Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности музыкального программирования
Хотя это звучит немного цинично, но музыкальный радио бизнес— это нечто иное, как производство красивой песенной " упаковки" для эфирного рекламного пространства, которое мы собираемся продавать рекламодателям. Чтобы эта " упаковка" была привлекательной и нравилась радиослушателям, т.е. потребителям рекламы, необходимо знать, как " делать радио", знать технологию радио производства и, в первую очередь, технологию музыкального программирования эфира. Начать необходимо с определения своей целевой аудитории, т.е. категории слушателей, на которую мы собираемся работать. Допустим, что мы остановились на публике от 25 до 35 лет, социально и экономически активной части нашего населения. Далее нужно определить формат. Допустим, мы выбрали Hot AC, который характеризуется достаточно большим количеством современных хитов и относительно небольшим числом классических хитов, т.е. песен категорий gold — золотого фонда европейской и американской песенной культуры последних 20-30 лет. Определимся сначала с каталогом gold. Психологами установлено, что музыкальные вкусы человека формируются окружающей его " музыкальной действительностью" в возрасте от 12 до 16-18 лет со средним возрастом 15 лет. Вспомним, что нашей целевой аудитории от 25 до 35 лет, т.е. в среднем 30. Отнимем от 30-15, получим 15. Именно 15 лет назад формировались музыкальные пристрастия нашей целевой аудитории и музыка именно этих времен должна составлять основу нашего золотого каталога: 2014— 15 = 1999 год. Но нормальный (психически не травмированный) человек не может постоянно жить прошлым. Он всегда живет сегодняшним днем, поэтому добавим сюда музыку 20-х годов, отвечающую запросам " взрослых". Ее тоже можно отнести к категории gold, только к другой, особенной. И, наконец, категории, так называемой горячей ротации: совсем новинки, уже известные всеми любимые композиции или " горячие" хиты, потом постепенно " остывающие" хиты и т.д. — т.е. самые современные шлягеры в стиле, удовлетворяющем вкусы вашей целевой аудитории. Определим соотношение русскоязычной и англоязычной музыки: одна к одной, одна к двум, одна к трем или две к трем, короче, соотношение должно быть таким, чтобы, по вашему мнению, оно могло максимально привлечь публику. Я не отрицаю вашего права на выбор чистого англоязычного или русскоязычного формата. В определенных условиях он может принести быстрый и уверенный успех. Все зависит от вашего видения конъюнктуры радиорынка. Далее, в идеале, если есть лишние средства, мы всю фонотеку тестируем на фокус-группах и оставляем лишь то, что прошло тест. Только проверенный и правильно отобранный музыкальный материал — залог успеха. Стрелять надо наверняка. Экспериментов и слепого тыканья быть не должно. В условиях жесточайшей конкуренции на радиорынке мы не имеем права позволять себе такую роскошь. Продавать надо то, что покупается, а не то, что нравится лично вам. Напомню, радио — это бизнес. Ну что же, с фонотекой мы определились, теперь приступим непосредственно к музыкальному программированию. Сегодня для этого большинство московских коммерческих радиостанций используют две компьютерных программы: Selector, Powergold и Djin. В принципе, и первая, вторая и третья имеют похожие подходы и приемы программирования. Просто Selector — программа более утонченная, более богатая вариантами и возможностями для " тонкой настройки" эфира, а Powergold и Djin— простые, но надежные " рабочие лошадки" без особых изысков. В свое время эти программы были смоделированы на основе ручной системы ротации музыкального материала " IndexCard". При этой системе на каждую песню заводилась карточка. Все карточки складывались в разные стопки в зависимости от категорий. Сколько категорий, столько и стопок. Картотека помещалась в эфирную студию, где использовалась ведущим или музыкальным редактором для формирования плей-листа, т.е. списка, следуя которому, песни ставились в эфир. В соответствии с порядком прохождения категорий, указанном в часовой сетке вещания, отбирались те песни, карточки которых находились вверху стопки. После эфира отыгранная карточка уходила вниз своей стопки и становилась последней. И так по кругу. На каждой станции существовали свои правила ротации музыкального материала, в соответствии с которыми те или иные песни не могли звучать в определенном сочетании, например, когда один и тот же исполнитель, попавший в разные категории, мог появиться в эфире, скажем, через песню или вообще встык. Для того, чтобы избежать подобных издержек, ведущему давалось право брать не только первую карточку в стопке, но и вторую, третью и т.д. т.е. определялась " глубина поиска" материала. Стопки, т.е. категории, были различных размеров, поэтому песни в них ротировались с различной частотой, создавая иллюзию разнообразия эфира. Теоретически система " IndexCard" казалась идеальной, но вот ее практическое исполнение оставляло желать лучшего. Люди есть люди, и у каждого — свои слабости. Некоторые ведущие, желая послушать свою любимую песню, залезали дальше разрешенной " глубины поиска", нарушая всю ротацию. Бывали случаи, когда некоторые " рыцари эфира" просто уничтожали карточки нелюбимых песен. В то же время правила ротации усложнялись, к ним стали применять все более и более жесткие требования. Карточная система просто постепенно изжила себя, тогда и были созданы ее основные компьютерные варианты. Но даже сегодня ее главные принципы лежат в основе и Selector, Powergold и Djin. На все песни также заводятся карточки, образующие базу данных. Все песни делятся на категории. В рамках категории компьютер помещает песни в рабочие " стопки", которые ротируются в соответствии с созданной музыкальным редактором часовой сеткой и введенными им же правилами ротации. После этого небольшого экскурса в историю вернемся непосредственно к программированию. Напомним, что волшебные компьютерные программы, имеющиеся на вашем вооружении, всего лишь рабочие инструменты. Прежде, чем начать с ними работать, первоначальный скелет эфира рассчитывается вручную на листе бумаги. И сейчас мы займемся именно этим. Сразу оговорюсь, что предложенный ниже вариант лишь... вариант. Он достаточно схематичен и условен, хоть и близок к реальности. Рассчитываем здесь лишь англоязычный формат Hot AC. Для русскоязычных песен мы можем поступить также, только необходимо выделить их в отдельные категории, чтобы строго дозировать в эфире. В противном случае один наш час может получиться русскоязычным, другой — англоязычным и т.д. Кроме этого мы не будем учитывать специальных программ и рубрик, которые нарушают нормальную математическую ротацию материала, в то же время, предусмотрим выпуски новостей и рекламные окна. Итак, для начала создадим стандартную часовую сетку или по-английски clock и определим категории песен: A — самый горячий хит; B — горячий хит, претендующий на попадание в категории А С — новинка, D — " остывающий хит", пришел сюда из категории А P — хит конца 1999, начала 2000 года, пришел сюда из D.(в соответствии с рис. 2.2, приложение Г) SG — самый лучший хит середины 80-х, начала 90 — х годов, костяк нашего " золотого фонда", G — чуть менее известный хит или хит, выходящий за определенные нами временные рамки (например, Битлз). Распределим " горячие хиты" и песни категории gold приблизительно пополам. Кстати, пропорции старой и новой музыки мы задаем сами, в зависимости от того, какой оттенок эфиру мы хотим придать: более свежий или более " голдовый". Вот такая стандартная часовая сетка у нас получилась. Как вы, наверное, заметили, песни одной и той же категории или родственных категорий (А, B, C) раздвинуты у нас внутри часа. Таким образом, мы избегаем блоков однотипной музыки и равномерно распределяем " горячие" хиты. Кроме этого мы имеем 3-х минутные новости и 3 рекламных блока по 2, 5, 2 и 2, 5 мин. Итого: 10 минут политической (или иной другой) и рекламной информации. Осталось 50 минут музыки. Сюда укладывается около 13 песен, длительностью звучания в среднем по 3, 5 минуты каждая, плюс к этому джинглы, ролики саморекламы и т.д., не указанные в сетке, но подразумевающиеся. Видоизменяя, уменьшая или добавляя различные рубрики, выпуски новостей, песни специальных категорий, например, баллады, мы создаем новые, нужные нам clocks и, компонуя их в зависимости от стоящих перед нами задач, делаем недельную сетку вещания. Теперь определим количество песен в категориях. Допустим, вы хотите, чтобы песни категории А ротировались с частотой 4 повторения в сутки. У нас есть по одной позиции. А каждый час и 24 часа в сутки. Проводим нехитрое арифметическое вычисление: 24 позиции. А в сутки разделить на 4 раза получаем 6 песен. Остальные категории горячей ротации рассчитываются похожим образом. А теперь посчитаем количество песен в " золотом фонде", например, в категории SG. Допустим, мы считаем необходимым, чтобы они ротировались с частотой 3 дня 6 часов. В каждом часе у нас 4 позиции для этой категории. Умножаем на 24 часа и получаем 96 позиций. Умножаем это количество позиций на 3 дня и 6 часов, т.е. на 3, 25 суток (частота ротации песни), и получаем 312 песен. Принимая во внимание, что для решения ряда художественных задач (помните об указанной выше частоте звучания исполнителя в абзаце про " IndexCard" и т.д.? ) добавим еще 10%. Итого — около 340 песен. Произведя в этом же духе дальнейшие расчеты, мы получим в нашем случае общую активную фонотеку в размере около 500 песен. И все! На этом математика закончилась. Далее, на основе нашего опыта и нашего видения, или, скорее, " слушания" эфира, определим основные художественные правила для каждой категории: частота звучания отдельно взятого исполнителя, общее настроение музыкального блока между рекламами (микс из 3-х — 4-х песен), темп, текстура (плотность музыкальной ткани песни), допустимая стилистика различных следующих одна за другой песен (допустим, чтобы рядом не стояли две песни в стиле " рэп" ) и т.д. Таких правил не очень много, но они достаточно важны. Кроме того в математической части есть правила не допущения звучания, скажем, два раза подряд одной и той же песни категорий gold в одном и том же временном блоке, например с 6 до 9 утра, и т.д. Еще раз: частоту ротаций песен, их стилистику, художественные правила позиционирования песен в эфире определяет человек (музыкальный редактор, директор программ, генеральный директор и иногда даже владелец радиостанции) на основе результатов музыкальных исследований, своего видения конечного продукта и чувства рыночной конъюнктуры. А все приведенные выше расчеты и цифры отражают лишь общий принцип, основу музыкального программирования. И вот теперь, наконец, все данные вводятся в компьютер. На их основе он генерирует проект плей-листа, который потом музыкальный редактор доводит до нужной кондиции вручную, внеся предварительно в рекламные окна переданное ему коммерческим отделом расписание выхода рекламных роликов. Редактируя плей-лист, он не должен переделывать его, руководствуясь своим вкусом и видением, а скорее осуществить только тонкую настройку, чтобы удовлетворить временные и где-то, возможно, художественные правила, принятые на станции. Все. Плей-лист распечатывается и отдается ведущему музыкальных программ. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы