Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Постмодернизм как явление информационного общества.
Бурное развитие технологий, стремительное их проникновение во все сферы человеческой жизни, а также свободный доступ к ним привели к активизации многих видов духовной деятельности. В последние годы изменениям подверглись практически все виды творчества. Возникает компьютерная графика и живопись, при помощи компьютера пишется музыка, создаются кино- и мультипликационные фильмы… Но оценивать роль компьютера в этом процессе как некоего приспособления, при помощи которого появляются новые только с технической точки зрения продукты искусства, было бы ошибочным. Искусство, существующее в Сети, обладает совершенно иными культурологическими характеристиками по сравнению с теми, которые существовали в докомпьютерный период. Не подлежит сомнению тот факт, что новые компьютерные технологии породили к концу ХХ века и принципиально иные умонастроения в обществе. Пытаясь дать характеристики социума на современном этапе развития, многие западные и российские ученые прибегают к таким определениям как «постиндустриальное общество» (Д. Бэлл), «информациональное общество» (М. Кастельс) «информационное» или «сверхиндустриальное общество» (Э. Тоффлер). Но, как справедливо утверждает философ В. Емелин, все эти определения указывают «на довольно ограниченный срез социальной действительности, главным образом, связанный с развитием новых информационных технологий, что уместно на социологическом уровне рассмотрения, но недостаточно для философского обобщения всей совокупности перемен, происходящих в обществе конца второго тысячелетия». Исследователь предлагает называть общество последней трети ХХ – начала XXI века постмодернистским. У такой точки зрения есть довольно весомые основания. В. Емелин справедливо отмечает, что по сравнению с «информационным обществом», постмодернистское становится «более общим по своему объему, и с его помощью можно охватить практически все сферы и подсистемы общества. Теорию постиндустриального общества правильнее будет считать одной из социологических доктрин, выражающих постмодернистское мировоззрение». Нельзя не согласиться с философом в том, что возникновение постмодернистского мировоззрения не может существовать вне информационного общества. А технологии информационного общества базируются на постмодернистской мировоззренческой основе. 50.Проблема глобализации культуры. Роль и судьба России в культуре ХХI века.Сегодня мы являемся свидетелями и порой непосредственными участниками такого явления как глобализация. Глобализация влияет на все области развития общества, затрагивает все стороны жизни. Государства мира сталкиваются в различной степени с данным явлением и поэтому особо важным является глубокое и адекватное осмысление основных аспектов этого процесса. Глобализация как внешний процесс во многом влияет на внутренний, это касается изменения социальной структуры общества, экономического и политического развития, культурно-ценностных ориентаций. Мы не можем отрицать положительных моментов глобализационных процессов, это и открытость границ, что позволила нам собраться сегодня, и Интернет, развитие экономических, культурных обменов, но и о существовании негативных проявления этого процесса тоже нельзя упускать. Вместе с новыми технологиями, открытыми рынками, мы сталкиваемся с примерами конфликтов на культурной, религиозной, языковой и этнической идентичности. Здесь ярким примером могут послужить события произошедшие в начале ноября этого года во Франции, затем распространившиеся по территории Европейского Союза. Причинами данного конфликта, по мнению многих ученых, это можно назвать разломом цивилизации и продуктом глобализационных процессов, Современная глобализация представляет собой противоречивый процесс: если для одних социальных групп она несет огромные выгоды, то другим – новые беды. Определяя в качестве основы происходящих в мире изменений сферу общественного производства, мы наибольшее внимание уделим экономическим аспектам глобализации, мало обращая на культурную глобализацию, являющуюся по мнению многих ученых основой и возможной «подушкой безопасности» для этого мирового процесса. Между различными сферами культурной глобализации существуют как противоречия, так и совпадения- причем и на уровне элиты, и на уровне широких масс. Если и есть аспект, который присутствует во всех этих сферах, то это индивидуализация: все сферы зарождающейся глобальной культуры способствуют независимости индивида от традиции и сообщества. Индивидуализация должна рассматриваться как социально-психологический процесс, эмпирически проявляющийся в поведении и сознании людей независимо от идей, которые могут быть у них по этому поводу. Другими словами, индивидуализацию как эмпирическое явление необходимо отличать от «индивидуализма» как идеологии (хотя они, конечно, нередко бывают связаны друг с другом). Такой подход полезен, поскольку помогает объяснить, чем именно привлекательна новая глобальная культура. Как уже хорошо известно, модернизация разрушает господство традиции и духа коллективности, стало быть, автоматически делает индивида более самостоятельным. Это означает освобождение, но может ощущаться и как тяжкое бремя. «Индивидуализм» как идеология дает обоснование этому освобождению, и, если угодно, облегчает бремя свободы. Так или иначе, у новой глобальной культуры есть существенное сходство с процессом модернизации, а в наше время во многих уголках мира они даже совпадают друг с другом.
Глобализация – это это идеологическая доктрина, эффективный инструмент, пришедший на смену неолиберализма; это навязывание распространенных принципов и ценностей, определяющих специфику развития западного мира; это падение статуса, унификация народной, национальной культуры; нарушение традиций, обрядов народной культуры. Глобализация культуры – это изменение соотношения между высокой, народной и массовой культурой. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры. Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм. Всё это ведёт к распаду естественных связей в культуре, нарушению механизмов идентификации, трансформации национальной специфики мышления. Культурная глобализация ведёт к стагнации, самобытность теряется, сужаются социо-культурные возможности нации. 20 век подразделяется на 3 этапа: Культурная революция 1920-1930 гг.; период хрущевской «оттепели»; 1960-1990-е гг. 1. Культурная революция 1920 – 1930 гг. Нигде, ни в одной области жизни противоречивость политики большевиков и ее результатов не проявилась с такой силой, как в области культурного строительства. По замыслу большевиков, культурная революция должна произвести переворот в культурной сфере. Она предполагала решение двух блоков задач, подчиненных главной стратегической цели – построению нового коммунистического общества. На начальном этапе культурной революции важнейшим направлением культурного строительства было создание, восстановление и расширение системы народного образования. При этом происходило тотальное идеологическое вмешательство партии в этот процесс. Несмотря на это, в области образования были достигнуты очень значительные успехи. С начала 1930-х гг. в СССР создавалась бесплатная обязательная, трудовая, светская школа, свободная от влияния религии. В стране вводилось обязательное обучение детей 8 -10 лет в объеме четырех лет начальной школы. С 1931 г. Началась подготовка условий для перехода ко всеобщему семилетнему обучению, которое было введено к концу 1930-х гг. Со второй половины 1920-х гг. в стране шел процесс создания системы высших учебных заведений, и прежде всего технических, поскольку научно-техническая интеллигенция была жизненно важна для решения проблем индустриализации и укрепления обороны страны. Главная задача культурной революции - создание новой коммунистической культуры, а следовательно, и создание человека новой формации, с новым типом мышления, - так и не была достигнута. 2. Период хрущевской «оттепели». «Оттепель в культурной жизни страны была санкционирована властями, носила противоречивый характер и существовала в определенных рамках. Жесткой критике были подвергнуты Пастернак (получивший Нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго»), Твардовский (снятый с поста главного редактора журнала «Новый мир»). Театральная жизнь ознаменовалась созданием двух новых театров: в 1957 г. Был открыт «Современник», в 1964 г. – Театр драмы и комедии на Таганке, спектакли которых пользовались огромной популярностью зрителей. Больших успехов достигла отечественная кинематография. В это время были созданы такие классические картины, вошедшие в золотой фонд мирового кино., как «Летят журавли», «Застава Ильича». В конце 1950-х значительно расширились международные культурные связи. В 1957 году в Москве прошел 6ой Всемирный фестиваль молодежи и студентов. 3. 1960-1990-е гг. Развитие культуры последовавшей за хрущевской «оттепелью», носило противоречивый характер. Открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты, музеи, развивались средства массовой информации: радио, телевидение. На рубеже 1960-1970-х гг. в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. (Можаем, Распутин, Шукшин). В жанре научной фантастики работали братья Стругацкие. В то же время усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма. Произведения, противоречащие этим принципам, невзирая ни их художественные достоинства, не получали официального разрешения на публикацию. В 1970-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в укреплении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции. На рубеже 1980 – 1990-х гг. произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Сфера культуры в России вступила на рыночные рельсы и стала испытывать проблемы, характерные для культуры во всем мире.
Для культуры рубежа XX – XXI вв. центральным вопросом является проблема будущего. В 1968 году ведущие ученые разных областей знания, в том числе и футурологи (исследователи будущего), объединились и создали Римский клуб. Первые доклады вызвали шок: если мировая система будет развиваться в тех же формах и теми же темпами, то в недалеком будущем Землю ожидает катастрофа, не только экологическая, но и возможное свертывание культуры как таковой. В настоящее время взгляды стали менее пессимистичными. Но подобные предостережения сыграли свою позитивную роль. Большинство развитых стран, считающих себя постиндустриальными, переходят на энергосберегающие технологии, законодательно закрепленным становится требование экологической чистоты пищевой и промышленной продукции, развивается безотходное производство и т.д. Однако это касается в первую очередь промышленно развитых государств. Другие же, стоящие на менее высоком уровне развития, не в состоянии поддерживать новые веяния, часто становясь свалкой тех отходов, которые развитые государства не могут утилизировать в силу своего нового статуса – постиндустриального общества Для точного и эффективного прогнозирования модели культуры XXI века сначала необходимо определить основные тенденции предшествующей культурной эпохи - века двадцатого. Многообразие ликов культуры XX столетия, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов развития мировой культуры. Речь идет о становлении единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Принято считать, что XX век породил новую космическую культуру. Каковы основные идеи новой космической культуры? Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражается новое качество взаимоотношений человека и природы. Основной труд В.И.Вернадского - " Научная мысль как планетное явление" - отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологическому биогенному социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (от слова " ноос" - разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем. В-третьих, централизация. Культура есть везде, некультурных людей не бывает, но очаги культуры распределены на Земле неравномерно, в бущем будут образовываться единые центры культуры. В-четвёртых, снижение планки нравственных ценностей. Мораль приобретает значение лишней условности, а нравственность - сугубо личностный характер. Каждый человек с годами вырабатывает шкалу допустимости для себя неких поступков, а общепринятая шкала для него неприемлема. Что касается отдельных параметров культуры, например, искусства, то оно характеризовалось отсутствием доминирующей системы, одно течение сменялось другим. А что будет дальше? …
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1626; Нарушение авторского права страницы