Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
Культурогенез – это зарождение и развитие культуры, постоянное самообновление культуры, порождение новых культурных форм и систем. Когда возникли термины «культура» и «цивилизация»? · Термин «культура» возник в Древнем Риме. · Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Термин «цивилизация» возник в новое время, в XVIII веке. Существуют две версии авторства термина «цивилизация»: 1. Шотландский философ А. Фергюссон. Он разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации. Под цивилизацией он имел в виду последнюю высшую ступень общественного развития. 2. Французские философы-просветители. Они использовали этот термин в двух смыслах: широком и узком. · В широком смысле - означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. · В узком смысле - означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVПI века. Впоследствии к указанным взглядам добавлялись все новые и новые. В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом. В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях. Что такое цивилизация? Цивилизация – в широком смысле – это уровень, ступень общественного развития, после периода варварства; в узком – только материальная культура. Некоторые считают, что это синоним культуры. Цивилизация – локальная межэтническая общность, возникшая в результате длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между народами, проживающими в одном регионе, у которых общая историческая судьба, сложился высокий уровень сходства их социальной организации и регуляции, правовых и политических систем, форм хозяйственного уклада и т.д. Понятия культуры и цивилизации не тождественны. Они имеют много общего, но между ними существуют и различия. Три основные точки зрения на соотношение культуры и цивилизации: Первая точка зрения. Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют существенные различия. Английский историк Арнольд Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Вторая точка зрения. Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходство, так и важные различия. Французский историк Фернан Бродель считал, что цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность, прежде всего, духовных явлений. Третья точка зрения. Резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Немецкий философ, культуролог Освальд Шпенглер – автор концепции циклического развития культуры. В книге «Закат Европы» (1918-1922) говорит, что цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. В цивилизации господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Концепция О. Шпенглера основана на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации. Более приемлемыми представляются первые две точки зрения к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между культурой и цивилизацией действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. В повседневной жизни мы не слишком различаем их. Цивилизованность предполагает наличие некоего уровня культуры, а культура, в свою очередь, включает в себя цивилизованность. Когда появились культура и цивилизация? Культура сформировалась раньше, и в этом смысле она старше цивилизации, которая сложилась на стадии, пришедшей на смену эпохе варварства. Цивилизация возникла в результате неолитической революции (в железном веке) благодаря которой в эволюции человечества произошли глубокие изменения, главным из которых был переход от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящей технологии (земледелие и скотоводство). На протяжении многих веков ведутся споры о том, что именно отделяет одну цивилизацию от другой. Было выделено множество критериев, среди которых наиболее важными являются: 1) географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу (Ш. Монтескье, Л. Л. Мечников); эта концепция получила название географического детерминизма; 2) особенности технологического развития (А. Тойнби), 3) религия (А. Тойнби, М. Вебер); 4) особенности этнической истории (Л. Н. Гумилев); Язык. Существуют разнообразные точки зрения на классификацию цивилизации. Классификация цивилизации Три основные стадии эволюции цивилизации: 1) аграрная, характерная для рабовладельческого и феодального общества; 2) индустриальная, связанная с капитализмом; 3) постиндустриальная, вызванная научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.
В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть: · глобальной, то есть мировой, · континентальной (например, европейская), · национальной (французская, английская), · региональной (североафриканская). Часть ученых предлагает разделить все цивилизации на два типа: · техногенная цивилизация - характерна для Западной Европы, · психогенная - для восточных стран (например, индийская цивилизация). Классификация ученых-востоковедов. Они полагают, что изначально цивилизация распалась на два «древа» – Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития, из которых «естественным» и «нормальным» признается восточный, тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение.
«Культура» и «цивилизация» имеют отличия. В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны устойчивая организация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация. В культуре особое значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость, новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало. Относительная независимость культуры и цивилизации, и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними. В современном обществе цивилизация все больше преобладает над культурой. Происходит стагнация общественного развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начала. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции Н.Я Данилевского, О.Шпенглера.
Цивилизационные теории получили развитие в трудах ряда видных историков и социологов еще с середины XIX века. Это работы Н.Я.Данилевского «Россия и Европа», О.Шпенглера «Закат Европы», А.Д.Тойнби «Исследование истории», П.Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество», Л.Гумилева, Макса Вебера др. Общественно-историческое развитие человечества осмысливается в виде теории круговорота локальных цивилизаций.
Концепция локальных культур Н.Я.Данилевского
Н. Я. Данилевский, крупный русский философ XIX века. Рассматривал конкретные культуры как организмы. Исходил из сравнения цивилизаций с растениями. На этом основании он утверждал, что любая культура имеет как начало своего существования, так и конец, то есть смерть. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы