Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стиль «модерн». Особенности архитектуры модерна.
Термином " модерн" определяют архитектуру, сознательно и резко восставшую против подражательности, каноничности, выступившую с программой обновления зодчества и выражения особенностей времени с помощью приемов и средств, его характеризующих. Модерн не создал нового стиля в традиционном понимании, стиля как системы единообразных художественных форм, выполняющих роль стилеобразующего фактора. Самая общая черта - органическая целостность в отличие от иерархичности арх прошлого. Соотношение полезного и прекрасного в модерне характеризуется диалектическим единством противоположных начал. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или стилям эклектики, в модерне не существует. Принципу проектирования здания " снаружи-внутрь", от предустановленной формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный - " изнутри-наружу". Форма плана и объема не задана изначально, а вытекает из особенностей пространственно-планировочной структуры сооружения. Не противопоставление здания среде, иерархическое деление пространства на парадное и утилитарное, противопоставление улицы внутренним дворам, а естественное включение построек в окружение. Не сооружения, организующие парадное пространство, а здания в относительно однородном пространстве - так можно сформулировать градостроительную установку модерна. Она предполагает единство сооружения и среды, уличного и внутридворового пространства, ценностную однородность различных по своему функциональному назначению городских территорий. Модерн отказывается от применения специальной художественной, имеющей только содержательно-декоративное значение системы, он за применение утилитарных форм, трактуемых художественно. Архитектурно переосмысленное утилитарное, польза выступают одновременно и как художественное, красота, эти две роли неотделимы. "...архитектура в высшем ее понимании - это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят". Возьмем к примеру самый массовый тип сооружений - доходный дом. Фасады их словно очищаются от украшений - от колонн, пилястр, наличников, руста и так далее. Благодаря этому отчетливей выступает на фасаде однородность структуры доходного дома. Изначально присущие ему функциональные элементы - окна, остекление лестничных клеток, подъезды, эркеры и балконы, карнизы, ограждения балконов и крыш, козырьки над подъездами, переплеты оконных рам - наделяются декоративными качествами. Это особенно видно на примере такой детали, как оконный проем. Никогда прежде на фасадах доходных домов не встречалось такого богатства и разнообразия форм и размеров окон, которым придается вялая криволинейная, круглая, овальная, полуциркульная, квадратная или обычная прямоугольная форма, углы то скашиваются, то скругляются, количество вариантов скосов и скруглений также исключительно велико. И хотя окна нестандартной формы и размеров употреблялись на фасадах доходных домов в малом числе (значительно большие возможности разнообразить форму и размеры окон давали особняки), они резко выделялись на фоне равномерного ритма и однородной формы основной массы окон. Модерн знает два типа декора. Первый - декор, непосредственно сплавленный с конструкцией, неотделимый от нее, от функционального. Он обычно пластичен. Это обрамление окон, оконные и дверные переплеты, перила лестниц, сливающийся с плоскостью стены, словно вырастающий из стен и уходящий в нее рельеф. Второй тип декора - графичный, линейный орнамент, живопись, майоликовый панно - всегда подчеркнуто нефункционален и противопоставлен конструктивной форме. Но в том и другом случае декор модерна преимущественно орнаментален в отличие от декора эклектики, который обычно архитектурен. Невыраженность граней, слитность отдельных деталей декора и функциональных элементов создают впечатление изначальной, стихийной подвижности и жизненной энергии, пронизывающей и одухотворяющей архитектурные формы. Телу здания присущи качества живого, развивающегося организма, амбивалентного по своей природе, наделенного силами роста, биологической и духовной жизнью. В системе композиций модерна нет и намека на иерархичность. Им органически несвойственна дифференциация на главное и второстепенное, на художественно-выразительные акценты и нейтральный фон. Фактически композиция любого здания модерна строится на взаимодействии различных по своему назначению элементов - собственно утилитарных, но художественно переосмысленных (силуэт здания, форма карнизов, ритм и форма оконных проемов, фактура и цвет облицовочных материалов), и чисто " декоративных". Последние, как правило, входят в композицию на правах одного из средств, подчиняясь общему замыслу. Стилизация - принцип формообразования в модерне. Стилизаторство предполагает по возможности точное воспроизведение мотивов. Стилизаторство - принцип формообразования эклектики, стилизация - принцип модерна. В основе стилизаторства лежит анализ, в основе стилизации – синтез. Стилизация не просто допускает, она предполагает искажение, утрировку форм источника, отказ от частностей во имя наглядности передачи принципа, ибо цель ее - не исторически достоверное воспроизведение отдельных единичных форм прототипа, а создание на их основе сооружения, формы которого приведены в соответствие с духом современности. Модерн избегает геометрически четких форм, прямых линий и углов, строго вертикализма поверхностей. Едва уловимая неправильность или сознательно подчеркнутая плавность. Желанием выразить изначально заложенную в каждом объекте и стихийно проявляющую себя жизнь рождена любовь модерна к бесчисленным вариантам скользящих, извивающихся, волно-змееобразных, подвижных линий, к " пульсирующим", напряженным, стремительным или расслабленным, " нетектоничным", " неустойчивым", сужающимся или, наоборот, словно растекающимся книзу формам, скругленным или срезанным углам, трапециевидным мотивам. Здания модерна лишены статики и застылости, их композиция и форма подвижны, они как бы пребывают в непрестанном становлении. Формы модерна вытекают или вырастают одна из другой, где кончается одна и начинается другая определить почти невозможно, каждая одновременно завершение и начало следующей. Любовь к эллиптическим, трапециевидным формам, к круглящимся, мягко изгибающимся или напряженным, " натянутым" линиям обнаруживает новое понимание конструктивности и устойчивости как чего-то динамичного и гибкого, сопротивляющегося напору противостоящих сил. Фактура материала в модерне. Из органического единства полезного и прекрасного в модерне с неизбежностью следует художественная трактовка не только конструктивно-утилитарных форм, но и отделочных материалов. их фактура и цвет превращаются в одно из важнейших, самостоятельных средств архитектурной выразительности. Он использует контрасты фактурных сопоставлений различно обработанных поверхностей одного и того же материала (разные виды фактурной штукатурки, различная обработка естественного камня) и сопоставление фактуры различных материалов (естественный камень, глазурованный кирпич и штукатурка, естественный камень и штукатурка, естественный камень и облицовочный или глазурованный кирпич). В гамму фактурных сопоставлений входят стекло, майолика, изразцы, витражи. Объем и пространственно-планировочная структура сооружений модерна. В модерне наружный объем является производной от внутренней структуры. Диалогичность как тип организации архитектурной системы в соответствии " внешнего", художественного, объема " внутреннему". Разрабатывается новый тип плана, тяготеющего к квадрату, с такими же преимущественно квадратными комнатами, группирующимися вокруг холла. Жесткость, с которой выдерживается этот принцип, не исключает свободы приемов, асимметрии, геометрической неправильности рисунка плана. Но исходный принцип компактной центричной композиции выдерживается неукоснительно. Итак, композиционный, пространственный, часто даже геометрический центр особняка - холл с парадной лестницей. К нему тяготеют, в него выходят все основные помещения. Любимая модерном текучесть, подвижность пространств образуется за счет разнообразия пространственных связей между отдельными помещениями, открытыми в холл, постоянной изменчивости картин, видимы по мере движения по открытой теперь лестнице. Но в непрерывной смене картин есть неподвижная ось, доминанта, относительно которой фиксируется эта изменчивость, - все та же лестница, холл. Архитектор мыслит пространством, а не объемом. Для него здание - не более чем оболочка, определенным образом организующая пространство. Представление о сооружении как о пространстве, выгороженном из окружающей среды. Модерн Национально-романтический Интернациональный (Московский, Петербургский) Рационалистический Неоклассика Краткая характеристика ветвей модерна: Национально-романтический – полная ассиметрия, фактурно-цветовые сопоставления, всефасадность, многообъемность, палатные строения, арочные окна, заглубленность ниш входа, перенос акцентов с деталей на целое, тяготение к целостности, дерево, кирпич, изразцы. Собор Спаса на Крови, Абрамцевская церковь, Доходный дом Перцова, Казанский Вокал. Интернациональный – растительный орнамент, витражи, оригинальная скульптура, чрезвычайно функциональны, можно прочитать внутренний план на фасаде (вход – портал, башня; зал – окна с витражом; лестничные площадки – вертикальные окна), продуманная жизненная среда, сложность, материальность, активность архитектуры, монументальная живопись на фасаде. Рационалистический – железные конструкции, обильное остекление, нет изобилия декора, целесообразность, спокойствие в сфере устройства общественной жизни, четкий план, нанизанный по главной линии, 2 оси симметрии, театрализация быта – пустые залы, украшение только произведениями искусства. Проблема неоклассицизма в модерне – 1. здание гигантстких размеров, ордер не соразмерен человеку, нарушение пропорций, отсутствии комфортности. 2. дорогостоящие земли – очень маленькие площади перед зданиями, отделка только центрального фасада. Шехтель – Здание Ярославского Вокзала, Особняк Рябушинского, Кекушев – особняк Листовского, особняк Мендовского, Лидваль – Доходный дом, Гостиница Астория, дом Мельцерев. Вывод: Планы: растут изнутри – наружу, исходя из целесообразности помещений. Принципу построения зданий " изнутри-наружу" соответствует раскрытость композиций и многообразие формы объемов, наконец, огромное внимание уделяемое интерьеру, поскольку именно интерьер, структура " внутреннего" объема образует ядро, предопределяющее наружный облик здания. Материалы: благодаря новым материалам (железо, сталь, железобетон, большеразмерное стекло, изразцовый кирпич)– уникально большие пролеты, вместо дерева – железобетон – разнообразные формы окон, витражи, оригинальные конструкции лестниц, балконов, карнизов, эркеры Основные принципы: 1. асимметричность планов, фасадов, объемов 2. разнообразные размеры и формы окон, перил, лестниц 3. эркеры всевозможных сочетаний 4. уникальные карнизы 5. живописная облицовка фасадов (майоликовые панно, израсцы) 6. виртуозное владение любым материалом 10. Архитектура московского модерна. Пример раннего модерна – гостиница «Метрополь» (арх. Вальконт). Эффектное здание с затейливыми башенками и волнообразным завершением фасада. Сочетание различныз отделочных материалов – цветной штукатурки, кирпича, керамики, красного гранита. Верхние части фасадлов украшены майоликовыми панно «Принцесса Греза» Врубеля, «Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и др. Ниже проходит скульптурный фриз «Времена года» Андреева. Архитектором, наиболее полно воплотившим основные тенденции, жанры и направление развития русского модерна, был работавший преимущественно в Москве Ф.О.Шехтель (1859—1926). Творчество этого мастера обнимает, по существу, все виды архитектурного строительства — частные особняки, доходные дома, здания торга фирм, вокзалов, театров, кинематографов. Типичным и наиболее совершенным образцом раннего модерна является особняк С. П. Рябушинского 1900-1902 г. В планировке здания торжествует принцип свободной асимметрии. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему. Здание представляет собой сочетание пластично, скульптурно трактованных объемов, образующих уступчатую композицию, рассчитанную на выразительную контрастную игру светотени. Это свободное развитие объемов в пространстве полемически заострено против уплощенно-фасадного понимании архитектуры. Здесь сказывается свойственный модерну принцип уподобления архитектурной постройки органической форме — своими прихотливо асимметричными выступами крылец, эркеров, балконов, сандриков над окнами, сильно вынесенного карниза. Здание, подобно растению, «пускает корни», как бы органически врастает в окружающее пространство. Вместе с тем здание тяготеет к монолитности, успокоенности в себе, вызывая ассоциации с небольшим замком, как бы символизируя тем самым принцип частного буржуазного жилища «мой дом — моя крепость». Широкие оконные проемы, пропорции которых удачно соотнесены с пропорцями стен, не нарушают цельности и единства стенной плоскости. Характерным приемом модерна является применение в застеклении окон цветных витражей. Строгое соотношение горизонталей и вертикалей оживляется криволинейными очертаниями арочных проемов и пилонов крылец. Здание опоясывает широкий мозаичный фриз со стилизованным изображением ирисов, объединяющий разнохарактерные по композиции фасады. Прихотливо-капризные извивы органической линии являлись излюбленным орнаментальным мотивом модерна, наиболее ценимой им «линией красоты». Многократно повторяясь в рисунке мозаичного фриза, в ажурных переплетах оконных витражей, в узоре уличнойограды и балконных решеток, этот мотив особенно богато разыгран в декоративном убранстве интерьера, достигая своего апогея в причудливой форме мраморных перил мраморной же лестницы, трактованных в виде взметнувшейся и опадающей волны, несущей светильник. Оформление интерьеров — мебель и декоративное убранство — также выполнено по проектам Шехтеля. Чередование сумрачно-затененных и светлых пространств, разнообразие фактурных контрастов в сопоставлениях хрупкого и массивного, обилие материалов (мрамор, стекло, полированное дерево), создающих причудливую игру отражений, окрашенный свет оконных витражей, наконец, каждый раз иная конфигурация пространственных ячеек и асимметричное расположение дверных проемов, многократно изменяющее направление светового потока, — все это превращает бытовую среду вархитектурный спектакль, где мир предстает в аспекте своей способности к непредсказуемым метаморфозам, вовлекая обитателя в неуловимо-зыбкую игру настроений. Ярославский вокзал 1902-1904г. – переход к интернациональному модерну, готические элементы. Особняк Морозовой 1893-1896г. – готические архитектурные мотивы – сказочный замок. Во многих элементах интерьера и декоративного убранства – мебели, светильниках решетчатых перилах парадной лестницы угадываются фантастические существа – грифоны, драконы. Врубель сделал панно, рисунки для витражей. Л.Н. Кекушев построил в Москве немало зданий, в том числе особняк на улице Остоженке, принадлежавший его жене. Формы дома заимствованы из европейского средневековья, но переосмыслены в духе модерна: это и угловая граненая башня с шатровой кровлей, и узкие вытянутые окна, и криволинейные очертания дверных рам. Некогда постройку венчала фигура льва – символического стража жилища.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1486; Нарушение авторского права страницы