Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Польская композиторская школа в контексте всемирного музыкального искусства ХХ в.
Польская композиторская школа в контексте всемирного музыкального искусства ХХ в. ХХ век В 1901 организована Варшавская филармония, которая стала центром распространения классической и современной симфонической п. м. (оркестр филармонии - первый постоянный польский проф. коллектив). В нач. 20 в. традиции романтизма и неоромантизма в нац. духе развивали прославившийся как пианист И. Я. Падеревский (фп. произв., песни, опера " Манру" ), Р. Статковский (6 струн. квартетов), Я. Галль (многочисл. популярные хоры и песни), Ф. Шопский, П. Машиньский, М. Солтыс (оратории), В. Малишевский, Ф. Нововейский (церк. произв.), З. Стойовский и др. В это время выдвинулись исполнители-виртуозы, среди них (помимо Падеревского) - пианистка Н. Янота, скрипач С. Барцевич, певцы - семья Решке, А. Бандровский-Сас и др. Интенсивнее и разнообразнее становится музыкальная жизнь. Развивается наука о музыке: создаются кафедры музыковедения при Краковском (1911) и Львовском (1912) университетах; активизируется деятельность частных муз. издательств, растёт число муз. журналов, усиливается интерес к старинной п. м. На рубеже 19-20 вв. в Варшаве возникает творч. группа " Молодая Польша", сыгравшая важную роль в утверждении нац. п. м. и способствовавшая изданию и исполнению новых соч. польских композиторов и приобщению польских музыкантов к новейшим течениям мирового муз. искусства. Для пропаганды новой п. м. большое значение имели деятельность варшавского постоянного филармонического оркестра (1901-14), возглавляемого ведущими дирижёрами и композиторами, а также Издательства польской музыки. Кроме общих идейных устремлений, композиторов " Молодой Польши" в первые годы её деятельности объединяли характерные стилистические черты: неоромантические тенденции в области гармонии и инструментовки, а также программность. Однако вскоре творческие пути членов группы разошлись. Высокого уровня достигло исполнительское иск-во в кон. 19 в. Во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. выдвигаются: дирижёры Э. Млынарский, Г. Фительберг, В. Бердяев; пианисты Т. Лешетицкий А. Михаловский, И. Гофман, Р. Кочальский, И. Падеревский, Ю. Турчиньский и др.; скрипачи Б. Губерман, П. Коханьский, И. Лотто и др.; певцы А. Дидур, И. Дыгас, певицы М. Сембрих-Коханьская, Я. Королевич-Вайдова, X. Рушковская-Збоиньская, Ю. Туровская- Лескевичова, С. Шимановская-Корвин. После обретения Польшей независимости (1918) в стране возродилась музыкальная жизнь: работали 3 консерватории (во Львове, Катовице и Познани), были организованы симф. оркестры, 3 оперных театра, которые, однако, испытывали экономич. трудности. Выдвинулись крупные исполнители: пианисты - X. Штомпка, С. Шпинальский, З. Джевецкий; скрипачки - И. Дубиская и Э. Уминьская; певицы - Е. Бандровска-Турска, Я. Кепура и др. В Польше гастролировали выдающиеся дирижёры, скрипачи, с 1927 проходят международные конкурсы пианистов им. Шопена (Варшава), с 1935 - скрипачей им. Г. Венявского (Познань). В 1930 организован Союз польских композиторов; в 1922 открылась 3-я кафедра музыковедения - в Познанском ун-те. Среди ведущих музыковедов 1920-30-х гг. - А. Хыбиньский, З. Яхимецкий, С. Лобачевская, X. Фейхт. В 1920-30-е гг. важное значение имела деятельность К. Шимановского, начавшего свой творч. путь в 1900-х гг. Он оказывал огромное влияние на композиторов младшего поколения: совершенствуясь в Париже, Берлине и Вене, эти композиторы испытали влияния Стравинского, франц. неоклассицизма и новой венской школы. Против композиторов, группировавшихся вокруг Шимановского (С. Вехович, К. Сикорский, Б. Войтович, Т. Шелиговский, Я. Маклякевич, Б. Шабельский, А. Малявский и др.), выступали консервативно настроенные представители старшего поколения музыкантов (П. Рытель, Э. Моравский, Э. Млынарский, X. Мельцер-Щавиньский, Ф. Нововейский, С. Невядомский и др.). Борьба этих направлений определяла муз.-обществ. атмосферу 1930-х гг. Среди композиторов, творческая деятельность к-рых развернулась накануне 2-й мировой войны 1939-45, - П. Перковский, М. Кондрацкий, Р. Палестер, М. Списак, Т. Кассерн, А. Малявский, а также жившие за пределами Польши - А. Шаловский, А. Тансман, К. Ратхауз, Е. Фительберг, Л. Роговский и др. Начали выходить муз. журналы: научные " Muzyka Polska" (1934-39), " Rocznik Muzykologiczny" (1935-36); популярные " Spiewak" (до 1938), " Muzyka w szkole" (до 1939) и мн. др. В 1939 в Варшаве впервые проходил фестиваль совр. музыки (с 1954 под назв. " Варшавская осень" ). 2-я мировая война и 6-летняя фаш. оккупация (1939-1945) почти полностью парализовали муз. жизнь страны. Муз. уч. заведения были закрыты (неск. муз. школ работало нелегально), сожжены и частично вывезены в Германию муз. б-ки и архивы, разрушены или закрыты конц. залы, концерты давались " только для немцев" (однако в частных домах поляков устраивались нелегальные концерты). Большая часть нот и рукописей произв. современных композиторов погибла во время Варшавского восстания (1944), композиторы и исполнители, оказавшиеся в разных частях страны, лишённые инструментов, прекратили свою деятельность. После 1945, с утверждением социалистического строя в Польской Народной Республике началось восстановление муз. жизни и муз. культуры. Муз. учреждения, став государственными, получили прочную финансовую базу, их количество вскоре превысило довоенное, возникло много новых муз. учреждений и коллективов в разных городах ПНР. Возобновили работу консерватории и др. муз.-уч. заведения, театры и оркестры Варшавы, Кракова и др. городов. В ПНР функционируют 19 симф. оркестров, в т.ч. 7 филармонических, 8 оперных т-ров, 16 т-ров оперетты, 7 гос. высших школ музыки, ок. 120 средних и начальных муз. школ. Широкий размах получила муз. самодеятельность. Процессу демократизации иск-ва способствуют также муз. радио- и телепередачи. С кон. 1940-х гг. интенсивно развивается конц. жизнь. Были созданы многочисл. вок. ансамбли старинной музыки: в Познани (хор под рук. Стулигроша), в Кракове (капелла " Краковенсе" ), во Вроцлаве, Варшаве, Быдгощи и в др. городах. Активно концертируют также инстр. ансамбли старинной музыки, в т.ч. под рук. К. Тойча, Виляновский квартет, Лазенковский квартет, Варшавский квинтет, камерный оркестр под рук. Ю. Максимюка и др. Организуются смотры творчества совр. польских композиторов, демонстрирующих своё иск-во (мн. соч. в духе новейших течений мировой музыки) на фестивалях " Познанская весна", " Варшавская осень", " Wratislavia cantans" (" Поющий Вроцлав" ). Среди видных музыкантов: дирижёры - В. Ровицкий, X. Чиж, Ю. Кренц, Й. Катлевич, К. Корд, С. Вислоцкий, а также В. Михновский, Ю. Максимюк, Я. Каспожак и др.; пианисты - Г. Черны-Стефаньска, В. Кендра, В. Хессе-Буковская, Р. Сменджанка, Й. Экер, П. Палечный, X. Циммерман и др.; скрипачи - Э. Уминьская, Г. Бацевич, Т. Вроньский, Э. Статкевич, В. Вилкомирская, К. Данчевская, А. Кулька и др.; певцы - С. Войтович, В. Охман, Г. Лукомская и др. В 1945 возобновил деятельность Союз польских композиторов. В сер. 40-50-х гг. возник новый для п. м. жанр - героически-монументальная симфония (З. Турский, A.. Малявский, Б. Войтович, В. Лютославский, Б. Шабельский, К. Сероцкий, А. Пануфник и др.). Общий подъём культуры социалистич. Польши отразился и на характере муз. иск-ва: мн. композиторы обратились к использованию польского муз. фольклора и созданию массовых хор. и сольных песен (Т. Сигетиньский, А. Градштейн, К. Сероцкий и др.). Конц. программы были рассчитаны на широкую аудиторию. Черты нац. стиля особенно ярко проявились в таких орк. произв., как " Маленькая сюита", " Силезский триптих" Лютославского, " Польская симфония" (1950) З. Мыцельского, 2-я симфония (с солистами и хором) К. Сероцкого, " Сельская симфония" (" Sinfonia rustica" ) А. Пануфника, 3-я симфония X. M. Турецкого и др.; кантатах " Кантата во славу труда" Б. Войтовича, " Два города - Варшава - Москва" Я. Кренца, " Вроцлавская кантата" К. Вилкомирского, " Крестьянский путь" В. Рудзиньского. В сер. 50-х гг. в творчестве композиторов ПНР проявились новые разнородные тенденции. Ряд композиторов отошёл от фольклорных традиций. Нек-рые из них обратились к неоклассицизму, другие - использовали технику додекафонии, а также разл. приёмы новейшей зап.-европ. музыки. Среди них К. Пендерецкий, К. Сероцкий, Т. Бёрд, В. Котоньский, А. Добровольский, В. Шалонек. Произв. этих композиторов получали премии на междунар. конкурсах и фестивалях, исполняются во мн. странах. Наибольшую известность завоевали Лютославский и Пендерецкий. В 60-70-е гг. наряду с композиторами старшего поколения активно работает ряд молодых, проявивших творч. индивидуальность в поисках новых средств выражения. Среди первых - X. М. Турецкий, З. Рудзиньский, Б. Матущак, К. Назар-Могуманьска, Р. Твардовский, К. Мейер (ученик Д. Д. Шостаковича), М. Стаховский, З. Буярский, Б. Шеффер Ю. Луцюк, А. Кошевский, А. Блох, Я. Астряп. В числе молодых композиторов, с успехом выступивших на фестивалях " Варшавская осень" в 70-е гг., - З. Краузе, Т. Сикорский, Я. Фотек, И. Бруздович, М. Пташиньская, Г. Пстроконьская, Э. Кнапик, А. Кшановский. В творчестве мн. композиторов в сер. 70-х гг. наметились отход от чисто сонористич. техники и обращение к стилю с подчёркнуто мелодич. элементами (З. Буярский, Блох, Матущак и др.), а также использование элементов нац. нар. музыки (3-я симфония - " Жалобные напевы" Турецкого, " Кшесаны" Киляра и др.). Более умеренные представители совр. течений в п. м. - Пацёркевич, Домбровский, Киселевский, Кошевский. Вслед за Бацевич с 60-х гг. выдвинулись мн. композиторы-женщины - И. Бруздович, К. Назар-Мошуманьская, Пстроконьская, М. Пташиньская. Несмотря на ряд различий в направлении творч. исканий общими для совр. польск. композиторской школы являются тяготение к монументальным формам, острая экспрессивность. Ряд польск. композиторов, постоянно живущих за пределами Польши, поддерживал и поддерживает культурные связи с родиной, среди них - М. Списак (ум. 1965), А. Шаловский (ум. 1973), М. Кондрацкий, А. Тансман, Ш. Лякс, Ф. Р. Лабуньский, Р. Мачеевский, Р. Палестер, А. Пануфник, С. Скровачевский. Их творчество по своему стилю и выразительным средствам принадлежит П. м. Науч. исследованиями в разл. областях истории и теории музыки занимаются музыковеды на кафедрах Варшавского (З. Лисса, Ю. Хоминьский, А. Чекановская, М. Пеж, А. Ходковский) и Краковского (З. М. Швейковский, Э. Дзембовская) ун-тов. С 1976 вновь работает кафедра музыковедения в Познанском ун-те (Я. Стеншевский, В. Каминьский, К. Михаловский). Среди младшего поколения польских музыковедов выделяются Л. Белявский и Й. Стеншевский (музыковеды-этнографы), К. и Й. Моравские (исследователи старинной музыки), И. Понятовская, З. Хельман и Й. Вершиловский (последний занимается изучением психологии муз. творчества). Организована секция музыковедов при Союзе польских композиторов. Польские музыканты входят в Междунар. об-во музыковедения и в Междунар. муз. совет при ЮНЕСКО. Музыканты-исполнители объединены в Об-во польских артистов-музыкантов (" SPAM" ). Активно работает Польское муз. изд-во в Кракове (с 1945, с филиалом в Варшаве), выпускает науч. и популярные книги по музыке, ноты, в т.ч. партитуры соч. совр. польских композиторов; среди изданий - собрания соч. Шопена, Шимановского и Монюшки. Междунар. известность завоевали ансамбли польской нар. песни " Мазовше" и " Шлёнск", состоящие из хор. и балетных групп. Одновременно с высоким развитием проф. п. м. повышается художеств. уровень муз. самодеятельности (самодеят. коллективы финансируются профсоюзами). Создаются многочисл. хоры и любительские эстр., дух. оркестры и ансамбли; существует рабочая филармония. Организуются фестивали нар. хоров, популярных песен и др. Среди самодеят. коллективов наиболее известен лодзинский ансамбль танца и песни " Харнама". В 1960-х гг. возрос интерес к старинной п. м.; в Быдгоще с 1966 (1 раз в 3 года) проводятся фестивали и конгрессы, посв. старинной музыке стран Вост. Европы, её культивируют проф. коллективы - помимо созданных ранее (хор под рук. Стулигроша и " Познанские соловьи", рук. Е. Курчевский), " Варшавские трубачи и флейтисты" (рук. К. Пивковский), " Быдгощские мадригалисты", краковская капелла старинной музыки, Вроцлавский хор под рук. Кайдаша и др. коллективы. Организуются ежегодные фестивали - совр. музыки " Варшавская осень" в Варшаве, ораториальной музыки " Wraclavia cantans" во Вроцлаве, польских пианистов в Слупске, эстрадной песни в Сопоте (с 1977 фестиваль интервидения и грамзаписи) и мн. др. В ПНР проводятся крупнейшие междунар. конкурсы: в Варшаве - им. Шопена (пианисты; 1 раз в 5 лет, с 1927; прерваны в связи со 2-й мировой войной и возобновлены в 1949), им. Г. Венявского (скрипачи; с 1935; возобновлены в 1952, в Познани, 1 раз в 5 лет; с 1957 в рамках этого конкурса проводятся конкурсы композиторов и скр. мастеров); советской песни в г. Зелёна-Гура.
Неофольклоризм Неофольклоризм (греч. новый и фольклор, англ. new folkloristics) — термин, иногда употребляющийся по отношению к европейской музыке 1-й трети XX века, в которой фольклор цитировался и развивался с помощью технико-стилевых приёмов современной музыки. Неофольклоризм развивался параллельно с неоклассицизмом и был противоположностью так называемому ортодоксальному фольклоризму, заложенному членами Могучей кучки. Статьи и выступления Мануэля де Фальи и Бартока легли в основу его «программы». Первые представители неофольклоризма — Бела Барток и Игорь Стравинский. Особенности Для музыки неофольклоризма характерна концентрация тех или иных особенностей фольклора, например нерегулярный метр («Байка» Стравинского), «сгущение» ладоинтонационных особенностей фольклора народов, музыкальное мышление которых отличается от классической европейской традиции (например «15 венгерских танцев», «2 румынские танцы », арабский фольклор в 3-й части фортепианной сюиты ор. 14 Бартока). Ряду произведений свойственны активность, энергичность ритмики («Allegro bаrbаrо» Бартока, 1911; «Весна священная» Стравинского, 1913), преобразование свойственных фольклору принципов формообразования. В музыкальных произведениях этого направления, помимо воспроизведения внешней красочности народной жизни («Провансальская сюита» Мийо), получают обобщенное воплощение национальный характер («7 испанских песен» де Фалья), речь, мышление («Свадебка» Стравинского, «Енуфа» Яначека) и этика («Венгерский псалом» Кодая). Влияние В дальнейшем в советской музыке 60-80-x годов неофольклоризм развивался в творчестве таких композиторов, как Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Родион Щедрин, Леденёв, Гаврилов, Слонимский и другие. Для обозначения их деятельности в музыкальной критике принято название «новая фольклорная волна».
Не нашла Польская композиторская школа в контексте всемирного музыкального искусства ХХ в. ХХ век В 1901 организована Варшавская филармония, которая стала центром распространения классической и современной симфонической п. м. (оркестр филармонии - первый постоянный польский проф. коллектив). В нач. 20 в. традиции романтизма и неоромантизма в нац. духе развивали прославившийся как пианист И. Я. Падеревский (фп. произв., песни, опера " Манру" ), Р. Статковский (6 струн. квартетов), Я. Галль (многочисл. популярные хоры и песни), Ф. Шопский, П. Машиньский, М. Солтыс (оратории), В. Малишевский, Ф. Нововейский (церк. произв.), З. Стойовский и др. В это время выдвинулись исполнители-виртуозы, среди них (помимо Падеревского) - пианистка Н. Янота, скрипач С. Барцевич, певцы - семья Решке, А. Бандровский-Сас и др. Интенсивнее и разнообразнее становится музыкальная жизнь. Развивается наука о музыке: создаются кафедры музыковедения при Краковском (1911) и Львовском (1912) университетах; активизируется деятельность частных муз. издательств, растёт число муз. журналов, усиливается интерес к старинной п. м. На рубеже 19-20 вв. в Варшаве возникает творч. группа " Молодая Польша", сыгравшая важную роль в утверждении нац. п. м. и способствовавшая изданию и исполнению новых соч. польских композиторов и приобщению польских музыкантов к новейшим течениям мирового муз. искусства. Для пропаганды новой п. м. большое значение имели деятельность варшавского постоянного филармонического оркестра (1901-14), возглавляемого ведущими дирижёрами и композиторами, а также Издательства польской музыки. Кроме общих идейных устремлений, композиторов " Молодой Польши" в первые годы её деятельности объединяли характерные стилистические черты: неоромантические тенденции в области гармонии и инструментовки, а также программность. Однако вскоре творческие пути членов группы разошлись. Высокого уровня достигло исполнительское иск-во в кон. 19 в. Во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. выдвигаются: дирижёры Э. Млынарский, Г. Фительберг, В. Бердяев; пианисты Т. Лешетицкий А. Михаловский, И. Гофман, Р. Кочальский, И. Падеревский, Ю. Турчиньский и др.; скрипачи Б. Губерман, П. Коханьский, И. Лотто и др.; певцы А. Дидур, И. Дыгас, певицы М. Сембрих-Коханьская, Я. Королевич-Вайдова, X. Рушковская-Збоиньская, Ю. Туровская- Лескевичова, С. Шимановская-Корвин. После обретения Польшей независимости (1918) в стране возродилась музыкальная жизнь: работали 3 консерватории (во Львове, Катовице и Познани), были организованы симф. оркестры, 3 оперных театра, которые, однако, испытывали экономич. трудности. Выдвинулись крупные исполнители: пианисты - X. Штомпка, С. Шпинальский, З. Джевецкий; скрипачки - И. Дубиская и Э. Уминьская; певицы - Е. Бандровска-Турска, Я. Кепура и др. В Польше гастролировали выдающиеся дирижёры, скрипачи, с 1927 проходят международные конкурсы пианистов им. Шопена (Варшава), с 1935 - скрипачей им. Г. Венявского (Познань). В 1930 организован Союз польских композиторов; в 1922 открылась 3-я кафедра музыковедения - в Познанском ун-те. Среди ведущих музыковедов 1920-30-х гг. - А. Хыбиньский, З. Яхимецкий, С. Лобачевская, X. Фейхт. В 1920-30-е гг. важное значение имела деятельность К. Шимановского, начавшего свой творч. путь в 1900-х гг. Он оказывал огромное влияние на композиторов младшего поколения: совершенствуясь в Париже, Берлине и Вене, эти композиторы испытали влияния Стравинского, франц. неоклассицизма и новой венской школы. Против композиторов, группировавшихся вокруг Шимановского (С. Вехович, К. Сикорский, Б. Войтович, Т. Шелиговский, Я. Маклякевич, Б. Шабельский, А. Малявский и др.), выступали консервативно настроенные представители старшего поколения музыкантов (П. Рытель, Э. Моравский, Э. Млынарский, X. Мельцер-Щавиньский, Ф. Нововейский, С. Невядомский и др.). Борьба этих направлений определяла муз.-обществ. атмосферу 1930-х гг. Среди композиторов, творческая деятельность к-рых развернулась накануне 2-й мировой войны 1939-45, - П. Перковский, М. Кондрацкий, Р. Палестер, М. Списак, Т. Кассерн, А. Малявский, а также жившие за пределами Польши - А. Шаловский, А. Тансман, К. Ратхауз, Е. Фительберг, Л. Роговский и др. Начали выходить муз. журналы: научные " Muzyka Polska" (1934-39), " Rocznik Muzykologiczny" (1935-36); популярные " Spiewak" (до 1938), " Muzyka w szkole" (до 1939) и мн. др. В 1939 в Варшаве впервые проходил фестиваль совр. музыки (с 1954 под назв. " Варшавская осень" ). 2-я мировая война и 6-летняя фаш. оккупация (1939-1945) почти полностью парализовали муз. жизнь страны. Муз. уч. заведения были закрыты (неск. муз. школ работало нелегально), сожжены и частично вывезены в Германию муз. б-ки и архивы, разрушены или закрыты конц. залы, концерты давались " только для немцев" (однако в частных домах поляков устраивались нелегальные концерты). Большая часть нот и рукописей произв. современных композиторов погибла во время Варшавского восстания (1944), композиторы и исполнители, оказавшиеся в разных частях страны, лишённые инструментов, прекратили свою деятельность. После 1945, с утверждением социалистического строя в Польской Народной Республике началось восстановление муз. жизни и муз. культуры. Муз. учреждения, став государственными, получили прочную финансовую базу, их количество вскоре превысило довоенное, возникло много новых муз. учреждений и коллективов в разных городах ПНР. Возобновили работу консерватории и др. муз.-уч. заведения, театры и оркестры Варшавы, Кракова и др. городов. В ПНР функционируют 19 симф. оркестров, в т.ч. 7 филармонических, 8 оперных т-ров, 16 т-ров оперетты, 7 гос. высших школ музыки, ок. 120 средних и начальных муз. школ. Широкий размах получила муз. самодеятельность. Процессу демократизации иск-ва способствуют также муз. радио- и телепередачи. С кон. 1940-х гг. интенсивно развивается конц. жизнь. Были созданы многочисл. вок. ансамбли старинной музыки: в Познани (хор под рук. Стулигроша), в Кракове (капелла " Краковенсе" ), во Вроцлаве, Варшаве, Быдгощи и в др. городах. Активно концертируют также инстр. ансамбли старинной музыки, в т.ч. под рук. К. Тойча, Виляновский квартет, Лазенковский квартет, Варшавский квинтет, камерный оркестр под рук. Ю. Максимюка и др. Организуются смотры творчества совр. польских композиторов, демонстрирующих своё иск-во (мн. соч. в духе новейших течений мировой музыки) на фестивалях " Познанская весна", " Варшавская осень", " Wratislavia cantans" (" Поющий Вроцлав" ). Среди видных музыкантов: дирижёры - В. Ровицкий, X. Чиж, Ю. Кренц, Й. Катлевич, К. Корд, С. Вислоцкий, а также В. Михновский, Ю. Максимюк, Я. Каспожак и др.; пианисты - Г. Черны-Стефаньска, В. Кендра, В. Хессе-Буковская, Р. Сменджанка, Й. Экер, П. Палечный, X. Циммерман и др.; скрипачи - Э. Уминьская, Г. Бацевич, Т. Вроньский, Э. Статкевич, В. Вилкомирская, К. Данчевская, А. Кулька и др.; певцы - С. Войтович, В. Охман, Г. Лукомская и др. В 1945 возобновил деятельность Союз польских композиторов. В сер. 40-50-х гг. возник новый для п. м. жанр - героически-монументальная симфония (З. Турский, A.. Малявский, Б. Войтович, В. Лютославский, Б. Шабельский, К. Сероцкий, А. Пануфник и др.). Общий подъём культуры социалистич. Польши отразился и на характере муз. иск-ва: мн. композиторы обратились к использованию польского муз. фольклора и созданию массовых хор. и сольных песен (Т. Сигетиньский, А. Градштейн, К. Сероцкий и др.). Конц. программы были рассчитаны на широкую аудиторию. Черты нац. стиля особенно ярко проявились в таких орк. произв., как " Маленькая сюита", " Силезский триптих" Лютославского, " Польская симфония" (1950) З. Мыцельского, 2-я симфония (с солистами и хором) К. Сероцкого, " Сельская симфония" (" Sinfonia rustica" ) А. Пануфника, 3-я симфония X. M. Турецкого и др.; кантатах " Кантата во славу труда" Б. Войтовича, " Два города - Варшава - Москва" Я. Кренца, " Вроцлавская кантата" К. Вилкомирского, " Крестьянский путь" В. Рудзиньского. В сер. 50-х гг. в творчестве композиторов ПНР проявились новые разнородные тенденции. Ряд композиторов отошёл от фольклорных традиций. Нек-рые из них обратились к неоклассицизму, другие - использовали технику додекафонии, а также разл. приёмы новейшей зап.-европ. музыки. Среди них К. Пендерецкий, К. Сероцкий, Т. Бёрд, В. Котоньский, А. Добровольский, В. Шалонек. Произв. этих композиторов получали премии на междунар. конкурсах и фестивалях, исполняются во мн. странах. Наибольшую известность завоевали Лютославский и Пендерецкий. В 60-70-е гг. наряду с композиторами старшего поколения активно работает ряд молодых, проявивших творч. индивидуальность в поисках новых средств выражения. Среди первых - X. М. Турецкий, З. Рудзиньский, Б. Матущак, К. Назар-Могуманьска, Р. Твардовский, К. Мейер (ученик Д. Д. Шостаковича), М. Стаховский, З. Буярский, Б. Шеффер Ю. Луцюк, А. Кошевский, А. Блох, Я. Астряп. В числе молодых композиторов, с успехом выступивших на фестивалях " Варшавская осень" в 70-е гг., - З. Краузе, Т. Сикорский, Я. Фотек, И. Бруздович, М. Пташиньская, Г. Пстроконьская, Э. Кнапик, А. Кшановский. В творчестве мн. композиторов в сер. 70-х гг. наметились отход от чисто сонористич. техники и обращение к стилю с подчёркнуто мелодич. элементами (З. Буярский, Блох, Матущак и др.), а также использование элементов нац. нар. музыки (3-я симфония - " Жалобные напевы" Турецкого, " Кшесаны" Киляра и др.). Более умеренные представители совр. течений в п. м. - Пацёркевич, Домбровский, Киселевский, Кошевский. Вслед за Бацевич с 60-х гг. выдвинулись мн. композиторы-женщины - И. Бруздович, К. Назар-Мошуманьская, Пстроконьская, М. Пташиньская. Несмотря на ряд различий в направлении творч. исканий общими для совр. польск. композиторской школы являются тяготение к монументальным формам, острая экспрессивность. Ряд польск. композиторов, постоянно живущих за пределами Польши, поддерживал и поддерживает культурные связи с родиной, среди них - М. Списак (ум. 1965), А. Шаловский (ум. 1973), М. Кондрацкий, А. Тансман, Ш. Лякс, Ф. Р. Лабуньский, Р. Мачеевский, Р. Палестер, А. Пануфник, С. Скровачевский. Их творчество по своему стилю и выразительным средствам принадлежит П. м. Науч. исследованиями в разл. областях истории и теории музыки занимаются музыковеды на кафедрах Варшавского (З. Лисса, Ю. Хоминьский, А. Чекановская, М. Пеж, А. Ходковский) и Краковского (З. М. Швейковский, Э. Дзембовская) ун-тов. С 1976 вновь работает кафедра музыковедения в Познанском ун-те (Я. Стеншевский, В. Каминьский, К. Михаловский). Среди младшего поколения польских музыковедов выделяются Л. Белявский и Й. Стеншевский (музыковеды-этнографы), К. и Й. Моравские (исследователи старинной музыки), И. Понятовская, З. Хельман и Й. Вершиловский (последний занимается изучением психологии муз. творчества). Организована секция музыковедов при Союзе польских композиторов. Польские музыканты входят в Междунар. об-во музыковедения и в Междунар. муз. совет при ЮНЕСКО. Музыканты-исполнители объединены в Об-во польских артистов-музыкантов (" SPAM" ). Активно работает Польское муз. изд-во в Кракове (с 1945, с филиалом в Варшаве), выпускает науч. и популярные книги по музыке, ноты, в т.ч. партитуры соч. совр. польских композиторов; среди изданий - собрания соч. Шопена, Шимановского и Монюшки. Междунар. известность завоевали ансамбли польской нар. песни " Мазовше" и " Шлёнск", состоящие из хор. и балетных групп. Одновременно с высоким развитием проф. п. м. повышается художеств. уровень муз. самодеятельности (самодеят. коллективы финансируются профсоюзами). Создаются многочисл. хоры и любительские эстр., дух. оркестры и ансамбли; существует рабочая филармония. Организуются фестивали нар. хоров, популярных песен и др. Среди самодеят. коллективов наиболее известен лодзинский ансамбль танца и песни " Харнама". В 1960-х гг. возрос интерес к старинной п. м.; в Быдгоще с 1966 (1 раз в 3 года) проводятся фестивали и конгрессы, посв. старинной музыке стран Вост. Европы, её культивируют проф. коллективы - помимо созданных ранее (хор под рук. Стулигроша и " Познанские соловьи", рук. Е. Курчевский), " Варшавские трубачи и флейтисты" (рук. К. Пивковский), " Быдгощские мадригалисты", краковская капелла старинной музыки, Вроцлавский хор под рук. Кайдаша и др. коллективы. Организуются ежегодные фестивали - совр. музыки " Варшавская осень" в Варшаве, ораториальной музыки " Wraclavia cantans" во Вроцлаве, польских пианистов в Слупске, эстрадной песни в Сопоте (с 1977 фестиваль интервидения и грамзаписи) и мн. др. В ПНР проводятся крупнейшие междунар. конкурсы: в Варшаве - им. Шопена (пианисты; 1 раз в 5 лет, с 1927; прерваны в связи со 2-й мировой войной и возобновлены в 1949), им. Г. Венявского (скрипачи; с 1935; возобновлены в 1952, в Познани, 1 раз в 5 лет; с 1957 в рамках этого конкурса проводятся конкурсы композиторов и скр. мастеров); советской песни в г. Зелёна-Гура.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1280; Нарушение авторского права страницы