Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.



Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно- исторических типов.

Знакомство с мировой культурой- неотъемлемая часть интелектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально- экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру.

Важнейшая задача культурологов- анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

Одна из основных проблем культурологической науки- вопросы теории и истории мировой культуры.

Курс культурологии дает понимание того, что любая материально- практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

Современная культурология объединяет целый ряд дисциплин, каждая из которых обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этой наукой. Эти дисциплины можно очень условно подразделить на теоретические и исторические.

Теоретическая ветвь включает в себя:

– философию культуры, которая изучает наиболее общие проблемы существования культуры;

– теорию культуры – изучение закономерностей развития и функционирования культуры;

– морфологию культуры – изучение различных форм существования культуры, таких, например, как язык, миф, искусство, религия, техника, наука.

Историческая ветвь, в свою очередь, включает:

– историю культуры, которая занимается типологией культур, сравнительным анализом развития различных культурно-исторических типов;

– социологию культуры, которая исследует функционирование культуры в обществе, взаимосвязь общественных и культурных процессов.

– практическую культурологию, которая определяет, на каком уровне человеческая деятельность приобретает характер культурной. Очевидно, что для каждой исторической эпохи этот уровень своеобразен.


5.Методы культурологии.

Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.

В их ряду сравнительно-исторический метод. Он позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам.

 

Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними.


Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах и успешно применяется для понимания, например, языка искусства средневекового христианства.

 

Биографический метод предполагает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей его времени.
6.Социальные институты культуры.

ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ
Как мы видели, одни и те же институты могут выполнять функции, относящиеся не только к культуре, но и к другим сферам социальной регуляции, а подчас именно к культуре они имеют вторичное или косвенное отношение: а) государство осуществляет прежде всего властные функции, хотя при этом так или иначе проводит культурную политику и воздействует на культурные процессы; б) политические партии, профсоюзы и общественные движения «выясняют отношений» между социальными группами и регионами, а вместе с тем влияют на содержание культурной жизни; в) университеты и научные центры отнюдь не замыкаются в сугубо образовательных или научных функциях, а зачастую соединяют то и другое, а иногда становятся и элементами политической системы; г) рынок как основной экономический институт выполняет также и функцию регуляции культурной деятельности, хотя и подвергая при этом культуру деформации в соответствии со складывающейся на нем обстановкой. Все эти институты так или иначе дополняют друг друга и взаимодействуют (или конфликтуют) друг с другом, создавая сложную и многофакторную обстановку для самой культуры.

Эта многофункциональность и взаимосвязь во многом усложняет деятельность той социальной группы, которая и составляет «кадры» культуры как социального института.
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир-человек» дополнительное опосредующее образование — сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия.


7. Этимология и история слова «культура».

Этимология слова Культура

Слово Культура имеет древнее происхождение и состоит из двух корней: Культ (от кельтских жрец ов-друидов) - почитание, и Ур (санскрит) - огонь, свет.

История слова " культура"

Слово культура (cultura) появилось в латинском языке. Оно происходило от colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать.

Впервые слово " культура" встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э), который назывался " De agri cultura". Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое " нравиться" должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры.

Римляне употребляли слово " культура" с каким-нибудь объектом в родительном падеже, т.е. только в словосочетаниях, означающих совершествование, улучшение того, с чем сочеталось: " culture juries" - выработка правил поведения, " culture lingual" - совершенствование языка и т.д.

Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) в своих " Тускуланских беседах" употребил слово " культура" в переносном значении, назвав философию " культурой души" (" cultura animae" ), иначе, он считал что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.

 

В 18 веке перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturale - природа.

В значении самостоятельного понятие " культура" появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к " человеку искусственному", воспитанному в обществе, в противоположность человеку " естественному", необразованному.

Культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Т.е. к культуре относилось только то, что касалось развития, самосовершенствования человека. Таким образом, не все, что являлось результатом деятельности людей, можно было назвать " культурой".

В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово " культура" запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 году книгу " Опыт истории культуры человеческого рода".

А спустя два года вышел в свет первый том книги И.Г. Гердера (1744-1803) " Идеи к философии и истории человечества", где слово " Kulture" уже перестает служить метафорой, но наполняется философским содержанием. Гердер первым предложил употреблять термин " культура" во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур.

В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый - господство над природой с помощью знания и ремесел, второй - духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант и Гегель, почти не употребляли слово " культура". Гегель заменял его термином " Buildung" (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.

Появление слова " культура" в России

Слово " культура" вошло в русский язык довольно поздно - в середине 30х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексконе зафиксировала выпущенная И.Ренофанцем в 1837 году " Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов". Этот словарь выделял два значения слова " культура": земледелие и образованность. Чуть позже " культура" появляется и в " Карманном словаре иностранных слов" Н. Кириллова, изданном в 1845 году. Однако за год до выхода в свет словаря Ренофанца, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию " культура", но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774-1847) " Основные начертания общей и частной физиологии...". Именно он и ввел в научный обиход термин " культура" , тем самым содействовал становлению собственно культурно-философских идей в России.


8. Многозначность понятия «культура».

Культура оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение и деятельность людей. Однако только в последние годы менеджеры начали понимать и ценить значение общей культуры для производства. Культура – это многоплановое и многозначное явление.

Прежде всего культура (1) – это инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.

Культура (2) – это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых существ. В соединении с биологической эволюцией культура не только помогла человечеству выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе.

Культура (3) – это также усвоенное поведение и знание, которое интегрируется группой и разделяется членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой. Некоторые виды поведения могут быть результатом конкретных специфических обстоятельств жизни группы, зависеть от климата, географического положения, проявляться в момент опасности, открытия. Часто члены группы упорно сохраняют поведение, причина которого давно забыта. Такое поведение также является частью культуры.

Согласно Ф. Кроберу и Ф. Клукхону культура (4) –это отличительная особенность человеческих групп и состоит из явных и неявных устойчивых, повторяющихся способов поведения. Основа культуры включает традиционные, имеющие исторически обусловленное происхождение идеи и специфику их прикладного использования. Системы культуры могут, с одной стороны, рассматриваться как продукт деятельности людей, с другой – как создание условий для элементов будущего действия.

Таким образом, культура – это то, что:

· разделяется всеми или почти всеми членами некоторой социальной группы;

· передается старшими членами группы младшим;

· формирует поведение (мораль, законы, обычаи)


9. Взаимосвязь культуры и цивилизации.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь