геометрических форм каркасных зданий со сплошным остеклением. Реализация этих проектов после Второй мировой войны в США (жилые дома в Чикаго). Теория и архитектурная практика французского архитектора Ле Корбюзье. Эстетизация техники, «культ» машины и уподобление работы архитектора инженерному проектированию («дом — машина для жилья»). Прямая связь функции здания, его конструкции и архитектурной формы. Пять принципов новой архитектуры Ле Корбюзье и их социально-этическое обоснование. Легкость, простота, ясность построек Ле Корбюзье (вилла Савуа, Дом Центросоюза в Москве). Утопичность градостроительных идей Ле Корбюзье. Жилой дом в Марселе, спроектированный как микрогород (Лучезарный дом). Влияние Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье на формирование интернационального стиля в современной архитектуре после Второй мировой войны. Некоторые особенности современного градостроения. Утопические проекты и реальность. Проектирование больших комплексов, концепции микрорайонов, городов-спутников. Принципы унификации высокое качество массового строительства. Художественное значение уникальных построек в архитектуре 50-70-х годов, демонстрирующих новые инженерные решения, разнообразие пластических образов и стилевых направлений от брутализма до хай-тека (Пьер Луиджи Нерви — выставочный павильон в Турине, он же совместно с Джио Понти — небоскреб «Пирелли» в Милане, Оскар Нимейер — комплекс общественных зданий в городе Бразилиа, Эро Сааринен — аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке, Йорн Утсон — здание Оперного театра в Сиднее, Ричард Роджерс и Ренцо Пьяно — Центр Помпиду в Париже
Тема 19 Русское искусство 20 века (для самостоятельного изучения) Искусство 1910-х годов (до 1914, до 1917 и после 1917 годов). Ранний русский авангард. «Бубновый валет». Творчество М.Ларионова и Н.Гончаровой. Общая характеристика изобразительного искусства в начале ХХ века. Сосуществование реалистического, позднепередвижнического, импрессионистического, символистского направлений в искусстве наряду с зарождающимися авангардными явлениями в отечественной культуре. Постепенный отход от миметических принципов в искусстве и разработка альтернативных вариантов демонтажа реалистического основ искусства, поиски вариантов абстрактного формообразования. Возникновения группировки «Бубновый валет». Феномен русского сезаннизма. Влияние западноевропейского постимпрессионизма, фовизма и кубизма на отечественное искусство. Творчество П.П. Кончаловского (1876-1956), А.В. Куприна (1880-1960), А.В. Лентулова (1882-1943), И.И.Машкова (1881-1944), Осмеркина А.А. (1892-1953), Р.Р. Фалька (1886-1958), В.В.Рождественского в период 1910-х годов. Художественные искания М.Ф.Ларионова (1881-1964) и Н.С.Гончаровой (1881-1962). Появление примитивистских и неопримитивистских тенденций. Футуристическая эстетика и практика. Авангардные манифесты и выставки. Новые выставочные проекты «Ослиный хвост» и «Мишень». Станковые работы художников до 1914 года. Лучизм. Русский ранний авангард. Формирование авангардного менталитета. Особенности футуристической художественной формы. Движение кубофутуристов и их выставочная деятельность. Футуристические акции и выставки в жанре «скандала», «площадного действия», «театра». Коллективные футуристические проекты. Футуристическая рисованная книга и книжная графика. Литературно-художественное объединение «Гилея». «Союз молодежи». Будетляне. Деятельность братьев Владимира, Давида и Николая Бурлюков, Алексея Крученых, Велимира Хлебникова, Кирилла Зданевича, Николая Кульбина, Владимира Маяковского, Алексея Моргунова, Владимира Баранова-Россине, Михаила Андриенко-Нечитайло, Софьи Дымшиц-Толстой, Бориса и Марии Эндер и др. Группа «Супремус» и творчество Ивана Клюна (Клюнкова), Ивана Пуни, Ольги Розановой и др. «Школа русского кубизма» и творчество Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Александры Экстер (Григорович) и др. Коллажные принципы создания художественной формы. Творчество Павла Филонова. Формирование художественной концепции «аналитического искусства». Манифест «Декларация мирового расцвета». «Мастера Аналитического искусства». Творчество Михаила Матюшина и Елены Гуро. Идеи «органической культуры» и «расширенного смотрения». «Зорвед». Творчество Владимира Татлина. Жанры «материальных подборов», «угловых рельефов» и «контррельефов». Раннее творчество Марка Шагала, традиции примитивизма и влияние «парижской школы». Творчество К.С.Малевича. Ранее творчество К.С. Малевича и его дальнейшая эволюция; от символизма, импрессионизма, постимпрессионизма, примитивизма, кубофутуризма к абстракции. Выставка 1915 года «О, 10». Супрематизм и разработка принципов геометрической абстракции. Супрематизм и «Черный квадрат» как новая модель мироздания. Проектное сознание и миростроительный пафос. Теоретические и пропедевтические аспекты художественной деятельности К.С.Малевича. УНОВИС. Круг Малевича. Творчество Веры Ермолаевой, Анны Лепорской, Николая Суетина, Ильи Чашника, Давида Якерсона, Эль Лисицкого, Анны Каган, Льва Юдина, Льва Циперсона, Эдуарда Криммера, Константина Рождественского, Владимира Стерлигова и др.
Идеи конструктивизма. Творчество К.Малевича, А.Родченко, В.Степановой, Л.Поповой, А.Веснина, В.Татлина, А.Экстер, А.Гана, Георгия и Владимира Стенбергов в свете становления идей конструктивизма. Выставка «5х5=25». Развитие идей конструктивизма в универсальный метод создания новой предметной среды. Концепция «жизнестроения» и программа «конструирования нового быта». Ориентация на создание материальных, вещественных форм искусства в архитектуре, дизайне, полиграфии, театре, фотографии, моде и т.п. «Левый Фронт Искусства (ЛЕФ)», «Новый ЛЕФ», Объединения новых видов художественного труда «Октябрь», журналы «Вещь», «СА» и др. Воплощение идей конструктивизма в театре В.Мейерхольда и А.Таирова. Искусство 1990-х годов. Создание негосударственных альтернативных художественных структур: галерей, фондов, частных и корпоративных коллекций, формирование арт-рынка. Расслоение искусства на актуальное, современное и традиционное, антикварное. Постепенное вытеснение профессиональных художников, членов Союза художников в маргинальную зону. Тяготение к артефактному искусству и новым технологиям. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
Факультет рекламы и социально-культурной деятельности Кафедра изобразительной деятельности
Утверждено на заседании кафедры «_____»_августа_2011 г. протокол № ______1____
Рабочая программа дисциплины «История искусства»
Направление подготовки Дизайн» Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная
Краснодар 1. Цели и задачи дисциплины:
2. Место дисциплины в структуре ООП: В соответствии со структурой учебного плана по направлению подготовки «Дизайн » дисциплина «История искусства» входит в состав обязательных дисциплин базовой части -общепрофессионального цикла. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2,, ОК-9.ОК-10.ПК—1, ПК-3- В результате изучения дисциплины студент должен:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Искусство Древнего Мира. Специфика восприятия произведения изобразительного искусства. Структура художественного произведения. Характеристика основных видов изобразительного искусства: архитектура, живопись, скульптура. Взаимосвязи изобразительного искусства с другими сферами духовной культуры синхронного исторического периода (философией, литературой, фольклором, театром и др.). Искусство первобытного общества. Периодизация. Многофункциональность памятников первобытного искусства. Характеристика основных видов изобразительного искусства первобытного общества в их исторической последовательности. Круглая скульптура. Палеолетические Венеры. Живопись пещеры Альтамира. Причины появления условно орнаментальных росписей. Различные типы симметрии. Мегалитическая архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы