Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Постмодернизм как образ жизни.
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления, главным образом материального, выступает в нем основным критерием деления на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния. Это общество всеобщего конформизма (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей) и компромисса. Интеллигенция уступила место интeллектуалам, представляющим умственный труд. Число таких лиц возросло многократно и стало огромным, однако их социально-политическая роль в жизни общества стала почти незаметной. Раньше интеллектуалы вдохновляли и вели народ на взятие бастилий, теперь они делают карьеру на их управлении. Две распространенные фигуры в постсовременном обществе: «яппи» и «зомби». · «яппи» – «молодой горожанин-профессионал». Это - преуспевающий представитель среднего класса, лишенный каких-либо «интеллигентских комплексов", целиком принимающей удобства современной цивилизации, умеющий наслаждаться жизнью, хотя и не слишком уверенный в cобственном благополучии. Яппи выглядит весьма активным, деятельным и даже самоуверенным человеком. · «зомби», представляющий собой целиком запрограммированное существо, лишенное личных свойств, неспособное к самостоятельному мышлению. Это в полном смысле массовый человек, его нередко сравнивают с видеомагнитофоном, подключенным к телевизору, без которого он теряет жизнеспособность. Постсовременное общество теряет интерес к целям - не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть ценностью. Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях, в исчезновении будущего, которое оказалось как бы yкpaдeнным. Все это ведет к усилению нигилизма (полное отрицание всего общепризнанного) и цинизма (отказ от многих прежних нравственных норм и ценностей). Этика в постсовременном обществе принимает форму гедонизма (этическое учение, которое целью жизни и высшим благом признает наслаждение), где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений. Постсовременный человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма. Он предпочитает жить одним днем, не слишком задумываясь о завтрашнем и тем более о далеком будущем. Главной ценностью для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен придти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради успеха постсовременный человек готов поступиться любыми принципами. Если еще в XVI веке М. Лютер заявил: «На том стою и не могу иначе». Как бы полемизируя с ним, С. Кьеркегор спустя три столетия ответил ему: «На том я стою: на голове или на ногах - не знаю». Позиция постмодерниста является примерно такой же: «Стою на том, но могу где угодно и как угодно». Мировоззрение постсовременного человека лишено достаточно прочной опоры, поскольку все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. Они как бы поражены неким внутренним безволием. Некоторые авторы называют такую идеологию «софт-идеологией», то есть мягкой и нежной. Она уже не является ни левой, ни правой. В ней мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым. Постсовременная идеология лишена вполне устойчивого внутреннего ядра. В античности таковым выступала мифология. В средневековье - религия. В эпоху современности - сначала философия, а затем наука. Постсовременность развенчала авторитет науки, но не предложила ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентирования в мире. В целом мировоззрение постсовременного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе. Яппи хотя и выглядит весьма деятельным и самоуверенным человеком. однако понимает, что слишком многое в его жизни зависит от игры случая, удачи и везения. Он уже не может сказать, что начинал с нуля и всего достиг сам. Вся жизнь постсовременного человека иногда кажется беспрерывной игрой в лотерею. Об этом свидетельствует также невиданное господство моды, которая, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Мода – это ядро не только культуры, но и всей постсовременной жизни. Она выполняет ту роль, которую раньше играли религия, разум, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Все, что не прошло через моду, не признано ею, - не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научныe теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффектности и привлекательности. Важную черту постсовременности составляет театрализация. Она также охватывает все области жизни, пронизывает политическую жизнь. В политике постсовременности уже не встает вопрос о жизни или смерти. Она все больше наполняется игровым началом, спортивным азартом, хотя ее роль в жизни общества не уменьшается, но даже возрастает.
Типология культур. Восточные и западные типы культур. Часть ученых признает целостность культуры и высказывает мысль о неразделимой общей культуре человечества. Однако существует многообразие культур и это позволяет ставить вопрос о типах культуры. Существует много подходов к типологии культур. Тип (от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - своеобразная идеальная, теоретическая модель для группы предметов, объектов, явлений, в которой фиксируются их общие признаки, свойства, принципы существования. Научные подходы к типологии культуры: 1. хозяйственно-культурный подход; 2. этнолингвистический подход; 3. историко-этнографический подход; 4. исторический подход и теория общественно-экономических формаций; 5. цивилизованный подход 6. теория идеальных, абстрактных типов культур. 7. по месту и времени возникновения культур Рассмотрим указанные подходы. 1. Хозяйственно-культурный подход выделяет типы культуры по отношению людей к природе и формам организации хозяйственной деятельности: · земледельческие, · скотоводческие, · оседлые, · кочевые народы. 2. Этнолингвистический подход основан на анализе культурной общности людей, обладающих одним языком, принадлежащих к одному этносу (от греч. ethnos - народ, племя). Выделяют: · романские народы, · англосаксонские, · славянские, · скандинавские, · арабские, · тюркские, · латиноамериканские. 3. Историко-этнографический подход выделяет культурно-исторические регионы и формы культурных общностей людей: · европейская общность, · дальневосточная, · индийская, · арабо-мусульманская, · африканская, · латиноамериканская. Здесь берутся во внимание: темперамент и стереотипы поведения; религия и мифологии; типы орудий труда; формы семейных отношений. 4. Исторический подход позволяет представить движение культуры во времени: от первобытного общества до современной индустриальной цивилизации. К.Маркс разработал теорию общественно-экономических формаций, по которой выделяются 5 типов культур: · первобытнообщинная, · рабовладельческая; · феодальная; · капиталистическая, · социалистическая. По К.Марксу культура отражает те процессы, которые происходят в производственной сфере. Смена формаций – закономерный процесс, происходящий путем революций. 5. Цивилизованный подход выделяет культуры · доиндустриального типа, · индустриального типа · постиндустриального типа. 6. Теория идеальных, абстрактных типов культур. Авторы: Карл Ясперс, Макс Вебер. Немецкий философ К.Ясперс (1883-1969) выразил мысль о единстве общей культуры человечества. Он предложил схему возникновения мировой культуры, назвав ее «Единый мир человечества на земном шаре». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы