Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Сущность и смыслы культуры



1. Кто из ученых проанализировал культуру с четырех точек зре­
ния: временной или вневременной, обобщающей или уточняющей?

а) Л. Уайт;

б) Э. Трельч;

в) К. Ясперс.

2. Как называется область научного познания, где изучаются
проблемы существования человека в природной и искусственной
среде?

а) социология;

б) философия;

в) антропология.

3. Кто из английских антропологов является автором трудов:
«Первобытная культура», «Введение к изучению человека и циви­
лизации (Антропология)»?

б) Г.Г. Гадамер;

б) Э.Б. Тайлор;

в) М. Мид.

4. Какая классификация определений культуры не входит в клас­
сификацию А. Кребера и К Клакхона?

а) описательные, исторические и нормативные определения;

б) психологические, структурные и генетические определения;

в) мифологические, религиозные и трансцендентные определе­
ния.

5. Какая культурологическая школа опиралась на тезис родона­
чальника немецкой культурной антропологии В. Дильтея о принци­
пиальном несовпадении предмета «наук о духе« и «наук о природе»? а) культурно-историческая школа;

б) социологическая школа;

в) антропологическая школа.

6. Теория «культурных кругов» Ф. Гребнера развивалась как на­
правление:

а) структурализма;

б) функционализма;

в) диффузионизма.

7. Кто считается основателем социологической школы?

а) П. Сорокин;

б) Платон;

в) В. Вебер.

8. Кто из ученых является автором работы «Протестантская
этика и дух капитализма», основателем «понимающей социологии»?

а) Т. Парсонс;

б) М. Вебер;

в) М. Хайдеггер.

9. Харизматический тип господства по М. Веберу:

а) основан на рациональном восприятии власти, определяется
интересами господствующих и подчиненных;

б) базируется на незыблемости традиций;

в) основан на эмоциональном восприятии власти, когда господ­
ствующие используют свои способности убеждать и увлекать массы
подданных.

10. Какие авторы являются представителями структураль­
но-символического направления?

а) Э. Кассирер, К Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, Ю.М. Лот-
ман;

б) Ф. де Соссюр; Ч. Пирс; Ч. Моррис; Г. Фишер; М. Блок;

в) все перечисленные.

11. Что не является сущностной характеристикой культуры?

а) содержательное наполнение совместной жизни людей;

б) физиологическое существование человека;

в) ненаследуемая биологическая информация.

12. Что такое артефакт?

а) искусственно созданный объект: материального свойства, об­
разец поведения, художественный образ и т.п.

б) исторический факт;

в) все перечисленное.

13. Структура культуры предполагает, что:

а) элементы системы находятся в иерархическом отношении друг
к другу;

б) устойчивые элементы культурной системы находятся в опре­
деленном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая
ее стабильность, воспроизводство, возможность трансляции куль­
турного опыта;

в) все элементы системы хаотически влияют друг на друга, обес­
печивая ее существование.

14. В соответствии со структурой культуры, предложенной Э.А.
Орловой, выделяются два уровня культуры:

а) естественнонаучный и гуманитарный;

б) трансцендентный и рациональный;

в) обыденный и специализированный.

15. В рамках специализированной культуры организационный
блок включает в себя:

а) образование, просвещение, массовую культуру;

б) религиозную, художественную, философскую, научную куль­
туру;

в) хозяйственную, политическую, правовую культуры.

16. Какие каналы трансляции социально значимого опыта суще­
ствуют, согласно концепции Э.А. Орловой?

а) сфера образования, СМК, учреждения культуры;

б) экономика, политика, право;

в) наука и техника.

17. Кто из ученых занимался проблемами массовой культуры,
введя в научный оборот термины «человек толпы», «человек-мас­
са»?

а) Д. Белл;

б) Э. Тоффлер;

в) X. Ортега-и-Гассет.

18. Какие сферы проявления массовой культуры выделяются?

а) «субкультура детства», массовая образовательная школа,
средства массовой информации, система национальной или государ­
ственной идеологии;

б) массовая социальная мифология, индустрия рекламы, моды,
индустрия физического имиджа, индустрия досуга, Интернет;

в) все перечисленное.

19. Какие основные функциональные блоки культуры выделил
Т. Парсонс?

а) экономический, политический, философский, религиозный;

б) адаптивный, целедостигающий, интегративный, функции вос­
производства культуры;

в) все перечисленные.

20. Какие можно выделить функции культуры?

а) социализации и инкультурации, ценностную, коммуникатив­
ную, познавательную, информационную, деятельностную, символи­
ческую;

б) рациональную и эмоциональную;

в) все перечисленные.

Тема 3. Типология культуры

1. Типологизация культуры—это:

а) метод научного познания, с помощью которого все многооб­
разие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в
различные типы;

б) характеристика различных культур;

в) типы различных личностей.

2. Что такое тип культуры?

а) расчленение социокультурных объектов и их группировка по
общим основаниям;

б) сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в
одно множество культур и отличает это множество культур от дру­
гих;

в) все перечисленное.

3. Кто из ученых является создателем концепции «идеальных ти­
пов»?

а) Дж. Хофстед;

б) А.Е. Гленн;

в) М. Вебер.

4. Что такое основание типологизации культур?

а) признак, по которому устанавливается общность культур;

б) единство многообразия культур;

в) общечеловеческие характеристики культуры.

5. Основаниями типологизации культур могут выступать:

а) этнографические, пространственно-географические, хроноло­
гически-временные критерии;

б) социальные критерии, по формам мышления, ценностные
критерии, формы обмена информацией;

, в) все перечисленные.

6. Для типологизации культуры необходимо два условия: выбор
основания и...? Что это за условие?

а) познавательная цель (задача);

б) информация;

в) свобода выбора.

7. Каковы хронологические рамки эпохи неолита?

а) 3 млн. лет до X тыс. до н.э.;

б) VI тыс. до н.э.— до III тыс. до н.э.;

в) III тыс. до н.э.— I тыс. до н.э.

8. Классический период древнегреческой культуры:

а) III—II тыс. до н.э.;

б) XI—IX вв. до н.э.;

в) V—IV вв. до н.э.

9. Период средневековой культуры продолжался:

а) с III по X в.;

б) с V по XVII в.;

в) с I по V в.

10. Началу эпохи Просвещения соответствует:

а) X в.;

б) XIX в.;

в) XVIII в.

11. На базе какого основания происходит выделение традицион­
ного и инновационного типа культуры?

а) обмен информацией;

б) универсализм-стандартизация;

в) социальный критерий.

12. Какие познавательные задачи ставит типологизация культур
по формам мышления?

а) позволяет проследить точки психологического напряжения и
найти регуляторы-для снятия напряженности;

б) позволяет увидеть, как организовывается в данном обществе
в определенном.социокультурном пространстве взаимодействия, на
что они ориентированы;

в) позволяет определить как в той или иной культуре осуществ­
ляется выбор решения, как определяется ситуация, на базе чего от­
бирается информация какого качества.

13. В рамках этнографии выделяются следующие классифика­
ции культур:

а) географическая и лингвистическая;

б) хозяйственно-бытовая и антропологическая;

в) все перечисленные.

14. Как называется работа Н.Я. Данилевского, в которой он
представил концепцию культурно-исторических типов?

а) «Смысл и назначение истории»;

б) «Россия и Европа»;

в) «Кризис нашего времени».

15. Какова познавательная задача типологии культур Н.Я. Дани­
левского?

а) обосновать гипотетическое существование 4-основного куль­
турно-исторического типа;

б) обосновать кризис западноевропейской культуры;

в) представить концепцию языка культуры.

16. Для какого ученого цивилизация—это старость культурного
организма, переход от творчества к бесплодию, преимущество мате­
риалистических взглядов, вырождение искусства, невостребован­
ность таланта и гения; переход от органического состояния к неор­
ганическому?

 

а) X. Ортега-и-Гассет;

б) Ф. Ницше;

в) О. Шпенглер.

17. Как называется работа Ф. Ницше, в которой он предлагает
деление культур на аполлонические и дионисийские?

а) «Рождение трагедии из духа музыки»;

б) «Homo Ludens. Опыт-определения игрового элемента куль­
туры»;

в) «Будущее одной иллюзии».

18. П. Сорокин в работе «Кризис нашего времени» выделяет
два основных типа культуры:

а) гуманитарный и естественный;

б) антропологический и феноменологический;

в) идеациональный и чувственный.

19. Какие эпохи выделяет К Ясперс в работе «Смысл и назна­
чение истории»?

а) прометеевская, эпоха Великих цивилизаций, осевое время,
научно-техническая эпоха;

б) первобытнообщинная эпоха, рабовладельческая эпоха, фео­
дальная эпоха, капиталистическая эпоха;

в) дикость, варварство, цивилизация.

20. Основное деление субкультур в культуре:

а) на традиционные и инновационно-авангардные;

б) на временные и вневременные;

в) на позитивные и негативные.

Тема 4. Социокультурная динамика

1. Кто из ученых считал, что вера в закон прогресса сковывает
историческое воображение?

а) Г.Г. Гегель;

б) К. Маркс;

в) К- Поппер.

2. Через какие эпохи человечество последовательно проходит,
согласно закону трех состояний О. Конта?

а) мифологическая, героическая, революционная эпохи;

б) цикличная, привычная и актуальная эпохи;

в) теологическая, метафизическая и эпоха позитивных наук.

3. Какие существуют макро-модели социокультурного развития?

а) статические и динамические;

б) циклические, эволюционные, социально-синергетические;

в) позитивные и негативные.

4. В какой последовательности проходит смена обществен­
но-экономических формаций, согласно марксистской концепции?

а) первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, ка­
питалистический, коммунистический;

б) первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, ком­
мунистический, капиталистический;

в) первобытнообщинный, феодальный, рабовладельческий, ка­
питалистический, коммунистический.

5. Какую идею разрабатывал О. Шпенглер в работе «Закат Ев­
ропы»?

а) полицикличности исторического процесса;

б) эволюционности истории;

в) прогресса в историческом развитии.

6. А. Тойнби в работе «Постижение истории» утверждал, что ка­
ждая цивилизация проходит в своем развитии стадии:

а) эпохи богов, эпохи героев, эпохи людей;

б) генезйеа, роста, надлома, разложения, гибели и смены;

в) детства, юности, зрелости, старости.

7. Что П. Сорокин считал основой социокультурной динамики?

а) изменение ценностной доминанты в культуре;

б) влияние других культур;

в) классовую борьбу.

8. Какой ученый, проанализировав экономическое развитие,
сформулировал в 20-х годах XX столетия теорию циклов мировой
конъюнктуры, фиксирующую волнообразно-циклический характер
динамики капиталистического хозяйства?

а)А. Тойнби;

б) О. Шпенглер;

в) Н.Д. Кондратьев.

9. Какой главный фактор определяет цикличность динамики, по
мнению Й. Шумпетера?

а) ценности;

б) мироощущение;

в) инновации.

10. Кто из ученых разрабатывал идеи цикличности политической
жизни?

а) И.Р. Пригожий;

б) А. Шлезингер;

в) Л. Февр.

11. Какие идеи разрабатывал Л.Н. Гумилев в работе «Этногенез
и биосфера Земли»?

а) цикличности в динамике этнических систем;

б) связи динамики с ландшафтными изменениями;

в) пассионарности;

г) все перечисленные.

12. Какие стадии волновой динамики выделяет Э. Тоффлер в ра­
боте «Третья волна»?

а) аграрная, индустриальная, информационная;

б) присваивающая, капиталистическая, научно-техническая;

в) все перечисленные.

13. Какие фазы становления цивилизации рассматривает Ю.
Яковец?

а) зарождение, развитие, рост, процветание;

б) зарождение, становление, зрелость, упадок, реликтовый пе­
риод;

в) возникновение, совершенствование, надлом, гибель.

14. Что фиксирует теория смены аналитического и синтетиче­
ского типов информационных процессов в культуре?

а) эмоциональных и рациональных процессов;

б) смену лево-полушарных и право-полушарных типов познава­
тельных предпочтений;

в) все перечисленное.

15. Какие типы эволюционных концепций принято выделять?

а) однолинейная, универсальная, многолинейная;

б) линейная и двухлинейная;

в) линейная и зигзагообразная.

16. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «глобальный
эволюционизм»?

а) КЭ. Циолковский;

б) В.И. Вернадский;

в) Н.Н. Моисеев.

17. Кто считается основателями синергетики?

а) И.Р. Пригожий и Г. Хакен;

б) М. Харрис и Дж. Стюарт;

в) все перечисленные.

18. Синергетическая парадигма рассматривается как:

а) знаково-символическая модель культуры;

б) вариант циклической модели культуры;

в) комплексное научное направление, включившее в себя дости­
жения неравновесной термодинамики, теории управления, теории
сложных систем и информации.

19. Что такое аттрактор в синергетике?

а) многоуровневая структура системы;

б) точка бифуркации;

в) тенденция структурирования системы, формирования поряд­
ка.

20. Чем (из ниже перечисленного) не характеризуются процессы
самоорганизации в нелинейных системах?

а) развитие осуществляется через неустойчивость, в точках би­
фуркации происходит переход в качественно иное состояние;

б) хаос необратимо действует на все возможные состояния;

в) новое появляется как непредсказуемое, но в то же имеющееся
в спектре возможных состояний;

г) настоящее не только определяется прошлым, но и формирует­
ся из будущего, развитие необратимо.

 

Тема 5. Язык культуры

1. Актуальность проблемы языка культуры связана:

а) с проблемой понимания;

б) с проблемой диалога культур;

в) с проблемой осмысления культуры;

г) все перечисленное.

2. Фундаментальный характер языка культуры заключается в
том, что:

а) язык—это продукт культуры;

б) язык—структурный элемент культуры;

в) язык—условие культуры;

г) все перечисленное.

3. Какова классификация языков культуры?

а) естественные, искусственные, вторичные;

б) естественные и неестественные;

в) природные и искусственные.

4. Какие языки относятся к вторичным?

а) языки программирования;

б) миф, религия, искусство;

в) все перечисленные.

5. Семиотика — это:

а) наука о возникновении арготических выражений;

б) наука о языках межнационального общения;

в) наука о знаковых системах или семиозисе культуры и знаковой
коммуникации.

6. Кто из ученых считал основой изучения знаковых систем сами зна­
ки?

а) Ф. де Соссюр;

б) Ч. Пирс и Ч. Моррис;

в) Ю.М. Лотман.

7. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «семиология» и по­
нимал ее как часть социальной психологии?

а) Ж. Лакан;

б) Р. Барт;

в) Ф. де Соссюр.

8. Что означает термин «семиосфера», введенный Ю.М. Лотманом?

а) универсальное семиотическое пространство, существующее по оп­
ределенным закономерностям;

б) часть ноосферы;

в) часть биосферы.

9. Какие разделы содержит семиотика?

а) эволюционный, информационный, революционный;

б) социальный и гуманитарный;

в) семантика, синтактика, прагматика.

10. Кто из ученых считается основателем современной герменевти­
ки?

а) В. Пропп;

б) Г.Г. Гадамер;

в) К- Ясперс.

11. Герменевтика занимается:

а) интерпретацией смыслов;

б) истолкованием знаковых систем;

в) истолкование текстов.

12. Что такое мемы?

а) единицы культурной информации, выраженные в текстах;

б) биологическая память человечества;

в) все перечисленное.

13. Какие артефакты культуры в рамках современной герменев­
тики можно отнести к текстам?

а) книги и рукописи;

б) архитектурные сооружения;

в) картины, интерьер;

г) все перечисленное.

14. Кто из представителей герменевтики утверждал: «Для меня
текст безграничен. Это абсолютная тотальность. Нет ничего вне
текста»?

а) Г. Гадамер;

б) Ж- Деррида;

в) В. Дильтей.

15. Как называется материальный предмет (явление, событие),
выступающий в качестве объективного заместителя некоторого дру­
гого предмета, свойства или отношения, и используемый для приоб­
ретения, хранения, переработки и передачи информации?

а) знак;

б) текст;

в) артефакт.

16. Для кого из ученых термины «сигнал» и «знак» идентичны?

а) Ж- Деррида;

б) Р. Барт;

в) Э. Кассирер.

17. Какая классификация знаков существует в семиотике?

а) реальные и нереальные знаки;

б) иконические знаки, знаки-индексы, знаки-символы;

в) естественные, искусственные, вторичные знаки.

18. Символ — это:

а) универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставле­
ние предметного образа и глубинного смысла;

б) многозначное понятие, предполагающее подражание природе;

в) термин для обозначения искусственно созданных артефактов.

19. Кто является автором работ «Умозрение в красках» и «Два
мира в среднерусской иконописи»?

а) П. Флоренский;

б) Е. Трубецкой;

в) В. Кандинский.

20. Какое направление в науке использует методологию синтеза семиотических и герменевтических подходов?

а) неоэволюционизм;

б) неофрейдизм;

в) постструктурализм.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.114 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь