Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА 27. РИМСКАЯ АНТИЧНОСТЬ
В соответствии с устойчивой древнеримской традицией основание Рима относилось к 753 г. до Р.Х. в современном летосчислении. Это как раз приблизительно то время, когда началась архаическая эпоха древнегреческой культуры. Таким образом, получается, что Рим и Греция — современники и сверстники. Однако подобный вывод можно принять, если историю Рима и Греции рассматривать в качестве параллельных феноменов, как две различные истории. Между тем еще несколько столетий назад история и культура этих двух стран и народов были объединены названием " Античность". Причем периодизируется история античной культуры так, что в ней за периодами греческой архаики, классики и элли низма специально выделяется римский период Античности. Обыкновенно его наступление датируют 30 г. до Р.Х., т.е. датой, отстоящей от основания Рима на целых 723 года. В 30 г. Рим присоединяет к себе птолемеевский Египет, последнее сохранявшее еще формальную независимость эллинистическое царство, и полностью устанавливает свою гегемонию в Средиземноморье. С политической точки зрения наступление римской эпохи вполне очевидно. Она наступает не только для бывших провинций Карфагена или вновь завоеванных Галлии, Иберии, Британии, но и для областей, населенных греками или эллинизированных ими в течение последних трех столетий до Рождества Христова. Если бы приход Рима в Восточное Средиземноморье сводился к политическому господству, тогда можно было бы говорить о продолжении эллинистической эпохи в новых условиях. Однако включение эллинистического мира в состав Римской республики, а затем и империи к политической власти и гегемонии далеко не сводилось. С ним связаны глубокие изменения в культуре всех включенных в Римское государство стран и народов, образовавших собой культурное пространство эллинизма. Действительно, с приходом Рима для эллинистического мира наступила эпоха послеэллинисти-ческой римской культуры. Но весь парадокс новой эпохи состоял в том, что она продолжала. Нельзя сказать, чтобы Рим в том виде, как он возник в VIII в. до Р.Х., являлся в культурном отношении чем-то совершенно чуждым Греции. Между Римом и Грецией всегда была дистанция, и в первые века существования вечного города она была гораздо большей, чем впоследствии. И все-таки это была дистанция между двумя западными по типу культурами. Восток изначально Риму чужд, так же как и Греции. Г^а^^^1Ш_о£ ьединжШ__Рим с Грещей. заключались в полисном характере его культуры. Пожалуй, римлянин был даже в большей степе H^jTon^cjHbiMjej]£ Bej< oми соpTjeTCTB.eHHru£ a^flajHjiHOjy[, _4_ejvi грек. Но, с другой стороны, греческая культура уже в эпоху архаики заявила себя Несравненно более мощно и полно, чем римская. Вподне_возможно трактовать^имскую_культуру первых веков ее существования как античную по типу! Другое дело, что на протя-ШнШ'нёскопышх стонет^ бна'носипа^А^тд^по^^АшыСг^^жшр, за ней не числились какие-либо достижения, имевшие значение за пределами Рима или, в крайнем случае, латинского мира. Этотjj^^omaBancnjj^ рья в то время, кшд^[^ци? у]^е^к^^та^& ху^своей классики и затем вышла на широкие просторы, ставшие миром эллинизма. По мере все больших успехов своей экспансии Рим входил в соприкосновение с греческими государствами. Первоначально это были полисы так называемой " Великой Греции", занимавшей колонизованное греками побережье Южной Италии и Сицилии. Впоследствии Рим вступил в тесные контакты с эллинистическими царствами. Чаще всего они состояли в военных столкновениях, рано или поздно заканчивавшихся захватом Римом очередного полиса или царства. В конечном итоге Рим поглотил все эллинистические государства. Но он же оказался побежденным победителем, так как все больше ощущал на себе влияние неотразимого обаяния греческой культуры. Эллинизация Рима началась еще за два столетия до исчезновения последнего эллинистического царства. Когда же в 30 г. до Р.Х. птолемеевский Египет стал римской_д£ ови_нцией1_р_имская культура была насквозьГэллинизирована^Очень " важно" при этом, что эллинизировала ее Греция не классическая, а более поздней эпохи. Относительно еще очень неразвитая, архаичная римская культура подчинилась ритмам стадиально^ор^здо^олее^здней_К1пьтурь\. Она продолжила собоРП^йнй^ \ной кла^с^^51< оТэп^|ОТонятно, чтсГво многом и существенном римская культу-! ра" оказалась1? ёП1росто~восприимчивой, но и беспомощной перед натиском греческой и прежде всего эллинистической культуры. И все-таки Рим не был ассимилирован эллинской культурой так же, как ею были ассимилированы Македония или малоазийские страны.римская Античность при всей своей огромной зависимости от греческих учителей н^просТ51тродолжила эллин.и^м.^£ ^^^ивнесла_в_ античную культуру своеобразно римские черты, заметно, а в чем-то и в решающей степени изменила ее облик" Конечно, PJiMJ]5^e никогда не были в состоянии сопедыинаш с греками в таких областях, 'кШ^т6c^ШГЩaWaTfpШя, архитектура, скульптураи_щзлич-йШё жанрй словесности; Здесь они или подражали грекам, или создавали на основе греческого опыта нечто самобытн61Ги~тем выходящее за рамки подражательности. Но и в этом последнем случае римская значительно уступалсмгреческим образцам. Решающеемзоздействие Рима на ан- [тйчную~кулцуру былсГне в области философии, науки и искусства, а 1в_сф_ерл Хполитйчёской, государственной и общественной жизни. Здесь трансформация культуры стала значительной и далеко идущей, что изменило в корне все мироот- ношение и самоощущение античного человека, независимо от того, был ли он римлянин, грек или потомок полупервобытных галлов. На самый поверхностный взгляд, римская эпоха Античности мало чем отличается от предшествующего эллинизма. Уже эллинизм имел отчетливо выраженные черты движения греческой культуры " вширь". Еще более явными OHHjrrjb_ новятся в римскую эпоху. Та к, PHMjjaanocbjro, что был не в силах осуществить Александр Македонский? — создатъ_не только единое, 4jecKoe пространство АнтичностиТРжуГ^ эпп\лт зем- ли, огромные территории^ принадлежавшие Карфагену, к тому же он завоевал Галлию, Й^о^" йю7^ит^н£ 1С^Иллирию и т.д. Все'завоеванные Римом территории 6^р~азоват1Й^един6ё~и устойчивое государство, не^рерывныг«пвойнам и соперни-честву эллинистических цapc2£ jь[ЛJпoj^oжejn< o^^eL^. Самое же главное состо'иТв том, что по мере завоевания Римом новых^ стран в них начинался и интенсивно шел процесс латинизации_кульгур_ы. Кначалу III в. он продвинулся так далеко, что римский император Каракалла своим эдиктом от 212 г.уравнял управах всех свободных жителей Римской империи, все они стали римлянами. Может пока-зИтъсяГчто рим лишь бЪлее решительно и последователыно^продолжил дело, начатое эллинизмом: устранил политическую раздробленность и усилил влияние античной культуры на завоеванные страны. На самом деле латинизация культуры НОВЫХ Стран И Hjl^flJ3BJ4J^/]ajT]3l^^^ ^ллинйзации. Последняя изначально представляла собой верхушечное явление. Греки никогда не были готовы преодолеть дистанцию между'собоТиТаБоеванны-шГнародами. Они оставались элдинами в окружении варваров, создавали_остр£ ь. ^а эллинства в варварском море. С подобных островов начинали и римляне, ког-даГвыводили сЪЪюГпосеТтеТГцев во вновь присоединенные земли и устраивали там жизнь по римскому образцу. Однако постепенно островки римского мира расширялись и сливались MgjjgiyjGQjSalliKlH^. оЩ-ПОглотияи вее море завоеванного. варварства. НиШкога йааделенияздутрк Римокой-йМварий №8 pwdflgg и варваров ые осталось. Такого итога в эллинистических государствах не предвиделось, он был невозможен ни по внешним, ни по внутренним причинам. Самое, может быть, поразительное в латинизации Римом захваченных им земель заключается в том, что в конце концов римлянами ощутили себя эллинизированные жители Восточного Средиземноморья и даже сами исконные греки. Последние всегда относились к римлянам настороженно, а часто с более или менее явным недоброжелательством. Они никогда не могли до конца простить римлянам их стремительного возвышения и порабощения эллинистического мира. В греках сталкивалось ощущение своего полного культурного превосходства над римлянами с признанием их подавляющего военного и политического преимущества. Но никакая гордость за свою культуру не устояла перед духом римской государственности, перед способностью римлян к интеграции всех, кто попал в сферу их господства. В отличие от многих других народов, вошедших в состав Римской HMnepnn, jp_ei^^Kojaa_He_yTpaTHnH родного языка. Их культура не совпала с римской. Не были отменены и результаты эллинизации греками Восточного Средиземноморья'. Здесь греческая культура сосуществовала и переплеталась с римской. Это было тем более возможно и естественно, что римляне предварительно были сильно эллинизированы. И тем не менее греки считали себя римлянами настолько, что, когда единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную империи, Восток по-прежнему именовал себя империей Ро-меев, т.е. римлян. Это именование сохранялось еще почти тысячу лет после того, как Западная Римская империя прекратила свое существование. Правда, греческая империя Ромеев больше известна нам под названием Византий^ской-импарии. Учтем только, что в^еде]нр_оно_учйными и никогда не было самоназванием государства с центром в Новом Риме — Константинополе. Разительное отличие Рима, римского духа и римской культуры от Греции не зобновленной Карлом Великим. Еще через два столетия после правления Отгона за созданным им государством установится, вообще говоря, очень странное и по V видимости нелепое название " Священная_Римская ШпйШй'ГШшШайо^Ш^^^. Однако странность и нелепост^здесьйменно видимость и кажимость. Если назвать какое-либо государство, скажем, французской империей германской нации, это действительно будет вопиющей бессмыслицей, потому что французская империя по определению представляет собой империю французской нации. С Римом все обстояло иначе. Менее всего он указывал в названии империи ее этническую принадлежность. С ним связана прямо противоположная идея вселенско-сти. Германия претендовала на гегемонию в Европе, натбТчтобы быть не просто " " страной, равной самой себе, а стать скрепами всего христианского мира, его интегрирующим и властно направляющим началом. Отсюда апелляция германских королей к Риму. Лишь сблизив и отождествив себя с ним, Германия могла рассчитывать на привлекавшую ее роль политического и культурного центра христианской Европы. Однако самым примечательным здесь являются даже не германские претензии сами по себе, а то, что они стали^возможньГтолько в результате усвоения германскими королями^римского духа. Он определил собой развитие западной культуры на многие столетия вперед, создав тем самым предпосылки для_ее_единства поверх всякой^мены исторических и культурных эпох. Ничего подобного антично-греческая культураПне^обёЩала ни в эпо" ху~классикй~, ни^сГна-ступлением эллинизма. Со всей осторожностью и необходимыми здесь оговорка-ми можно предположить, что древнегреческая культура со всеми ее впечатляющими преимуществами перед древнеримской, взятая сама по себе, вряд ли пережила бы самое себя. Она тяготела к тому, блеске и великолепии, уйт1Гв1ТсТсфическс1е небытие^ не оставив по себе прямых Тшследников и продолжателей. Как раз Рим разомкнул круг античной культуры. После римской прививки в ней обнаружи^ась" сТГбсЪбТ? о^тГ" 'иЪторического бытия в грядущих веках и тысячелетиях. Своеобразие римской культуры, которое впоследствии внесет такие су крушить могущественный Карфаген, а Спарте — Афины. Воинский земледельческий характер Рима был обычным для круга тех го-^, к которммсн^т^пк^л^го^образокмпяпм государства пле- Тиени латинян, или латинов. Весь латинский мир был несопоставимо меньшим, чем также относительно небольшой греческий мир. В него входили, самое большее, полтора-два десятка городов-государств, среди которых длительное время Рим не был ни самым известным, ни caMbiMjyipj^Lye^TBeHHbiM. Да и какой латин- ) ск1ЖТород~бПгГйзвестен далеко за пределами латинских земель — таких не могло быть уже потому, что латиняне, в отличие от греков, не были " народами моря", торговавшими, воевавшими или пиратствовавшими далеко за пределами родного полиса и всей Греции. Несомненно, на протяжении нескольких столетий ничто не предвещало ни в глазах римлян, ни в глазах их соседей будущего могущества и величия Римско го государства. Но^аднтимопом-все-тат можно попытаться установить, что Прежде всего оно состоит в том, что Рим очень рано перестал воспринимать себя как госудсуэство среди других государств латинского ш^а^~ Г быгГчем-то исключительным и единственным в своем^оде: существовал Рим — и весь остальной мир, конечно прежде всего латинский. Как будто здесь римлянам присуще исконно первобытное разделение мира на свой и чужой, космически устроенный и хаотически беспорядочный, невнятный и враждебный. Несомненно, так поначалу и было и не могло быть иначе. Однако впоследствии у римлян возникает совсем особое отношение ко всем другим государствам и народам. Они по-прежнему воспринимают свой город с округой космосом среди более или менее хаотических пространств. Неслучайно в Риме на ^°PWpP^n^He обозначали месторасположение пупа земТТиТНсГсвою жизненную ^задачу_со временем Рим стал видеть не просто в борьбеГс внешним хаосом, его заклятии и укрощении, a BjTj5ej264iaa0B^idMj£ ao: %4ecKoro_^ При обращении к римской истории, начиная с самых ранних и доступных щей ею анергии. Космичность Рима сильно отдает беспочвенностью. Она привносится в мир как устрояющее его начало, не будучи само им порождено. Очень показательно то, как сами римляне осмысляли истоки своего родного города, в чем их видели. Согласно очень распространенному в римской среде преданию, первопредком^иштян^бьтлроянец Эней. Он бежал из разрушенной Трои, долго" скитался, пока не высадился в землях латинов. В Лациуме Эней по-родняЪТс^Гс~мёстным царем Латином и становится родоначадьникЫуГримлян. В частности, к ТнШуТюзвбдил свою родословную один из знатнейших патрицианских родов Рима — род Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. То, что римляне rgjgBbij6^iHj]j3]i3±iaxb_ce6jL-Ha своих иаюнны)(_землях_пришельцами, а своегд_первопредка ^^скитальцем, достаточно необычно и странно. Нормальный общераспространенный вариант мифа о возникновении того или иного античного полиса и его первопредка обыкновенно делает акцент на исконной связи последнего со своей родиной. Так, афиняне считали своим первопредком и первым царем Эрихтония—долучеловека-полузмея, рожденного землей Геей от бога Гефеста. > ^Афин, в представлёниНПраждан, было два^ источника — идущий от земли, от'исконного местонахождения города и идущий с_неба и связанный с богиней Афиной. Она покровительствует местному, вышедшему из самых недр афинской земли существу и делает его афинским царем. Этим утверждается незыблемость и самотождественность афинского полиса, его почвенность и отъединен-ность от других полисов. Полис таким представлением о своем происхождении, как у афинян, навсегда останется Афинами, и только, какого бы расцвета и могущества он ни достигал. Совсем иное дело Рим. Его основал странник, ему же предстоит странствие по свету. Правда, уже14е1> егствсГйз горящей Трои в неизвестный и враждебный мир, а уверенное и последовательное освоение этого мира из Рима, в качестве точки незыблемо-устойчивого бытия. Эту точку, согласно римским преданиям, избрал первый собственно! _£ Mj^ci^Hjja_p_b_rfojMjm._JTyJqa, — как пишет Тит Ливии, — от соседних народов сбегались все жаждущие перемен — свобощныеирабы_без_разбора, — и тем была загюженТТшрвая основа великой мощи" 1. Тот же автор, и не только он, упоминает о первоначальном презрении к „нежелании_вступать с ними в брак, что привело в знаменито- 2^ ~му похищению сабинянок. Сам по себе сюжет с похищением явно легендарного 1ТрбШхажДёнШ.~Иб~6н~вёрно передает самоощущение римлян. Их представление о себе как о деятельной силе, начале, преобразующем традиционную устойчивость и неподвижность жизни латинян. Даже своего первого ц-эря Ромупа, по одной из версий, рлмдан§_счжали сыном рабыни, по^другой же версии — он рожден от неизвестного родителя, который совершил насщше над^востапкой, жрицей, давшей обет безбрачия. Рабство или безродность первого римского царя легко истолковать как его недостоинство и ничтожество, но для римлян явно важнее был акцент на том, что их город всем обязан самому себе. В самом деле, начинался он с 1Ти^Ттстност¥ 1йГ|ГчТТс^^^ своего бытия. Но точка была здесь не ничтожеством бессилия, а предельной свернутостью существования, конденсированной энергией, которой потом хватит на овладение всем миром и растворением его в Риме. Многие высказывания римлян о своем городе можно принять за одно только национальное высокомерие, своего рода шовинизм на античной почве. Так, у Цицерона мы читаем: " Мы поняли, что все на свете подчинено воле богов и направляется ею, и именно поэтому оказались выше всех племен и народов" 1. В этих строках легко вычитывается избранность римлян, вознесенность и исключительность, противопоставляющая их другим народам. Тем более если их подкре-t пить словами того же Цицерона о том, что " превращение римлян в чьих бы то ни I было слуг есть нарушение законов мироздания, ибо по воле богов они созданы, ) чтобы повелевать всеми другими народами" 2. Есть, однако, в словах Цицерона ' еще нечто другое, помимо национального высокомерия. Они если и не уравновешиваются, то смягчаются сквозящим в них ощущением римлянами-Своей миссии. Завоевывая, присоединяя и господствуя, они осуществляют дело, угодное богам. Боги же, как известно, более всего озабочены космизацией мира и удержанием его в космическом состоянии. Они мироустроители и мирозиждители. На свой лад таковыми воспринимали себя римляне. Начинали они с реализации своего права копья, т.е. права на захват и порабощение окружающих стран и народов. Заканчивали же римляне признанием своего единства со всем человечеством, которое они неустанно устрояли. У того же Цицерона можно прочитать такие, вполне чуждые греческой культуре в ее классическую и эллинистическую эпохи строки: " Те, кто утверждает, что надо считаться с согражданами, но не с чужестранцами, разрывает всеобщий союз человеческого рода, а с его уничтожением уничтожаются в корне благотворительность, щедрость, доброта, справедливость; людей, уничтожающих все это, надо признать нечестивыми также и по отношению к бессмертным богам" 3. Цицерон говорил о всеобщем союзе человеческого рода, его связи с нрав-( ственностью и благочестием почти за два с половиной столетия до эдикта импе-) ратора Каракаллы. Во времена Цицерона Римская республика еще не овладела всем античным миром и не расширила его до последних пределов. Римская администрация в завоеванных провинциях погрязла в грабежах местного населения и коррупции. Но сквозь все преграды и неустроения Римской республики на-s кануне появления режима императоров у римлян возникало новое, вселенское и I универсалистское восприятие мира, формировался новый, далеко превосходя-/ щий греческий тип исторического сознания и историзма. Ощутив себя существующим, не рабом, а свободным, способным к самостоянию перед лицом судьбы, античный челаае51в^лице греков ощутил впервые как нечто существующее_и то, что мы называем миром истории. Это элементарно, но существенно, что он стал рассматривать свои деяния как нечто связное и отличное (хотя и пересекающееся сплошь и рядом) от мира богов. Появились " горизонтальные" связи, они приобрели внутренний смысл, значит, появилась и история. Для древнего египтянина, скажем, никакой истории не было и быть не могло. В Египте правит бог-фараон. В нем выражена непосредственная связь мира богов и людей. Своим царствованием горизонталь человеческого существования фараон превращает в вертикаль. Какая там история, где все существенное, все счеты сводятся между фараоном и богом (богами)! Между фараоном и рабами тоже вовсе не история. Здесь только нисхождение благодатной сущности и наполнение ею внутренне никак не обеспеченного бытия рабов. Фараон так же освещает тьму человеческого бытия, как его отец Ра — тьму земли. Переход от тьмы к свету, их попеременное чередование ничего содержательного в человеческом мире не образуют. Иначе обстоит дело в Греции. Греки — свободные граждане, " цари", их межчеловеческие связи существенньГГони^бразуют некую реальность, отличную от божественной, они замкнуты на себя, а не только на сферу божественного. У греков ршшкает историческоесознание и историческое знание. Известное дело — отеЦ истории Геродот. Предпосылки и основания, на которых строится его " История", в достаточной степени определенно характеризуют впервые возникшее историческое сознание греков. Показательны здесь цитировавшиеся ранее самые первые строки сочинения Геродота: " Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события стечением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом" 1. В центре внимания нашего автора " великие и удивления достойные деяния", нечто из ряда вон выходящее, в пределе героическое. Но всегда у него речь о человеческом. Миф входит в повествование лишь тогда, когда он не отличается Геродотом от истории, с мифом у него, как правило, сливается давняя и смутная история. Субстанцией исторического процесса являются деяния царей, полководцев, государственных мужей. Конечно, над ними царит судьба, воля богов. Но важнее другое, то, что человеческое имеет самостоятельный смысл и значение. От событий своей " Истории" Геродот отделен минимальной временной дистанцией. В ней нет даже остаточных намеков на правремя, некие изначальные действия богов и греков. Каков же все-так^смысл написания " Истории"? Истор^гнеская_память — отвечает Геродот. " История" своёго~рода~поминки, но не предков ставТии> Гбогами, а людьми людей. А вот если мы зададимся вопросом, каков смысл того, что происходит в Геродотовой " Истории"? Ответить на него будет, как минимум, затруднительно. Перед нами история как нечто принципиально фрагментарное, нечто неизвестно откуда исходящее и где завершающееся. На эллинский мир обрушились греко-персидские войны, интерес к ним огромен, их сюжет захватывающ. Значит, обо всем этом есть смысл рассказать. И Геродот создает некоторое подобие драматического действия, трагедии, где действуют народы. Фрагмент для грека никогда не будет целым. Поншиашжмирнойисг^тжз^ошпов^впожть было бы невозможно. Мащмаум« что было, доступно греку, •*-* это раешазать! ш > свавщ пэе-чёской^истории. Причем не в целом, а о jo^Ton£ HMe4axeobjpj^jjHeH. Вот как другой историк, Фукидид, мотивирует написание своей " Истории": " Фукидид афинянин описал войну пелопоннесцев с афинянами, как они воевали между собой. Приступил же он к своему труду тотчас после начала военных действий, предвидя, что война будет важной и наиболее достопримечательной из всех бывших дотоле" 2. " Достопримечательность" настолько важна для Фукидида, что он оставляет за пределами своей " Истории" все, что происходило до Пелопоннесской войны. Вот еще одна его мотивировка: "...я пришел к выводу, что все эти исторические события далекого прошлого не представляли ничего значительного в военном отношении, так и в остальном" 1. Значительность, достопримечательность, удивительность, величие — все это понятия эстетического или близкого к нему ряда. Они предполагают ориентацию на увлекательный и захватывающий рассказ, а, скажем, не на трудные поиски истины и смысла. Никакой картины мироздания они также не создают. История — рассказ, по возможности достоверный. От художественного текста (эпоса) он отличен только тем, что не имеет права на вымысел. От мифологического — своими персонажами. Понятие всемирной истории для грека бессмысленно, потому что, во-первых, он традиционно продолжает мыслить в противоположении " мы (эллины) — они (варвары)". Мир варваров — это мир хаоса, хаос — безграничен, неоформлен, безобразен. Дать стройную картину хаоса — задача бессмысленная. Эллинов по-настоящему интересуют они сами. Но их самоощущение зыбко и расплывчато. Позади — полубоги и боги, еще далее — хаос. Впереди — тот же самый хаос. История обрамлена природой. Историческое сознание не в чем укоренить. В перспективе универсума мир человеческого — это понижение качества космического бытия в преддверии его распада в хаос. Если человеческое утверждает себя в героическом и трагическом, то понятие всемирной истории не может наполниться смыслом. Человечество — это героические индивиды на фоне обычных людей. История — их великие и удивления достойные дела, перемежающиеся невнятицей обыденного существования. Смысл не принадлежит целому. В этом отношении историческое сознание греков прямо противоположно средневековому. Сравнение тех же Геродота и Фукидида с Григорием Турским (VI в.) дает разительный контраст. Его мотивировка написания своей " Истории франков" формально сходна с Геродотовой: "...заботясь, чтобы память о прошлом достигла разума потомков, не решился я умолчать ни о распрях злодеев, ни о житии праведников" 2. Но за сходством мотивов стоит полное несовпадение в ощущении истории. У Григория есть устойчивое и определенное представление о смысле всемирно-исторического процесса, его начальной, центральной и конечной точке. Историю прошлого даже проще излагать, так как Св. Писание уже выделило для историка самое главное. История не только не растворяется в природе, обрамленная ею. Как человеческая реальность, она ведет за собой природу. Она разомкнута не к природе, а к Богу. История подлинно субстанциальна именно как целое. Средневековый историк, как правило, прекрасно знает общий контур истории, но ему с трудом дается нечто исторически конкретное. У античного историка наоборот — за деревьями он не видит леса. Какое-либо подобие тенденции, логики в историческом процессе греку было увидеть сложно, если вообще возможно. Совсем не случайно, что в Греции существовала достаточно своеобразная хронология. Одним из измерителей времени были, как известно, Олимпиады. Олимпийские игры — важнейшее, раз в 4 года происходящее событие культурной и религиозной жизни Греции. Вот как описывает их возникновение Павсаний в своем " Описании Эллады": " Относительно олимпийских состязаний элейские антикварии рассказывают, что вначале на небе царствовал Кронос и что в Олимпии был сооружен Кроносу храм тогдашними людьми, которые назывались золотым поколением. Когда родился Зевс, то Рея поручила охрану ребенка идейским Дак-тилам, которых также называли и Куретами; они пришли из Критской Иды, и их имена были — Геракл, Пеоней, Эпимед, Иасий и Идас. Во время шуток и игр Геракл, как старший из них по возрасту, вызвал их на состязание в беге и победившего из них увенчал ветвью дикой маслины... С того времени, как пошел непрерывный счет и началась запись по олимпиадам, прежде всего были назначены награды за бег..." 1 Казалось бы, известно, когда началась 1-я Олимпиада, известно, какая Олимпиада сегодня, значит, известна дата рождения Зевса. Почему-то, однако, Олимпиады не стали единой хронологией космоса. С Зевсом завершается теогония, можно начинать и историю. Не тут-то было. Для грека Олимпиады никакой направленности исторического процесса не выражали. Это условные ориентиры во времени, которые ниоткуда не исходят и никуда не ведут. С рождением Зевса 1-я Олимпиада сопряжена не хронологически. Их связь смысловая, в лучшем случае пространственная. История с 1-й Олимпиады не началась, она вообще не начиналась как единый и направленный процесс. В отличие от греков у,.{2! 1МДя±11}2" _Дмирувтг.я представляй и r nfi игтприи как поступательном движении. История куда-то движется. Это мог сказать римлянин и не мог сказать грек. Откуда и куда идут Афины? Вопрос для афинянина бессмысленный. Если не считать ответом то, что Афины некогда возникли и их когда-то не будет. Не то с Римом. У римлянина есть во времени определённая и незыблемая точка отсчета, год ппкю! анйд вечного города. То, что потом происходило, имеет свой смысл и свою направленность. Вот как их формулирует в конце II в. римский историк Луций Анней Флор в своих " Эпитомах римской истории": " Римский народ за семьсот лет от царя Ромула до Цезаря Августа совершил столько деяний в мирных условиях и на войне, что при сопоставлении величия империи с годами его возраст представляется большим. Он так широко пронес свое оружие по вселенной, что те, кто прочтут о его делах, познакомятся не с одним народом, а с деяниями всего рода человеческого. И в такие его бросало труды и опасности, что покажется, будто в создании империи состязались Доблесть^лСч^стье" 2. Как видим, на передний план Флор выдвигает такие понятия, как величие и доблесть. Народ, чьи деяния состоят в величии и доблести, сильно напоминает нам греков. Вспоминается та же трагедия с ее героем и героизмом. Но сравним хотя бы с тем же Геродотом. И там и тут все те же войны, все то же величие. Это исконно и безысходно античное. Согласимся с этим. Но и какая разница! Грек уже, пожалуй, не сказал бы, что он пронес свое оружие по вселенной. Скорее, по варварским землям. И уж совсем ему чуждо собственное отождествление со всем человеческим poflOM.JPnMLCian-MnpoM, также как мщз стагхРимшл. Таково римское ощущение истории, вполне чуждое греку. Для римлянина римская история и есть всемирная история, а не история греко-персидской или Пелопоннесской войны. Почему римская история совпала со всемирной? Я бы не сказал, что римляне давали на этот вопрос глубокий ответ. Он, как правило, более или менее тавтологичен. Римская история всемирна^^гап^ак римляне овттадели_всем миром. Римляне овладели всем миром, потому что " по воле богов они созданы, чтобы повелевать всеми другими народами". Последнее говорит Цицерон и добавляет: " Превращение римлян в чьих бы то ни было слуг есть нарушение закона мироздания". Перед нами логика свершившегося факта. И все же истор_ия теперь не просто арена самодовлеющих героических деяний. Она приобретает подобие некоего произрастания, разворачивания. Доблесть и величиеТшГбы нанизы1а1с^я^вдуТн1доУга~в*^мёне поколений и эпох. Счни выявляют бытие народа-принцепса (выражение Флора). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы