Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кинематограф как феномен культуры 20 века.



Киноискусство — неотъемлемая часть современной культуры, и одновременно оно предоставляяет максимальные возможности для изучения культуры. Первый киносеанс братьев Люмьер состоялся 28 декабря 1895 года. Кинематограф возникает как экранное зрелище, совмещая особенности фотографии, живописи и театра в движении, выхваченного из жизни, или, как в самой жизни, что казалось фокусом и чудом. Сценки из жизни, проецированные на экран, где все точь-в-точь и движение, как в самой жизни, создавали эстетический эффект, «феномен достоверности», что станет уникальной особенностью нового вида искусства. Правда, цвет и звук будут освоены позже. Первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 году. Кино развивается первые годы как документальное и постановочное, с игровыми моментами - от видовых сюжетов, феерий до примитивных комедий. Вместе с тем ранний российский кинематограф исходит из опыта современного театра и живописи, особенно исторического жанра, и, разумеется, литературы от Пушкина и Гоголя до Чехова и Льва Толстого. При этом, естественно, происходит «адаптация» и даже «снижение» классического текста до технических возможностей немого кино и вкусов массового зрителя. Вообще кинематограф изначально развивается как массовое искусство. 4 (16) мая 1896 года состоялся первая в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум» — публике были показаны несколько фильмов в антракте между вторым и третьим действиями. 6 (18) мая состоялись первые московские кинодемонстрации в театре Солодовникова и на открытии летнего сезона московского сада «Аквариум»; несколько сеансов до конца месяца были, затем проведены в театре московского сада «Эрмитаж». В мае 1896 года оператор из компании братьев Люмьер Камилл Серф произвел первые в России документальные кинематографические съемки торжеств в честь коронации Николая II. Постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46. Первые собственно российские съемки осуществил работавший в московском театре Корша артист Владимир Сашин. Купив съемочно-проекционный аппарат «витаграф», Сашин начал делать короткометражные фильмы, которые с августа 1896 года стали демонстрироваться зрителям после спектаклей театра. Зарубежные производители в течение долгого времени удерживали монополию на производство киноаппаратуры и фильмов, ограничивали их экспорт в Россию и принимали для проката только работы собственных операторов. Кинематограф ограничивался прокатом импортных фильмов и эпизодическими съемками документальных короткометражных лент. Исключением были документальные съемки эпизодов из жизни царской семьи. Но в целом инициативой в организации съемок хроникальных лент и поставкой зарубежных фильмов для показа в России владели московские отделения французских компаний «Братья Пате», «Гомон» и некоторых других. Те же компании начали готовить на территории России съемки художественных фильмов. Приоритет в этой области, однако, достался короткометражному фильму производства петербургского киноателье Александра Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), который вышел на экраны 15 (28) октября 1908 года. Почти одновременно с Дранковым к съемкам отечественных художественных фильмов приступает в Москве Александр Ханжонков. Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Петр Великий»). Российское национальное кино удивительно быстро наверстывает десятилетнее отставание от европейских киношкол и быстро дорастает до новаторских работ. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Василием Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объемной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича, который также развивает искусство использования спецэффектов в игровом кино и добивается в этом значительных успехов. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства, у него начинают кинокарьеру первые звезды русского кино: Александра Гончарова, Андрей Громов, Иван Мозжухин, режиссеры Василий Гончаров, Петр Чардынин и Владислав Старевич. В 1913 году на волне общего подъема российской экономики начинается бурный рост кинематографической промышленности, образуются новые фирмы - в том числе крупнейшая кинокомпания И.Н.Ермольева(«Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918) Якова Протазанова). Фирма «П. Тиман и Ф. Рейнгардт» запустила в 1913 году чрезвычайно успешную «Русскую золотую серию» художественных фильмов, ключевыми постановщиками которой были Яков Протазанов и Владимир Гардин. В серии вышли такие знаменитые фильмы как «Анна Каренина» (1914), «Война и мир» (1915) и другие. Александр Дранков также находит собственный рецепт коммерческого успеха и выпускает на экраны русские версии изобретенного во Франции детективно-мелодраматического киносериала - многосерийные фильмы «Сонька - Золотая Ручка» (1914-1915), «Разбойник Васька Чуркин» (1914-1915), «Антон Кречет» (1916) и другие. По неполным данным, в 1913 году в России работали 1412 кинотеатров, из них 134 - в Петербурге и 67 - в Москве. Именно на военное время приходится первый этап расцвета художественного российского кинематографа. Война и быстрое развитие кинодела остро поставили перед российскими промышленниками вопрос о создании новой инфраструктуры кинопроизводства. Весной 1917 года, сразу после Февральской революции, Ханжонков перевозит в Ялту практически весь персонал своей компании и быстро налаживает кинопроизводство в Крыму; его примеру следуют Ермольев и некоторые другие. На период до ноября 1920 года Ялта становится крупнейшим кинематографическим центром России. Октябрьская революция не прервала развития российского кинематографа, а придала новый импульс, с явлением первых в мире великих кинорежиссеров и теоретиков кино - Эйзенштейна С.М. и Пудовкина В.И. Советская кинематография свои первые шаги делала на фронтах гражданской войны. В воинских частях, в агитационных поездах, на пароходах работали кинооператоры, снимавшие боевые события и тут же показывавшие эту правдивую кинохронику бойцам. С хроники, с выпуска документальных фильмов о гражданской войне и началось советское кинопроизводство. Расцвело в эти годы творчество режиссера Якова Александровича Протазанова (1881—1945). Его острые, злые и смешные комедии 20-х годов «Закройщик из Торжка» (1925), «Дон Диего и Пелагея» (1928) боролись с обывательщиной и бюрократизмом в нашем быту, а «Процесс о трех миллионах» (1926) и «Праздник святого Йоргена» (1930) разоблачали капиталистов и церковников. Драматические фильмы Протазанова «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927) были посвящены гражданской войне. Революционные драмы А.Роома «Бухта смерти» и «Привидение, которое не возвращается», первые комедии Б. Барнета, документальный фильм «Турксиб» В. Турина и «Падение династии Романовых» Э. Шуб также принадлежат к лучшим достижениям советской кинематографии. От бессодержательных экспериментов в своих ранних картинах режиссеры Г.Козинцев и Л.Трауберг пришли к интересным, великолепно снятым оператором А.Москвиным историческим фильмам «СВД» (1927; о декабристах) и «Новый Вавилон» (1929; о Парижской Коммуне). Каждая из советских республик, сочетая опыт своей национальной культуры, литературы, живописи, театра с творческим и организационным опытом русских мастеров, создавала свою национальную кинематографию. Раньше других развились украинская и грузинская кинематографии. В российском дореволюционном кино комедий снималось на удивление много, но они оставались на периферии общественного сознания. «Королевой российских экранов» была мелодрама, экранные вариации бульварных романов.Так, впрочем, и было - когда на мировых экранах блистал артистичный и остроумный Макс Линдер и уже заковылял по дорогам Америки бродяжка Чарли, в России снимали грубые фарсы. Принято считать, что советское кино 1920-х гг. - это поэтический эпос Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко. Но и они, и многие другие художники - Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, Абрам Роом, Фридрих Эрмлер, Сергей Юткевич, Марк Донской, Сергей Герасимов, Николай Экк, - дебютировали именно комедиями. Иные из этих лент - например, «Шахматная горячка» (реж. Пудовкин и Н. Шпиковский, 1925), - были истинными шедеврами. Комедий в те годы вообще снималось гораздо больше, чем монументальных эпопей. 1920-е гг. стали истинным «Золотым веком» советской комедии, и это было вызвано счастливым соединением многих закономерностей. Смех в СССР был сразу поставлен «на службу революции». Первой агиткомедией стала «Сказка о попе Панкрате» (реж. Н. Преображенский, 1918), снятая на скорую руку по поэме Демьяна Бедного, и рядом с ней фарсы про Митюху казались шедеврами. С.М.Эйзенштейн (1898 - 1948) воплощает стремительный взлет российского кинематографа в условиях революции до мировых вершин. В 1915 году по окончании реального училища он поступает в Институт гражданских инженеров в Петрограде; в 1917 году отправляют на фронт. В 1918 года он вступает добровольцем в Красную армию, где кстати находит применение его исключительным способностям: он рисует плакаты, расписывает теплушки агитпоездов карикатурами на Антанту и польских панов. В1921-1922 гг. в Государственных высших режиссерских мастерских под руководством Всеволода Мейерхольда. Здесь и сформировалась театральная эстетика Эйзенштейна, эстетика советского авангарда. В Первом рабочем театре Пролеткульта он выпускает спектакли «Слышишь, Москва» и «Противогазы» по пьесам своего друга, драматурга-лефовца Сергея Третьякова. Эйзенштейн в то же время тесно сотрудничает с группой Владимира Маяковского, в журнале которого («ЛЕФ», № 5, 1923) публикует свой творческий манифест «Монтаж аттракционов». Получает заказ от 1-й фабрики Госкино снять полнометражный фильм «Стачка» о забастовке рабочих крупного завода. «Стачка» получила на выставке в Париже серебряную медаль, «что само по себе удивительно, - как пишет автор статьи, чьими материалами я здесь воспользовался, - так как лента была революционная». Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку гигантской эпопеи «1905 год». Сценария Нины Агаджановой-Шутко. Эйзенштейн свел обширный замысел к восстанию моряков на броненосце «Князь Потемкин Таврический». Съемки начались в Петрограде, но мешали дожди. Экспедицию свернули в три дня и отправили в Одессу. Закончив осенью съемки в Одессе и Севастополе, к концу года Эйзенштейн завершает монтаж фильма, получившего название «Броненосец «Потемкин». 24 декабря 1925 года картина была показана в Большом театре на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года. Кульминация «Потемкина» - сцена расстрела на одесской лестнице, когда мирные люди гибнут под пулями и сапогами карателей. Потрясают детали этой сцены: молодая мать, сраженная пулей; детская коляска, стремительно катящаяся вниз по ступеням; убитый ребенок под ногами солдат; лицо старой учительницы, рассеченное казацкой нагайкой... И оптимистичный финал картины: раскрашенный от руки красный флаг гордо реет над броненосцем, как символ торжества революции. «Известно, для мировой кинокультуры «Броненосец «Потемкин» явился откровением. В 1952 году Бельгийская Синематека предложила пятидесяти восьми кинорежиссерам Европы и Америки назвать десять лучших фильмов всех времен и народов. В итоговом списке «Броненосец «Потемкин» занял первое место.


48.Аудиовизуальные формы культуры 20 века (фотография, кино,
телевидение, компьютер).

Кино

Киноискусство - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности. За время развития кино сформировались 4 основных его вида: художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами исполнительского творчества произведений кинодраматургии или адаптированные произведения прозы, драматургии, поэзии; документальная кинематография, являющаяся особым видом образной публицистики, основывающаяся по преимуществу на непосредственной фиксации на плёнку реальной действительности; мультипликационная кинематография, «одушевляющая» графические или кукольные персонажи; научно-популярная кинематография, использующая средства этих 3 видов для пропаганды научных знаний. Огромное влияние на прогрессивное кино во всём мире оказали фильмы «Броненосец «Потемкин»», «Октябрь» режиссера С. М. Эйзенштейна, «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» В. И. Пудовкина, «Арсенал» и «Земля» А. П. Довженко, «Элисо» Н. М. Шенгелая, в которых впервые средствами кино создан образ борющейся народной массы. Идейно-тематические поиски советских киноноваторов привели

к обогащению и развитию языка кино в особенности монтажа как средства идейного истолкования отражаемых событий. С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Л. В. Кулешов уже в эти годы создали основополагающие труды по теории кино.

Протест против коммерческой антихудожественной кинопродукции определил поиски передовых французских кинематографистов 20-х гг., входивших в группу «Авангарде (Л. Деллюк, Ж. Эпштейн, М. Л'Эрбье, Ж. Дюлак). Это

направление не имело политической программы, его участников объединяли лишь антибуржуазные настроения, нередко приводившие только к формальному экспериментаторству. Однако в группе «Авангард» начинали творческую

деятельность режиссёры реалистического кино — А. Ганс, Ж. Ренуар, Р. Клер, Ж. Фейдер. Господствующее место на экранах капиталистических стран оказалось у кинопромышленности США. Голливудские фильмы, демонстрировавшиеся на экранах почти всего мира. Острые социальные противоречия в жизни США получили отражение в отдельных фильмах ведущих кинорежиссёров — Ч. Чаплина, комическим гротеском подчёркивавшего трагедию жизни «маленького человека»;

Э. Штрогейма, обличавшего власть денег («Алчность», 1923); К. У. Видора, поставившего один из лучших антивоенных «немых» фильмов («Большой парад») В этих фильмах получили выражение демократические тенденции американской культуры.

Кино Швеции и Дании, выдвинувшее в начале 20-х гг. ряд талантливых режиссёров и актёров, не выдержало конкуренции Голливуда. Лучшие режиссёры и актёры уехали в др. страны — М. Стиллер и В. Шёстрём в США, Г. Гарбо в Германию, затем в США, К. Т. Дрейер во Францию, где поставил свой выдающийся фильм «Страсти Жанны д'Арк». 30-е гг. стали временем подъёма и утверждения советского кино на позициях социалистического реализма. Основное место заняли фильмы о рабочем классе, колхозном крестьянстве и советской интеллигенции, о борьбе Коммунистической партии за победу Октября и построение социализма. Деятели советского кино сосредоточили внимание на воплощении типических образов-характеров представителей народа, через развитие этих характеров передавали содержание важнейших событий революционной истории и современности. Тема партии как воспитателя и руководителя народных масс заняла

центральное место в крупнейших произведениях кино: «Встречный» режиссеры Ф. М. Эрмлер и С. И. Юткевич), «Чапаев» (режиссеры Г. Н. и С. Д. Васильевы, в главной роли Б. А. Бабочкин), трилогия о Максиме, «Мы из Кронштадта».

После нападения фашистской Германии на СССР особенно важное место заняло документальное кино. На основе съёмок фронтовых операторов монтировались выпуски кинохроники и документальные фильмы, посвященные важнейшим событиям Великой Отечественной войны 1941—45 («Разгром немецких войск под Москвой», режиссеры Л. В. Варламов и И. П. Копалин). Материал кинохроники нашёл поэтическое истолкование не только в монтаже, но и в авторском тексте документальных фильмов: «Битва за нашу Советскую Украину», «Освобожденная Франция», «Берлин». В США переход к звуковому кино обусловил выпуск большого количества стандартных коммерческих фильмов-ревю, гангстерских кинокартин, экранизаций, бродвейских оперетт, эстрадных представлений; популярность приобрела, мультипликация, в развитии которой важную роль сыграло творчество Уолта Диснея. Вместе с тем под влиянием экономического кризиса в лучших фильмах американского кино получили правдивое отражение судьбы рядовых тружеников. Социально-критические тенденции проявились в фильмах режиссеров К. У. Видора — «Хлеб наш насущный», Ч. Чаплина — «Новые времена», У. Уайлера — «Тупик», Дж. Форда — «Гроздья гнева», О. Уэллса — «Гражданин Кейн». Во время 2-й мировой войны 1939—1945, в которой США участвовали на стороне антигитлеровской коалиции, антифашистская тематика находила отражение, как правило, в детективных и мелодраматических фильмах. Последовательно антифашистским был лишь «Великий

диктатор» Ч. Чаплина.

Кино становится очень популярным видом искусства. Появляются кинофестивали (Каннский, Венецианский, Берлинский, Московский); в 1929 году – первое присуждение премии «Оскар»(«Унесенные ветром» - 9 оскаров в различных номинациях).

В 1970 году кинематограф охватывает весь мир. Появляется интеллектуальное (Ж. Гандар), историческое (Ж. Филипп «Фан-фан Тюльпан», «Граф Монтекристо»), детктивное (Люк Бессон «Леон», «Никита»), спортивное, женское кино).

Фотография.К началу 20го века фотокамеры уже претерпели ряд существенных изменений, которые сделали процесс фотографии элементарным и качественным, что позволило в первом десятилетии завоевать доверие у любителей. В Европе и в Соединенных Штатах Америки стали образовываться различные клубы и общества фотографов, что стремились все дальше уйти от любительского фото в сторону художественной фотографии. Популярным стилем в это время принято считать Символизм, который был присущ абсолютно во всех сферах жизнедеятельности человека в те годы. С развитием салонной фотографии преобладать стал модерн и уже позже авангард.

Второе десятилетие было богато на различные выставки, появление первых истинных художников фотографии. Характерен этот период 20го века такими направлениями, как конструктивизм и футуризм, что можно заметить на большом количестве образцов, радующих глаз и по сей день. В это же десятилетие начинает развиваться фотожурналистика.

С середины тридцатых и по пятидесятые годы активно развивается фотография военного репортажа, ввиду постоянных боевых конфликтов в Европе. Каждый фотоотчет с места событий очень четко и кратко доносил информацию о происходящих на поле боя событиях. Все современные профессионалы называют советские фотографии о войне уникальным событием. С восстановлением же мирного времени все сильнее начинает развиваться журналистика. Поэтому период с 50-х по 70-е можно назвать социально направленным. Фотоаппарат появляется во всевозможных сферах жизни, начиная от заводов, заканчивая луной и далеким космосом. Камера несет на себе вес информационного помощника, идеально справляющегося со своими обязанностями. Правда андеграунд накапливает эмоции для выплеска невероятных художественных фото.
Телевидение.

Первые регулярные телепередачи начались в 1936 году в Великобритании и Германии, в 1941 году в США. Однако массовое распространение в Европе телевещание получило лишь в 1950-е гг., в большинстве развивающихся стран собственные государственные и частные телекомпании возникли еще позднее, в 1960-х - начале 1970-х годов. К наиболее крупным телекомпаниям мира относятся: Си-Би-Эс, Эн-Би-Си, Эй-Би-Си - в США; Би-Би-Си, Ай-Ти-Ви - в Великобритании; РАИ - в Италии; Эн-Эйч-Кей - в Японии; ЦДФ - в Германии.
В Советском Союзе первый опытный сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года. В 1937 году был организован первый телецентр на улице Шаболовке, с 1938 года осуществлявший экспериментальное телевещание на основе электронных систем, а с 1939 года - регулярное телевещание (первой передачей стала демонстрация фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б)). После перерыва, связанного с Великой Отечественной войной, телецентр на Шаболовке вновь начал трансляции передач 7 мая 1945 года, а 15 декабря того же года первым в Европе возобновил регулярное телевещание два раза в неделю.
1951 году, на базе Московского телецентра, создана Центральная студия телевидения, ведущая ежедневные передачи. В 1957 году создан Госкомитет по радиовещанию и телевидению. В 1964 году впервые в стране с помощью спутниковой связи осуществлена трансляция Олимпийских игр из Токио, в 1965 году - обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, в 1966 году - передача цветного изображения из Парижа в Москву. В 1967-1970 годах введён в действие Технический телевизионный центр (ТТЦ) " Останкино".
С 1967 года начались регулярные передачи цветного телевидения; в этом же году создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приёмных станций " Орбита". К началу 1990-х годов две программы Центрального телевидения принимались практически на всей территории России.

Компьютер.

Первым цифровым компьютером был Atanasoff Berry Computer. Для вычисления он использовал бинарную систему счисления, параллельную обработку данных, раздельную память и вычислительные функции. Бинарная система счисления и электронные схемы используются в современных компьютерах, но впервые они были применены на Atanasoff Berry Computer.
В 1930 по 1940 годы продолжалась разработка еще более совершенных и эффективных компьютеров. Понемногу у компьютеров стали появляться возможности, которыми сейчас обладают все современные компьютеры; это цифровые электронные схемы и гибкость программирования.
Среди всех компьютеров тех лет наиболее выделялся из всех American ENIAC «Electronic Numerical Integrator and Calculator» (электронный цифровой интегратор и калькулятор). Для своего времени он был функционален, но был очень громоздким. Позже была разработана более совершенная система, называющаяся сохраняемая программная структура. Эта система является основой работы всех современных компьютеров. В1950 г. в компьютерах применялись стеклянные ламповые диоды. Позже их заменили электронные транзисторы; разработанные в 1960 г. компьютеры на основе транзисторов стали меньше, быстрее и дешевле, также они стали коммерчески выгодными. В 1970 году в компьютерах стали применяться технологии интегрированных микросхем, которые позволили сделать производство компьютеров массовым. С тех пор компьютеры стали доступны всем. Это было рождение персонального компьютера в том виде, в котором мы имеем его сейчас.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1828; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь