Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В каждой из областей исследования культуру определяют по-своему.



Поэтому существует несколько самостоятельных подходов к рассмотрению феномена культуры:

1. Антропологический подход Антропология –наука о происхождении и эволюции человека. Антропосоциогенез – процесс совместного зарождения и развития человека и общества. Выделяют: · физическую антропологию, · философскую антропологию, · социальную антропологию, · культурную антропологию, · психологическую антропологию т.д. Антропологический подход к культуре разработан следующими учеными, зарубежными и российскими этнографами, этнологами (история этнографии) и антропологами: Д.Н. Анучин, К. Клакхон, А.Л. Кребер, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Л. Морган, Э.Б. Тайлор и др. Антрополог изучает все аспекты той или иной территории: биологические особенности человека, язык, технику, социальное устройство, приспособляемость к окружающей среде. Первоначально объектом анализа социальной и культурной антропологиибыли изолированные племена и отдельные деревни, сегодня – это современные промышленные предприятия, отдельные учреждения, школы, вузы, больницы и т. п. Основным объектом и предметом остается область повседневных взаимодействий в рамках жизненного мира человека. Антропологический подход к исследованию культуры отличается целостностью анализа социокультурных явлений. В региональных исследованиях антрополог изучает все аспекты той или иной территории: биологические особенности человека, язык, технику, социальное устройство, приспособляемость к окружающей среде. При этом антрополог не отрицает значения специализированных исследований, проводимых социальными психологами, экономистами, юристами, политологами.
2. Философский подход Философский подход стремится к рациональному объяснению всего бытия. Философия выступает теоретическим выражением человеческих ценностей и человеческого отношения к миру.
3. Аксиологический – ценностный подход Аксиология – это наука о ценностях. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданнъх человечеством. Ценности – это осознанные, социально значимые для духовного и физического развития людей явления и процессы. Культура содержит: · ценности-идеалы, нормы и стандарты поведения, которые регулируют поступки и отношение людей друг к другу, к обществу, природе.Нормы – это правила поведения людей в обществе. · материальные вещи, которые производят люди. Культура воплощает в себе все самое ценное, все самое важное с точки зрения сообщества людей - то, что они хотели бы поддержать и сохранить для будущих поколений.
4. Деятельностный подход; системный подход Человек активно преобразует мир, поэтому деятельность – основная характеристика человеческой жизни, всей истории человечества. В результате деятельности людей создается материальная и духовная культура. Культура – процесс творческой деятельности человека.
5. Функциональный подход; личностно-атрибутивный подход Культура – характеристика самого человека. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Физические и духовные качества человека, его отношение к миру – это есть культура человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре.
6. Семиотический (символический) или знаковый подход Семиотика - наука о знаках. Культура представляет собой совокупность знаков и знаковых систем, символов, текстов, которые используются людьми во взаимодействиях друг с другом, при осмыслении природы и в практической деятельности. Знаковые системы: - язык, при помощи которого мы общаемся и передаем информацию; -мифы; - фольклорные и литературные произведения, - картины, - фильмы, - религиозные ритуалы и т.д. Они несут огромную информацию о мире и о том, как он устроен, сообщают о том, как должны себя вести члены общества, что хорошо, а что плохо, что считается правильным, а что неправильным. Именно поэтому говорят, что культура - это небиологическая знаковая система.
7. Технологический подход Культура представляет определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико-экономических показателей развития общества, его энерговооруженности, технологии и других параметров. Рассматривают культуру с точки зрения развития техники и технологий.

 

3. Структурные элементы и функции культуры.

 

Культура – это сложная многоуровневая система. Культура имеет очень сложное строение.

1. Выделяют две основные формы существования культуры: предметную и личностную. Предметная форма – внешняя форма. Это предметы, продукты труда, готовые результаты человеческой деятельности. Личностная форма - это форма живых человеческих потребностей, знаний людей. Это развитие самого человека, его творческих сил, способностей.

Источником развития культуры является деятельность каждого нового поколения. Эта деятельность осуществляется в каждый конкретный исторический период на базе того, что было создано до него более ранними поколениями и обязательно включает в себя наследование, освоение и переработку прошлого опыта. Существует культурная преемственность между поколениями.

Развитие культуры – это единство освоения предшествующей культуры и создания новых культурных ценностей. В ходе освоения предметная форма культуры переходит в личностную, становится внутренним достоянием человека. А в процессе творческой деятельности культура из личностной формы переходит в предметную, когда человек реализует свои способности, знания в новых результатах деятельности. Таким образом, личностная и предметная формы культуры диалектически взаимосвязаны между собой. Осваивая накопленный опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой.

2. Основными сферами человеческой деятельности является материальное и духовное производство. В связи с этим разделяют материальную и духовную культуру.

Материальная культура – это средства производства, средства потребления; культура труда; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура и т.д.

Синоним материальной культуры – «искусственная среда».

Материальная культура помогает дать правильное представление о культуре народа, уровне его развития в различные эпохи. Помогает узнать, что потреблял человек, насколько были развиты его потребности и т.д.

Но в процессе жизни люди производят не только средства производства, но и свое сознание. Таким образом, существует и духовная культура.

Духовная культура - это познавательная и интеллектуальная культура. Это производство общественного сознания в его различных формах (мировоззрение, мораль, правовое сознание, эстетическое сознание и др. ). Это процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картины, скульптур, научных открытий, религиозных учений.

Духовная культура обладает рядом особенностей по сравнению с культурой материальной. Это деятельность по преимуществу умственная, хотя может включать в себя и работу с материалами (скульптор).

Духовная культура относительно самостоятельна. В различные периоды она либо опережает развитие экономики, т.е. материальной культуры, либо отстает.

3. Культуру подразделяют по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур.

Национальная культура – это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляется как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности ведения хозяйства, традиции труда и производства и т.д.) сферах жизни и деятельности.

4. Культура социальных общностей, субкультура. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, социальных, профессиональных и др.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Выделяют субкультуру классовую, городскую, сельскую, профессиональную, молодежную, пожилых людей, национальных меньшинств и т.д.

5. Доминирующая культура и контркультура. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.

6. Элитарная, народная и массовая культура.

Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием.

Культура выполняет в обществе большое количество функций, которые зависят от ее конкретно-исторического содержания. В современной научной литературе существует множество классификаций этих функций. Основные функции культуры:

- гуманистическая (человеко-творческая);

- трансляции (передачи) социального опыта. Культуру считают социальной памятью человечества;

- познавательная (гносеологическая);

- нормативная (регулятивная) функция. Она связана с регулированием различных сторон деятельности людей. Эта функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право;

- семиотическая (знаковая) функция. Культура представляет собой определенную знаковую систему. Без изучения знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Собственными знаковыми системами (языками) располагают: музыка, живопись, театр, математика, физика, химия, биология;

- ценностная (аксиологическая) функция. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. «Поддерживает ли спонсорство культуру?»
  2. II. Методология исследования культуры в современных культурологических концепциях.
  3. IV. Основные направления исследования
  4. S: При зондировании кариозной полости определяют
  5. SWOT-анализ объекта исследования, группировка ключевых факторов повышения уровня жизни населения
  6. А. Повторить исследования сыворотки, взятой через 10 дней
  7. Актуальность темы, наличие достаточного объема теоретического материала по исследуемой проблеме и информации об объекте исследования позволяют приступить к написанию теоретического раздела работы.
  8. Алхимия, астрология, мистика и ереси средневековья, их влияние на европейскую культуру.
  9. Анализ результатов выборочного исследования
  10. Анализ социальной профилактики семейного неблагополучия (результаты исследования)
  11. Анкетирование как метод исследования
  12. Аппаратура для исследования помехоподавляющих свойств фильтра


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь