Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особняк М. Кшесинской в Петербурге. (А.И. Гоген).



Особняк Кшесинской — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт-Петербурге.

Построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» архитекторомА. И. фон Гогеном для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров принимал участие архитектор А. И. Дмитриев.

Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича имайоликовой плитки, декоративного металла. Внутреннее пространство организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом.

Интерьеры были оформлены в стиле модерн. В советское время оформление было утрачено, но, начиная с середины 1980-х, частично восстановлено.

Проект и постройку особняка Кшесинская заказала академику архитектуры А. И. фон Гогену.

Становление его проходило на рубеже XIX-XX веков в мучительном преодолении эклектики. Поборники модерна стремились к кардинальному обновлению и эстетическому преображению предметно-пространственной среды, отказываясь от исторических стилей и отыскивая нетрадиционные средства выразительности. Они пытались достичь органической целостности сооружений, то есть внутреннего единства плана и композиции, функции и образа. Принципам нового стиля отвечали свободная планировка, которая диктовалась соображениями удобства во взаимном расположении помещений, активная взаимосвязь пространств, полная динамики асимметричная композиция с различными по размерам и конфигурации проемами. Если ранний модерн тяготел к текучести форм, преобладанию кривых линий, то зрелый — к более строгим рациональным решениям, изысканной ясности и геометрической четкости.

Показательно, что верхняя граница каменной облицовки не соответствует реальному делению внутреннего пространства, уровню этажей. Наоборот она разрезает по горизонтали окна, вернее простенки между ними. Тем самым зрительно деформируется архитектоника фасадов. Это чисто формальный прием, нередко встречавшийся в модерне, который далеко не всегда подчинялся рациональной логике. И все же рациональное начало преобладает в композиции здания. Оно состоит из четких геометрических блоков. Дворовые фасады отличаются рафинированной простотой. Архитектор заставляет любоваться гладью стен, тщательностью выполнения облицовки, выверенными пропорциями окон. Он вслед за К.К. Шмидтом и Р.А. Берзеном, выводит на фасад открытые металлические перемычки окон. Оригинальны плоские металлические карнизы простого рисунка. Эти элементы вместе с навершиями дымовых труб свидетельствуют о зарождении в модерне культуры «хай-тэк».

Внешний облик здания дошел до нас практически без изменений — во многом благодаря долговечным и прочным материалам. К сожалению, иной оказалась судьба интерьеров. Почти во всех помещениях отделка была уничтожена. В первоначальном виде сохранились лишь вестибюль, аванзал и лестница, да и те — с утратами.

Ансамбль интерьеров особняка Кшесинской отличался широким спектром стилевых решений. В этом проявилась инерция эклектики с ее методом свободного выбора форм. Обращение к мотивам неоклассики в оформлении центральных помещений объяснялось тем, что представления о парадности устойчиво ассоциировались с традиционными монументальными стилями. К тому же в те годы уже нарождалось ретроспективное направление, воскрешавшее высокие образы классики. Но в тех случаях, когда фон Гоген и Дмитриев были вольны в своем выборе, они отдавали предпочтения модерну.

В интерьерах особняка на равных правах сосуществуют новый стиль и историческиенеостили. Но в главных чертах — построении плана и объемной композиции, организации пространства, рисунке фасадов — убедительно и оригинально воплощены генеральные идеи модерна. Все это позволяет считать особняк Кшесинской одним из выдающихся произведений нового стиля в Петербурге.

 

 

Училищный дом имени Петра I в С-Петербурге

1902-1912

В начале века (в 1912 году) построен и Городской училищный дом имени Петра Великого, замыкающий набережную. Торжественная закладка здания была приурочена к 200-летию основания Петербурга. Однако к строительству долго не приступали: проводился конкурс на лучший проект. Приняли проект, предложенный совсем молодым тогда архитектором А. И. Дмитриевым. Автор не мог, конечно, не учесть, на каком месте возводится дом, и широко применил приемы и формы, характерные для зодчества первой половины XVIII века, — так называемого петровского барокко. Высокий, словно игла, шпиль, кровля с переломом на голландский манир, оконные переплеты, дробленные на мелкие части, фасад, окрашенный в два цвета — голубой и белый...

Архитектору помогал известный художник и историк искусств A. H. Бенуа. Картуш на главном фасаде, скульптурные группы атлантов на фронтоне, большие часы-витраж с белым стеклянным циферблатом и черными стрелками — все это сделано по рисункам художника. Полутораметровый бронзовый поясной бюст Петра I, помещенный в нише третьего этажа, отлит по модели скульптора В. В. Кузнецова. Петр изображен в богатой кирасе, в императорской горностаевой мантии. Ниже бюста фигурки ангелов держат щит с надписью: Отцу Отечества. По обеим сторонам даты: 1703— 1903.

В стиле петровского барокко были выдержаны и многие интерьеры, в частности Актового зала, который украшают панели из расписных изразцов. Их изготовили под наблюдением художника-керамиста П. К. Ваулина. Изразцы были сделаны в стиле XVIII века, в чем легко убедиться, побывав, например, в Екатерининском дворце города Пушкина. На них нанесены надписи в духе петровского времени, изображены жанровые сценки, но больше всего тут рисунков кораблей. Модели кораблей, вырезанные из дерева, подвешены к потолку. Автором этих моделей был скульптор С. А. Евсеев, впоследствии создавший вместе с архитектором В. А. Щуко памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала и бюсты К. Маркса и Ф. Энгельса в саду у Смольного.

После революции здание некоторое время занимала трудовая школа. В начале Великой Отечественной войны здесь формировались батальоны народного ополчения. Еще шла война, когда в стране стали создаваться суворовские и нахимовские училища. Была поставлена благородная задача — собрать сирот, родители которых погибли на фронтах, создать этим детям благоприятные условия для жизни и учебы. 29 октября 1944 года за парты в здании на Петровской набережной сели 400 ребят. На груди многих из них — сыновей полков, бывших юнг —блестели медали за участие в боях. С тех пор в Нахимовском училище было много выпусков.

 

 

Картина К.А.Сомова «Арлекин и смерть»

1907г. Акварель, гуашь.

(Девочки, про эту картину в интернете вообще ничего не написаноL пишу то, что есть в тетрадке)

Относится к Ретроспективной линии «Мира Искусства».

-возвращение к прошлому(18в.-в первую очередь это рококо)

-представл. фантастическая сцена

-2 плана: в глубине-штампы рококо (звездное небо, влюбленная пара); на переднем плане Арлекин и смерть (скелет в черном плаще)

-работа построена как рамка-обрамление ветвями деревьев

 

 

Картина М.С.Добужинского «Человек в очках»

1905-1906гг

-портрет поэта и критика К.А.Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель.

-Относится к урбанистической линии станковых работ «Мира искусства».

-мужская фигура на фоне огромного окна, за которым пейзажный фон в виде серого города и засаженных полей.

-присутствует дух импрессионизма

Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейщим историческим наследием в пору социальных катостроф. Типичные для его пейзажей 1900-1910х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности.

 

Скульптура России рубежа XIX-XX вв.

Скульптура рубежа 19-20 вв.

Скульптура больше не является тем жанром, который отстает от живописи. Она развивается также стремительно как и живопись. Прямолинейность истолкования сюжетов исчезает. И методы образного мышления символических ходов приобретают большее значение. Необычайно выразительным становится материал. Любой замысел задумывается под конкретный материал.

Материалы: дерево, песчаник, гранит, бронза, майолика, пластилин и др.

Ставится проблема цвета (полихромии) в скульптуре. Сначала это была раскраска, и материал не учитывался. Со временем раскраска употреблялась осторожно: тонкое подсвечивание, морилка.

- Произведения были публичными, т.о. решались не только художественные, но и социальные задачи. Скульптура становилась стержневым явлением.

Для скульптуры данного периода характерно:

- свобода самовыражения

- психологизм образов

- использование приемов импрессионизма. Расширились возможности пластики: стало цениться острое впечатление от натуры; разработанная светотень; контуры прерывистые, угловатые, но в то же время выразительные; скульптура растворяется в потоках света

- появляется новая фактура: она передает непосредственную пластику. Сочетание отшлифованных и шероховатых поверхностей

- скульптура была невероятно содержательна, т.е. продолжаются реалистические методы.

Мастера: Павел Трубецкой, Анна Голубкина, Серг. Конёнков, Ник. Андреев и др.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь