Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Архитектура Петербурга модерна.



На рубеже XIX—XX вв. в Петербурге распространился стиль северный мо­дерн, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран. Прообраз финской архитектуры. Его отличает подчёркнутая строгость от­делки. Мастера использовали грубую кладку из неотёсанного камня (серо­го карельского гранита) в сочетании с цементной штукатуркой, поверх­ность которой напоминала болотные мхи. Постоянный спутник северного модерна — скульптурный рельеф. Он украшал не только фасады домов, но и интерьеры. Самыми популярны­ми были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов, ца­пель. На лестничных клетках архи­текторы нередко помещали витражи с изображением цветов, листьев, ди­ковинных птиц, грифонов. Дворы-колодцы, темные, суровые, готические элементы. Нет стилизации, внешняя строгость, рационалистичность. Строгая симметрия, монументализм, классические формы, колонны.

В Петербурге одним из основных архитектурных типов стал доход­ный дом, обычно в пять — семь эта­жей. На первом этаже размещались магазины, на втором — конторы, с третьего до мансарды — квартиры, сдававшиеся внаём. Они были раз­личного качества и цены: чем выше, тем дешевле. Доходные дома соот­ветствовали новой, деловой жизни города и придавали ему европей­ский вид.

Возводились в Петербурге так­же изысканные частные дома. Особ­няк знаменитой балерины Матиль­ды Кшесинской на Кронверкском проспекте построен Александром Ивановичем Гогеном в 1904—1906 гг. К двухэтажному жилому корпусу примыкает од­ноэтажный с анфиладой комнат: вестибюлем, парадными залами, сто­ловой, зимним садом. Высокое вы­пуклое окно зимнего сада объеди­няет пространство особняка с внешней средой.

Одним из ведущих петербург­ских архитекторов рубежа веков был Фёдор Иванович Лидваль. (Азовско-Донской банк 1907-1909). Он ро­дился в Петербурге в семье шведско­го подданного. Лидваль окончил Училище технического рисования, учился в Академии художеств.

Он строил банки, учебные заве­дения, доходные дома, гостиницы, особняки. Самое известное произве­дение мастера — доходный дом на Каменноостровском проспекте (1899—1904 гг.), принадлежавший его матери Иде Лидваль. Это комп­лекс корпусов разной высоты с боль­шим парадным двором, открываю­щимся на улицу. Лидваль придал криволинейные очертания карни­зам и оконным завершениям; на фасаде дома шестиугольные окна, характерные доя северного модерна. В оформлении здания использованы разнообразные отделочные мате­риалы: штукатурка, грубооколотый камень кофейных тонов и гладкая керамическая плитка.

Гостиница «Астория» - здание на Иссакиевской площади в стиле неоклассицизм. В коипозиции фасадов отчетливо прослеживается деление на три яруса: нижние этажи облицованы красным гранитом, средние оштукатурены под камень и объединены широкими пилястрами. Верхний шестой этаж украшен рельефными вазонами. Первый этаж оформлен застекленными арками со скульптурными масками на замковых камнях.

Доходный дом А Ф. Циммермана на Каменноостровском проспекте (1906—1908 гг.) очень живописен. Местоположение дома на пересече­нии двух улиц Лидваль подчеркнул тем, что угловую часть здания сделал выше и увенчал её декоративной ба­шенкой. Контраст светлой штукатур­ки и яркой коричневой глазурован­ной плитки в облицовке первого этажа усиливает общее праздничное впечатление.

В так называемом «Шведском доме» на Малой Конюшенной ули­це (1904—1905 гг.) — шестиэтаж­ном здании с просторным концерт­ным залом, которое принадлежало евангелическо-лютеранской церкви Святой Екатерины, — наиболее ин­тересен главный фасад. Его общий спокойный строй нарушен в цент­ре лоджией с группой эркеров, бал­конов, башен, связанных между со­бой криволинейным фронтоном. Сочетание в облицовке гранитной поверхности, светло-жёлтой плитки и зернёной штукатурки придаёт зданию элегантность и благород­ную красоту.

На рубеже XIX—XX вв. в Петербурге распространился стиль северный модерн, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран. Прообраз финской архитектуры. Для этого стиля характерно:

• подчёркнутая строгость отделки.

• грубая кладка из неотёсанного камня (серого карельского гранита) в сочетании с цементной штукатуркой, поверхность которой напоминала болотные мхи.

• использование скульптурного рельефа (Он украшал не только фасады домов, но и интерьеры.)

• самыми популярными были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов, цапель.

• на лестничных клетках архитекторы нередко помещали витражи с изображением цветов, листьев, сказочных птиц, грифонов. Дворы-колодцы, темные, суровые, использование готических элементов

• нет стилизации,

• внешняя строгость, рационалистичность.

• строгая симметрия

• монументализм

• классические формы, применение колонн.

Живопись модерна в России.

Модерн, ар-нуво (фр. «новое искусство»), югендстиль (нем. «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Основная идея нового художественного движения - сотворение прекрасного, которого нет или мало в действительности, что ведет к искусству для искусства, к эстетству, либо к преобразованию окружающей жизни красотой.

Модерн в архитектуре в России - это первый буржуазный стиль, даже в большей мере купеческий, явление, впервые наблюдаемое в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и вполне вызревшее в России на рубеже XIX-XX столетий.

Модерн на новом историческом этапе как бы повторяет развитие новой русской архитектуры от барокко, с обращением к древнерусской архитектуре, до классицизма, с преодолением романтизма достигшей высоты ренессансной классики в Золотой век русской культуры. Внедрение искусства в жизнь, преобразование среды обитания человека по законам красоты в России носит чисто ренессансный характер.

Серов, Левитан, Серебрякова основывают свое творчество на природе, выявляя ее красоту, как и в жизни человека. Этой же эстетики придерживался Чехов. Недаром ведущим архитектором русского модерна явился Ф.О.Шехтель.

Модерн как умонастроение художественной интеллигенции, что заключало в себе особое настроение утонченной поэзии и грусти в восприятии природы и явлений искусства (мирискусники), вплоть до болезненной меланхолии (Борисов-Мусатов) или высших устремлений (Врубель) критика и публика воспринимала как декаданс, кто с критикой, кто с узнаванием своего мироощущения.

Модерн - это панэстетизм, отголосок Золотого века русской культуры, дворянского периода ее развития, с ощущением его конца, - о чем заявил Дягилев на устроенной им грандиозной выставке исторических портретов в Таврическом дворце в 1905 году, - с зарождением и развитием демократической и буржуазной культуры, соотношение между которыми в России совершенно иное, чем в странах Западной Европы.

Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.

Признаками стиля модерн считаются особая плавность форм, вытянутые фигуры, подчёркнутые контуры, чёткие одноцветные поверхности.

В живописи модерна эффект глубины имел второстепенное значение, всё изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром.

Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетались в причудливый узор, в котором иногда появлялись фигуры женщин или фантастических существ.

Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические сюжеты ( война, смерть, грех, любовь), мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти (трепет, игру, вихревое движение). Благодаря таким качествам живописный язык модерна нередко использовали символисты для воплощения своих идей и образов.

С живописью модерна связаны М. Врубель, В. Васнецов, Е. Поленовой, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь