Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исторические модели культурного человека.
Первой в истории моделью культурного человека считается античная, или платоновская модель. Согласно этой модели, культурным человеком можно считать человека образованного, умеющего владеть собой (самообладание), нравственного. Тип человека – атлет, что включает в себя физическое и духовноесовершенство. Это связано с тем, что уже в самом общем подходе к миру, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие развитие в античном искусстве – красота, мера, гармония. Достигнуть идеала можно упражнениями, воспитанием, образованием так считали древние греки. Следующая за античностью эпоха Средневековья выдвинула совершенно отличные от античности требования к культурному человеку. Это религиозное образование и религиозная мораль. Тип человека – аскет. Главный чертой духовной культуры средневековья являлось доминирование христианской религии. Она выступала как новая мировоззренческая опора сознания, выражала запросы на святую, чистую жизнь, возникающие у человека, утомленного плотским активизмом поздней римской античности. Средневековая наука выступает как осмысление авторитарных данных Библии. По мнению церковных идеологов, греховным является всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога. Образ аскета – человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей помощью, отказывающийся от всех мирских благ. Эпоха Возрождения (XIV – XVI в.) выдвинула гуманистическую модель культурного человека, главное требование которой – широкая образованность, нравственность. Тип человека эпохи Возрождения - гуманист. (Слово humanitas в переводе с латинского – человеческая природа, человеческое достоинство). В утвержденной системе ценностей на первый план выдвигаются идеи гуманизма. Гуманизм в эту эпоху развивается как крупное идейное движение: он охватывает деятелей культуры и искусства, включает в свои ряды купечество, чиновничество и даже высшие религиозные сферы – папскую канцелярию. Эпоха Нового Времени (XVII – XIX в. в.) выдвинула такие требования к модели культурного человека, как специализация в одной области знания и деятельности. Эта тенденция реально отражала процесс разделения труда. Бурное развитие отраслевых наук потребовало от человека большого профессионализма. Научная революция XVII в. отличалась необычной силой и стремительностью, она широко раздвинула перед человеком горизонты пространства и времени. Из созерцателя и наблюдателя происходивших явлений человек становился испытателем природы, принуждая её подчиниться своей воле, и именно так раскрывать свои тайны. Становление науки, постепенно всё более плотное вхождение её в ткань общественной жизни завершило собой формирование рационализма как отличительной черты и образа мысли, и образа жизни человека Нового времени. XVIII век – век Просвещения. В это время рационалистические парадигмы культуры стали идейной основой в политической борьбе с феодальным, абсолютистским строем. Тип человека сформировался как просветитель. . Наконец, наше время тоже явилось важной вехой на пути построения моделей культурного человека. Широкое образование, планетарное мышление, культурный плюрализм, нравственность явились основными требованиями к современному культурному человеку. Развитие современной культуры, основанной на небывалом росте научно-технического прогресса, потребительское отношение к природе, её неограниченная эксплуатация породили экологическую проблему, возникновение неизлечимых болезней, алкоголизм, наркоманию и другие глобальные проблемы, которые нельзя разрешить поодиночке. ХХ век накопил огромное количество оружия массового уничтожения. Этому способствовали две мировые войны, разделение мира на два антагонистических лагеря – капиталистический и социалистический. Накопленным оружием сотни раз можно уничтожить весь земной шар. Поэтому важнейшим для нашего времени является требование культурного плюрализма - стремление мирным путем разрешить все спорные вопросы. Он предусматривает компромиссы, консенсусы, диалоги, контакты, взаимодействие, уважение прав человека, признание правомерного существования всех культур и самое главное - толерантность (терпимость). Если мы проанализируем схему исторических моделей культурного человека, то увидим, что во все времена основными требованиями к культурному человеку были образованность и нравственность
Понятие современного культурного человека. Культурные ценности. Культура - это система ценностей общества, так как: - в ней концентрируются все результаты духовной деятельности общества; - она представляет собой наиболее устойчивую, фундаментальную структуру общественного сознания (в отличие от общественного мнения, которое носит менее устойчивый, более лабильный характер); - она пронизывает всю культуру общества и культуру его социальных групп; - она определяет тональность всей культуры, обуславливая избирательный подход как к вновь созданным произведениям духа, так и к ценностям, созданным в прошлой истории народа или ценностям другой, " чужой" культуры. Что же такое ценности и какова их роль в жизнедеятельности личности? В науке существует два основных подхода к изучению предметов и явлений окружающего мира: онтологический - направленный на познание сущности предмета, и аксиологический - выражающий отношение человека к предмету. Выражение отношения к предмету осуществляется при помощи ценностей. ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. Столь же многочисленны приводимые в отечественной философской и социологической литературе типологии ценностей, осуществляемые по различным основаниям: 1) по предметному содержанию: духовные и материальные, экономические, социальные, политические, этические и т.д; 2) по роли в жизнедеятельности индивида: терминальные (ценности - цели) и инструментальные (ценности - средства); 3) по функциональной направленности: интегрирующие и дифференцирующие; 4) в зависимости от актуализировавшихся потребностей индивида: витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные. Основная функция ценностей - регулятивная функция, а именно регулирование поведения индивида в определенных социальных условиях. Ценности выступают критериями оценки как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Именно поэтому Б.Л.Борухов называет ценности " зеркалами культуры". Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей личности как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности личности выступают как своего рода " локаторы" нравственного сознания личности, установленные в строго определенном ракурсе и позволяющие ей улавливать предпочтительные (и заглушать непредпочтительные) ценности. Поэтому можно сказать, что функция ценностей - создание упорядоченной, стабильной, осмысленной, имеющей для человека значение картины мира. Ценности как высший уровень регуляции социального поведения личности действуют во всех сложных случаях, в них выражена «собственно социальная, человеческая сторона мотивации», «в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии», этот компонент структуры личности «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы». Другой важной функцией ценностей является прогностическая функция, а именно создание образа, эскиза будущего, к которому стремится личность. Ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели. Для социологии культуры огромное значение имеет проблема выявления, измерения и интерпретации системы ценностей изучаемой группы, этноса и т.д. Целью таких исследований является выявление стратегии поведения больших масс людей, получение достоверных данных для прогнозирования будущего поведения этих масс. Культурные нормы Нормы - правила поведения и деятельности людей. Главная функция норм - регулятивная, то есть регулирование поведения человека в конкретных социальных обстоятельствах. Профессор МГУ Ф.И. Минюшев выделяет следующую типологию норм: · нормы-запреты (табу). Любая культура содержит в себе определенное количество запретов типа «не убий». Однако исторический процесс возрастания степени свободы ведет к сокращению количества табуированных действий и поступков;
· нормы-рамки, определяющие внешние границы допустимого поведения. По мере сокращения табуированных действий в регуляции общественной жизни повышается удельный вес норм-рамок. При этом внешние границы допустимого действия в обществе все более раздвигаются и тем самым формируется поле выбора субъектом своей линии поведения, жизнедеятельности, выраженной в определенной ценностно-нормативной координате;
· нормы-идеалы, в основе которых лежат представления людей о совершенном в любых областях жизнедеятельности, а также представления о совершенном человеке. Эти представления, естественно, весьма изменчивы во времени, конкретно-историчны, но они существовали во все времена и будут существовать. Одним из таких представлений является идеал целостного человека как продолжение в Новое время античных представлений о гармоническом человеке. Существует также и другие типологии норм: - по сферам жизнедеятельности: профессионально-трудовые, регулирующие взаимоотношения людей на производстве; нормы, регулирующие политическую жизнь, нормы духовной жизни, нормы повседневной жизни (быта и отдыха); - по сферам общественного сознания: этические, эстетические, религиозные - по степени распространенности: общечеловеческие, национальные, групповые, классовые и т.д. Нормы различаются друг от друга обязательностью выполнения, степенью свободы их выбора в неопределенных ситуациях. В одних случаях они носят жесткий, однозначный характер, а их нарушение сопровождается негативными санкциями (например, выполнение правовых норм, технических норм на производстве). В других- допускается вариативность норм (например, нормы морали). Нормы носят исторически-конкретный характер, могут изменяться, разрушаться, заменяться новыми, более соответствующими современной ситуации. Разрушение норм (аномия), как было доказано французским социологом Э. Дюркгеймом, приводит к распространению различных деструктивных процессов в общественной жизни: самоубийствам, преступности, аморализму и т.д. Иерархии ценностей общества (группы, человека) обычно соответствует и иерархия норм. Нормы поддерживаются с помощью санкций положительного и негативного характера. Природа норм такова, что они нуждаются в ценностно-логической легитимности. Следовательно, нормы вытекают из ценностей, которых придерживаются люди данной культуры, являются их продолжением на практике. Например, такая значимая ценность, как " жизнь" определяет нормы человеческого поведения: " Не убий", " Не навреди больному" и т.д. Человек, поступающий вопреки своим принципам и убеждениям, испытывает огромную напряженность, чувство вины, одновременно подвергаясь санкциям окружающих, вплоть до остракизма. Поэтому одним из признаков счастливой жизни человека (группы) является жизнь «в согласии с самим собой», духовная уравновешенность. Культурная картина мира Культурная картина мира - это условный термин, объединяющий систему культурных миропредставлений исследуемого общества, наиболее общее, целостное понятие о мире и месте человека в нем. Картина мира складывается на уровне отдельного народа, сообщества, культуры. Картина мира формируется, исходя из рациональной, мифологической, политической либо другой системы представлений о мировой целостности. Картина мира - это логико – словесный конструкт, который выстраивается в процессе осознания человеком, сообществом, народом окружающей действительности. В методологической литературе бытует понятие «физическая картина мира», можно говорить о «математической» или «мифологической», или иных картинах мира. В структурно - семиотической школе для реконструкции культурной целостности используется прикладное понятие – модель мира (ММ). Оба понятия (картина мира, модель мира), условны и относительны как абстрактный исследовательский или познавательный прием. Так, для архаических и традиционных обществ характерна мифологическая картина мира. Наскальнальная графика палеолитического периода повествует о самой древней картине мира. Она показывает трехмерное членение мира на верхний, средний и нижний (подземный). Верхний мир наполнен знаками птиц и светил; в среднем расположены люди и животные; в нижнем: земноводные и рыбы. Такое разделение мирового пространства показывают нам древнерусские вышивки, изображения трех ярусов мирового пространства, или «дерева мира», на прялках, росписи на дереве, использовавшиеся в российском обиходе вплоть до середины двадцатого века. Картина мира в средневековье оформляет мировое пространство вокруг Божества, подчиняет его Богу, обосновывает «тварность» и самого мира, и человека. Совершенно по - иному выстраивает картину мира человек Нового времени. Для него светила, земля и человек на ней – это своеобразные механизмы, подчиненные физическим законам, познаваемым и разумным (соответственно, классическая, рациональная, неклассическая, пост - неклассическая картины мира). В исторических реконструкциях культурных эпох, наряду с понятием картина мира или модель мира, применяются понятия программа жизни, или сценарий жизни. Программа и сценарий жизни, как правило, вписаны в соответствующую картину мира или модель мира. Программа жизни, соответствующая мифологической картине мира средневековой Руси – это традиционные действия, соответствующие рождению – отрочеству – зрелости – старости. Каждому этапу этого биологического в своей основе ряда соответствует свой сценарий, нарушать который нельзя. Последовательность программы жизни на основе соответствующей традиции, вписана в мировую целостность (картину или модель мира). Современные общества европейского типа предполагают определенную самостоятельность в формировании программы жизни, её сценариев, вписывании их в соответствующую картину мира. Так, европейская культура предполагает длительной период социализации (отрочества), возможно отсутствие старости (затянутая зрелость, юность, детство). Общества классического модерна допускают оформление собственной картины мира, внутри которой пребывает субъект культуры (индивид или группа). Современный европейский город предполагает наличие множества культурных сообществ, каждое из которых оформляет свои программы и сценарии, взаимодействующие внутри городского пространства в процессе межкультурной коммуникации. Картина мира сословий, групп, сообществ прошедших эпох, не оставивших пространственных культурных текстов, может быть реконструирована с большой долей условности на основании археологических данных (картина мира кочевых народов). Менталитет культуры. Менталитет (от латинского mentalis – умственный, духовный, психический) – это духовный облик, способ мышления, совокупность психологических и поведенческих установок, определяющих своеобразие и самобытность мировосприятия, образа жизни людей данной культуры. Менталитет формируется на психическом уровне в глубинах подсознания под воздействием природной среды обитания, традиций, социального опыта и соединяет развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Он отражает «глубинный уровень массового сознания, коллективные представления людей, их образ мира, ценности и установки. определяющие действия, мысли и чувства людей» Словом, фиксирует не только осознаваемые людьми типы собственного мышления и чувствования, но и процессы, протекающие бессознательно, существующие на уровне социальной психологии. Таким образом, ментальность – это то общее целостное мироощущение, которое рождается из единства природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, общественного и индивидуального и раскрывает представление о жизненном мире людей данной культуры, присущий им способ восприятия действительности. А.Я. Флиер определяет ментальность как «душевный склад, духовный облик, типичный для людей данной культуры, психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов». Как самостоятельный феномен ментальность следует отличать от общественных настроений, ценностных ориентаций, идеологии. Общественные настроения переменчивы, зыбки. Ментальность выражает нечто более устойчивое, привычки, пристрастия, коллективные эмоциональные шаблоны. Черты, характеризующие ментальность, отличаются большой стабильностью и неизменяются столетиями, что позволяет определять этническое или национальное своеобразие культуры. Ментальность включает в себя ценностные ориентации, но не исчерпывается ими. Ценности осознаваемы, они выражают жизненные установки, самостоятельный выбор святынь. Ментальность же характеризует собой глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, восходит к бессознательному. Носители ментальности далеко не всегда могут выразить её словесно, наглядно, поэтому она чаще всего обнаруживается исследовательским путем сопоставления с другой ментальностью. Также различаются между собой ментальность и идеология. Идеология более аналитична, она формируется сознанием. Ментальность, как и идеология, мотивирует образ действий, но далеко не всегда предлагает отчетливые схемы поведения, опираясь в большей степени не на сознание, а на стихийные, полуосознанные схемы поведения. Исследователи по различным критериям выделяют различные типы ментальностей. В зависимости от исторической эпохи, в которой живет и действует человек, различают такие формы исторического менталитета, как первобытную ментальность (это понятие особенно активно использовалось при анализе архаических структур, мифологического сознания первобытности, а потом приобрело расширительный смысл при рассмотрении различных типов общностей), античную ментальность, средневековую ментальность, ментальность Нового и Новейшего времени. Выделяют также этнонациональную ментальность – глубинные структуры, определяющие этническое или национальное своеобразие народа и являющиеся очень устойчивым и стабильным образованием. На формирование этнонационального менталитета значительное влияние оказывают природные (ландшафт, климат) факторы, тип хозяйственной жизни, тип государственности, взаимоотношения с другими народами, а также архетипы (глубинные, устойчивые и неосознанные культурные установки «коллективного бессознательного»), выражающие основополагающие свойства этноса и в значительной степени определяющие особенности мировоззрения, характера, обычаев, традиций. Этот тип ментальности помогает проводить различие между европейской и американской, западной и африканскими культурами. Несомненно, что менталитет среди понятий, формирующих жизнь в обществе, составляет культурный аспект не менее важный, чем другие (экономический, политический и т.д.). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы