Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Западноевропейский модернизм: общая характеристика.



В период начала XX века развивалась основная линия модернизма - переход от понимания человека как существа, к пониманию его как единственного и неповторимого " я". Это становится источником этических и эстетических суждений, соответствует переходу от религии к светской жизни, от самоограничения к свободе. Обожествление " я" - становится источником модернизма. Сама жизнь рассматривается им как произведение искусства, выражающего " я". Модернизм как социокультурная парадигма изменил повседневную жизнь человека. Вырабатываются новые способы чувственного восприятия и новые стили поведения. Высшей ценностью провозглашается эстетический эксперимент, поиск самовыражения. Модернизм, как явление культуры имел еще одну особенность - элитарный характер, сочетающийся со стремлением переделать общество. Модернисты считали, что культура с ее культом разумного начала и моральной дисциплины ведет в неправильном направлении. Опираясь на новейшую философию и литературу, они утверждали, что неразумные, абсурдные импульсы не только выведут искусство из тупика, но и сделают насыщенной и живой саму жизнь, которая умирает под тяжестью условностей, норм и запретов цивилизации. Обычно термин «модернизм» применяют к русскому искусству рубежа XIX-XX вв., имеющему четкую культурную идентификацию, но применять его только к явлениям художественной культуры — значит неоправданно сужать его значение и обеднять содержание. Несомненно модернизм имел и философскую составляющую. К модернизму обычно относят явления искусства с ярко выраженными философскими, антинатуралистическими основаниями. В.Ф. Асмус утверждал, что русский символизм представляет собой одновременно и художественное течение, и поэтическое, и философское, а также особое направление эстетики Модернистская эстетика связана с антропологией, а также с онтологией и эпистемологией. Главным образом, однако, модернистская философия охарактеризована антипозитивистской аксиологией, и несмотря на провозглашенные ограничения областью искусства, в целом может быть трактована как философия культуры. В культурфилософских построениях многие модернисты искали опору в философии немецкого идеализма и романтизма, исходили из «теософических мечтаний», черпали теоретические основы из философско-исторических эсхатологических и христологических схем. Немалое значение для разработки философии культуры русского символизма, кроме известных представителей классической и постклассической философии, имело творчество Вл. Соловьёва.


42.Культура русского модернизма.

Модерн, стиль модерн, «новый стиль» - так чаще всего именовали в России современники весьма заметное направление в пространственных искусствах 1890-1900-х годов, обнаруживавшее видимое сходство с общеевропейскими исканиями этой эпохи в различных странах называвшееся по-разному: Art Nouveau, Jugenstil, Modern style, противопоставлявшее свою принципиальную новизну приевшейся за полстолетия эклектической утилизации наследия всех веков и народов.

Характеризуя период, отмеченный в искусстве существованием «нового стиля», теперешние исследователи называют его иногда «эпохой около 1900-го». Введение в научный обиход такого многозначительно историко-культурного понятия, как «эпоха», само по себе очень красноречиво. Оно констатирует существенный факт: несмотря на свою недолговечность (основная эволюция заняла собою десять-пятнадцать лет), модерн сумел не просто внедриться в столичный и провинциальный быт, но и придать ему особую окраску. Ярче всего модерн воплотился в произведениях, формирующих реальную среду – в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве. И орнамент здесь оказался наиболее демонстративным и характерным воплощением новых тенденций.

Архитектура.

Архитектором, наиболее полно воплотившим основные тенденции развития русского модерна был Ф. Шехтель (Торговый дом Московского купеческого общества в малом Черкасском переулке, здание типографии «Утро России», Ярославский вокзал). Особое направление в архитектуре XX века образует неорусский стиль, который стремился выразить «дух» древнерусской архитектуры, свободно варьируя и как бы глядя на нее сквозь призму стиля модерн. К нему относятся, например, Марфо-Мариинская община сестер милосердия в Москве, построенная Щусевым. Лидером жилищного строительства, да и всего петербургского модерна был Ф.И.Лидваль. Не менее известные архитекторы, часто работавшие вместе - А.Ф.Бубырь и Н.В.Васильев - в своем творчестве отдавали предпочтение северному модерну. Характерный пример сотрудничества Васильева и Бубыря - Торговые ряды «Новый Пассаж" на Литейном проспекте.

Ювелирное дело

Стилистика модерна воздействовала и на отрасли, имеющие в России давние художественные традиции. Это в особенности касалось ювелирного дела и изделий из серебра, изготовление которых издавна было специальностью отдельных частных фирм. Умение достичь впечатления за счет художественной формы ювелирного изделия, а не только за счет драгоценных материалов, отличало работы русских мастеров фирмы К. Фаберже, приобретшей мировую известность уже в те годы. Хотя отделения фирмы Фаберже работали и в Москве, и в Петербурге, и за границей, ее изделия несли приметы скорее петербургского течения модерна, с его постоянной оглядкой на классику и утонченными, чуть суховатыми формами.

Живопись.

В период эпохи «модерн» важную роль в изобразительном искусстве сыграли представители знаменитого кружка «Мир искусства».

Одним из наиболее известных художников кружка, работавших в стиле модерн, был Врубель. В живописи он так изощрил и натренировал свой глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например, в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших её изгибов. Безусловно, это видно во многих картинах, но меня больше всего поразил «Демон сидящий» (1890 года).

Врубель выполнял декоративные панно, иллюстрировал Лермонтова, много работал в театре, создал много портретов, в том числе и своей жены – певицы Н. И. Забелы.

Еще одни художник, чье творчество тесно связано с женским образом. Это Борисов-Мусатов, выгодно возвышающийся над обозначившейся к началу XX века односторонностью петербургского графического и московского – преимущественно живописного направлений. Его лучшие картины, такие как «Водоем» (1902), «Призраки» (1903), «Изумрудное ожерелье» (1903-1904), «Реквием» (1905). Еще один художник из «Мира искусств» - Билибин иллюстрировал русские народные сказки и сказки А. С. Пушкина. Если стилевые свойства творчества художников «Мира искусств» несут на себе явную печать графической интерпретации пластического образа, то в поэтике их искусства постоянно присутствует театрализация мира, взгляд на жизнь как бы сквозь рампу сцены. И никогда прежде театрально - декоративное искусство в России не было вовлечено такого большого количества блестящих имен.

Знаменитые балетные «Русские сезоны» в Париже, организованные С.Дягилевым в 1909-1911 годах связаны в своей пластично-сценографической части с творчеством таких мастеров, как А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих, В. Серов.

 


43.Русское искусство рубежа 19-20 веков (на материалах Русского музея).

С середины XIX – 1932 год.
Живопись отличалась многообразием стилей и направлений. В этот период появляются союзы: союз художников, писателей, литераторов и т.д.
Социальный реализм: Ряпушкин – исторический живописец. На картине истории не ощущается. Он передает ощущение времени «Московская улица XVII века».
Критический реализм: Абрам Архипов – быт + пейзаж «В гостях», «Прачки» (эскиз, настоящая картина в Третьяковке); Касаткин «Сбор угля»; Малявин (относился к союзу русских художников вместе с Грабарем) «Бабы», «Верка» (портрет + бытовой жанр) у него происходит смешение стилей. Нельзя точно определить жанр картины. Он был коронован и его работы выставлялись в Венеции.
Нестеров – мастер портретов. «ВЕЛИКИЙ ПОСТРИГ»!!!! (в картине тоска, обида), «Портрет дочери Ольги», «Святая Русь» - 1905 год. (Картину осудили за то, что слишком по бытовому изображены боги (Иисус, Георгий Победоносец, Сергий Радонежский и т.д.)). Была серия портретов посвященных женщине.
Рерих – символизм (считалось, что они ученые люди, а импрессионисты не ученые). Человек на картине Рериха не индивидуализирован.
А.Н. Бенуа основатель Союза «Мира искусства»: Сомов, кустодиев, Билибин и т.д. В 1898 году. Большую роль в этой организации занимал Дягилев, сделав «мирискуссников» участниками «Русских сезонов» в Париже. Любил очень роскошь, Версаль, Людовика красивого, Екатерину 2. «венецианский сад», «Бретонские танцы», «Мост в Лондоне», «Портрет А.К. Бенуа».
Сомов « Портрет М.Г. Лукьянова», Лансурэ «Петербург начала 18 века»
1905 – Таврическая выставка
1906 - Выставка в Париже. (Пикассо пришел на эту выставку, и после этого начал рисовать).
Серов В. – ученик Репина. Отточенная выразительность и лаконизм, жизненная свежесть, богатство пленэрного колорита. Возвращает традиции парадных портретов «Портрет Симонович». Серия семейных портретов Юсуповых, эскизы декораций для постановки оперы А. Серова «Юдифь». Поздние работы похожи на модерн.
Модерн последний русский стиль. Любовь к ярким пятнам и холодным тонам.
Бодаревский – роспись храмов. Тогда в основном расписывали Владимирский собор. «Святой Николай Чудотворец», «Святая Мария Магдалена».
Врубель – Три высших образования: СПБГУ филфак и юрфак, академия художеста. Декоративное панно «Венеция», «Демон», «Демон летящий», «Поверженный демон». Образ демона центральный. Демон Врубеля – страдающее существо.
Петров – Водкин – сначала символист. «Огненный ангел», «Автопортрет», 2Берег», «Мальчики».
Авангард (в переводе «передовой»). Появляется в 1910 году. 1913 - кульминация авангарда. Выставка «Бубновый валет»: Машков «Дама с фазанами». Натюрморт - главный жанр Бубнового Вольта.
«Мир искусства» (А.Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский), «Союз русских художников» (К.Юон, А. Рылов, С. Жуковский), «Голубая роза» (П.Кузнецов, М. Сарьян, Н. Сапунов), «Бубновый валет» (П.Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, А. Куприн)
Кандинский есть пространство. Малевич «Девушки в поле», «Голова крестьянина», «Две мужские фигуры». Филонов «Формула весны», «Белая картина», «Масленица».


44.Санкт-Петербург - место и роль в мировой и русской культуре.

Санкт-Петербург – это не просто один из прекраснейших городов мира, привлекающий своей красотой людей со всех концов земли, это, в первую очередь, исторический памятник, хранящий настоящие шедевры архитектуры, живописи, скульптуры. Это город с богатейшей историей, город, который выстоял перед лицом страшных, кровавых исторических событий: перенёс восстания, мятежи, несколько революций, жестокие войны, блокаду, и не потерял своей культурной значимости, а, наоборот, стал занимать ключевое место в русской и мировой культуре. Город был заложен в 1703 году по воле Петра I.

Строительство началось с Петропавловской крепости. Все первые десять лет город строился как крепость, морской торговый порт, стоянка Балтийского флота, но морская торговля превращала его в центр экономической жизни, средоточие промышленности и ремесел. Основанием Александро-Невской лавры и последующим перенесением в нее мощей святого Александра Невского Петр I перемещает в город на Неве и духовный центр страны.
В 1710 году столицу переводят из Москвы в Санкт-Петербург, в 1712 году переезжают царская семья и Двор, главные государственные учреждения.
С самого начала строительства Санкт-Петербурга Петр I стремился создать " регулярный город", с четкой планировкой, застроенный по типовым проектам, — некое подобие Амстердама или Венеции. По приказу императора архитекторы Ж. Б. Леблон и Доменико Трезини разработали генеральные планы новой столицы. Были построены: Летний дворец Петра I, здание " Двенадцати коллегий", Кунсткамера, дворец Меншикова.

Все в Петербурге было ориентировано на Европу и, казалось, делалось по ее образу и подобию, ее же зодчими и строителями. Но видно, что-то было заложено в самом питерском характере. Характере необычном, самобытном. Город приобрел власть над творчеством архитекторов чужих краев, несмотря на их гениальные произведения.
Но дух " царицы Адриатики" — Венеции витал над Петербургом. В 18 веке по городским речкам и каналам ходили венецианские гондолы. Венецианские композиторы, музыканты и театральные декораторы создавали в столичных театрах превосходные спектакли.

В царствование Екатерины II (1762–1796) блистательный Петербург — это прежде всего Зимний дворец и Адмиралтейство, Невский проспект и гранитные набережные Невы, Мойки, Фонтанки, Екатерининского канала и, конечно же, " Медный всадник", вознесшийся на скалу невдалеке от верфей и правительственных зданий, великолепных дворцов и храмов.
Работы по преобразованию центральной части города и пригородов продолжались при императоре Павле I (1796–1801). Был построен Михайловский замок — мистическое здание Петербурга, с которым и по сей день связано много легенд.
Победа России над наполеоновскими войсками в 1812 году нашла отражение в новом подъеме градостроительных работ в городе на Неве. В эти годы были созданы: ансамбль Михайловского дворца, ансамбль Александринского театра, здания высших государственных учреждений России — Сената и Синода, здание главного штаба и министерств на Дворцовой площади. Ансамбль Дворцовой площади был завершен возведением гранитной Александровской колонны, на Исаакиевской площади начато строительство Исаакиевского собора. В годы царствования императора Николая I (1825–1855) развивается промышленность. Петербург становится центром российского промышленного капитализма.

Одновременно с каждым годом город становился все более удобным местом для жилья. Десятки мостов соединили острова, на которых раскинулся Санкт-Петербург. Несколько железнодорожных веток связали столицу с самыми разными регионами страны и европейскими странами. В начале 20 века наполнился новым смыслом псевдоним Петербурга " Северная Венеция". В то время русская культура воспринималась как естественное продолжение старых европейских традиций, и Венеции отводилась едва ли не главная роль.
Цвет петербургской интеллигенции — поэты, актеры, художники, музыканты, — чувствовали себя венецианцами 18 века, участниками непрерывного карнавала, который кружил их " по призрачному городу, через каналы, по фантастическим мостам Северной Венеции". Архитектор Георгий Лукомской предлагал самые современные дома в Петербурге строить по образцу венецианских палаццо.
Однако Первая мировая война положила конец " венецианскому карнавалу" петербургской культуры.
Результатом антигерманских настроений стало переименование в 1914 году Санкт-Петербурга в Петроград.
Петроград стал средоточием драматических событий 1917 года. " Город трех революций" имеет определенные памятники-символы: Смольный, крейсер " Аврора", Марсово поле.
В 1924 году после смерти В. И. Ленина большевики переименовали город в Ленинград.
Великая Отечественная война (1941–1945) стала тяжелейшим испытанием для Ленинграда. В 900-дневную блокаду 1941–1944 гг. в городе от холода, голода, обстрелов и бомбежек погибло около 1 миллиона жителей. Но город выстоял — он никогда и никем не был оккупирован или побежден. Сильно разрушенный фашистской авиацией, город был полностью восстановлен уже к 1950–1960 годам.
В 1991 году историческая справедливость восторжествовала — городу на Неве было возвращено его исконное имя — Санкт-Петербург.
Сегодня Петербург — многофункциональный центр страны с колоссальными возможностями в плане привлечения инвестиций, развития туризма, международных связей.
Продолжается строительство города, развитие и улучшение его инфраструктуры: реставрируется исторический центр, достраиваются с применением уникальных технологий новые станции метро, омолаживаются мосты через Неву, строятся спортивные и развлекательные комплексы, новое дыхание обретают Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский дом, Юсуповский дворец, расправляет плечи Российская Национальная библиотека.
По решению ЮНЕСКО Санкт-Петербург признан городом-памятником мировой культуры. Можно уверенно и смело утверждать, что Санкт-Петербург занимает поистине важное, ключевое место как в русской, так и в мировой культуре.


45.Эрмитаж - крупнейшее хранилище мирового искусства.

Госуда́ рственный Эрмита́ ж в Санкт-Петербурге (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника) — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики. Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня музей и дворец являются ценным объектом российского и международного туризма, а современные технологии (виртуальные туры) широко применяются для рекламы музея по всему миру.
Частная коллекция Екатерины Великой
Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела у берлинского коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения). Для Зимнего дворца Екатериной, а затем и другими императорами производились зарубежные закупки многих других крупных частных произведений: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Это привело к тому что каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2.080 произведений живописи, не считая многочисленные коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, скульптур, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (например, целая библиотека Вольтера). На основании указа Екатерины II от 1795 г. из Варшавы была вывезена библиотека Залуских, насчитывающая почти 300 тысяч томов, 10 тысяч рукописей и огромное собрание гравюр.
Открытие музея
Эрмитаж был открыт в 1852 тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XIX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные произведения, в том числе и средневековых мастеров, например, всемирно знаменита картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая была написана в Голландии в XVII веке, в переломный период между средневековьем и Новым временем.
В 1956 году открылся третий этаж Эрмитажа, допустили до импрессионистов. Тогда же осенью была выставка Пикассо
Здания Эрмитажа
Эти пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, традиционно включались в состав Эрмитажа:
• Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Расстрелли)
• Малый Эрмитаж (1764 — 1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот)
• Старый Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
• Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитектор Лео фон Кленце, В.П. Стасов, Н.Е. Ефимов)
• Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)
Не так давно в состав Государственного Эрмитажа вошли:
• Меншиковский дворец (1710 — 1720, архитекторы Дж.-М.Фонтана, И.-Г.Шедель)
• Здание Главного штаба (1819 — 1829, архитектор К. И. Росси)


46.Особенности художественной культуры 20 века

Общие особенности культуры:

ü кризис сознания;

ü динамизм (небывалые темпы социально-экономического, политического, культурного развития);

ü господство индустриального общества.

Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.
Панорама художественной культуры XX в. весьма разнообразна Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма. Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.

Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось:
— в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;
— в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке;
— в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе.

Характерными чертами стиля модерн были:
— стремление к эстетизации окружающей человека среды;
— подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы;
— зрелищность и декоративность.

Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем.
В архитектуре диапазон средств выразительности модерна простирался от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн—X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в России.
В театральном модерне наблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмогорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX в.
Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.

Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение; сюжеты, показывающие объединение душ и тел: объятия и поцелуи. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова.
Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм. Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке.

Фовисты не имели собственной теории, манифеста. Участников группы объединяло только стремление к изобразительным экспериментам с цветом. Для фовистов характерно стремление к яркому открытому цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа. Максимальная выразительность цвета, организация с его помощью художественного пространства, активное влияние цветовой гаммы на композиционное соотношение частей художественного произведения — все это и является характерными признаками фовизма. Цветовые эксперименты художников-фовистов оказали определенное влияние на формирование изобразительного искусства XX в.
Другим направлением модернизма стал дадаизм — авангардистское направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в Швейцарии, Франции и Германии во время Первой мировой войны (1916).
Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте против войны к своеобразному художественному эпатажу Основателями дадаизма являлись поэты Т. Тцара И Р. Гюль-зенбек, художник Г. Арп. Дадаисты выпускали манифесты и журнал «Кабаре Вольтер», своими импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства.

Сюрреализм — авангардистское направление в художественной культуре XX в, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Как самостоятельное художественное направление сюрреализм возник в 20-х гг. XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Вретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга.
В литературе данного направления определяющим стал принцип «автоматического письма», т. е. скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем их причудливом сочетании. Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или «сны» (Л. Арагон «Волна грез» — эссе, 1924).Сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения — весь этот опыт бессознательного выражения духа и есть суть творчества поэтов-сюрреалистов. Литературный образ сюрреализма — это господство чистой случайности при его возникновении. Весьма популярны были произведения А. Бретона, Л. Арагона, П. Элюара.

Очень ярко, эффектно сюрреализм проявил себя в живописи. Сам принцип соединения несоединимого нагляден, а следовательно, живописен. Полотна сюрреалистов в одно мгновение вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного испанского художника С. Дали.
На современном этапе сюрреализм как творческое направление во многом себя исчерпал. Однако его художественные приемы используются в кинематографе (Л. Бунюэль, А. Сокуров), театре абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско), книжной графике, ца телевидении и т. д. Сюрреализм вошел в опыт искусства XX в. как его неотъемлемая составная часть, мобилизовав мощные силы человеческого подсознания как одного из источников художественного творчества.

Экспрессионизм — художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положила деятельность художников дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и др. В культурологических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Согласно их представлениям, художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Map -ка искажала реальные пропорции, пьесы Г. Кайзера превращались в публицистические драмы — в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля и И. Бехера напоминала памфлеты и воззвания Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя. Живописцы-экспрессионисты с энтузиазмом продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матис, Дерен и др.). Так же как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х гг. XX в Однако главная его черта — обостренно-контрастное видение мира — серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки.

Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в. Постмодернизм как теория получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система вещей», Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское знание» и «Спор», П. Слотердийка «Волшебное дерево».

В заключение следует подчеркнуть, что на протяжении XX в культура Западной Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из следующих достижений
— сохранение среды обитания человека;
— создание благоприятных условий для развития личности;
— формирование достойного качества жизни людей;
— реализация творческого потенциала во всех сферах человеческой дятельности.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Общая характеристика искусства Возрождения. Периодизация.
  2. V. 11. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
  3. А. Общая стратегия отделения
  4. Административно-хозяйственная структура и общая площадь
  5. Вопрос 1. Общая характеристика обстоятельств, исключающих преступность деяния.
  6. Вопрос 2.Поэтика и методология литературоведения – основные составляющие теории литературы. Историческая и теоретическая поэтика, поэтика общая и частная.
  7. Вопрос 20. Преступления против трудовых прав граждан. Общая характеристика и виды. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
  8. Вопрос 354. Общая характеристика преступлений против правосудия: понятие, система.
  9. Вопрос 77. Общая характеристика и виды преступлений против мира и безопасности человечества
  10. Вопрос № 21 Лексические нормы СРЛЯ (общая характеристика, основные случаи нарушения норм).
  11. Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века
  12. Глава 1 Общая характеристика и анализ деятельности МОУ ДОД


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь