Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Модерн в русской культуре рубежа XIX-XX вв.
Одной из идей рубежа веков, была идея единства и взаимодействия всех сфер духовной культуры. Утрата единства духовной культуры человека и, как следствие, целостности самого. Для спасения культуры и человека от разъедающей дифференциации мышления ищутся пути к органическому единству. Только на путях возврата в лоно идеи синтеза могло состояться рождение нового целостного мировидения. В человеке видится связующее звено между Богом и материальным бытием, соединяющую дух и материю. Видение мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремленного к совершенству. Воплощением этого тяготения и является эволюция Универсума, на вершине которой стоит человек. Искусство при посредстве человека-творца, художника, призвано способствовать осуществлению движения Универсума от материи к Духу, пересозданию мира на путях его к совершенству, приближению мира к целостности, всеединству. Это была «сверхзадача» искусства модерна, художники пришли к мысли об органической целостности человека и Космоса, к видению человека как вершины эволюции мира. Синтез модерна можно назвать синтезом синтезов, ибо в основе самой «сверхзадачи» этого синтеза лежит идея со-участия, со-действия высшему Синтезу. В модерне откристаллизовывается идея любого синтеза стать символом миропонимания своего времени, в данном случае — символом идеи эволюции, движения человека и космоса к целостному бытию, всеединству. Произведение синтеза искусств — это нерасчленимое, но живое и развивающееся единство, в котором каждый его элемент подобен как целому, так и любому другому элементу, входящему в это художественное целое, все составляющие этой целостности находятся в постоянном становлении и пронизаны идеей целого. В модерне такой идеей целого провозглашалась идея всеединства, а внутри нее идея «одухотворения материи» и участия человека-творца в этом процессе. Обретающая плоть в архитектурных сооружениях нового стиля, модель нового Универсума проникнута во всех своих частях этой идеей и являет собой особую мифологизированную среду. Как истинное порождение неоромантической традиции модерн создал собственную мифологию и даже собственный «пантеон» богов. Во главе этого пантеона оказался человек, но не человек социальной повседневности, а героизированный богоподобный сверхчеловек, или человек, выключенный из обыденной жизни, приподнятый над нею. Социальный человек плосок и однозначен, и потому модерн не воспринимает его как свою модель, а если и включает в мир своих произведений, то лишь в условной, опосредованной форме, когда утрированность, орнаментальная застылость, ненатуральность поз, подчеркнутая «выключенность» из реального лишают изображенное сиюминутной ограниченности. В сюжетике модерна отсутствуют элементы бытовизма в прямом значении этого слова. Меньше всего художников модерна интересует повседневность. Задача проникновения в глубину социальной личности и выявления ее индивидуальности здесь не стоит. Возникает не личность, а ее символ, знак, в котором подчеркивается интимная, но вне-личностная сторона, акцентируется природное начало. Очень важной особенностью произведений является почти обязательная «двуипостасность» или даже «многоипостастность» его персонажей. В любом женском образе модерна угадывается его своеобразная двуипостасность: в мифологических образах проглядывают черты современной женщины, а в образах современниц угадывается их принадлежность к некоей иной, «мифологической» реальности. Эти персонажи мыслимы одновременно в двух пространствах-мирах: реальном и мифическом. Они связывают между собою эти миры, объединяют их в некое умозрительное единство. Это один из моментов, символизирующих свойственное искусству модерна стремление к единству, целостности. Не менее показательно в этом смысле широкое использование романтического приема гротеска: оживления вещного и овеществления живого. Этот Романтический прием воплощает идею «одухотворения материи» как составную часть центральной идеи нового мировидения — устремленности всего сущего к целостности, всеединству. Прием этот получает в модерне поистине тотальный характер. Здесь не только оживляется неодушевленная материя внутри мира изображенного, но «оживляется» сама «косная материя» произведения искусства: стена здания «прорастает» фигурами и растениями, поверхность декоративных ваз «взбухает» формами животного и растительного мира, арматура светильников и ювелирные изделия уподобляются растениям или насекомым. Это всеобщее перевоплощение имеет характер двустороннего процесса. Гибкий, сильный стебель растения обретает новое бытие в виде конструктивного элемента здания, а жесткие сочленения паучьих лап преображаются в скрепляющий световой фонарь свода остов. Мир модерна населен чудесными «двуипостасными» существами — женщинами-растениями, женщинами-птицами, женщинами-стрекозами, русалками, нереидами, кентаврами, сфинксами, фавнами, морскими конями и тому подобными существами, пребывающими одновременно в двух мирах, то есть существующими вне - целостность сущего. тема всеобщей органической связи всего сущего. Это темы роста, произрастания, соединения, соития, поцелуя, любовного томления, экстаза. Пристрастие художников модерна к светоносным золотистым, жемчужным, лазоревым, охристо-желтым, приглушенным красновато-коричневым, светлым умбристым, перламутровым тонам, к изображению блеска благородных металлов, сверкания драгоценных камней связано, несомненно, с идеей дематериализации, одухотворения, просветления материи. Дематериализация и «гиперматериализм» в модерне — это две стороны одной медали благородного сплава — идеи целостности бытия. При всем видимом разнообразии образов модерна они всегда выступают как носители духовности, правда, символизирующей не только светлое начало, но и отрицательной, демонической духовности. Шествия, хороводы, игры женщин, изображенные вне исторического времени и пространства, призваны передать ощущение вечно длящегося потока времени. Мотив водной стихии — один из самых распространенных в модерне. Это и тихие водоемы со спокойной гладью вод и прозрачные струи ручьев и водопадов, и бурные потоки и стремнины. Водный поток с его внутренней энергией, неиссякаемой напряженной динамикой становится своеобразным символом нового мироощущения. Ощущение потока, движения возникает в картинах, скульптурах и прикладных изделиях модерна и тогда, когда сюжетно это никак не мотивировано. Самодвижение, направление линий, ритмов, сама манера построения формы, сама форма мазка или характер прикосновения пальцев скульптора к материалу — все устремлено к созданию впечатления подвижности, потока, длительности. Передача состояния, длительности - частое обращение к темам «Времена года» (декоративные циклы Борисова-Мусатова), «Времена дня» (серии панно Врубеля для особняка З.Г.Морозовой). Архитектура модерна не знает замкнутостиВсевозможные окна, от огромных почти уничтожающих стену до небольших круглых, подобных иллюминаторам, многочисленные двери и многочастные зеркала, наконец, большие стенные панно К интерьеру модерна применимо понятие целостного пространства. Переходы осуществляются «перетеканием»; слияния столь органичны, что почти неразличимы. - текущем пространстве. В интерьере модерна имеет место как бы совокупность однородных по структуре пространств, воспринимаемая во времени как своего рода пространственный поток. Так мотив зеркала — один из наиболее распространенных в неоромантическом искусстве. Он соотнесен прежде всего с идеей двоемирия. Раздвоение человеческой личности, постоянное пребывание ее на грани между миром действительности и миром души типично для сознания художника конца века. Мотив зеркала теснейшим образом связан с мотивом отражения вообще. Отражение, как и зеркало, призвано раздвинуть границы действительного мира и не просто повторить тот или иной его фрагмент; но и обозначить собою присутствие новой реальности. Вот почему так распространен в искусстве «конца века» мотив водоема как своего рода большого зеркала. Стремление раздвинуть пространство, преодолеть его однозначность заставляет художника прибегать ко всевозможным способам усложнения и дифференциации пространства. Но живописное произведение стиля модерн почти не воспринималось как самоценное, а рассматривалось как неотъемлемая часть интерьера. Лестница в особняке модерна всегда, или почти всегда, является той вертикальной осью, вокруг которой развивается композиция здания. Это не просто конструкция, это дорога, путь, ведущий к чему-то новому, неведомому Она является своего рода пространственным стволом, который дает ответвления, отпочкования в виде больших и малых зал и комнат. Лестница служит как бы интродукцией ко всем другим внутренним помещениям, но сама является главным, определяющим пространственный ритм здания элементом архитектурной композиции.- доминанта соединения, синтеза. Трактовка пространство внутри и вне здания как единое, что обуславливает общность подхода к оформлению стены как в интерьере, так и на фасаде. Наружная стена здания стиля модерн также тяготеет к взаимосвязи с его окружением: утрачивая свою жесткость, она становится как бы пористой, проницаемой для света и воздуха – дематериализация стены как таковой. - стены цветные майоликовые ковровые композиции, или стелющиеся по стене, «врастающие» в нее растительные рельефы, плетение которых сродни виноградным лозам, или мерцающие поверхности глазурованного кирпича, или шероховатая, неровная, грубо обработанная каменная кладка., керамических панно, фризов, просто вставок из материалов, отличных от основы стены, а также использование самых разнообразных форм дверных проемов и окон — от огромных до совсем небольших — применение западаний и выносов отдельных частей стены, многочисленных «аппликативных» рамочных конструкций, дробящих стену. Такое «разрушение» монолитности стены с помощью декора облегчает «проникновение» в нее окружающего пространства, которое начинает активно взаимодействовать с архитектурными формами здания. Итак, искусству модерна свойствен синтез не только самих законченных произведений архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства, но и, что очень важно, синтез всех элементов, всех членений пространства, «нефизических» форм и пустот. Следует подчеркнуть, что особняк модерна при всей своей функциональной и ориентированности на гармоничное бытие был, по свидетельствам современников, не всегда пригоден для повседневного существования. Он и задумывался скорее как своеобразный храм «прекрасной души», где надо не жить, а совершать «обряд бытия». Пребывание в пространстве такого дома-храма поднимало человека над самим собою, заставляло его ощущать себя «сверхчеловеком», почти божеством. Основные принципы модерна: 1.Человек во главе. Это человек не социальный, а тот, который выключен из обыденной жизни. Отсутствует бытовой элемент и бытовой жанр 2.Романтический прием – оживление вещного и овеществление живого. Всеобщее перевоплощение. Мотив прорастания (например, лампа в виде животного) 3.Космическое начало раскрывается в женских образах 4.Основная тема – всеобщая органическая связь всего сущего. Двуипостасность(кентавры, русалка, сфинксы) Человек одновременно пребывает в двух мирах – реальное и идеальное. Постоянное перетекание 5.Дематериализация (любовь к серебристым, перламутровым, сиреневым; блеск металла) 6.Иное понимание времени – время – непрерывный длящийся поток. Частый мотив – хороводы, прогулки, шествия) вне времени и вне пространства 7.Длительность (пограничное состояние, без статики. Взгляд зрителя постоянно соскальзывает и по спирали попадает на новый виток; текущие, плавные, спиралевидные линии 8.Стремление преодолеть однозначность. Мотив отражения ( в зеркале, в водоеме) Присутствие иной реальности 9.Модерн сопровождали периодикой. Периодические издания («Мир искусства», «Аполлон», «Весы»). Много теоретических и философских вопросов
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы