Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Искусство древней Месопотамии



Периодизация. Архитектура. Появление зиккуратов. Виды скульптуры. (Статуи царя Гудеа, быки-Шеду). Тематика рельефов. Дворец Дур-Шаруккин. Живопись.. Ворота богини Иштар.

Тема 3 Искусство Древнего Египта.

Мифологические основы древнеегипетского искусства. Заупокойный культ. Вера в бессмертие души - главная доктрина египетской религии. Основные принципы древнеегипетского искусства: синтез всех его видов при ведущей роли архитектуры, монументальность, декоративность форм.

Типы монументальных сооружений в архитектуре Древнего Египта (храм, гробницы). Египет - родина классических архитектурных форм: пирамиды, обелиски, колонны. " Золотое сечение".

Скульптура Древнего Египта и ее особенности: масштабность, статичность, фронтальность, связь с каменным блоком. Функции египетской скульптуры. Двойственная сущность скульптурного портретного образа: 1) передача максимального сходства; 2) предельная обобщенность. Синтез индивидуального и типологического. Проблема стилизации формы. Система пропорций. Цвет в скульптуре. Трактовка глаза.

Живопись Древнего Египта. Каноничность живописных композиций. Экспрессивность, декоративность, ритм линий. Основные архитектурные памятники (комплекс Гизе, храм Хатшепсут, Храмы в Конраке и Луксоре, Абу-Симбеле)

Тема 3. Искусство Античного Мира.

Терминология. Специфические особенности образности античного искусства.

Искусство Древней Греции.

Мифология и древнегреческое искусство. Антропоцентризм древнегреческого искусства.

Культура Древней Греции как основа европейской цивилизации. Культура эгейского мира - предыстория греческой культуры.

Г.Шлиман и «великие археологические открытия». Периодизация крито-микенской цивилизации.Искусство древнего Крита: особенности архитектуры (Кносский дворец), монументальная живопись, изделия художественного ремесла. Искусство материковой Греции во 2 тыс. до н. э.: особенности Микенской культуры, архитектура, скульптура и живопись, изделия художественного ремесла. Взаимодействие традиций критского искусства с влиянием Передней Азии в материковой Греции.

Древнейшие пласты греческой культуры: миф и искусство.

Периодизация Древнегреческой культуры. Мифологическая основа искусства Древней Греции: боги и герои, гомеровский эпос. Полярные начала греческой культуры ( Аполлон и Дионис ) и «преодоление» мифа. Искусство «тёмных веков» или «геометрический стиль».

1. Архаика Крупные события и явления эпохи: география древнегреческой культуры и полис как её основа, олимпийские игры и общеэллинское единство, великая колонизация. Рельеф эпохи архаики.

. Архитектура. Основные типы храмов: простиль, амфипростиль, периптер, диптер. Архитектурные ордера: дорический, ионический, коринфский. Строительная техника. Роль цвета в греческой архитектуре.

Развитие скульптуры. Два основные типа круглой скульптуры (куросы и коры) и локальные особенности пластики, фронтонные композиции, метопы, фриз. Цвет в греческой скульптуре. Вазопись. Основные виды греческих ваз. Геометрический, чернофигурный, краснофигурный стили. Выразительность линии, силуэта.

2. Классика. Ансамбль Акрополя в Афинах. Основные принципы построения ансамбля: гармоническое слияние с природой, асимметрия, равновесие масс. Характеристика основных архитектурных сооружений: Пропилеи, храм Ники Аптерос, Парфенон, Эрехтейон. Синтез архитектуры и скульптуры.

Расцвет скульптуры. Мирон, Поликлет, Фидий. Сочинение Поликлета " Канон". Материал: мрамор, бронза. Роль цвета в классической греческой скульптуре. Хризоэлефантинная техника.

Творчество Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Задачи психологизма, проблемы пространства и движения.

3. Эллинизм. Первые опыты регулярной планировки городов. Скульптура эллинизма (Ника Самофракийская, Венера Мелосская, Лаокоон). Пергамский алтарь.

Искусство Древнего Рима.

Периодизация римского искусства.

Архитектура. Развитие строительной техники. Основные типы римских архитектурных сооружений. Колизей и Пантеон - высшие достижения строительного искусства римлян.

Особое значение скульптурного портрета в искусстве Древнего Рима. Росписи Помпеи и Геркуланума. Фаюмский портрет.

Искусство римских провинций. Слияние античных традиций с традициями восточными. Принятие христианства. Памятники раннехристианского искусства.

Раздел Искусство и культура Востока

 

Тема 4. Культура и искусство Индии.

 

1.Древнейшая и древняя Индия. Своеобразие и ценность исторического развития Индии (религия, наука)

Возникновение буддизма, его связь с искусством. Раскопки Мохенджо-Даро, культовые постройки буддизма (Ступы, стамбхи, скальные храмы). Стамбхи времени Ашоки и их капители (в том числе “Львиная капитель” из Сарнатха). События предания о жизни Будды в символах скульптурного декора.

Ступы и их ограды. Происхождение формы ступы и священных ворот торана. Символика, сюжеты и пластические особенности врат большой ступы в Санчи. Ограда ступы в Бхархуте. Традиции добуддийских образов скульптуры и добуддийских деревянных конструкций в архитектуре IV в. до н.э. - I в. н.э. и ее декоре.

Пещерные и скальные монастыри с чайтьями и вихарами. Их происхождение, истоки планировочнрой структуры. Чайтьи в Бхадже и Карли: архитектура, скульптура; проблема синкретизма. Основные неантропоморфные символы Будды.

Храмы Аджанты и ее росписи. Греко - буддийское искусство Гандхары, ее реализм и связь с греческим искусством. Рельеф «Нисхождение Ганги»

2.Средневековая Индия. Северный и южный типы храмов. Модель индуистского храма.Храмы в Коджурахо, Кайласанатхе, Эллоре.

3. Раннеисламское искусство и ДПИ, период великих моголов. Мусульманская архитектура на территории Индии. Минарет Кутуб-Минар, мавзолей Тадж-Махал, город Фатехпур-Сикри, форт в Агре. Основные школы индийской миниатюры XVI-XVIII вв: могольская, Раджастан и Пахари. Проблема формирования кадров мастеров и стиля могольской школы (с центрами: Дели, Джайпур). Важнейшие рукописи могольской школы: Бабур-намэ (к. XVI в.) из Национального музея в Дели, Британского музея и отдельные иллюстрации из собрания Щукина (ныне - в Государственном музее искусства Востока в Москве), Акбар-намэ (1595 г.) из музея Виктории и Альберта в Лондоне.

 

Тема 5. Культура и искусство Китая.

 

1. Древний Китай. Религия и философия Китая.

Культура Яншао. Расписная керамика. Геометрические узоры, гармония с формой сосуда.Бронзовые культовые сосуды периода Шань (2 тыс.д.н.э.). Великая - китайская стена. Гробница императора Цинь Ши-хуанди.

2. Средневековый Китай. Архитектура.

Связь с искусством Индии Буддийские постройки (пагоды). Пещерные храмы. Изображения Будды. Гробницы периода Тан и Сунь..(пагоды: «даяньта»- «пагода диких гусей», железная пагода).Храм неба. Запретный город в Пекине.

Пейзаж на свитках эпохи Пяти династий и Северная Сун (960-1127 гг.). Развитие анималистического жанра (“Олени среди листьев красного клена”, музей Гугун) и жанров “цветы и птицы “ (Хуан Цюань (900-965 гг.): альбомный лист “Дикие утки в камыше” из музея Гугун) и “Растения и насекомые”. Пейзаж шаньшуй, его разновидности на вертикальных и горизонтальных свитках. Значение пейзажа в свете идей сунского неоконфуцианства. Теоретические воззрения Цзин Хао (работал в конце IX - начале X вв.); его трактат “Записки о приемах письма кистью” и произведения: “Гора Гуан Лу” (приписывается) из музея Национального Дворца, Формоза (прежде - музей Гугун в Пекине”). Гуань Тун. Дун Юань (работал в 937 - 975 гг.): “Речной пейзаж, или Природа в окрестностях Хуншу” (ок. 1000 г.), музей Национального дворца, Формоза, был в музее Гугун, “Летние горы”, “Реки Сяошуй и Сяншуй в провинции Хунань”. Ми Ю-жэнь(1086 - 1165 гг.): “Удивительные реки Сяошуй и Сяншуй” (музей Гугун). Цзюй Жань (вторая пол. X в.): “Постигающий Дао в осенних горах”. Ван Си Мэн: “Речной пейзаж в тысячу ли”. Ли Чэн (вторая пол. X в.): портреты патриархов в монастыре Тодзи под Киото, “Читающий стелу” (Осака, Муниципальный музей), “Буддийский храм в горах”. Фан Куань: “Путники среди гор и потоков” ( музей Национального Дворца, Формоза, был в музее Гугун). Сюй Дао-нин (раб. в первой пол. XI в.): “Ловля рыбы в горных потоках” ( первая пол. XI в., галерея искусств Нельсона, Канзас-сити), Ван Шэнь: “Рыбачья деревня в снегу”. Го Си (ок. 1020 - 1090 гг.) и его живопись - “Начало весны в горах” (ок. 1072 г., музей Национального Дворца, Формоза) и “Осенний туман рассеялся над горами и равнинами” (галерея Фрир, Вашингтон) - как итог развития северо-сунского пейзажа. Трактат Го Си “Тайное откровение науки живописца”. Теоретические взгляды Су Ши (Су дун-по) (1036-1101 гг.) и его поэзия. Ми Фэй (1051-1107 гг.): свиток на бумаге “Весенние горы и сосны” (был в собрании музея Гугун), - как предтеча расцвета живописи вэньжэньхуа.

3. ДПИ Китая. Керамика, фарфор, стекло, бронзовые изделия, мебель, ткани, изделия из лака. Декоративно-прикладное искусство: ткани (в частности, тип “кэсы”), костюм и его предыстория, резьба по лаку и полудрагоценным камням и слоновой кости, ювелирное искусство, керамика и фарфор. Эволюция китайского фарфора: предыстория - танские фаянсовые сосуды, сунская керамика и, в частности, селадоны; освоение технологии обжига фарфоровых изделий в эпоху Мин; минский фарфор; фарфор эпохи Цин (основные “семейства”, мелкая пластика). Памятники искусства Китая в контексте западно-европейского и русского искусства XVII-XVIII вв. (стиль “шинуазри”) и искусства конца XIX - начала XX вв.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь