Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соотношение культуры и цивилизации



Понятие культуры

Явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поистине всеобъемлюще. Не случайно культурологи давно затрудняются дать ему определение.

С течением времени, накоплением знаний, развитием человека и общества меняется, углубляется, расширяется научное представление о культуре. Но все время исследователи сталкиваются с огромными трудностями в познании сущности, определении границ феномена культуры. С одной стороны, культура продолжает пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт.

Поэтому можно встретить такое, например, определение: «Культура есть совокупность достижений общества в его материальном развитии – материальных предметов, текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению». (Б.В. Бирюков, Р.Х. Зарипова, С.Н. Плотников). С другой стороны, расширительное толкование понятия «культура» может привести к его отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием – «общество». Будучи очень близкими, они тем не менее не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

Но это далеко еще не все трудности при определения понятия «культура», постоянно меняющегося и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, позднее перестало ею быть. К примеру, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Потом же, когда человек поставил на поток их производство, - это перестало быть фактом культуры.

Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие «аспекты»: 1) генетический; 2) аксиологический; 3) гуманистический; 4) нормативный; 5) социологический.

В генетическом аспекте культура рассматривается как продукт общества.

В аксиологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире.

Таким образом, культура – это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все стороны жизни и деятельности общества и человека.

Культура – ядро, основа, «душа» общества: материальные и духовные ценности человека; способ жизнедеятельности людей; их отношения между собой; своеобразие жизни нации и народов; уровень развития общества; накапливаемая в истории общества информация; совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций; религия, мифология, наука, искусство, политика.

Структура культуры

Культура – это сложная, многоуровневая система. Специалисты, занимающиеся структуированием культуры, предлагают следующую её схему. Культура подразделяется по её носителю. Выделяется, прежде всего, мировая и национальная культуры. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, её неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности. В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяются материальная и духовная культуры. Однако, надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

Важная особенность материальной культуры состоит в том, что она не сводится ни к материальной жизни общества, ни к материальному производству, ни к материально-преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует материальную деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят:

1) культура труда и материального производства,

2) культура быта,

3) культура топоса, т.е. места жительства,

4) культура отношения к собственному телу и к телу другого человека,

5) физическая культура, спорт, гигиена и медицина.

Духовная культура, аналогично материальной, не сводится к духовной деятельности. Духовная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Духовная культура включает в себя:

1) познавательную (или интеллектуальную) культуру,

2) нравственную культуру,

3) художественную культуру,

4) правовую культуру,

5) педагогическую культуру,

6) религиозную культуру,

7) философскую культуру.

Есть ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Это так называемые синтетические виды культуры. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, пронизывая всю ее систему. К ним относятся экономическая культура, политическая культура, экологическая культура и эстетическая культура.

Культура также делится по признаку актуальности. Актуальная культура - это та, которая находится в массовом обиходе в ту или иную эпоху. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Когда она уходит в прошлое, то становится неактуальной, несовременной для данного времени.

Таким образом, структура культуры является сложным многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

Основные функции культуры

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие её функций в жизни общества и человека. Культура – это многофункциональная система.

Главной функцией культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны сней и даже вытекают из нее.

Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая функция – важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный и письменный) – средство общения людей, литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая (от греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

Коммуникативная функция культуры состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии, к примеру) или – косвенным (с помощью произведений писателей мы узнаем жизнь прошлых поколений).

Функция социализации выполняет задачу вхождения человека в общество. Процесс социализации заключается в усвоении человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих человеку стать им.

Особенно хочется отметить адаптивную и креативную функции культуры.

Адаптивная функция состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений – орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии – человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии. Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие, порожденные им. Функция сопровождается дисфункцией.

Креативная функция культуры состоит в преобразовании и освоении мира.

4. Понятие цивилизации

Термин «цивилизация» широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Понятие цивилизации имеет множество значений. Научное понимание ''цивилизации'' связано со спецификой предмета исследования, это одно из немногих понятий, которое применяют почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах: философии, истории, социологии, политологии, антропологии и т. п.

Понятие цивилизации вырабатывается культурологией для рассмотрения единства и многообразия культуры (единство в сочетании с многообразием). Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения.

Цивилизация – данное понятие происходит от латинского civilis – гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, достижения, преимущества жизни в гражданском обществе, комплекс человеческих достижений, подобающих гражданскому состоянию, таких как обходительность, приветливость, учтивость.

Согласно словарю Вебстера (1966 г): цивилизация – общество с достаточно высоким уровнем производительных сил, преобладание города над деревней, с сложной социальной организацией и наличием письменности. В современном энциклопедическом словаре: цивилизация – это заключительный этап развития какой- либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства, в первую очередь литературы.

Цивилизации – крупные социокультурные системы. Каждая цивилизация существует отдельно и имеет самобытный характер. Своеобразие цивилизации проявляется в различении содержания духовной жизни, структур и исторических судеб. Каждая цивилизация зиждется на какой- либо исходной духовной предпосылке, большой идее, ценности, вокруг которых складываются сложные системы, придающие смысл и единство остальным компонентам.

Цивилизации присуща своя динамика, охватывающая длительные исторические периоды, в течение которых она проходит через различные циклы: генезиса (рождения) – роста – созревания – увядания – упадка – распада. При всех этих изменениях цивилизация сохраняет самобытность, хотя содержание ее элементов может меняться. Динамика определяется внутренними закономерностями, присущими каждой цивилизации. Взаимодействие между цивилизациями основано на принципе самоопределения. Механизм жизнедеятельности цивилизации определяется целым комплексом факторов: человек с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающаяся система. На протяжении истории существовало и существует множество цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами.

Культурология как наука

Исследования культуры (или, по крайней мере, отдельных ее сторон и аспектов) начались еще в античности. Однако культура как целостная система превращается в предмет научного интереса только в ХУП-ХУШ вв. в рамках философии. Выделение культурологии как специальной научной дисциплины из философии и отделение ее от этнографии, «доистории» (изучение древней истории, в том числе и археологическое), антропологии происходит, начиная со второй половины Х1Х в. Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в конце Х1Х-начале ХХ вв. Его стали использовать многие исследователи. Так, английский этнограф и антрополог Э.Тайлор назвал одну из глав в книге «Первобытная культура» (1871 г.) «Наука о культуре». Выдающийся немецкий химик В.Оствальд в начале ХХ в. рекомендовал называть науку о цивилизациях, или о специфически человеческих способах деятельности, культурологией.

Однако самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Л.Уайту. В 1939 г. в статье «Проблема терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения науки о классе явлений, имеющих наряду с функциональным еще и ценностное, символическое значение. Обоснованию культурологии Л.Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949 г.). Он считал, то культурология изучает предметы, имеющие символическое значение («символаты»), с экстрасоматической точки зрения, т.е. с точки зрения, выходящей за пределы отдельного человеческого тела, организма (soma – тело). Л.Уайт считал, что «открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника.

Культурология прошла разные этапы развития. В нашей стране она наиболее активно развивается с 60-х гг. ХХ в. Однако это лишь подчеркивает ее перспективы, ибо открывает возможность творческого поиска. На сегодняшний день культурология – интегративная социогуманитарная дисциплина, результат междисциплинарного синтеза знаний о культуре как специфической функции человеческого бытия.

Существуют два основных подхода к пониманию культурологии как науки:

1) культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру. На Западе этот комплекс наук называют «cultural studies» (изучение культуры), «multicultural studies» (изучение культурного многообразия), «cross-cultural studies» (изучение межкультурного взаимодействия). У нас в России этот комплекс наук иногда называют культуроведением.

2) культурология как самостоятельная научная дисциплина.

Объект науки – это совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой

реальности. Предмет науки выражает целенаправленную заинтересованность ученых в освоении конкретной области реальности (объекта исследования).

Очевидно, что культура может являться как объектом, так и предметом исследования. Объект исследования – это культура «в широком смысле слова», т.е. совокупность всех способов и результатов человеческой деятельности, передаваемых от поколения к поколению и от эпохи к эпохе внебиологически (методами обучения и воспитания). Этот объект – общий для культурологии и для других социогуманитарных наук.

Нужно отметить, что трудности выделения, как объекта, так и предмета исследования в изучении культуры определяются спецификой самой культуры. Она является связующим звеном между человеком и окружающим его миром, особой формой бытия, характерной для человека и общества. Культуру, таким образом, можно изучать различными методами.

Структуру культурологии можно выделять разными способами:

1) по роли общего и единичного в исследовании – социальная культурология и гуманитарная культурология.

2) по цели исследования – теоретическая культурология (изучает культурные процессы и явления, возникающие и функционирующие по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей социокультурной жизни людей) и прикладная культурология (изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами)

3) по разделам – а) история мировой и отечественной культуры, б) история культурологических учений, в) социология культуры, г) культурная антропология, д) прикладная культурология.

В настоящее время интенсивно, хотя и несколько хаотично, идет процесс дифференциации культурологического знания, что свидетельствует о развитии науки.

Появляются новые дисциплины: теория межкультурной коммуникации, теория культуры повседневности, конфликтология, геономика (культурологическая география), компаративистика (сравнительное изучение культур) и др. Немалую роль в этом играют потребности современной эпохи, интересы исследователей, накопленный материал, запросы практики.

Задачами современной культурологии являются: с одной стороны, способствовать диалогу культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, а с другой стороны, формировать «культурную компетентность личности», т.е. комплексное обучение человека самой тривиальной и одновременно самой экзотической из всех специальностей – профессии полноценного члена общества.

Таким образом, культурология выполняет следующие основные функции:

1) объяснительная (сведение непонятного к понятному, включение данного культурного феномена в общий социокультурный контекст);

2) понимающая (обретение целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению);

3) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития социокультурного процесса, возможное управление им);

4) воспитательная (участие в социализации и инкультурации субъекта, осознание им своей социокультурной позиции, формирование культурной компетентности).

Основными принципами современной культурологии являются:

- единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, понимания и объяснения;

- принципы ненасилия: понимание мира как многогранного и многозначного, отсутствие монополии на истину, поиск консенсуса в диалоге;

- принципы плюрализма и дополнительности: рассмотрение различных вариантов и школ при сохранении индивидуальных научных предпочтений, невозможность «окончательных», единственно верных определений;

- принципы компаративистики: диалог культур. При этом анализ других культур должен сочетаться с углубленным изучением российской культуры (идея патриотического воспитания);

- междисциплинарные подходы: использование данных и методов смежных социогуманитарных наук (истории, психологии, социологии, философии, антропологии, этнографии, лингвистики и др.)

Культурные коды

Способы передачи социального опыта называются культурными кодами. Культурный код – это способ передачи знаний о мире, навыков, умений в данной культурной эпохе. Само понятие ''код'' впервые появилось в технике связи, в вычислительной технике, кибернетике, математике, генетике. Без кодирования невозможно построение искусственных языков, машинный перевод, шифровка и дешифровка текстов. В теории культуры на первое место выдвигается план содержания и понимания культурных текстов, поэтому понятие «код культуры» становится таким актуальным и требует уточнения.

Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Мир сигналов – это мир дискретных единиц, которые рассчитываются в битах информации, а мир смысла – это те значащие формы, которые связывают человека с миром идей, образов и ценностей данной культуры. Другими словами, код - это модель, правила формирования ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого, всеобъемлющего. Сообщение, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от используемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, не воспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.

Основной код культуры должен обладать следующими характеристиками:

1) самодостаточностью для производства, трансляции и сохранения человеческой культуры;

2) открытостью к изменениям;

3) универсальностью.

В соответствии с классификацией типов культуры М. Маклюэна выделяют коды дописьменных культур, коды письменных культур, коды экранных культур.

Дописьменная культура охватывает огромный ''доисторический'' период, включающий ''дикость'' и ''варварство'' (по терминологии Л. Моргана и Э.Б. Тейлора). В дописьменных культурах культурным доминантным кодом был мифологический. В первобытном обществе миф – это не только способ понимания жизни, но и способ ее переживания, как в предметных, так и в знаковых формах.

Коды письменных культур формируются с конца 4-го – начала 3-го тыс. до н.э. (Древний Египет и Месопотамия) и существуют до настоящего времени. Эти коды в различных локальных культурах имеют исторически конкретные и разнообразные формы. Таких форм – огромное множество, и требуется большая работа по выявлению и описанию культурных кодов локальных культур. Принципиальное же значение при характеристике кодов письменных культур имеет положение о том, что под воздействием социальных преобразований мифологический культурный код с его тождеством предметности, знаковости и идеальности разрушается, и каждый из этих параметров обретает форму самостоятельного функционирования и осуществляется различными социальными группами. В культурный код включается история. Тем самым прошлое, давнее и недавнее, становится рядом, составляетсобытия жизни одного народа, которые связываются столь же прочно в единое смысленное целое, как связан этот период со своими Богами или Единым Богом

Изменение и перестройка данного культурного кода начинается в христианской Европе во второй половине 15 века и связано с изобретением книгопечатания. Печатный книжный тираж открывал новые возможности для освоения в коде культурной памяти происходящих социальных перемен. Значительное влияние на формирование нового культурного кода оказала наука. Ее результат – достоверное, проверяемое экспериментально, рациональное знание внедрялось в механизм культурной памяти, перестраивало ее.

В 17-19 вв. знаки как факт, научная теория, способ практического преобразования природы, в том числе и человеческой, ложатся в основание культурного кода Западной Европы.

В 20 веке начинают формироваться коды экранной культуры, по-новому организуя взаимодействие основных компонентов культурного кода. Предметность, которая в прошлых культурных типах была направлена на освоение природы, практически полностью замыкается на ''вторичную предметность'' – компьютеры, информационные системы связи, информационные банки и т. д. Знаковость также существенно расширяет область своего действия: слово, модель, символ на экране реализуются по-новому, давая простор творческой деятельности в поисках знака-изображения. Идеальность, формируемая экранной культурой, также существенно обновляется. Для нового мышления характерно ''сращение'' логического и образного, синтез понятийного и наглядного, формирование ''интеллектуальной образности'' и чувственного моделирования.

 

Межкультурные коммуникации

Коммуникация – это форма общения через обмен информацией посредством знаков, символов и образов, принятых внутри данной культуры. Культурная коммуникация обеспечивает связь, интеграцию общества и его дифференциацию на группы. Интеграция осуществляется через общее содержание коммуникаций или через взаимодополнительность этих содержаний. Интеграция в процессе коммуникации на низшем уровне имеет нормативные основания, на более высоком - ценностные. Так, в сообществах низкого уровня – тюрьме, например, общение обеспечивается нормативным уровнем. В мировых религиях информация по преимуществу ценностная.

Общение и обмен информацией между разнокультурными группами складывается в межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация обеспечивает обмен информацией между культурными мирами, сообществами и индивидами, представителями различных культур.

Если исходить из универсальной схемы коммуникации Р.О. Якобсона:

сообщение

Адресант адресат,

Код

Контекст

то главная задача межкультурной коммуникации связана с контекстом, с собственно культурным миром (или культурными мирами) и соответствующими ему (им) знаниями. Это означает, что межкультурной коммуникации обучаются в процессе познания другой культуры.

Межкультурная коммуникация в лингвистическом смысле – это рассекречивание культурных (в значительной степени – языковых) смыслов.

Культурный контекст намного шире вербального, предполагает жест, прикосновение, расположение в пространстве, культурную специфику движения, которые в процессе межкультурной коммуникации, наряду с языком, обеспечивают общение.

Проблема культурной и особенно межкультурной коммуникации связана с особым типом человека - коммуникативной личностью. Коммуникативная личность – это личность, владеющая всеми коммуникационными кодами.

Современный западный подход к межкультурной коммуникации предполагает несколько уровней в становлении коммуникативной личности.

1. Отрицание межкультурных различий

На этом уровне знакомство с иной культурой имеет форму культурного шока. Пример культурного шока в расхожих анекдотах: «колхозница в ресторане», «дед из далекой деревни смотрит балет» и т.п..

2. Отвержение иной культуры («Я знаю, что есть другие, но я отвергаю их, они живут по другим законам, а моя культура лучше и выше»).

3. Умаление, минимизация культурных различий. («Я принимаю культурные различия, считаю, что в сущности все люди равны, но в своих убеждениях я исхожу из собственных ценностей, они являются основными»). Этот этап предполагает этноцентристскую позицию человека.

4. Осознание культурных различий, первый этап культурного релятивизма, предполагаемого современной западной культурой. Собственная культура соотносится с другими и ставится на один уровень («Другие культуры не хуже той, в которой я родился»). Культурный релятивизм – важный элемент современной культурной коммуникации.

5. Приспособление и адаптация к иным культурам - это складывающийся в процессе коммуникации этнорелятивизм. («Я готов пристраиваться к другим культурам, моделировать свое поведение в соответствии с той культурой, в которой мне довелось жить»). Такое поведение сложно для человека, с детства не знакомого ни с какой иной культурой. Определенный этнорелятивизм свойственен любой сложившейся городской культуре европейского типа.

6. Высший уровень культурной приспосабливаемости - это полная межкультурная компетентность личности, идеальная модель культурного релятивизма.

Межкультурная компетентность складывается в овладении способами, типами коммуникаций

Достоянием культуры являются устные, письменные, аудио- и визуальные или электронные типы передачи, сохранения и кодирования информации. Они обеспечивают способы культурной и межкультурной коммуникации. Это:

- традиционный способ коммуникации, в котором нормы, ценности и смыслы известны всем и не возникает проблем культурной компетентности, некоммуникабельности, специальных знаний и инициативы;

- функционально – ролевой тип, развивающийся в городской среде, предполагающий наличие иных культурных сфер, значительной дифференциации типов деятельности и способов жизни по профессиональным и социальным статусам и ролям, новационным, противоречащим традиции;

- массовый тип, являющийся частью массовой культуры, складывающийся в период научно – технического прогресса и отличающийся скоростью передачи информации и широтой охвата индивидов, групп, сообществ и культур.

Культурные ценности.

Культура - это система ценностей общества, так как:

- в ней концентрируются все результаты духовной деятельности общества;

- она представляет собой наиболее устойчивую, фундаментальную структуру общественного сознания (в отличие от общественного мнения, которое носит менее устойчивый, более лабильный характер);

- она пронизывает всю культуру общества и культуру его социальных групп;

- она определяет тональность всей культуры, обуславливая избирательный подход как к вновь созданным произведениям духа, так и к ценностям, созданным в прошлой истории народа или ценностям другой, " чужой" культуры.

Что же такое ценности и какова их роль в жизнедеятельности личности?

В науке существует два основных подхода к изучению предметов и явлений окружающего мира: онтологический - направленный на познание сущности предмета, и аксиологический - выражающий отношение человека к предмету. Выражение отношения к предмету осуществляется при помощи ценностей.

ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов.

Столь же многочисленны приводимые в отечественной философской и социологической литературе типологии ценностей, осуществляемые по различным основаниям:

1) по предметному содержанию: духовные и материальные, экономические, социальные, политические, этические и т.д;

2) по роли в жизнедеятельности индивида: терминальные (ценности - цели) и инструментальные (ценности - средства);

3) по функциональной направленности: интегрирующие и дифференцирующие;

4) в зависимости от актуализировавшихся потребностей индивида: витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные.

Основная функция ценностей - регулятивная функция, а именно регулирование поведения индивида в определенных социальных условиях.

Ценности выступают критериями оценки как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Именно поэтому Б.Л.Борухов называет ценности " зеркалами культуры".

Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей личности как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности личности выступают как своего рода " локаторы" нравственного сознания личности, установленные в строго определенном ракурсе и позволяющие ей улавливать предпочтительные (и заглушать непредпочтительные) ценности. Поэтому можно сказать, что функция ценностей - создание упорядоченной, стабильной, осмысленной, имеющей для человека значение картины мира.

Ценности как высший уровень регуляции социального поведения личности действуют во всех сложных случаях, в них выражена «собственно социальная, человеческая сторона мотивации», «в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии», этот компонент структуры личности «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы».

Другой важной функцией ценностей является прогностическая функция, а именно создание образа, эскиза будущего, к которому стремится личность. Ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели.

Для социологии культуры огромное значение имеет проблема выявления, измерения и интерпретации системы ценностей изучаемой группы, этноса и т.д.

Целью таких исследований является выявление стратегии поведения больших масс людей, получение достоверных данных для прогнозирования будущего поведения этих масс.

Культурные нормы

Нормы - правила поведения и деятельности людей. Главная функция норм - регулятивная, то есть регулирование поведения человека в конкретных социальных обстоятельствах.

Профессор МГУ Ф.И. Минюшев выделяет следующую типологию норм:

· нормы-запреты (табу). Любая культура содержит в себе определенное количество запретов типа «не убий». Однако исторический процесс возрастания степени свободы ведет к сокращению количества табуированных действий и поступков;

 

· нормы-рамки, определяющие внешние границы допустимого поведения. По мере сокращения табуированных действий в регуляции общественной жизни повышается удельный вес норм-рамок. При этом внешние границы допустимого действия в обществе все более раздвигаются и тем самым формируется поле выбора субъектом своей линии поведения, жизнедеятельности, выраженной в определенной ценностно-нормативной координате;

 

· нормы-идеалы, в основе которых лежат представления людей о совершенном в любых областях жизнедеятельности, а также представления о совершенном человеке. Эти представления, естественно, весьма изменчивы во времени, конкретно-историчны, но они существовали во все времена и будут существовать. Одним из таких представлений является идеал целостного человека как продолжение в Новое время античных представлений о гармоническом человеке.

Существует также и другие типологии норм: - по сферам жизнедеятельности: профессионально-трудовые, регулирующие взаимоотношения людей на производстве; нормы, регулирующие политическую жизнь, нормы духовной жизни, нормы повседневной жизни (быта и отдыха);

- по сферам общественного сознания: этические, эстетические, религиозные

- по степени распространенности: общечеловеческие, национальные, групповые, классовые и т.д.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь