Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 4. Искусство Средневековья
Периодизация развития западноевропейского искусства. Раннехристианское искусство II – VI веков. Фрески катакомб. Сложение христианской символики и иконографии. Раннехристианская базилика. Центрические сооружения Рима и Равенны. Монументальные росписи и мозаики. Искусство Византии. Эпоха Юстиана I. Архитектура. Византийское искусство после эпохи иконоборчества. Византийская икона и ее эстетические особенности. Расцвет миниатюры. Декоративно-прикладное искусство. Значение византийской культуры для средневековой Европы, ее роль в становлении и развитии древнерусского искусства. Романское искусство Западной Европы. Общность основных черт романского стиля для всех стран Европы. Ведущая роль Франции в искусстве средневековой Европы. Памятники французской архитектуры и скульптуры. Своеобразие черт романских храмов Германии, Италии, Англии. Монументальная живопись. Фрески. Скульптура. Гражданское зодчество. Донжон. Замки феодалов. Готическое искусство. Ведущая роль архитектуры. Основные принципы готической каркасной конструкции и ее важнейшие элементы. Синтез искусств в храме. Роль скульптуры в декоративном оформлении храма. Живопись. Витраж. Памятники готического искусства Франции, Германии и Англии. Древнерусское искусство, периодизация, национальное своеобразие и народные основы. Связи Киева с Византией. Культура и искусство Киевской Руси. Архитектура. Фрески. Мозаики. Иконопись. Книжная графика. Декоративно-прикладное искусство. Древнерусское искусство XII – XIII веков. Зарождение местных художественных школ. Особенности живописи и декоративно-прикладного искусства этого периода. Искусство Руси конца XIII – XIV в. Искусство Новгорода и Пскова. Творчество Феофана Грека. Укрепление Московского государства и искусство Москвы конца XV – начала XVI веков. Ансамбль Московского Кремля. Живопись московской художественной школы. Творчество Андрея Рублева. Русское искусство XVI – XVII вв. Архитектура. Шатровый стиль. Влияние московской архитектуры на ансамбли других городов, живопись XVI – XVII вв., фрески, иконопись. «Строгановская школа». Творчество С. Ушакова. Парсуна. Значение древнерусского искусства в мировой художественной культуре. Рекомендации по изучению темы План: 1.Особенности развития Средневекового искусства и его периодизация. 2.Раннехристианское искусство. 3.Искусство Византии. 4.Романское искусство. 5.Готическое искусство. 6.Древнерусское искусство. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Каковы основные особенности Средневекового искусства? 2. В чем проявляется своеобразие художественного языка раннехристианского искусства? 3. Какие периоды выделяются в развитии искусства Византии? 4. Почему храм считается самым значительным созданием романской архитектуры? 5. Какие виды искусства получили свое дальнейшее развитие в романский период? 6. Почему именно готика подготовила расцвет искусства Возрождения? 7. Какие произведения готического искусства являются шедеврами мировой художественной культуры? 8. Какое значение играл канон в древнерусском изобразительном искусстве? 9. Сравните пути развития северо-западных и серединных русских княжеств во второй половине XIII – XIV веках. Темы докладов и рефератов: 1.Монументальные росписи в первых христианских храмах Рима и Равенны. 2.Собор св. Софии в Константинополе. 3.Движение иконоборчества и его отражение в византийском искусстве. 4.«Палеологовский Ренессанс» в искусстве Византии. 5.Византийский канон христианского храма и православный русский собор. 6.Западноевропейское искусство V-X веков. 7.Архитектура Франции и Германии (X-XII веков). 8.Собор Парижской богоматери как явление романской и готической культуры. 9.Готическое искусство Франции, Германии, Англии (XIII-XV вв.). 10. Новое в иконографии русской иконы XVI века.
Тема 5. Западноевропейское искусство эпохи Возрождения. Типологическая характеристика искусства Возрождения. Основные этапы развития. Образ человека в искусстве эпохи Возрождения. Антропоцентризм художественной картины мира, обращение к античному наследию. Региональные варианты. Раннее Возрождение в Италии. Ведущие мастера: Ф. Брунеллески, Л. Гиберти, Мазаччо, Донателло, А. Вероккио, С. Боттичелли. Архитектура раннего Возрождения в Италии. Искусство Венеции XV – XVI веков, его основные особенности. Высокое Возрождение в Италии. Творчество Тициана, Джорджоне, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Позднее Возрождение. Караваджо. Болонский академизм. Маньеризм. Главные стилевые тенденции позднего Возрождения. Архитектура эпохи Возрождения: главные особенности, этапы развития, выдающиеся памятники. Северное Возрождение. Демократические тенденции нидерландского искусства. Основные особенности. Ведущие мастера: Ян ван Эйк, Хуго ван дер Гус, Питер Брейгель. Северное Возрождение. Германия. Творчество Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. Искусство Возрождения в Испании. Творчество Луиса де Моралиса и Эль Греко. Французское Возрождение. Взаимодействие с художественной культурой Италии. Рекомендации по изучению темы План: 1.Гуманистическая направленность искусства эпохи Возрождения. Проторенессанс и раннее Возрождение. 2.Италия. Высокое Возрождение. 3.Северный Ренессанс: основные особенности и мастера. 4.Главные стилевые тенденции позднего Возрождения.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Каковы представления ренессансного человека о пространстве и времени и как они отражаются в творчестве мастеров эпохи Возрождения? 2. Каковы основные особенности венецианской школы живописи? 3. Проанализируйте особенности композиционного мышления Рафаэля Санти. 4. Какие произведения мастеров Болонской Академии XVI века представлены в собрании Эрмитажа? 5. В каком живописном полотне Кранаха нашли свое отражение идеи Реформации? 6. Как проявляется своеобразие живописного метода нидерландских художников ренессансного периода?
Темы докладов и рефератов: 1.Искусство проторенессанса в Италии. Творчество Джотто. 2.Античное наследие в искусстве Возрождения. 3.Архитектура эпохи Возрождения: главные особенности, этапы развития, выдающиеся памятники. 4.Скульптура кватроченто (Л. Гиберти, Донателло, А. Вероккио). 5.Высокое Возрождение в Италии: основные принципы. 6.Собор Св. Петра в Риме (XV – XVI вв.). 7.Ведущие мастера в искусстве Северного Возрождения. 8.«Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти как величайшее творение ренессанса. 9.Скульптура «Давид» Микеланджело в контексте культуры Возрождения. 10. Авторитет в творчестве мастеров эпохи Возрождения. 11. Палаццо в архитектуре Возрождения. Эволюция. Основные особенности.
Раздел III (Модуль 3) Тема 6. Основные тенденции развития западноевропейского искусства XVII – XIХ веков
Искусство Италии XVII – XVIII веков. Декоративная живопись позднего барокко. Фландрия как один из центров европейского барокко. Голландская живопись XVII в., ее своеобразие. Испанская живопись XVII в. Искусство Франции XVII – XVIII веков. Классицизм – ведущее направление в искусстве Франции XVII в. Рококо как новый стиль придворного искусства XVIII века. Франция – главный центр искусства рококо. Развитие бытового жанра в Англии XVII в. Пейзаж в живописи Франции и Англии XVIII века. Особенности развития западноевропейской архитектуры XVII – XVIII веков. Скульптура XVIII века. Основные стилевые характеристики. Эпоха Просвещения и изобразительное искусство XVIII века. Театр и музыка. Академии художеств XVIII века и их роль в искусстве Западной Европы. Основные направления западноевропейского искусства конца XVIII – XIX веков. Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. и ее влияние на развитие искусства Западной Европы этого периода. Искусство Европы XIX века. Основные стили и направления: романтизм, классицизм, академизм, салонная живопись, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, сионизм. Художественные центры: Франция, Германия, Англия, Испания. Театр и музыка.
Рекомендации по изучению темы План: 1. Многообразие стилистических тенденций и жанров в европейском искусстве XVII столетия. 2. Барокко в искусстве Западной Европы XVII-ХVIII веков: ведущие национальные школы. 3. Классицизм и его специфические черты. 4. Романтизм в европейском искусстве XIX века. 5. Реализм в искусстве XIX века. 6. Импрессионизм и постимпрессионизм.
Вопросы для самостоятельной работы: 1.Раскройте характер взаимодействий художественных стилей и направлений в искусстве эпохи Просвещения. 2.Проследите эволюцию творческой манеры Антуана Ватто на примере таких его произведений, как «Бивуак», «В костюме Мецетена», «Пряха», «Капризница» и др. 3.Какие градостроительные идеи выдвинули Ж.–А. Габриель и К.Н. Леду? 4.Каково значение творчества Гудона для искусства Франции XVIII века? 5.Какова роль Академий художеств XVIII века в искусстве Франции, Англии, Германии и Италии? 6.Назовите основные специфические черты жанра ведуты и раскройте его значение для стран Европы. 7.Раскройте многообразие художественной жизни Франции в первой половине XIX века. 8.Какое место занимают образ природы в творчестве Ф. Милле и Г. Курбе? 9.Проанализируйте характер интерпретации римской истории в творчестве классицистов и салонных живописцев. 10. Каковы особенности живописной системы импрессионизма? 11. Поясните смысл выражения П. Сезанна: «Моделировать форму цветом».
Темы докладов и рефератов: 1. Образы античной мифологии в творчестве живописцев и скульпторов XVIII века (произведения по выбору студента). 2. Реализм в западноевропейском искусстве XVIII веке. 3. Картина Ж.Б. Симеона Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств» как программная работа эпохи Просвещения. 4. «Медный всадник» Э. – М. Фальконе как «средокрестие» французской и русской культуры эпохи Просвещения. 5. Графика в западноевропейском искусстве XVIII века. 6. Автопортрет в западноевропейском искусстве XVIII века (произведения по выбору студента). 7. Театр и маскарады в творчестве итальянских художников XVIII века. 8. Декоративно-прикладное искусство Англии XVIII века. 9. Салонная французская живопись XIX века. 10. Барбизонская школа живописи. 11. Назаретская школа живописи и ее место в немецком искусстве XIX в. 12. Образ женщины в творчестве О. Ренуара. 13. К. Моне в ремесле художника. 14. Эволюция творчества О. Родена. 15. Импрессионистический период в творчестве П. Сезанна. 16. Природа и человек в произведениях П. Гогена. 17. Размышления Ван Гога о миссии художника, о Боге, природе и человеке. 18. Стиль барокко в архитектуре Италии XVII века. Архитектура ХIХ века (по выбору студента на примере одной из стран Западной Европы)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы