Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Конформизм является целью социального контроля, но не целью социализации, которая предполагает внутреннее согласие, «принятие общепринятых норм».
Противоположное явление – нонконформизм – активное неприятие практически всех ценностей официальной культуры. Нонконформизм отрицает общепринятую систему ценностей (причем не только официальных) огульно, без анализа и даже без точного понимания се смысла. Ценность отвергается не потому, что она плоха, сама по себе, а лишь потому, что она признана в обществе. Так, если общепризнанной ценностью является семья, то нонконформист отрицает семью и утверждает «свободную любовь», если общепризнанной ценностью является Бог - то отрицает Бога, отвергается авторитет - утверждается своеволие, отрицается мораль - утверждается вседозволенность и т.п. У нонконформистов своя система ценностей, но по сути все та же, общепризнанная система ценностей, только взятая со знаком минус. Для нонконформизма важнейшей становится внешняя форма (нетрадиционная одежда, вызывающее поведение, крикливые лозунги, и т.п.). Вообще, нонконформизм обыкновенно свойствен молодежи, еще недостаточно культурно развитой, и в большинстве случаев проходит с возрастом. Обращаясь к нонконформизму, личность пытается самоутвердиться. В противостоянии официальной культуре или в защите от официальной культуры, кроме конформизма и нонконформизма, существует еще один способ - это индифферентность. Ее сущность - не в пассивном приятии официальных ценностей и не в отказе от них, а в игнорировании официальных ценностей. При этом личность вырабатывает свою самобытную культуру, которая может частично совпадать с официальной, частично противоречить ей, но индифферентную личность это ни капельки не волнует. Здесь вырабатывается и осуществляется подлинная культурная самостоятельность. Индифферентность есть наиболее эффективный способ защиты личности от воздействия культурных операторов.
18. Культура и образование. Образование в современном мире. Образование – это совокупность знаний, полученных специальным путем, это специфическая форма социализации, при которой передача культуры осуществляется теми, кто ее усвоил, тому, кто еще не овладел ею. Цель образования – сформировать определенный тип личности, которая сможет сохранить, приумножить и передать ценности, идеалы, знания данного общества. Всегда считалось, что образование нацелено, прежде всего, на сохранение стабильности социума и связано с традициями, а не с новациями. Образование выступает средством создания и осознания границ дозволенного в данном обществе. Образование – это информационно насыщенный процесс, обладающий определенной длительностью и имеющий временные рамки. В каждом обществе, в каждой стране своя модель образования, обусловленная социально-исторической моделью данной культуры. Образование предполагает наличие личностных отношений (ученик - учитель), и всегда считалось, что результативность образования обусловлена наличием самих этих отношений, их формой (устной, письменной, формальной, неформальной, государственной, негосударственной), качеством. Образование формирует универсальную, типичную для данной культуры картину мира, ценностные, оценочные, познавательные, поведенческие стереотипы. Образование – это деятельность по сотворению определенного образа человека. Существуют модели формирования определенного образа человека: элитаристская, эгалитаристская, смешанная. · Элитаристская (от фр. elite - избранный) модель - предполагает разные подходы к разноодаренным ученикам. · Эгалитаристская (от фр. egalite - равенство) модель отстаивает равные права в образовании для всех, независимо от индивидуальных различий. · Смешанная модель пытается аккумулировать в себе положительные качества первой и второй. На современном этапе развития человеческого общества существует несколько задач в системе образования. 1. Задача ликвидации безграмотности в странах третьего мира. Э та проблема крайне актуальна. Происходят процессы интеграции, растет зависимость стран от мирового сообщества и это требует хотя бы минимальной образованности граждан; в условиях безграмотности человек не может адекватно приспособиться к меняющемуся миру. В подавляющем большинстве стран мира уже введено обязательное начальное образование, которое обеспечивает человека минимумом знаний, необходимых для жизни в современном обществе. 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах. В наше время постепенно формируется единая мировая цивилизация. Если раньше специалист был востребован лишь в своей стране, то теперь он может претендовать на получение работы за рубежом. К специалистам выдвигаются новые требования. Мир движется к всеобщему образованию. В настоящее время наблюдается тенденция унификации образования, т.е. стремление к единообразию, к единой системе, единой форме образования. Вырабатываются единые общие принципы, которые лежат в основе образовательной системы разных стран. Считается, что образовательные программы должны быть в значительной степени одинаковыми во всех странах мира, стандартными. Кто получает образование за рубежом, должен быть востребован и у себя на родине. Существует так называемая «Болонская система». Несмотря на то, что в России сложилась особенная система образования, наши специалисты всегда ценились, в том числе и за рубежом, интеграция в мировое сообщество заставляет и нашу страну перейти на «Болонскую систему». которая уже с 2007 года она начала внедряться. Однако основная масса преподавателей против. · Во-первых, сокращаются аудиторные, лекционные часы и в перспективе предполагается отказ от преподавателя, как самого знающего, эрудированного, т.к. его уже заменяет Интернет. К преподавателю будут ходить только на консультации. Большую часть времени студент будет заниматься самостоятельно. · Во-вторых, по «Болонской системе» в оценке качества знаний вводится бально-рейтинговая система, однако до сих пор нет четких представлений и критериев оценки: математики по своей системе считают сотые баллы, а в общественных науках стараются баллы округлять. Это только прибавилось работы преподавателям, а студенты все равно свои баллы не считают и рвения к учебе не проявляют. Ясно одно: система образования переходит на повальное тестирование в оценке знаний. Для развития образования в нашей стране на современном этапе характерны такие процессы, как гуманизация и гуманитаризация. Гуманизация о бразования заключается в повороте общества к личности, к стремлению общества в процессе образования учитывать не только собственные интересы, но и интересы и особенности отдельной личности. Считается, что образование должно быть более гибким. Не человек должен приспосабливаться к условиям образовательных систем, а образовательные системы должны приспосабливаться к отдельному человеку. Если этого не будет, то не будет и условий, необходимых для полноценного развития личности и ее реализации. Гуманитараизация образования заключается в увеличении акцента на гуманитарном знании, то есть знании о человеке и обществе. Можно быть прекрасным специалистом в какой-то технической области. Однако без высокой общей культуры, без гуманитарных ценностей нельзя стать полноценной личностью. Это имеет и важный субъективный смысл, поскольку только развитый человек может получать удовольствие от своей деятельности и от отношений с другими людьми. В настоящее время все больше и больше возрастает значение высшего образования и послевузовского повышения квалификации. Объем знаний увеличивается, появляются новые технологии, новые методы работы. И это требует от специалиста постоянного труда по пополнению своих знаний.
19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
Возникновение культуры сокрыто от нас временем. Древний человек, занятый борьбой за существование, вдруг начал расписывать стены пещер, петь и танцевать, наряжаться в звериные шкуры, изображать в театрализованном действии охоту, произносить заклинания и т. д. В чём причина возникновения этих процессов и каковы их результаты? Эти и другие вопросы, связанные с жизнедеятельностью первобытного человека изучают многие науки: психология, археология, антропология, этнография, философия, история и другие. Первобытная культура – это самый древний тип культуры. Первобытная культура является фундаментом развития всех последующих культур. Материальная культура древних людей. В эпоху палеолита (древнекаменный век) люди использовали под жилища пещеры: сначала только навесы, а затем стали селиться в достаточно глубоких пещерах с разветвленными внутренними ходами. Многочисленные стоянки пещерного типа открыты в Испании, Франции, Швейцарии, Австрии, на Балканском полуострове, в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии. Иногда жилища создавались и на открытых местностях. Каркасом им служили кости крупных животных, покрытием ветви и шкуры. В каменном инвентаре стоянок эпохи палеолита найдены шила, иголки с ушками. Это говорит об изобретении шитья. Шитье было, конечно, грубым. Специалисты предполагают, что в качестве ниток использовались специально приготовленные сухожилия или растительные волокна. Простейшая одежда была из шкур животных. Духовная культура. В первобытном обществе постепенно возникло понятие о красоте. Этнографы и специалисты других наук, изучающие современные первобытные общества (огнеземельцев, папуасов, бушменов, готентотов и др.) пришли к предположению, что первобытные люди украшали себя красками, ожерельями из зубов. Носили серьги. В носу делали перегородки из бамбуковых палочек. Считалось красивым делать отверстия в ноздрях. Была татуировка, по которой можно было определить, к какому племени относится человек. Наряду с украшениями, первобытные люди узнали танцы и музыку. Танцы были бытовыми, ритуальными, охотничьими, военными, мужскими и женскими и т.п. Музыкальные инструменты – барабан, дудки, гуделки, свистелки, трубы, флейты. Археологи открыли пещерные наскальные рисунки. Значит, первобытный человек мог рисовать. Масштаб не принимался во внимание. В первобытном искусстве отражены первые религиозные представления человека. Обожествляли животных, как главных источников пищи, охоты. Ранние виды религиозных представлений: - тотемизм; - анимизм; - фетишизм; - магия. Тотемизм - это вера в существование тесной связи с тотемом, родоначальником данного рода. Обычно тотемами были животные. Родовые группы носили имена своих тотемов, например, волка, медведя, змеи, тюленя и др. Тотем нельзя было убивать на охоте, употреблять в пищу. Животные эти почитались и являлись предметом культового поклонения. Им посвящались праздники и пляски. Анимизм - вера в сверхъестественные существа, заключенные в материальные тела (души) или существующие сами по себе (духи). Природа одушевлялась. Духи были добрые и злые. Было представление о душе. Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например: пещер, камней, деревьев, предметов обихода или орудий труда (добычливое копье). Магия - колдовство или чародейство. Магия делится на белую (охранительную) и черную (вредоносную). Категории магии: военная, лечебная, промысловая, любовная и др. Апогеем духовной культуры первобытного общества было изобретение письменности. Таким образом, у древнейшего человека от общения с природой возникали образы, которые находили выражение в слове, в музыкальных звуках, в рисунках. Они не были бездумным копированием окружающего мира, а закрепляли результаты трудового, жизненного опыта, расширяя и углубляя его представления о действительности. В первобытном обществе существовало безымянное художественное творчество, принадлежавшее всему обществу.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы