Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Старовавилонский период (20 – 17 вв. до н.э.)



В первой половине 20 в. до н. э. наиболее значительной в Двуречье была так называемая старовавилонская культура. Она оформилась в результате важного политического преобразования. Царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), также аморей, правивший на среднем те­чении Евфрата, объединил области Шуме­ра и Аккада в одно государство под гла­венством города Вавилона (в переводе «Ворота бога»).

Не только отдельные произведения ис­кусства, но и сам город Вавилон этой эпо­хи сохранились чрезвычайно плохо, фраг­ментарно. Стиль исполнения дошедших до нас произведений Старовавилонский поры сви­детельствует о жизненности в то время традиций шумеро-аккадского искусства.

Яркий памятник старовавилонского периода - стела Хаммурапи (Рис. 117) - диорит, высота 2 метра. Рельефная композиция на стеле символична. Это инвеститура — сцена получе­ния царем Хаммурапи знаков власти от бога солнца Шамаша. На лицевой стороне - сцена передачи богом солнца и правосудия знаков власти - жезла и магического кольца царю. На второй стороне высечены 282 закона - первый в истории человечества свод законов.

В связи с общегосударственной значи­мостью стелы с высеченными на ней кли­нописью законами рельеф, очевидно, был исполнен не рядовым художником. Ком­позиция из двух фигур бога и царя, поме­щенных друг против друга, отличается уравновешенностью. На неровной, сильно выступающей, почти трехгранной лицевой поверхности камня достичь этого было не­просто. Складки одежд и пряди волос пер­сонажей проработаны, прорезаны живо­писными углублениями, с расчетом на иг­ру света и тени. Лицо царя, худое, с силь­но запавшими щеками и выделяющимися высокими скулами, портретно. Последнее обстоятельство особенно ясно подтверж­дает высокий художественный уровень исполнения памятника. Становится не­сомненным восприятие нововавилон­скими художниками реалистических достижений аккадского искусства.

Пластику старовавилон­ского периода столь же ярко представляет диоритовая мужская голова от статуи, возможно, царя Хаммурапи. При монументаль­ной компактности общего объема головы все части ее переданы пластически мягко и живописно. Несомненна портретность резких, волевых, даже суровых черт узко­го лица с впалыми щеками.

В бронзовой фигуре молящегося, посвя­щенной Хаммурапи (Рис. 118), а возможно, самого царя Хаммурапи с позолоченными лицом и руками, аналогично переданы все формы и силуэт: в меру обобщенно и в то же время с плавными пластичными переходами. Обрамленное бородой лицо также индивидуализирование и пролеплено тонко, так что создается живая игра светотени.

Памятники 18 в. до н. э. из города-госу­дарства Мари (современный Телль-Хари-ри), на среднем Евфрате, с западной ок­раины Вавилонии, являются ценнейшим свидетельством о характере, стиле старо­вавилонского искусства. Главой Мари был правитель Зимрилим.

Археологическими раскопками открыты руины дворца Зимрилима, который пред­ставлял собой обширный архитектурный ансамбль. Строили этот дворец из сырцо­вого кирпича на протяжении второй поло­вины 3 тысячелетия до н. э.

Дворец был возведен возле зиккурата конца 3 тысячелетия до н. э. и древних го­родских храмов Мари. В комплекс поме­щений дворца входили два небольщих хра­ма, один из которых был посвящен богине Иштар.

План дворца традиционен для архитек­туры Двуречья. Покои царя, комнаты для знатных посетителей, помещения, в кото­рых работали писцы и где хранился хозяй­ственный архив клинописных документов, были размещены вокруг больших и малых дворов, парадных, замощенных и более скромных по оформлению. Солнечный свет проникал в помещения через двери, выходящие в эти открытые дворы, и сквозь отверстия — отдушины под потолком.

Входы во дворец фланкировали башне­образные, крепостного облика выступы. Этот прием восходит к архитектуре шу­мерийцев конца 40в. до н. э. В целом дворцовое сооружение было гран­диозным и монументальным.

Однако славе дворца Зимрилима, еще во времена, когда жизнь в нем кипела, спо­собствовали также его настенные росписи. Они украшали парадную часть дворца и личные апартаменты Зимрилима. На ниж­них цокольных частях стен были нанесе­ны декоративные орнаментальные полосы. Кроме того, две крупные сюжетные компо­зиции удалось частично восстановить из мелких кусков штукатурки с росписью. На одной из них три не полностью со­хранившиеся фигуры из сцены жертвоприношения (Рис. 119). Это, очевидно, часть риту­альной процессии, которую возглавляет жрец и некто огромного роста — царь или бог (Париж, Лувр).

В центральной части второй компози­ции, окруженная рамкой, изображена сцена инвеституры, в которой знаки власти от бога принимает царь Зимрилим. Немного ниже — богини источают из священных сосудов свежую воду. По сторонам же этих двух главных сцен, справа и слева от них, фигуры быков и фантастических животных — грифонов, которые олицетворяют представления о силах природы. Так же симметрично, по одной с каждой стороны от первых двух, самых важных по смыслу изображений помещены две крупные фигуры молящих­ся богинь. Кроме того, рядом с богинями возвышаются четыре стройных дерева. Два из них — финиковые пальмы, на каж­дой из которых находятся по два человека, срезающие плоды. Композиция в целом строго организована, очень ясно передан ее основной смысл: мысль об обеспечении плодородия, продолжении жизни.

Первая из восстановленных композиций построена построчно. В ней размером вы­делена фигура главного персонажа. Во второй росписи, при такой же смысловой разномасштабности фигур, все ее элемен­ты скомпонованы симметрично. Обе систе­мы построения были выработаны в искус­стве Двуречья еще в течение 4 тысячеле­тия до н. э. Все изображения прорисованы четкими, свободно нанесенными коричне­во-красными контурами. Внутри эти силу­эты расцвечены плоскостно, минеральными красками: сгармонированы между собой части красно-коричневого, желтого, сине­го, зеленого, черного и белого цветов.

Круглая скульптура разного времени также была открыта во дворце Зимрилима. Есть среди находок произведения прибли­зительно середины и второй половины 3 тысячелетия до н. э., близкие по стилю к пластике Южного Двуречья раннединастического периода. Типична базальтовая полутораметровая статуя правителя — патэси Мари по имени Иштуп-Илум. Фронтальна постановка этой фигуры, статичны, скованны поза в целом и движение молитвенно сомкнутых у гру­ди рук. Орнаментально переданы пряди и завитки волос, усов и бороды, бахрома одежды.

Высокими художественными качества­ми отличается и алебастровая статуя боги­ни Иштар (Рис. 120) из ее храма во дворце Зимрилима. Будучи не­многим более одного метра в высоту, она очень монументальна. Это качество сооб­щает статуе спокойная фронтальная по­становка, а также очень небольшая рас­члененность общего цилиндрического объема фигуры и каждой части ее, выде­ленной лишь крупной массой. Платье бо­гини мягко ниспадает до земли тяжелым колоколом. Опоясывающие одеяние легкие складки оживляют эту колоннообразную форму. Слегка выступают из-под припод­нятого спереди края юбки пальцы и ступ­ни богини. Верхняя часть скульптуры — торс и голова в сферической шапке — тиа­ре, которая увенчана двумя массивными большими рогами, плавно загнутыми надо лбом, — завершает это изваяние подобно капители. Богиня представлена красивой женщиной с широким лицом, дышащим внутренней силой. Голова и торс выполне­ны в полном соответствии с объемной и плавной лепкой нижней половины статуи.

Город-государство Мари в течении почти четырёх тысячелетий был союзником Вавилона. Но в конце этого срока существование его было пресечено захватническим походом царя Хаммурапи. Войны, осадив и взяв город и дворец, разграбили всё и разрушили.

 

 

3.3. Искусство периода Нового Вавилона.

 

С конца 2 тысячелетия до н. э., после падения касситской династии, Вавилония находилась в состоянии полной экономи­ческой и политической беспомощности, слабости. Ее земли захватывали, тесня друг друга в военных столкновениях, ас­сирийцы, эламитяне и кочевые сирийские племена. Чрезвычайно слабые правители страны были не в силах осуществлять централизованное руководство государст­вом

Новое кратковременное возвышение Ва­вилона началось с конца 7 в. до н.э., ког­да (в 626 году до н. э.) верховную власть в Вавилоне захватил военачальник Набопаласар. Ему удалось не только разгромить сильно ослабевшее к тому времени асси­рийское государство, опустошить и разру­шить многие его города, в том числе Ни­невию (после ее захвата в 612 г. до н. э.), но и включить в состав Вавилонии быв­шие владения Ассирии, а также большую часть Двуречья, Элама, всю Сирию, Фи­никию и Палестину.

Царствование Набопаласара, таким об­разом, было годами непрекращающихся захватнических войн. Его сын, царь Наву­ходоносор II (605—562 гг. до н. э.), про­должал завоевательную политику отца. Кроме того, он начал осуществлять гран­диозное храмовое, оборонительное и ирри­гационное строительство в разных пунк­тах государства, в первую очередь, в городе Вавилоне, который вновь, после длителыюго перерыва, превратился в крупнейший торговый, культурный и ре­лигиозный центр страны.

Развитие всей культуры времени Ново­го Вавилона происходило под сильным воздействием культуры разгромленной им Ассирии. Как в ассирийском, так и в но­вовавилонском искусстве и архитектуре продолжали жить композиционные, сти­листические достижения предшествую­щих этапов развития искусства Двуречья.

Архитектура была главным видом ново­вавилонского искусства. Ярким свидетель­ством этого является город Вавилон, пре­вращенный за десятилетия его последнего расцвета в целостный по планировке и стилю архитектурный ансамбль.

Расположенный на обоих берегах Ев­фрата, Вавилон имел в плане вид вытяну­того прямоугольника и был разделен ре­кой на две части. Более древние районы, так называемый Старый город, находи­лись на восточном берегу. Обороне Вави­лона служили четыре комплекса зубча­тых стен с башнями — контрфорсами из сырцового и обожженного кирпича с до­бавлением каменной кладки, а также глу­бокий ров. Длина внутренней стены была свыше 3 км, а внешних — 18 км. Попасть в город можно было через восемь ворот-бастионов, посвященных разным богам. От каждых ворот начинались прямые широ­кие улицы, так называемые прецессион­ные дороги, которые четко делили город на большие участки. Типичная пла­нировка возведенных из сырцового кир­пича жилищ, усадеб Вавилона — груп­пировка помещений вокруг центрального двора.

В го­роде, который был средоточием религиоз­ной жизни державы, существовало 53 зна­чительных, крупных храма и несколько сотен небольших святилищ и алтарей.Главнейшим из них было святилище верховного бога Мардука-Эсагила, представлявшее собой священный участок площадью в 16 гектаров. Его обширная территория была выделена среди жилых кварталов города тем, что ее окружала двойная стена, массивностью своей созда­вавшая впечатление крепостной твердыни: в стене имелось 12 входов-ворот. Глав­ные, «священные» ворота, вводили на территорию святилища Мардука-Эсагилы с самой важной прецессион­ной дороги, проложенной от ворот Иштар. Напротив этих ворот, на другой стороне священного участка, находился громад­ный массив прославленного в веках зиккурата, так называемой Вавилонской башни.

Ещё одним памятником нововавилонской архитектуры является Зиккураг Этеменанки «Дом основа­ния небес и земли», построенный архитек­тором Арадаххешу, имел квадратное осно­вание 91, 5x91, 5 м и возвышался на 90 м. Основная его масса была возведена из сырцового кирпича. Поверхность же вся была облицована обожженным кирпичом, который скреплял битум. Стены семи сту­пеней Этеменанки вздымались вертикаль­но, а не наклонно, как в более ранних зиккуратах. Каждую из стен всех террас, как и в архитектуре Шумера, членили ши­рокие лопатки. Благодаря этому приему (как и ранее) подчеркивалась устремлен­ность сооружения ввысь. Завершал зиккурат храмик, стены которого были, вероят­но, облицованы голубым глазурованным кирпичом. Увенчивали храмик, считав­шийся жилищем Мардука, мощные позо­лоченные рога быка — символ плодородия, символ этого бога.

На первую террасу зиккурата можно было подняться по трем лестницам, две из них шли вдоль, а третья — перпендику­лярно ее южной стороне. На вторую тер­расу всходили по двум лестницам вдоль западной и двум — вдоль восточной сте­ны. На следующие ярусы до самого верха вела, очевидно, лестница, которая обвива­ла их, как спираль.

Величественный зиккурат Вавилона был разрушен в конце 6 в. до н. э., при за­хвате города персидским царем Ксерксом. В 4 в. до н. э., когда Вавилония была включена в эллинистическое государство Александра Македонского, сделали попыт­ку восстановить зиккурат. Сильно обвет­шавшую «башню» разобрали, рассчитывая отстроить ее заново — на новом место. Од­нако в связи со смертью Александра стро­ительные работы так и не были осущест­влены.

Неотъемлемой частью нововавилонского искусства является такое архитектурное сооружение как ворота богини Иштар-Аибуршабу. Ворота состо­яли из четырех башен, очень массивных, квадратных в плане (Рис. 121). Миновав арочный проход между двумя первыми башнями, меньшего размера, и аркой же перекрытый проход меж двух более высоких башен. Поверхность башен была облицована в 6 в. до н.э. глазурованным кирпичом-изразцами (Рис.122)

При царе Навухудоносоре также были возведены «Висячие сады Семирамиды» (Рис. 123) - одно из семи чудес света. Это было многоярусное сооружение, на уступах цветы, кусты и деревья, - зеленое чудо в пустынной местности. В 538 г. до н. э. Вавилон был завоеван персидским царем и присоединен к иранскому государству Ахеменидов.

В Вавилоне также существовало несколько пышных царских резиденций-дворцов.

Небольшое число сохранившихся рельефов и круглой пластики нововавилонского периода по стилистическим признакам близко к ассирийским. Однако в них отсутствуют изображения прославляющие царей, а также сцены войны и охот, типичные для Ассирии.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1500; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь