Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основное действующее лицо мифологии – божество.
В середине I-го тыс. до н.э. происходит революция в сознании человечества. Составление мифов практически прекратилось. В это время появилось сразу несколько религий: зороастризм, буддизм, даосизм, конфуцианство. Период мифологических религий заканчивается. Одним из культурных явлений является атеизм. Атеизм - это отрицание существования Бога (божеств, сверхъестественных сил) и отрицание религии вообще. Атеизм существует в целом так же давно, как и религия. Там, где есть вера, всегда есть и неверие, отрицание веры: люди не могут быть согласны друг с другом во всем и всегда разделять одни и те же ценности. Становление атеизма тесно связано с развитием научной картины мира. В научной картине мира все может быть объяснено при помощи общих законов, существующих помимо чьей-то воли. Человек овладел природой, сумел открыть закономерности, по которым она существует, и использовать их с выгодой для себя. Однако многие великие ученые оставались верующими людьми. Вера в Бога и его волю предохраняла человека от чрезмерного вмешательства в природный порядок. Атеизм критикует религию с научных позиций. Существует и критика религии с позиции другой религии. Например, православные могут критиковать положения католицизма, а католики - опровергать те или иные догматы христианства; мусульмане могут не соглашаться с христианами по ряду вопросов, а христиане - с мусульманами, и это несогласие будет находить выражение в определенных аргументах. В богословии существует особый раздел – апологетика – опровержение догматов иных конфессий. Это очень важная часть любой религии, так как она одновременно позволяет косвенно подтвердить правильность ее догматов и уменьшает число людей, которые захотят сменить свою религиозную принадлежность.
Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства. Искусство - самостоятельная и важная сфера культуры. При помощи искусства человек осознает мир, самого себя, одухотворяя то, что он создает. Искусство – душа культуры. Искусство – это мышление посредством образов. В своих образах искусство запечатлевает мир. Благодаря искусству человек лучше понимает мир, самого себя, других людей. Высшая цель искусства – окультуривание человека. Искусство включает в себя нравственные, философские, религиозные, научные элементы. Нет ни одной области человеческой жизни, не доступной искусству. Искусство активно приобщает человека к историческому опыту, социальному, культурному опыту. Поэтому искусство выполняет многочисленные функции: 1. гедонистическую – доставляя человеку удовольствие, радость. 2. компенсаторную – выражая неудовлетворенность человека реальной жизнью. 3. коммуникативную – искусство является эффективным средством общения в пространстве культуры. 4. эстетическую – связанную с преобразованием мира на основе красоты 5. воспитательную 6. познавательную. Каждая эпоха рождала свое понимание искусства, выдвигая на первое место ту или иную его функцию. В основе искусства лежит понятие прекрасного. Человеку свойственно стремиться к прекрасному, поскольку потребность давать эстетическую оценку явлениям действительности заложена в природе человека. Представления о прекрасном изменчивы. Они меняются от эпохи к эпохе, от народа к народу. Идеалы, ценности, идеи меняются вместе с уровнем развития общества. В каждую конкретную эпоху искусство по-разному отражает мир и человека. · Искусство в эпоху неолита отражало образ человека достаточно схематично, не прорисовывая лица. Человек как бы сводился к своим функциям: он изображался как воин, охотник, шаман. Особое значение в этот период придавалось репродуктивной деятельности человека: выжить можно было тогда, когда численность племени была достаточной, оптимальной. Это нашло отражение в образах знаменитых «палеолитических Венер», при изображении которых подчеркивались те черты, которые способствовали выполнению основной функции - детородной. · Ценилась красота человеческого тела. В эпоху античности идеал человека – это человек, в котором внешняя красота и внутреннее благородство образовывали неразрывное единство. На лицах изображаемых людей: невозмутимость, спокойствие, божественная отстраненность подчеркивали готовность человека к испытаниям, мужественное принятие судьбы. Но богатство телесной пластики помогало раскрывать сложный мир человеческих чувств и переживаний. Красота человеческого тела не требовала дополнительных украшений: нагота воспринималась как эстетическая ценность. · В эпоху средних веков ценилась духовная красота, а не телесная. А человеческое тело считалось «вместилищем греха». · В эпоху Возрождения человек снова «мера всех вещей». Любое произведение искусства имеет форму и содержание. Содержание - это те идеи, мысли, чувства, которые автор стремится донести до читателя или зрителя. Содержание - самое главное в искусстве. По-настоящему бессодержательного искусства не бывает. Даже абстрактная живопись, которая не изображает действительность, несет в себе определенный смысл, выражает то состояние, которое хотел выразить художник. Любое содержание не может быть донесено до других людей, если оно не будет иметь формы. Форма - это все то, в чем воплощается содержание, то есть те материальные элементы, благодаря которым содержание становится доступным для других людей, а произведение искусства сохраняется во времени. В кaчестве формы могут выступать: · слова (художественная литература), · материально воплощенные изображения (живопись, кино, телевидение), · пространственные формы (скульптура), · тело человека и его движёния (танец, пантомима), · звуки (музыка). В обычной жизни мы видим предметы и изображения, слышим звуки, используем слова для того, чтобы общаться друг с другом. Однако сами по себе они не являются предметами искусства. Они становятся формой произведения искусства только в том случае, если несут в себе дополнительное эстетическое содержание. Виды искусства: пространственные, временные и пространственно-временные. 1. Пространственные виды искусства: · Скульптура – вид искусства, который осваивает действительность при помощи пластических образов. - Монументальная скульптура – это памятники. - Станковая скульптура – небольшие скульптурные изображения, используемые в основном для украшения небольших помещений. - Декоративная скульптура, при помощи которой украшают здания и помещения (кариатиды и атланты). Скульптура запечатлевает человека или сцену в определенный момент и не изменяется во времени. · Живопись – вид искусства, который выражает внутренний мир художника посредством изображений, красок. - фигуративная (портреты, пейзажи) - нефигуративная (Декоративна. Сочетании красок, пятен, линий). · Архитектура – вид искусства, реализующийся в построении зданий по законам красоты и гармонии. Жилье должно быть не только удобным и качественным, но и эстетичным, доставлять человеку удовольствие своим видом и замыслом. · Прикладное искусство (графика)– это вид искусства, целью которого является придание красоты предметам быта. Архитектура и прикладное искусство не изображают действительности. Их эстетическая ценность заключается, прежде всего, в их гармоничном сочетании форм. Временные виды искусства · Литература. Поэт может не записать своего стихотворения и читать его только по памяти. А это означает, что пространственная форма для литературы вторична. · Музыка. 3. П ространственно-временные виды искусства или синтетические виды искусства: · танец (балет), · театр · кино. Танец: театр и кино представляют события в их развитии. Танец, театр и кино объединяют в себе признаки таких видов искусства, как живопись, скульптура, литература, музыка. Именно по этой причине их нередко называют также синтетическими видами искусства. Искусство может не только объединять, но и разъединять людей, оно может уводить человека в мир фантазий, отрывать его от действительности. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы