Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Творческое объединение «Мир искусства» рубежа XIX-XX вв.
Мир искусства (1898—1924) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Предыстория «Мира искусств» началась с группы «Невские пиквикианцы», образованной в 1887 г. учащимися петербургской частной школы Карла Мая — А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым для изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины. «Союз русских художников». «Союз русских художников» — организация, возникшая в России в феврале 1903 г. после прекращения деятельности «Мира искусства» и объединения бывших «мирискусников» с группой молодых московских художников, бывших членов Товарищества передвижных художественных выставок. Начало их выступлению было положено в 1901 г. совместной выставкой «тридцати шести», имевшей большой успех в Москве. «Союз русских художников» объединил практически всех крупных мастеров живописи Петербурга (Бенуа, Добужинский, Сомов) и Москвы (Архипов, Васнецов, Иванов, Коровин, Малютин, Рылов, Юон и др.) того времени. Однако, противоречия внутри «Союза» привели в 1910 г. к его расколу. Часть художников организовала новое объединение «Мир искусства» под председательством Н. Рериха. Программа СРХ окончательно определившаяся после выхода из него группы петерб. художников характеризуется демократической направленностью, интересом к русской природе и самобытности народной жизни, декоративностью живописной манеры, иногда тяготением к импрессионизму. Члены СРХ могли выставлять свои работы «без жюри», что дало возможность им реализовывать себя в разных направлениях. Это объединило очень непохожих мастеров. Именно увидев эту возможность развития к ним примкнули мирискустники. «Союз русских художников» просуществовал до 1923 г., организовал 18 крупных выставок в Москве, Петербурге, Киеве и Казани. Даже если работа продавалась в Москве её обязательно экспонировали по другим городам. Тем самым выполнялась миссия продвижения русского искусства. СРХ активно представлялся и на иностранных выставках. Московская школа живописи, представленная в итоге СРХ представлена в основном станковой живописью (п. отличаются в этом смысле универсальностью). Определяет русский дух и качество масляной живописи, где большую важность приобретает фактура. Это очень полнокровная, энергичная живопись (в отличие от эстетизма п.). Представители, в основном пейзажисты. Работающие на пленэре, отличающиеся широтой и свободой письма. С появлением авангардного искусства интерес к характерно русскому здесь несколько поугас. Для московской школы характерно тяготение к живописности, почвенничество в национальном самоизучении, непосредственное отношение к природе и жизни. Искусство, привязанное к плоти вещей и цвета. Обращение к современности. Отказ от многоаспектных, панорамных пейзажей, интерес к отдельным аспектам реальности. Союзники проявили себя не только в качестве живописцев, но и как активные общественные деятели, активно подключившиеся к рев. движ. 1917 г. Все союзовцы вели активную педагогическую деят-ть. Они показали всю Россию – деревянные избы, колокольный звон и т. д., их называли «выставкой национальной живописи». Свой вклад в успехи пейзажной живописи внесли и участники возникшего в 1903 году выставочного объединения «Союз русских художников» и предшествовавшего ему Общества 36-ти художников. В массе они были воспитанниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества, последователями В. Д. Поленова, поклонниками И. И. Левитана, иногда его учениками, а также сторонниками и учениками В. А. Серова, К. А. Коровина, в основном близкими импрессионизму. Другое направление, но в сфере того же «Союза русских художников» возглавляли ученики А. И. Куинджи по Академии художеств: А. А. Рылов, участники выставок «Мир искусства», входившие в это объединение Н. К. Рерих, К. Ф. Богаевский, склонные к героико-романтическому мировосприятию, работавшие над картинными формами пейзажа, тогда как представители первого направления в основном культивировали непосредственный этюд с натуры. Общее движение живописцев к свету, колористическому единству привело к бурному развитию этюдной деятельности, ибо каждый видел, как в мастерской гаснут и тускнеют краски, такие свежие и живые в самой породе. Работе в мастерской стали предпочитать работу на открытом воздухе. Пейзажный этюд приобретал самостоятельную эстетическую ценность (здесь привлекала свежесть, единство освещения и колорита, тонкая передача состояния природы). Эти наблюдения в основном стали основным импульсом творчества. В общем характерно: o Внимание к изучению отдельных предметов, но к передаче общего момента o Поиск композиции в самой натуре, достижение впечатления жизненной непосредственности o Быстрота работ, небольшие размеры этюда Грабарь, Петровичев и Туржанский продолжали линию левитановских пейзажей.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы