Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Искусство Древнего Востока



УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

____________________ В.И. Малюк

 

Рег. № __

ИСТОРИЯ МИРОВОГО ИСКУССТВА

Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех форм обучения

 

Б.1.В.13

Направление подготовки – квалификация бакалавр

Профиль: Реклама и связи с общественностью

 

 

 

Санкт-Петербург


Допущено к изданию

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

канд. ист. наук, доц. Н.В. Полякова

 

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры

связей с общественностью и массовых коммуникаций

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителями

 

©СПбГИЭУ, 2012


1. Общие указания

 

Учебная дисциплина «История мирового искусства является важной частью общеобразовательной и профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» и входит в цикл Б.1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл; дисциплины по выбору студента). Данная дисциплина позволяет студенту овладеть знаниями, которые обеспечивают возможность ориентации в общекультурном процессе, а также необходимы для эффективной работы с представителями разных культурных традиций в сфере рекламы и связей с общественностью. В этой связи изучение истории мирового искусства приобретает особое значение.

Основным содержанием дисциплины является зарождение и эволюция мирового искусства, развитие его видов и жанров в исторической ретроспективе.

Цель дисциплины «История мирового искусства» – ознакомить бакалавров по рекламе и связям с общественностью с наиболее значительными произведениями мирового искусства различных эпох и стран, с основными тенденциями развития мирового художественного творчества, сформировать осознание национального своеобразия и единства мирового искусства. Объектом изучения данной дисциплины является мировое искусство как культурный феномен, основные этапы и особенности его исторического развития; предметом – произведения искусства.

Специфика дисциплины предполагает не подробное изучение и охват максимального числа произведений искусства, а знакомство с наиболее крупными шедеврами, ставшими культурными явлениями не только для своего времени, но вошедшими в мировую сокровищницу художественного творчества.

Задачи дисциплины: сформировать общее представление о месте искусства в целостной системе мировой культуры; на конкретном художественном, искусствоведческом и историческом материалах показать особенности развития мирового искусства; развить и закрепить навыки анализа произведений искусства.

Наряду со знанием шедевров мирового искусства и их художественных особенностей в учебную задачу дисциплины входит формирование у студентов умения критически осмысливать и усваивать исторический опыт развития мирового искусства; культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Понимание своеобразия искусства отдельных народов, роли и значения отечественного искусства в мировом художественном процессе, чувство стиля и владение алгоритмом реализации ведущих функций искусства имеют особое значение для профессиональной деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью.

Изучение содержания учебной дисциплины ведется по отдельным темам, связанным не только между собой, но и с такими дисциплинами, как «История России», «Философия», «Культурология», «Религиоведение», «История русской литературы».

Такой подход к изучению истории мирового искусства дает студентам возможность получить более широкое представление об изучаемых произведениях и эпохах.

История мирового искусства - одна из важнейших дисциплин, составляющих основу гуманитарного образования. Настоящая дисциплина позволяет студенту овладеть знаниями, которые обеспечат возможность ориентации в общекультурном процессе, а также будут необходимы для эффективной работы с представителями разных культурных традиций в сфере связей с общественностью.

В результате изучения учебной дисциплины «История мирового искусства» студент должен: знать особенности различных эпох и стилей искусства, а также основные тенденции их развития; крупнейшие произведения мирового искусства; своеобразие художественного творчества отдельных народов; принципы взаимосвязи искусства Запада и Востока; уметь раскрывать значение и роль искусства в мировом художественном процессе; уметь определять принадлежность произведения к определенной эпохе, направлению или стилю, жанру; овладеть навыками анализа произведений искусства.

В процессе изучения дисциплины используются такие формы занятий, как лекции, семинарские занятия. На лекциях излагаются сложные теоретические и практические проблемы, обстоятельно раскрываются закономерности, принципы, научные термины и т.п. Семинарские занятия позволят студентам расширить и упрочить знания предмета, приобрести навыки публичного выступления, ведения дискуссии, анализа произведений искусства, умения формулировать выводы, отстаивать и аргументировать свою позицию, убеждать оппонента и др.

При изучении учебной дисциплины «История мирового искусства» важное внимание уделяется методическим рекомендациям по подготовке рефератов, докладов, сообщений; по ведению конспектов; работе с источниками; эффективному изучению рекомендованной основной и дополнительной литературы; выполнению индивидуальных заданий к семинарским занятиям; самостоятельной работе под контролем преподавателя; индивидуальным методическим рекомендациям студентам.

Важнейшей формой контроля за освоением материала дисциплины студентами являются выступления с докладами и сообщениями на семинарских занятиях, написание рефератов, которые предназначены для углубленного изучения отдельных тем дисциплины «История мирового искусства». Итоговой формой контроля является экзамен в 1 семестре.

Достижение целей эффективной подготовки специалистов по связям с общественностью невозможно без целенаправленной самостоятельной работы студентов, которая предназначена для закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, качественной подготовки к семинарским занятиям, написания контрольных и курсовых работ, выполнения выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

Как метод обучения самостоятельная работа представляет собой совокупность приемов и способов закрепления студентами ранее приобретенных знаний, навыков и умений, поиска новых знаний, формирования навыков и умений самообразования.

Основными видами самостоятельной работы являются: работа с печатными источниками (учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, справочная литература и др.); конспектирование изучаемой литературы; самостоятельное изучение техники, оборудования (аудиовизуальная техника, фотооборудование и др.); самостоятельный просмотр (прослушивание) аудиовизуальной продукции и др. Следует обратить особое внимание на самостоятельную работу студентам очно-заочной формы обучения в связи с тем, что объем часов на самостоятельную работу у студентов очно-заочной формы обучения значительно превышает объем часов у студентов очной формы.

В рамках самостоятельной работы студентам, обучающимся по направлению подготовки – квалификация бакалавр, профиль: Реклама и связи с общественностью, необходимо ознакомиться с опубликованными методическими пособиями по данной дисциплине: рабочей программой, методическими указаниями к изучению дисциплины, планами проведения семинарских занятий.

Основные требования к самостоятельной работе: формирование у студентов сознательного отношения к самообразованию, стремление непрерывно повышать свой профессиональный уровень, образованность в целом; индивидуализация обучения через постановку конкретных задач (индивидуальные задания) на самостоятельную работу с учетом познавательных способностей студентов; создание в вузе условий для самообразования студентов (наличие учебно-материальной базы, методических разработок, работа библиотеки, читальных залов, учебно-методических центров, кабинетов и т.п.); контроль и оказание методической помощи студентам со стороны преподавателей, постоянный анализ качества самостоятельной работы, внесение корректив для ее совершенствования; организация взаимопомощи обучаемых в процессе самостоятельной работы и др.

 

 

2. Методические рекомендации к изучению тем учебной дисциплины

Раздел I (Модуль 1)

Тема 1. Первобытное искусство

Искусство как феномен культуры. Роль искусства в жизни человека, в развитии человеческого общества и преобразовании окружающей действительности. Виды изобразительного искусства. Особенности художественных форм конкретных исторических эпох. Индивидуальная манера и творческий почерк автора произведения искусства.

Начало изобразительной деятельности человека. Первобытный художественный синкретизм. Периодизация культур первобытного общества.

Искусство палеолита и мезолита. Изображение в пещерах, графика на камне и кости, скульптура. Переход к неолиту и эпохе бронзы. Развитие орнамента, появление керамики.

Первобытная архитектура. Мегалитические сооружения – менгиры, кромлехи, дольмены.

Рекомендации по изучению темы

План:

1. Искусство как феномен культуры и его основные функции.

2. Виды изобразительного искусства.

3. Стиль как система принципов, закономерностей и правил изобразительного искусства.

4. Зарождение искусства в условиях первобытного общества.

5. Первобытный синкретизм и его проявление в искусстве.

6. Основные виды художественного творчества в эпоху первобыта.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы природа и сущность искусства?

2. Проанализируйте роль искусства в жизни человека и общества.

3. Как проявляется историческое и национальное многообразие искусства? Назовите и охарактеризуйте основные этапы происхождения и становления ранних форм искусства.

4. Какие виды искусства возникли в условиях первобытного общества?

5. Раскройте синкретичность первобытной культуры на примерах наскальной живописи, архитектуры и скульптуры.

6. Какие качественные изменения претерпевает изобразительное искусство в эпоху мезолита и неолита?

7. Охарактеризуйте древнейшие мегалитические архитектурные сооружения.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Современная система искусств.

2. Роль искусства в сохранении памяти прошлого.

3. Функции искусства.

4. Жанры изобразительного искусства.

5. Памятники искусства палеолита.

6. Художественные образы эпохи палеолита.

7. Особенности развития искусства в эпоху неолита.

8. Основные виды первобытного искусства.

 

Рекомендации по изучению темы

План

1.Особенности развития искусства Древнего Востока.

2.Периодизация искусства древнего Египта.

3.Канон в искусстве Древнего Египта.

4.Культовая архитектура в искусстве Египта.

5. Скульптура и декоративно–прикладное искусство Египта.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Чем объясняется своеобразие и неповторимость искусства Древнего Востока?

2. Раскройте роль и значение канона в древнеегипетском изобразительном искусстве?

3. Почему культовая архитектура занимала в искусстве Египта ведущее положение?

4. Опишите пирамидный комплекс в Гизе как репрезентант художественной культуры Древнего Египта.

5. Раскройте особенности развития декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте.

6. Какие сдвиги произошли в египетском искусстве амарнского периода?

Темы докладов и рефератов:

1.Каноны в искусстве древнего Египта.

2.Культовая архитектура древнего Египта.

3.Изобразительное искусство древнего Египта.

4.Декоративно-прикладное искусство древнего Египта.

 

 

Тема 3. Античное искусство

 

Искусство Древней Греции и его роль в истории мировой художественной культуры. Основные периоды развития. Искусство архаики. Ордерная система в архитектуре. Скульптура. Вазопись. Древнегреческая классика. Творчество Мирона и Поликлета. Ансамбль афинского Акрополя. Фидий, Пракситель, Лисипп.

Основные тенденции развития эллинистического искусства.

Особенности искусства Древнего Рима, его периодизация. Архитектурное строительство общественных сооружений. Колизей. Создание нового типа храма. Пантеон. Скульптура. Расцвет реалистического портрета. Живопись. Фаюмский портрет.

Рекомендации по изучению темы

План:

1.Античное искусство и его роль в истории мировой художественной культуры.

2.Ордерная система в архитектуре Древней Греции.

3.Античная классика.

4.Особенности искусства Древнего Рима и его периодизация.

5.Древнеримская архитектура.

6.Скульптура в искусстве Древнего Рима.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1.В чем заключается основное отличие античного искусства от искусства древнего Востока?

2.Какие периоды выделяются в развитии искусства древней Греции?

3.На чем основывается выразительность архитектурных ордеров, сложившихся в Греции?

4.Какие скульптурные образы созданы Мироном, Фидием, Поликлетом, Праксителем, Скопасом и Лисиппом?

5.Почему в искусстве эллинизма традиционно-классические древнегреческие формы утратили свою органичность?

6.Почему римское искусство более утилитарно, чем греческое?

7.Каковы истоки римского скульптурного портрета?

8.Какие типы архитектурных сооружений были созданы древнеримскими зодчими?

 

Темы докладов и рефератов:

1. Эгейское искусство.

2. Искусство гомеровской Греции.

3. Греческая архаика.

4. Ансамбль Афинского акрополя.

5. Развитие греческой скульптуры.

6. Этрусское искусство.

7. Искусство Римской республики.

8. Римское зодчество в эпоху империи.

9. Скульптурный портрет древнего Рима.

 

 

Раздел II (Модуль 3).

Рекомендации по изучению темы

План:

1.Особенности развития Средневекового искусства и его периодизация.

2.Раннехристианское искусство.

3.Искусство Византии.

4.Романское искусство.

5.Готическое искусство.

6.Древнерусское искусство.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы основные особенности Средневекового искусства?

2. В чем проявляется своеобразие художественного языка раннехристианского искусства?

3. Какие периоды выделяются в развитии искусства Византии?

4. Почему храм считается самым значительным созданием романской архитектуры?

5. Какие виды искусства получили свое дальнейшее развитие в романский период?

6. Почему именно готика подготовила расцвет искусства Возрождения?

7. Какие произведения готического искусства являются шедеврами мировой художественной культуры?

8. Какое значение играл канон в древнерусском изобразительном искусстве?

9. Сравните пути развития северо-западных и серединных русских княжеств во второй половине XIII – XIV веках.

Темы докладов и рефератов:

1.Монументальные росписи в первых христианских храмах Рима и Равенны.

2.Собор св. Софии в Константинополе.

3.Движение иконоборчества и его отражение в византийском искусстве.

4.«Палеологовский Ренессанс» в искусстве Византии.

5.Византийский канон христианского храма и православный русский собор.

6.Западноевропейское искусство V-X веков.

7.Архитектура Франции и Германии (X-XII веков).

8.Собор Парижской богоматери как явление романской и готической культуры.

9.Готическое искусство Франции, Германии, Англии (XIII-XV вв.).

10. Новое в иконографии русской иконы XVI века.

 

Рекомендации по изучению темы

План:

1.Гуманистическая направленность искусства эпохи Возрождения. Проторенессанс и раннее Возрождение.

2.Италия. Высокое Возрождение.

3.Северный Ренессанс: основные особенности и мастера.

4.Главные стилевые тенденции позднего Возрождения.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы представления ренессансного человека о пространстве и времени и как они отражаются в творчестве мастеров эпохи Возрождения?

2. Каковы основные особенности венецианской школы живописи?

3. Проанализируйте особенности композиционного мышления Рафаэля Санти.

4. Какие произведения мастеров Болонской Академии XVI века представлены в собрании Эрмитажа?

5. В каком живописном полотне Кранаха нашли свое отражение идеи Реформации?

6. Как проявляется своеобразие живописного метода нидерландских художников ренессансного периода?

 

Темы докладов и рефератов:

1.Искусство проторенессанса в Италии. Творчество Джотто.

2.Античное наследие в искусстве Возрождения.

3.Архитектура эпохи Возрождения: главные особенности, этапы развития, выдающиеся памятники.

4.Скульптура кватроченто (Л. Гиберти, Донателло, А. Вероккио).

5.Высокое Возрождение в Италии: основные принципы.

6.Собор Св. Петра в Риме (XV – XVI вв.).

7.Ведущие мастера в искусстве Северного Возрождения.

8.«Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти как величайшее творение ренессанса.

9.Скульптура «Давид» Микеланджело в контексте культуры Возрождения.

10. Авторитет в творчестве мастеров эпохи Возрождения.

11. Палаццо в архитектуре Возрождения. Эволюция. Основные особенности.

 

 

Раздел III (Модуль 3)

Рекомендации по изучению темы

План:

1. Многообразие стилистических тенденций и жанров в европейском искусстве XVII столетия.

2. Барокко в искусстве Западной Европы XVII-ХVIII веков: ведущие национальные школы.

3. Классицизм и его специфические черты.

4. Романтизм в европейском искусстве XIX века.

5. Реализм в искусстве XIX века.

6. Импрессионизм и постимпрессионизм.

 

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Раскройте характер взаимодействий художественных стилей и направлений в искусстве эпохи Просвещения.

2.Проследите эволюцию творческой манеры Антуана Ватто на примере таких его произведений, как «Бивуак», «В костюме Мецетена», «Пряха», «Капризница» и др.

3.Какие градостроительные идеи выдвинули Ж.–А. Габриель и К.Н. Леду?

4.Каково значение творчества Гудона для искусства Франции XVIII века?

5.Какова роль Академий художеств XVIII века в искусстве Франции, Англии, Германии и Италии?

6.Назовите основные специфические черты жанра ведуты и раскройте его значение для стран Европы.

7.Раскройте многообразие художественной жизни Франции в первой половине XIX века.

8.Какое место занимают образ природы в творчестве Ф. Милле и Г. Курбе?

9.Проанализируйте характер интерпретации римской истории в творчестве классицистов и салонных живописцев.

10. Каковы особенности живописной системы импрессионизма?

11. Поясните смысл выражения П. Сезанна: «Моделировать форму цветом».

 

 

Темы докладов и рефератов:

1. Образы античной мифологии в творчестве живописцев и скульпторов XVIII века (произведения по выбору студента).

2. Реализм в западноевропейском искусстве XVIII веке.

3. Картина Ж.Б. Симеона Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств» как программная работа эпохи Просвещения.

4. «Медный всадник» Э. – М. Фальконе как «средокрестие» французской и русской культуры эпохи Просвещения.

5. Графика в западноевропейском искусстве XVIII века.

6. Автопортрет в западноевропейском искусстве XVIII века (произведения по выбору студента).

7. Театр и маскарады в творчестве итальянских художников XVIII века.

8. Декоративно-прикладное искусство Англии XVIII века.

9. Салонная французская живопись XIX века.

10. Барбизонская школа живописи.

11. Назаретская школа живописи и ее место в немецком искусстве XIX в.

12. Образ женщины в творчестве О. Ренуара.

13. К. Моне в ремесле художника.

14. Эволюция творчества О. Родена.

15. Импрессионистический период в творчестве П. Сезанна.

16. Природа и человек в произведениях П. Гогена.

17. Размышления Ван Гога о миссии художника, о Боге, природе и человеке.

18. Стиль барокко в архитектуре Италии XVII века. Архитектура ХIХ века (по выбору студента на примере одной из стран Западной Европы)

 

 

Рекомендации по изучению темы

План:

1.Искусство петровской эпохи.

2.Барокко и классицизм в русской архитектуре XVIII века.

3.Живопись XVIII века – первой половины XIX века.

4.Расцвет русского реалистического искусства во второй половине XIX века.

5.Русская архитектура XIX века: основные течения.

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Каковы отличительные черты «петровского» и «елизаветинского» барокко?

2. Какие модели периодизации могут быть использованы при изучении русского искусства XIX века?

3.Какие черты характерны для русского классицизма первой трети XIX века?

4.Проанализируйте развитие системы жанров романтизма в русской живописи первой половины XIX века.

5.Проследите эволюцию академической живописи XIX века.

6.Какова роль ТПХВ в развитии русского искусства?

7.Какие школы архитектуры играли ведущую роль в развитии русского зодчества в XVIII и XIX веков?

 

Темы докладов и рефератов:

1.Петербургская Академия художеств в XVIII веке.

2.Человек государственный в живописи и скульптуре первой половины XVIII века.

3.Античные мотивы в изобразительном искусстве XVIII века.

4.Архитектура Санкт-Петербурга: европейские основы и российское своеобразие.

5.Проторомантический период в русской живописи Павловской эпохи.

6.Ансамблевый характер творчества А.Н. Воронихина.

7.Категории «классицизм», «сентиментализм», «натурализм», «реализм» в применении к анализу русской живописи XIX века.

8.Основные направления развития русского пейзажа во второй половине XIX века.

9.Основные этапы творчества И.Е. Репина.

10. Русский реализм 1890-х годов.

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

____________________ В.И. Малюк

 

Рег. № __

ИСТОРИЯ МИРОВОГО ИСКУССТВА

Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех форм обучения

 

Б.1.В.13

Направление подготовки – квалификация бакалавр

Профиль: Реклама и связи с общественностью

 

 

 

Санкт-Петербург


Допущено к изданию

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

канд. ист. наук, доц. Н.В. Полякова

 

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры

связей с общественностью и массовых коммуникаций

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителями

 

©СПбГИЭУ, 2012


1. Общие указания

 

Учебная дисциплина «История мирового искусства является важной частью общеобразовательной и профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» и входит в цикл Б.1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл; дисциплины по выбору студента). Данная дисциплина позволяет студенту овладеть знаниями, которые обеспечивают возможность ориентации в общекультурном процессе, а также необходимы для эффективной работы с представителями разных культурных традиций в сфере рекламы и связей с общественностью. В этой связи изучение истории мирового искусства приобретает особое значение.

Основным содержанием дисциплины является зарождение и эволюция мирового искусства, развитие его видов и жанров в исторической ретроспективе.

Цель дисциплины «История мирового искусства» – ознакомить бакалавров по рекламе и связям с общественностью с наиболее значительными произведениями мирового искусства различных эпох и стран, с основными тенденциями развития мирового художественного творчества, сформировать осознание национального своеобразия и единства мирового искусства. Объектом изучения данной дисциплины является мировое искусство как культурный феномен, основные этапы и особенности его исторического развития; предметом – произведения искусства.

Специфика дисциплины предполагает не подробное изучение и охват максимального числа произведений искусства, а знакомство с наиболее крупными шедеврами, ставшими культурными явлениями не только для своего времени, но вошедшими в мировую сокровищницу художественного творчества.

Задачи дисциплины: сформировать общее представление о месте искусства в целостной системе мировой культуры; на конкретном художественном, искусствоведческом и историческом материалах показать особенности развития мирового искусства; развить и закрепить навыки анализа произведений искусства.

Наряду со знанием шедевров мирового искусства и их художественных особенностей в учебную задачу дисциплины входит формирование у студентов умения критически осмысливать и усваивать исторический опыт развития мирового искусства; культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Понимание своеобразия искусства отдельных народов, роли и значения отечественного искусства в мировом художественном процессе, чувство стиля и владение алгоритмом реализации ведущих функций искусства имеют особое значение для профессиональной деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью.

Изучение содержания учебной дисциплины ведется по отдельным темам, связанным не только между собой, но и с такими дисциплинами, как «История России», «Философия», «Культурология», «Религиоведение», «История русской литературы».

Такой подход к изучению истории мирового искусства дает студентам возможность получить более широкое представление об изучаемых произведениях и эпохах.

История мирового искусства - одна из важнейших дисциплин, составляющих основу гуманитарного образования. Настоящая дисциплина позволяет студенту овладеть знаниями, которые обеспечат возможность ориентации в общекультурном процессе, а также будут необходимы для эффективной работы с представителями разных культурных традиций в сфере связей с общественностью.

В результате изучения учебной дисциплины «История мирового искусства» студент должен: знать особенности различных эпох и стилей искусства, а также основные тенденции их развития; крупнейшие произведения мирового искусства; своеобразие художественного творчества отдельных народов; принципы взаимосвязи искусства Запада и Востока; уметь раскрывать значение и роль искусства в мировом художественном процессе; уметь определять принадлежность произведения к определенной эпохе, направлению или стилю, жанру; овладеть навыками анализа произведений искусства.

В процессе изучения дисциплины используются такие формы занятий, как лекции, семинарские занятия. На лекциях излагаются сложные теоретические и практические проблемы, обстоятельно раскрываются закономерности, принципы, научные термины и т.п. Семинарские занятия позволят студентам расширить и упрочить знания предмета, приобрести навыки публичного выступления, ведения дискуссии, анализа произведений искусства, умения формулировать выводы, отстаивать и аргументировать свою позицию, убеждать оппонента и др.

При изучении учебной дисциплины «История мирового искусства» важное внимание уделяется методическим рекомендациям по подготовке рефератов, докладов, сообщений; по ведению конспектов; работе с источниками; эффективному изучению рекомендованной основной и дополнительной литературы; выполнению индивидуальных заданий к семинарским занятиям; самостоятельной работе под контролем преподавателя; индивидуальным методическим рекомендациям студентам.

Важнейшей формой контроля за освоением материала дисциплины студентами являются выступления с докладами и сообщениями на семинарских занятиях, написание рефератов, которые предназначены для углубленного изучения отдельных тем дисциплины «История мирового искусства». Итоговой формой контроля является экзамен в 1 семестре.

Достижение целей эффективной подготовки специалистов по связям с общественностью невозможно без целенаправленной самостоятельной работы студентов, которая предназначена для закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, качественной подготовки к семинарским занятиям, написания контрольных и курсовых работ, выполнения выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

Как метод обучения самостоятельная работа представляет собой совокупность приемов и способов закрепления студентами ранее приобретенных знаний, навыков и умений, поиска новых знаний, формирования навыков и умений самообразования.

Основными видами самостоятельной работы являются: работа с печатными источниками (учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, справочная литература и др.); конспектирование изучаемой литературы; самостоятельное изучение техники, оборудования (аудиовизуальная техника, фотооборудование и др.); самостоятельный просмотр (прослушивание) аудиовизуальной продукции и др. Следует обратить особое внимание на самостоятельную работу студентам очно-заочной формы обучения в связи с тем, что объем часов на самостоятельную работу у студентов очно-заочной формы обучения значительно превышает объем часов у студентов очной формы.

В рамках самостоятельной работы студентам, обучающимся по направлению подготовки – квалификация бакалавр, профиль: Реклама и связи с общественностью, необходимо ознакомиться с опубликованными методическими пособиями по данной дисциплине: рабочей программой, методическими указаниями к изучению дисциплины, планами проведения семинарских занятий.

Основные требования к самостоятельной работе: формирование у студентов сознательного отношения к самообразованию, стремление непрерывно повышать свой профессиональный уровень, образованность в целом; индивидуализация обучения через постановку конкретных задач (индивидуальные задания) на самостоятельную работу с учетом познавательных способностей студентов; создание в вузе условий для самообразования студентов (наличие учебно-материальной базы, методических разработок, работа библиотеки, читальных залов, учебно-методических центров, кабинетов и т.п.); контроль и оказание методической помощи студентам со стороны преподавателей, постоянный анализ качества самостоятельной работы, внесение корректив для ее совершенствования; организация взаимопомощи обучаемых в процессе самостоятельной работы и др.

 

 

2. Методические рекомендации к изучению тем учебной дисциплины

Раздел I (Модуль 1)

Тема 1. Первобытное искусство

Искусство как феномен культуры. Роль искусства в жизни человека, в развитии человеческого общества и преобразовании окружающей действительности. Виды изобразительного искусства. Особенности художественных форм конкретных исторических эпох. Индивидуальная манера и творческий почерк автора произведения искусства.

Начало изобразительной деятельности человека. Первобытный художественный синкретизм. Периодизация культур первобытного общества.

Искусство палеолита и мезолита. Изображение в пещерах, графика на камне и кости, скульптура. Переход к неолиту и эпохе бронзы. Развитие орнамента, появление керамики.

Первобытная архитектура. Мегалитические сооружения – менгиры, кромлехи, дольмены.

Рекомендации по изучению темы

План:

1. Искусство как феномен культуры и его основные функции.

2. Виды изобразительного искусства.

3. Стиль как система принципов, закономерностей и правил изобразительного искусства.

4. Зарождение искусства в условиях первобытного общества.

5. Первобытный синкретизм и его проявление в искусстве.

6. Основные виды художественного творчества в эпоху первобыта.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы природа и сущность искусства?

2. Проанализируйте роль искусства в жизни человека и общества.

3. Как проявляется историческое и национальное многообразие искусства? Назовите и охарактеризуйте основные этапы происхождения и становления ранних форм искусства.

4. Какие виды искусства возникли в условиях первобытного общества?

5. Раскройте синкретичность первобытной культуры на примерах наскальной живописи, архитектуры и скульптуры.

6. Какие качественные изменения претерпевает изобразительное искусство в эпоху мезолита и неолита?

7. Охарактеризуйте древнейшие мегалитические архитектурные сооружения.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Современная система искусств.

2. Роль искусства в сохранении памяти прошлого.

3. Функции искусства.

4. Жанры изобразительного искусства.

5. Памятники искусства палеолита.

6. Художественные образы эпохи палеолита.

7. Особенности развития искусства в эпоху неолита.

8. Основные виды первобытного искусства.

 

Тема 2. Искусство Древнего Востока

 

Особенности развития искусства Древнего Востока. Целостность искусства, его связь с народной традицией. Архаическое и мифологическое наследие прошлого в искусстве Древнего Востока. Синтез искусств, как важнейшее завоевание Древнего Востока. Зарождение канона.

Периодизация искусства Древнего Египта. Памятники искусства Египта додинастического периода. Черты древнеегипетского канона.

Искусство Египта в эпоху Древнего Царства. Ступенчатая пирамида Джосера. Ансамбль пирамид в Гизе. Скульптура и ее связь с заупокойным культом. Рельефы и росписи.

Искусство Египта в эпоху Среднего Царства. Храмовое строительство. Архитектурные ансамбли. Скульптура. Рельефы и росписи фиванских мастерских.

Искусство Египта Нового Царства. Храмовое строительство. Храмы Карнака и Луксора. Скульптура и декоративно-прикладное искусство.

Амарнское искусство. Статуи, рельефы и росписи этого периода. Скульптор Тутмос. Портреты Эхнатона, Нефертити и их дочерей.

Рекомендации по изучению темы

План

1.Особенности развития искусства Древнего Востока.

2.Периодизация искусства древнего Египта.

3.Канон в искусстве Древнего Египта.

4.Культовая архитектура в искусстве Египта.

5. Скульптура и декоративно–прикладное искусство Египта.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Чем объясняется своеобразие и неповторимость искусства Древнего Востока?

2. Раскройте роль и значение канона в древнеегипетском изобразительном искусстве?

3. Почему культовая архитектура занимала в искусстве Египта ведущее положение?

4. Опишите пирамидный комплекс в Гизе как репрезентант художественной культуры Древнего Египта.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.168 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь