Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. 3. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО



КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Структура культурологического знания сегодня включает философию культуры, социологию культуры, историю культуры, культурную антропологию, культуру повседневности, теоретическую и прикладную культурологию, морфологию культуры и другие смежные области научного знания.

Философия культуры. Философский подход к культуре направлен на выявление особенностей культурно-исторического развития человечества. Знания о развитии культуры, выделение таких ее исходных оснований, как культура – природа; культура и общество; культура — человеческая деятельность, культура — личность. Рассматриваются философско-культурологические идеи; отношения культуры и цивилизации, типологии культур, проблема «Запад» — «Восток», место России в мире; проблемы культурной универсализации в мире, глобальные проблемы современности и др.

Важное место здесь принадлежит трудам таких мыслителей, как И.Г. Гердер [«Идеи к философии истории человечества»], Г.В. Гегель [«Философия истории»], К. Маркс [«Немецкая идеология»], В.С. Соловьев [«Философские начала цельного знания»], Н.А. Бердяев [«Воля к жизни и воля к культуре»], Л.А. Уайт [«Энергия и эволюция культуры»], К. Леви-Стросс [«Структурная антропология»], Ж.Ф. Лиотар [«Состояние постмодерна»], С. Хантингтон; таким антропологам, как Э.Б. Тайлор [«Первобытная культура»], Дж. Фрезер [«Золотая ветвь»]; классикам психоанализа: З. Фрейд [«Тотем и табу», «Недовольство культурой»]; К.Г. Юнг [«Архетип и символ»] и др.; направлению «философия жизни»: В. Дильтей; Ф. Ницше [«Рождение трагедии из духа музыки»]; Э. Кассирер (концепция «символических форм»); Й. Хейзинга [«Homo Ludens] «игровая» теория культуры; Г. Риккерт [«Науки о природе и науки о культуре»] проблемы культурных ценностей и др.

В философии культуры так же рассматриваются: теория «осевого времени» К.Ясперса [«Истоки истории и ее цель»]; теории «локальных» цивилизаций: Н.Я. Данилевский [«Россия и Европа»], О. Шпенглер [«Закат Европы»], А. Дж. Тойнби [«Постижение истории»], П.А. Сорокин [«Социокультурная динамика»] и др.

Социология культуры синтез социологического и культурологического знания и имеет теоретическую и практическую направленность. При исследовании культуры используются социологические методы.

Культуру рассматривают здесь с точки зрения социальных функций (аксиологическая, нормативная, сохранения традиций, интегрирующая, коммуникативная, информативно-познавательная, морально-регулятивная, игровая, латентная и др.).

Рассматриваются отношения культуры, как части социальной системы и ее структур; социальные отношения; социальные институты культуры; социальные формы культуры; динамика культуры; национальная культура; элитарная и массовая культура; культурные традиции; культурная модернизация; межкультурные коммуникации. Как отдельные «субкультуры», выделяют группы, сословия, классы (страты), отличающиеся своим статусом, возрастом, этническими, психологией, социальными интересами (субкультуры этнических меньшинств, маргиналов, молодежные субкультуры и др.).

В социологии культуры рассматривают социальные формы бытия культуры; социокультурную динамику; социальную мобильностьиндивидов, групп населения (изменения своего общественного положения); социальные статусы и стратификацию (расслоение) общества; социальную среду, нормативное поведение, приобретение социального опыта, формирование социально-психологических типов.

Социология культуры рассматривает деятельность организаций культуры и образования; социокультурные проблемы семьи, способы воспроизведения и передачи культурного опыта от одного поколения к другому; изучает взаимосвязи между культурой и экономикой, политикой, наукой, образованием и др.

Практический аспект социологии культуры — концепции культурной политики государства и деятельности культурных институтов (структур общества, связанных с функционированием культуры, сохранением культурного наследия); социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование; культурологического образования; исследования социализации личности и т. д. Социокультурные процессы всех регионов образуют содержательный контекст развития культуры России.

Культурная антропология (от лат. — «cultura» и греч. «anthropologia» — наука о человеке) рассматривает природно-биологические и социальные феномены, лежащие в основании любой культуры. Рассматриваются проблемы культурогенеза, мифа, религиозные верования; традиционные культуры, этнические культуры и их взаимодействие; особенности различных языков, других средств коммуникации, общения, информационного обмена и пр.

Культурная антропология дает более полную картину жизни в сотворенной человеком среде. Рассматриваются этапы развития культуры от дикости, варварства к «цивилизации».

В культурной антропологии широко используются данные археологии, мифологии, этнографии, лингвистики, религоведения, языкознания, фольклористики, истории, социологии, философии и др. Культурантропология широко использует материалы естественных наук, имеющих отношение к жизнедеятельности человека. В западной науке приоритет в культурологическом знании принадлежит культурной антропологии.

История культуры изучает историю материальной и духовной культуры, но является не столько историко-хронологическим описанием развития культуры, как теоретическим анализом культурно-исторического процесса. История культуры выступает сегодня как история древних, сменявших друг друга, так и существующих сегодня цивилизаций.История культуры включает изучение мировоззренческих идеалов и духовных ценностей, материальных памятников, все наследие мировой и отечественной культуры.

Историко-культурные исследования опираются на историю общества, филологию, литературоведение, историю религий, наследие мировой художественной культуры, историю искусства и пр., используя новые, культурологические подходы.

Выделяются исследования историко-культурной специфики религий, искусствоведческие и литературоведческие исследования культуры, исследования мифологии, лингвистики, эстетики, семиотики (теория знаковых систем) и др.

Понятие «историческая культурология». Вопрос состоит в том, тождественны или нетождественны понятия «историческая культурология» и «история культуры». Есть мнение, что «историческая культурология» — некорректный термин, ибо «неисторической» культурологии быть не может. Наиболее верным будет представление, что «историческая культурология» объединяет культурологические подходы к истории культуры, но, по сравнению с историей культуры, более теоретична. В целом же, круг анализа истории культуры и исторической культурологии сходен — от описания исторического развития и прогресса культуры к теоретическому анализу этих процессов.

Характерен синтез на базе теории и философии культуры историко-культурных, социокультурных и психологических знаний, что позволяет исследовать проблемы ментальностей, этнопсихологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной культуры) и др. Так, представители французской «Школы Анналов» (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и др.) в 20-е гг. ХХ века создали направление под названием «Новая историческая школа», связанное с исследованиями историко-психологических изменений ментальности (своеобразия восприятия картин мира человеком в различных культурах).

Со «Школой анналов» связано развитие такой области культурологического знания, как « Культура повседневности». В различных социальных условиях и группах она выступает как в общности культурных универсалий, так и в их своеобразии. Для характеристики культуры повседневности в целом, типичен образ жизни какого-либо этноса, одной цивилизации. Каждый человек находится «в лоне» повседневной культуры (жизненный опыт, быт, труд, отдых, традиции, обычаи, обряды; этикет, церемонии, ритуалы, манеры, нравы и пр.).

Различны культура «верхних» слоев общества и «народных масс», культура города и села. Картину различного образа жизни и культуры показывает кастовое деление общества в Индии; сословное в царской России и др. В середине XIX в. русские этнографы И. Забелин и А. Терещенко опубликовали исследования по бытовой повседневной культуре таких различных социальных групп России, как крестьяне и царский двор.

В отечественной науке видными исследователями культуры повседневности являются А. Я.Гуревич [«Категории средневековой культуры»], петербургский культуролог В. Д. Лелеко [«Пространство повседневности в европейской культуре», СПб., 2002].

Экологическое направление в культурологиивыступает за сохранение культурного наследия (академик Д. С. Лихачев), гуманистические отношения человека с миром природы (писатель и публицист С. Залыгин и др.).По мнению директора Государственного научно-исследовательского института искусства и культуры, А.И. Комича, в России только зарождается система охраны культурно-исторических памятников. Это касается финансирования и ответственности федеральных и региональных органов, осуществляющих управление, охрану, сохранение памятников культурного наследия.


Поделиться:



Популярное:

  1. VIII.2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  2. Анализ современного опыта организации досуга детей младшего школьного возраста
  3. Взаимоотношения современного человека с природой, обществом и самим собой.
  4. ВОПРОС 2. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
  5. Вопрос 5. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  6. Глава 4. Два аспекта свободы для современного человека
  7. Глава I. Очерк современного развития Китая
  8. Глобализация как фактор развития современного мира
  9. ДВА АСПЕКТА СВОБОДЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  10. Занятие 1. Орфоэпические нормы современного русского языка
  11. Информационные связи предприятия. Документооборот. Цели, задачи и основные принципы современного делопроизводства.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь