Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характеристика Византийской культуры
В конце IV века единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Восточная часть позднее стала называться Византия по названию древней колонии Византий, на месте которой был построен г. Константинополь. Византийское государство возникло на рубеже двух эпох – крушения поздней античности и рождения средневекового общества. Византия раскинула свои владения на двух континентах – в Европе и Азии. В ранний период территория Византии превышала 750 тыс. км2. Сюда входили: Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армения, отдельные области Аравии, владения в Причерноморье. Состав населения отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть населения составляли греки. Греческий язык был самым распространенным в империи. Многие народы прочно сохраняли свою самобытность, язык, культуру, нравы, обычаи. Создание византийской культуры было сложным процессом. Происходило смешение греко-римских и восточных традиций. Это все наложило отпечаток на общественную жизнь, философские и религиозные идеи, культуру, искусство. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб как Востока, так и Запада, и просуществовала с 395 по 1453 год. Культура Византии знала несколько взлетов и падений: 1. V-VII вв. н.э. – первый расцвет культуры. В это время происходит переход от рабовладения к феодализму. 2. VIII-IX вв. – смутные времена иконоборчества. Выступления против культа икон. Они объявлялись идолопоклонством. 3. X-XII вв. очередной подъем и расцвет культуры. 4. XIII в. – тяжкие испытания для страны. В ходе крестовых походов крестоносцы захватили Византию, и с 1204 по 1261 г. Византия перестала существовать как самостоятельное государство. 5. С 1261 г. возрождение Византийской империи и XIV-XV вв. последний взлет и расцвет культуры. Византия была богата природными ресурсами (золото, серебро, железо, медь, мрамор, камень). У побережья Малой Азии и Финикии добывалась особо ценная раковина - мурена, служившая для изготовления пурпурной краски. Пурпурный цвет – это был цвет одежды императорской фамилии и сенаторов. Византийский император имел практически неограниченную власть и воспринимался как подобие Отца Небесного. Второй крупной силой в Византии была православная церковь. Патриархов утверждал император. Византия стала достойной наследницей античной культуры. Константинополь не без успеха соперничал с Римом. В Константинополе и других византийских городах были большие площади, украшенные триумфальными арками со статуями императоров, прекрасные храмы. В каждом городе был богато отделанный театр, фонтаны, термы. Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии – изумительной красоты ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой, шелковые ткани, вышитые причудливым рисунком, изделия из цветного стекла, сосуды, бусы, светильники. Главная культурная ценность средневековой эпохи – Бог. Архитектура и искусство должны были находиться на службе у Бога. Искусство должно было служить цели - спасению души человека от адских мук. Византийская культура - это культура средневековья. Постепенно Константинополь превращается в православный центр средневекового мира. Развернулось строительство храмов. Византийские храмы существенно отличались от античных. Во времена античности храм выступал как обитель Бога и все обряды, праздники происходили снаружи. Главным в античном храме был его внешний вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому на первый план вышла организация внутреннего пространства. Храм должен быть вместительным и красивым внутри. С 532 по 537 гг. в Константинополе был построен Софийский собор. Он воплотил все лучшее, что имелось в архитектуре Востока и Запада. Снаружи храм не кажется ни слишком большим, ни очень нарядным. Но поражает пышным внутренним убранством. Высота храма 55 м. Купол был диаметром 31, 5 м. Развивается искусство мозаики. Одним из крупных достижений Византии была иконопись. Лица святых должны быть строгими, худыми, страдальческими с большими глазами и подчеркнуто открытым лбом. Глаза и лоб отражают чистоту и глубину помыслов. Линии носа и губ едва заметны. Это придает лицам особую торжественность и одухотворенность. Ценилась духовная красота, а не телесная, поэтому в Византии не была развита скульптура. Особое место в византийской цивилизации занимала музыка – светская, придворная, церковная. Византийская церковь так и не смогла сосредоточить в своих руках всю систему образования. Сохранялись и государственные, и частные школы. Развивалась наука. Крупными научными центрами были г. Александрия в Египте и Антиохия в Сирии. Особое внимание уделялось тем отраслям знания, которые связаны с практикой, прежде всего с медициной, сельским хозяйством, ремеслом, военным и строительным делом. Византийские ученые не просто унаследовали достижения поздней античности, но и продвигались вперед по математике, астрономии, навигации, картографии и ботанике. Ввели буквенное обозначение в алгебре. В 4-6 вв. оформились две основные школы географической мысли: 1. антиохийская школа – с догматическим подходом к истолкованию священного писания. Утверждалось, что земля плоская и над ней распростерто куполообразное твердое небо. Между ними небесные воды. Единый океан окружает сушу со всех сторон. Виднейшим представителем этой школы был Иоанн Златоуст. 2. каппадокийско-александрийская школа – материалистический подход. Признавалась шарообразность земли и др. Виднейшими представителями этой школы были Василий Великий, Григорий Нисский. В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое, выдающееся место. Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства. Здесь и благородное изящество форм, и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического мышления. По уровню развития образованности, по силе выразительности и глубокой одухотворенности изобразительного искусства Византия многие века опережала страны средневековой Европы. Изделия византийских мастеров оставались недосягаемым эталоном для ремесленников многих стран. При ответе на данный вопрос расскажите об особенностях Византийской культуры, о развитии архитектуры, градостроительства, искусства. В связи с чем широкое развитие в Византии получили: фреска, мозаика, иконопись? Почему в культовом художественном творчестве Византии совсем исчезла скульптура? Расскажите о развитии науки и образования в Византии.
27. Культура западноевропейского средневековья
Средние века в истории Западной Европы охватывают период с V по XVI век. С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средние века как на «темные века». Эпоха средневековья ассоциировалась с отсталостью, застоем, жестокостями, кровавыми войнами, отсутствием чего-либо светлого и радостного. Однако история культуры западноевропейского общества в средние века была не столь однозначна и одноцветна. В отдельных сферах, таких, как: наука, искусство западноевропейское средневековье уступало античности. Однако в целом оно означало несомненное продвижение вперед. Наиболее трудным оказался этап раннего средневековья, когда рождался новый, западный мир. Средневековый Запад зародился на развалинах Римской империи после ее раздела (на Западную и Восточную) в 395 году. Решающую роль в этом процессе сыграли варварские нашествия V века. Были утрачены многие важные достижения античной культуры. На территории Западной Римской империи возникли варварские королевства, такие как: королевство вестготов (Испания), остготов (северная Италия), франков (Франция), англосаксонское королевство (Англия). Местное население ассимилировалось с пришельцами. Варвары – новые хозяева Европы – принесли с собой искусство во многом противоположное римскому. Они практически не знали каменной архитектуры, живописи, скульптуры, поскольку в своей кочевой жизни не испытывали в них нужды. У них было широко распространено орнаментально-прикладное искусство. Два стиля было в искусстве: полихромный, т.е. многоцветный стиль и абстрактно-звериный стиль. До 7 века фигура человека в искусстве варваров почти не встречается. Долгое время в варварском искусстве преобладали элементы язычества и идолопоклонства. С IV по IX вв. произошел переход к «христианскому миру». Христианство составило фундамент всего уклада средневековой жизни Европы. Учитывая горькие уроки римского общества, в котором сложился своеобразный культ физических удовольствий и наслаждений, христианство отдало предпочтение душе, духовному началу в человеке. Оно призывало человека к самоограничению во всем, к добровольному аскетизму, к подавлению чувственных, физических влечений тела. Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и неодинаковым в различных странах. Если в Византии церковь зависела от сильной императорской власти, то на Западе, напротив, церковь заняла особое положение. Римские епископы, с 4 века именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции. В раннем средневековье появились ереси (особое вероучение). Одним из орудий борьбы с ересью была инквизиция (розыск, церковный суд). Наряду с еретиками карались вольнодумство, ведьмы, колдуны, знахари и др., которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Несчастных сжигали на кострах. Огромную роль в средние века играло монашество. В начале 13 век возникли так называемые «нищие монашествующие ордены», монахи которых бродили по городам и селам и жили подаяниями, завоевывая «личной бедностью» сочувствие у народа, оказывая при этом большое влияние на народную культуру. Система образования в Западной Европе оказалась в руках церкви. Уровень преподавания в разных школах и в разные периоды был неодинаков. В 10-11-м веках развитие умственной жизни заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Меньше стало переписываться рукописей. Книг было мало, и стоили они очень дорого. В начале 11 века учебник «Грамматика» стоил столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранялся высокий уровень преподавания. В конце 11- начале 13 в. начинают открываться университеты (Болонский – в Италии, Оксфордский, а затем Кембриджский университеты – в Англии). Средневековая университетская наука называлась схоластикой, то есть школьной наукой. Главная ее задача состояла не в поиске и приращении нового знания, а в школьном усвоении уже накопленого. Схоластика опиралась на церковные авторитеты и недооценивалась роль опыта как метода познания. Средневековье было временем частых войн, поэтому военному делу и оружию уделялось тогда огромное внимание. Символом эпохи стал тяжеловооруженный всадник – рыцарь. Рыцарство сформировалось к XI веку. Однако с наступлением эры огнестрельного оружия рыцари стали бесполезны, и ушли с исторической арены, оставшись лишь на страницах романов. В рыцарской литературе выделим «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», баллады о Робин Гуде. Рыцарская лирическая поэзия достигла вершины в придворной поэзии трубадуров. Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца. Постепенно развивается архитектура. В 10-12 вв., а в Италии и в Германии и в 13 веке господствующим в Европе был романский стиль архитектуры. Здания были четкие и простые, строгие и даже суровые, а иногда и мрачные. Это храм-крепость или замок-крепость с толстыми стенами и узкими окнами и дверями. Во второй половине 12 века во Франции появляется уже готический стиль в архитектуре, который царил в Европе четыре столетия. Основа готического собора – высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки, и перекрещивающиеся на большой высоте. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. Линии сходились где-то там, наверху, в бесконечном пространстве, у престола Бога. Был очень крутой скат крыши. Конус превращается в шпиль. Стены построек стали тоньше, в них появились огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами – витражами. Постройки украшались также скульптурами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. В 11-12 вв. во Франции зародилась городская культура. Она была представлена творчеством жонглеров, которые выступали как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Зарождается театр. Вершиной средневекового театра принято считать мистерию – духовную драму. Сюжеты брались из Священного писания. В мистерии участвовало, обычно, все население города. Действие продолжалось в течение нескольких дней. Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок. Они умели искренне и беззаботно радоваться и веселиться. Простой народ создал особую смеховую культуру (всеобщее веселье на праздниках, карнавалах: шутки, игры, взрывы смеха). По мере развития готики меняются и костюмы. Дамы начинают изощряться в головных уборах: их шапки растут, достигая невозможной высоты, а платья делаются настолько длинными, что в них невозможно ходить. Для ношения шлейфов потребовались прислужницы. Появились вуали. У мужчин стало модным носить в волосах страусовые перья. В целом культура западноевропейского средневековья, при всей неоднозначности ее содержания, занимает достойное место в истории мировой культуры.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы